Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 23:44, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке и плане мероприятий по снижению себестоимости на предприятии. В соответствии с этой целью в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и значение планирования снижения себестоимости продукции для развития предприятия;
- провести анализ себестоимости продукции на исследуемом предприятии;
Введение 6
1 Сущность и значение планирования снижения себестоимости продукции для развития предприятия 8
1.1 Планирование себестоимости продукции и ее снижения как инструмент управления предприятием 8
1.2 Показатели, резервы и пути снижения себестоимости продукции и их планировани4е 16
2 Анализ себестоимости продукции на ЗАО «Строймир» 27
2.1 Характеристика производственно-экономической деятельности ЗАО «Строймир» 27
2.2 Анализ уровня, структуры и динамики себестоимости продукции ЗАО «Строймир» 42
2.3 Практика планирования снижения себестоимости продукции на предприятии 54
3 Разработка и обоснование плана снижения себестоимости продукции ЗАО «Строймир» 64
3.1 Выявление резервов и обоснование путей снижения себестоимости продукции 64
3.2 Совершенствование управления затратами и планирования снижения себестоимости продукции ЗАО «Строймир» 71
Заключение
Как видно из таблицы 2.3. балансовая прибыль возросла 172,3 % или 329 млн. рубля, что говорит об успешности внедренных программ по повышению прибыли по предприятию и высоком спросе на продукцию. Наибольшую долю в балансовой прибыли заняла прибыль от реализации непосредственно продукции ЗАО «Строймир» (76,7 %), по сравнению с прошлым годом этот показатель возрос на 80,5 %, хотя по в общей структуре он уменьшился, и связано с повышением повышение доходов от прочих операционных статей на 221,7 % и повышение прибыли от внереализационных статей на 161,9 %, В то время когда выручка изменилась увеличилась на 27,6% а себестоимость выросла на 25,9 %. Это характеризует, что даже при увеличившихся темпах роста выручки и себестоимости продукции, прибыль в темпе роста обгоняет эти показатели, а значит, предприятие может увеличившуюся прибыль использовать и вкладывать в освоение новых технологий, замене старого оборудования, в стимулировании труда своих работников. Основная часть прибыли предприятие получает от реализации продукции. В процессе анализа прибыли, хотелось бы заострить внимание на динамике прибыли от реализации продукции и определить факторы изменяющие ее сумму.
Таблица 2.3 – Анализ состава, динамики балансовой прибыли за 2008 год (млн.руб.)
Состав балансовой прибыли |
2007 год |
2008 год |
Темпы роста, % |
Отклонение по структуре |
|||
сумма, млн.р. |
Уд.вес в балансовой прибыли, % |
сумма, млн.р. |
Уд.вес в балансовой прибыли, % |
||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Балансовая прибыль |
191 |
100 |
520 |
100 |
272,3 |
329 |
|
Прибыль от реализации товаров |
221 |
115,7 |
399 |
76,7 |
180,5 |
-39,0 |
|
Прибыль от операционных доходов |
12 |
6,3 |
53 |
10,2 |
441,7 |
3,9 |
|
Прибыль от внереализационных доходов и расходов |
-42 |
-22,0 |
68 |
13,1 |
-161,9 |
35,1 |
|
Выручка от реализации товаров |
8340 |
- |
10641 |
- |
127,6 |
- |
|
Себестоимость продукции |
6589 |
- |
8298 |
- |
125,9 |
- |
Поскольку продукция ЗАО «Строймир» неоднородна, на предприятии принято отражать объем выпущенной продукции в метрах квадратных. Расчеты и темп роста этих показателей отражен в таблице 2.4.
На данном предприятии темп роста по реализации составляет:
%РП =
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 22,2% и составит 270,062 млн.руб. (221 * 122,2%).
Таблица 2.4 – Анализ прибыли от реализации продукции за 2007-2008 годы, (млн.руб)
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Отклонение |
Темп роста,% |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объем произведенной продукции, тыс. м2. |
25,92 |
31,68 |
5,76 |
122,2 |
Средняя отпускная цена 1 м2 изделия |
264506,2 |
274621,2 |
10115,0393 |
103,8 |
Средняя себестоимость 1 м2 изделия |
254205,2 |
261932,8 |
7727,5722 |
103,0 |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) |
6856 |
8700 |
1844 |
126,9 |
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) |
6589 |
8298 |
1709 |
125,9 |
Прибыль от реализации продукции (П) |
221 |
399 |
178 |
180,5 |
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции 2008 года, но при себестоимости и ценах 2007 года. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат: сумма (VPП(2008)* Ц(2007) )- сумма (VPП(2008)* С(2007) ). Прибыль при таких условиях составит 326,335 млн. руб. (8379556416 - 8053220736)
Подсчитаем также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах 2008 года. Для этого от суммы выручки 2008 года следует вычесть условную сумму затрат: сумма (VPП(2008)* Ц(2008) )- сумма (VPП(2008)* С(2007) ). Сумма прибыли в данном случае составит 646,779 млн.руб. (8700000000 - 8053220736)
Изменение суммы прибыли за счет:
Объема реализации продукции
изм.П = 270,062 - 221,000 = 49,062 млн. руб.
структуры товарной продукции
изм.П = 326,335 - 270,062 = 56 млн. руб.
средних цен реализации
изм.П = 646,779 - 326,335 = 320 млн.руб.
себестоимости реализованной продукции
изм.П = 399 – 646,779 = - 247 млн. руб.
общее влияние факторов: 49 + 56 + 320 – 247 = 178 млн. руб.
Результаты расчетов показывают, что прибыль увеличилась в основном за счет увеличения среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 247 млн.рублей.
Чистая прибыль ЗАО «Строймир» распределяется исходя уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала, на благотворительность.
Основные показатели развития ЗАО «Строймир» за 2008 год представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Основные показатели развития ЗАО «Строймир» за 2008г.
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
В том числе по кварталам (с нарастающим итогом) | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Объем производства продукции |
млн.р. |
6860 |
8776 |
10574 |
2270 |
5040 |
7937 |
10574 |
2. Индекс объема производства продукции 2.1. Индекс объема в сопост.ценах |
%
% |
1,21
1,11 |
1,28
1,11 |
1,2
1,18 |
1,2
1,18 |
1,2
1,18 |
1,2
1,18 |
1,2
1,18 |
3. Запасы готовой продукции за 2008 г. к среднемесячному объему произв.прод. |
% |
34 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
4. Удельный вес новой продукции в объеме производства |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 | |
5. Доля сертифицированной продукц |
% |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
6. Выручка от реализации продукци |
млн.р. |
6856 |
8776 |
10574 |
2270 |
5040 |
7937 |
10574 |
6.1. в том числе, выручка оплаченная денежными средствами |
% |
95,7 |
96,9 |
97 |
97 |
97 |
97 |
97 |
6.2. неденежными средствами |
% |
4,3 |
3,1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
7. Индекс выручки от реализации продукции |
% |
1,18 |
1,28 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
8. Объем экспорта |
тыс.долл. |
- |
- |
400 |
100 |
200 |
300 |
400 |
9. Удельный вес экспорта в |
% |
- |
- |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10. Объем импорта |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11. Себестоимость реализованной пр |
млн.р. |
6456 |
8192 |
9970 |
2172 |
4765 |
7553 |
9970 |
11.1. в том числе материальные затраты |
млн.р. |
4017 |
5297 |
6348 |
1383 |
3013 |
4811 |
6348 |
11.2. расходы на оплату труда |
млн.р. |
1315 |
1608 |
2007 |
421 |
963 |
1524 |
2007 |
11.3. отчисления на социальные нужды |
млн.р. |
496 |
599 |
829 |
174 |
398 |
630 |
829 |
11.4. амортизация основных средств и нематериальных активов |
млн.р. |
161 |
299 |
350 |
87 |
174 |
261 |
350 |
11.5. прочие затраты |
млн.р. |
467 |
389 |
346 |
107 |
217 |
327 |
346 |
Продолжение таблицы 2.5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
12. Индекс себестоимости реализова |
% |
1,19 |
1,26 |
1,21 |
1,21 |
1,21 |
1,21 |
1,21 |
13. Индекс доли материальных затрат в затратах на производство продукции по основному виду деятельности |
% |
0,62 |
0,64 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
14. Индекс себестоимости реализова |
% |
0,942 |
0,93 |
0,943 |
0,957 |
0,945 |
0,952 |
0,943 |
15. Снижение материалоемкости производимой продукции по осн.виду деяст. |
% |
-1,8 |
+2,4 |
-1,0 |
-1,0 |
-1,0 |
-1,0 |
-1,0 |
16. Прибыль от реализации продукци |
млн.р. |
221 |
524 |
604 |
98 |
275 |
384 |
604 |
17. Уровень рентабельности продаж |
% |
1,6 |
5,1 |
3,7 |
2,6 |
3,5 |
3,0 |
3,7 |
18. Уровень рентабельности реализованной продукции |
% |
6,0 |
6,3 |
6,0 |
5,5 |
5,8 |
5,1 |
6,0 |
19. Сальдо операционных доходов и расходов |
млн.р. |
12 |
61 |
- |
- |
- |
- |
- |
20. Сальдо внереализованных расход |
млн.р. |
-42 |
108 |
- |
- |
- |
- |
- |
21. Прибыль до налогообложения |
млн.р. |
191 |
693 |
604 |
98 |
275 |
384 |
604 |
22. Чистая прибыль |
млн.р. |
109 |
453 |
393 |
58 |
176 |
242 |
393 |
23. Использование прибыли по напра |
млн.р. |
5 |
23 |
20 |
- |
- |
- |
20 |
24. Остаток нераспределенной прибыли |
млн.р. |
43 |
181 |
157 |
- |
- |
- |
153 |
24.1. Фонд потребления |
млн.р. |
49 |
204 |
177 |
- |
- |
- |
177 |
24.2. Прочее |
млн.р. |
12 |
45 |
39 |
- |
- |
- |
39 |
25. Сумма просроченной кредиторско |
млн.р. |
70 |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
26. Удельный вес просроченной кред |
% |
7,6 |
1,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
27. Сумма просроченной дебиторской задолженности |
млн.р. |
81 |
32 |
- |
- |
- |
- |
- |
28. Удельный вес просроченной деби |
% |
12,4 |
8,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
29. Средства организации |
млн.р. |
4764 |
5573 |
6367 |
5596 |
5873 |
6458 |
6367 |
29.1. в том числе оборотные активы |
млн.р. |
1524 |
1594 |
1510 |
1380 |
1420 |
1460 |
1510 |
29.2. внеоборотные активы |
млн.р. |
3243 |
3979 |
4857 |
4216 |
4453 |
4690 |
4857 |
30. Численность работников |
чел. |
184 |
191 |
195 |
190 |
195 |
197 |
195 |
31. Среднемесячная выработка на 1 раб. |
тыс.р. |
680 |
808 |
985 |
849 |
943 |
987 |
985 |
32. Индекс производительности труда |
1,09 |
118 |
1,18 |
1,18 |
1,18 |
1,18 |
1,18 | |
33. Коэффициент обеспеченности |
% |
0,04 |
-0,1 |
-0,7 |
-0,6 |
-0,6 |
-0,6 |
-0,6 |
34. Коэффициент текущей ликвидност |
% |
1,6 |
2,0 |
2,0 |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
2,0 |
Продолжение таблицы 2.5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
35. Коэффициент обеспеченности фин |
% |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
36. Инвестиции в основной капитал |
млн.р. |
270 |
900 |
1188 |
295 |
590 |
885 |
1188 |
36.1. в том числе в создание основных средств участвующих в предпринимательской деят-ти |
млн.р. |
270 |
900 |
1188 |
295 |
590 |
885 |
1188 |
37. Источники инвестиций в основно |
млн.р |
|||||||
37.1. собственные средства |
млн.р. |
270 |
392 |
350 |
87 |
174 |
261 |
350 |
37.2. заемные средства |
||||||||
37.3. бюджетирование |
млн.р. |
- |
508 |
838 |
208 |
416 |
624 |
838 |
Анализ структуры актива баланса показывает, что наибольший удельный вес в составе средств предприятия составляют внеоборотные активы (73,6%). В течение года произошло изменение структуры активов баланса в пользу увеличения внеоборотных средств, т.к. предприятие осуществляло значительные инвестиционные вложения.
Информация о работе Планирование снижения себестоимости продукции ЗАО «Строймир»