Потребительское кредитование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования такого вида банковских услуг, как потребительское кредитование, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования, дать сравнительную характеристику потребительского кредитования по различным признакам на примере некоторых российских банков.
Для реализации данной цели ставятся такие задачи, как:
Рассмотрение общих вопросов, а именно: возникновение потребительского кредитования, его природу, виды и специфику. Кроме того, здесь же освещены вопросы истории развития потребительского кредитования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....11
Теоретические аспекты потребительского кредитования………………..
Природа, сущность потребительского кредитования…………………….
Специфика потребительского кредитования……………………………..
Развитие потребительского кредитования………………………………..
Факторы, определяющие состояние потребительского кредитования....
2 Развитие потребительского кредитования в России……………………….
2.1 Динамика рынка потребительского кредитования в России……………
2.2 Практика потребительского кредитования на рынке Оренбургской области
2.3 Роль потребительского кредитования в России…………………………….
3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России……
3.1 Задачи в области потребительского кредитования………………………
3.2 Посткризисная модель потребительского кредитования в России……..
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая потреб кредит.doc

— 750.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Роль потребительского кредитования в России

 

В 2010 году банки стремились оживить спрос на кредиты как за счет снижения процентных ставок и комиссий, так и за счет смягчения условий кредитования. Однако, о восстановлении показателей объема выдачи на докризисный уровень говорить не приходиться, население, напуганное в период кризиса ужесточением требований по кредитам, по-прежнему пессимистично относится к идее получения ссуды в банке. 
Для восстановления этого сегмента банки должны убрать ряд заградительных барьеров при кредитовании и снизить стоимость кредитов

Трехлетний интервал между опросами КПДХ и РиДМиЖ неизбежно дает  изменения в составе и численности обследуемых домашних хозяйств, но совокупность ретроспективных вопросов анкеты позволяет провести корректировку, сопоставляя ответы респондентов в 2010 г. и в 2007 г. Описанная процедура была применена к истории участия в кредитовании, и показала, что российские домашние хозяйства не всегда помнят о том, что когда-то брали кредиты: около 7% опрошенных в 2010 г. сказали, что члены их семей никогда не брали кредитов, в то время как в 2007 г. эти же респонденты либо были плательщиками по кредитам, либо брали кредиты ранее, и уже расплатились по ним.

Данная корректировка  носит не только технический характер, но и наглядно демонстрирует, что опросы населения не всегда дают точную информацию по ретроспективным вопросам.

Перейдем к анализу  динамики и факторов кредитного поведения  населения и  спроса на кредитные ресурсы, а также к оценке будущего спроса на банковские кредиты на разные цели и с различным сроком кредитования, сложившегося в ходе восстановления экономики по состоянию на 2007 и 2010г.

          По данным опросов населения, проведенных в 2007 и 2010 гг. наблюдается существенный кумулятивный рост включенности российских домашних хозяйств в потребительское кредитование. В 2010 г. 57,6% домашних хозяйств уже имеют опыт участия в кредитовании, тогда как три года назад таких было только 36,1% (сравнение проводится по сопоставимым по возрастно-половой структуре взвешенным выборкам) – рост охвата кредитованием составил 1,5 раза. Вместе с тем, сравнение количества плательщиков по кредитам свидетельствует о чуть более умеренном росте: доля плательщиков по жилищным кредитам увеличилась с 4,3% до 5,8%, а число домашних хозяйств - плательщиков по другим потребительским кредитам выросло с 14,2% в 2007 г. до 18,2% в 2010 г. Следовательно, по количеству текущих заемщиков 2010 г. выглядит гораздо лучше, чем 2007 г. – здесь мы находим подтверждение того, что экономический кризис нивелировал только часть роста сектора кредитования, произошедшего за 2007-2008 гг. В среднем на одно домашнее хозяйство, которое когда- либо участвовало в потребительском кредитовании, приходится 1,6 видов кредитов, а если ограничить рассмотрение только теми, кто является плательщиком на момент опроса, то в таких домохозяйствах в среднем 1,24 непогашенных кредита (в 2007 г. было 1,3 и 1,17, соответственно) – таким образом, опыт кредитования расширился главным образом за счет уже выплаченных кредитов.

 

Рисунок 10 - Доли домашних хозяйств, имеющих активный и пассивный  опыт участия в потребительском кредитовании, 2007-2010 гг.

Источник: Автономная некоммерческая организация «Независимый институт социальной политики» (АНО «НИСП»)

 

          Виды кредитов по целям с разделением на текущие и уже выплаченные кредиты показывают, что за рассматриваемый период 2007-2010 гг. число текущих кредитов на покупку бытовой техники, видеотехники, а также на покупку мебели почти не изменилось.[35] Число тех, кто купил в кредит автомобиль или жилье выросло более заметно в терминах текущего участия в кредитовании.

 

Рисунок 11 - Цели кредитов в 2007-2010 гг.

Источник: Автономная некоммерческая организация «Независимый институт социальной политики» (АНО «НИСП»)

 

В 2007 г. текущее участие  в кредитовании было в большей степени характерно верхним 40% семей по показателю душевых доходов. С ростом доходной обеспеченности увеличивалась доля домашних хозяйств, которые имели активный или пассивный опыт заимствования. По состоянию на август 2010 г. картина в корне изменилась: только серединная третья квинтильная группа выделяется низкой включенностью, а и верхние, и нижние квинтили активно платят по кредитам. Доля домашних хозяйств, не имеющих опыта кредитования, теперь почти не различается в доходных группах. С одной стороны это эффект повышенной доходной мобильности, обусловленной экономическим кризисом, а с другой стороны – результат бурного развития потребительского кредитования в докризисный период.[35]

Социально-демографическая  типология в меньшей степени  подверглась влиянию флуктуаций на рынке труда в период кризиса и по участию групп семей в кредитовании дает более устойчивую динамику за три года. Лидерами по активности участия по-прежнему являются молодые семьи, то есть семьи, в которых все взрослые моложе 30 лет. (Приложение Р) Вместе с тем, среди молодых семей с детьми в 2010 г. стало меньше текущих заемщиков, чем в молодых семьях без детей, которые лидируют по показателю доли семей, платящих по кредитам. Молодые семьи с детьми в 2010 г. приобрели ранг наиболее «опытных» заемщиков, которые участвовали в кредитовании ранее, но за все кредиты расплатились. Здесь возможно проявилось влияние панельного дизайна нашего опроса: молодые семьи без детей за три года могли выплатить кредит, родить ребенка и пополнить ряды «опытных» заемщиков категории теперь уже семей с детьми. Также мы наблюдаем рост числа заемщиков среди всех семей с детьми.

Следует отметить, что  опыт кредитования играет роль и в  формировании финансовой стратегии домашнего хозяйства. Поэтому следует отметить, что 21,5% тех, кого мы считаем чистыми сберегателями в 2007 г. на самом деле имеют опыт заимствования, но кредиты уже выплатили. В 2010 г. уже 40,5% сберегателей имели в прошлом опыт кредитования. Среди тех домашних хозяйств, финансовая стратегия которых по текущему положению вещей не определима, бывших заемщиков - 21% в 2007 г. и 46,5% в августе 2010 г.

Как мы уже отмечали, в 2010 г. 4,3% опрошенных заявили, что определенно намерены в ближайшие три года взять кредит, и еще 20,5% высказались, что, пожалуй, будут обращаться за кредитом. Следует отметить, что в 2007 г. твердо уверенных в своих намерениях было 6,2%, а прочих намеревающихся – 16,8%, соответственно. Налицо спад интереса населения к потребительскому кредитованию. Это согласуется с макроданными, которые показывают и снижение объемов задолженности, и ужесточение правил выдачи кредитов, и повышение ставок. Вместе с тем, очень большая группа респондентов категорично не намерена брать кредитов: в 2007 г. 53,6%, а в 2010 г. – 47,6%.[38,39]

Снижение интереса к  потребительскому кредитованию дифференцировано в зависимости от наличия обязательств по выплатам текущего кредита или кредитной истории с уже выплаченными кредитами.          Доля тех, кто готов взять кредит среди домашних хозяйств, ранее не участвовавших в кредитовании показывает потенциал расширения круга участников системы кредитования. В 2007 г. потенциал роста составлял 10,5% семей, а в 2010 г. сократился до 8%. Но это не характерно для динамики доли четко решивших брать кредит.

Рисунок 12 -  Связь опыта  кредитования с намерениями взять кредит в ближайшие 3 года, 2007 год

Источник: Автономная некоммерческая организация «Независимый институт социальной политики» (АНО «НИСП»)

 

Рисунок 13 - Связь опыта  кредитования с намерениями взять  кредит в ближайшие 3 года, 2010 год

Источник: Автономная некоммерческая организация «Независимый институт социальной политики» (АНО «НИСП»)

 

        Также в 2010 г. мы наблюдаем снижение доли определенно не намеренных брать кредиты среди плательщиков по жилищным кредитам. Здесь сыграло свою роль появление в результате кризиса возможности перекредитования в других банках на более выгодных условиях. Среди тех, кто уже выплатил кредит на покупку или ремонт жилья, в 2010 г. существенно снизилась доля намеревающихся брать кредит в ближайшем будущем, хотя в 2007 г. данная группа заемщиков была наиболее активно настроена на повторное участие.[35]

        Вовлеченность в социальные сети является фактором, положительно влияющим на намерения респондентов включаться в потребительское кредитование.

       В рамках структурного сопоставления взвешенных выборок, которое было проведено выше, в 2007 г. мы идентифицировали 63,9% домашних хозяйств, не имеющих опыта участия в заимствовании, из которых 2,8% были «определенно намерены», и еще 7,8% - «пожалуй, намерены» брать кредиты (всего 6,7% от опрошенных).. В 2010 г. сократилось и число тех, у кого еще нет опыта (до 42,4% выборки), и снизились сами намерения этих домашних хозяйств включаться в кредитование: 0,9% из них «определенно намерены» и 7% «пожалуй намерены» взять кредит (всего 3,4% от опрошенных). Таким образом, если намерения будут реализовываться в такой же мере, как это произошло за 2007-2010 гг., то потенциал расширения охвата российских домашних хозяйств потребительским кредитованием составляет на данный момент всего 1,5%.[31]

        В  следующей третьей главе  целесообразно было бы рассмотреть  именно какие проблемы сталкиваются  с потребительским кредитованием  у населения и какую модель  кредитования физических лиц  можно представить после кризиса.

 

 

 

 

3 Роль дальнейшего развития потребительского кредитования в России

 

3.1 Задачи в  области потребительского кредитования

 

         Рассмотрев предыдущие пункты, определенно выделялись проблемы, которые можно озвучить в этой главе.

          Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих проблем, без решения которых невозможно добиться его поступательного развития.

Бурный процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как  старых, так и вновь образовавшихся.

Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных  историй за длительный период. В  России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй  ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, что упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.

Впрочем, даже наличие  кредитных историй не отменяет некоторой  нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных  с этим проблем реализации обеспечения  по «плохим» кредитам.[38]

Значительная часть  средств граждан остается в «серой»  зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для получения  кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском  кредитовании.

Рынок бурно растет, в ближайшее время ожидается дальнейшее расширение участия иностранцев, банки-новички стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а первопроходцы упрочить свою позицию. В такой лихорадочной обстановке недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.[28]

Именно проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая  проблема для банков России). Большое  количество средних и мелких банков рады были бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.

В связи с этим необходимость  совершенствования потребительского кредитования в банках обусловлена как внутренними проблемами, так и общими проблемами функционирования рынка потребительского кредитования в России, отражающими отрицательное влияние внешних по отношению к банку факторов:

- во-первых, относительный  дефицит у банковской системы ресурсов для развития программ потребительского кредитования, связанной как с возможностями прироста вкладов населения, так и с нерациональной структурой привлеченных пассивов. При этом практика показывает, что недостаток ресурсов характерен для банков, активно занимающихся потребительским кредитованием;

- во-вторых, высокие затраты,  связанные с организацией и  проведением кредитных операций  в значительной степени обусловлены  отсутствием достаточной автоматизации  процессов оформления и сопровождения потребительских кредитов. Кроме того, некоторые банки применяют достаточно трудоёмкие методики управления кредитным риском, так как неоправданно усложняют процесс принятия решения о кредитной сделке;

- в-третьих, рост просроченной  задолженности по потребительским кредитам в российских банках, что свидетельствует о недостаточной эффективности применяемых методов оценки и управления кредитным риском и определяет общую негативную тенденцию снижения мотивации населения в отношении добросовестного исполнения кредитных обязательств;

- в-четвертых, высокая  цена потребительских кредитов, в том числе в результате  практики сокрытия российскими  банками реальных (эффективных) процентных  ставок.[16]

Указанные выше внешние  факторы должны рассматриваться как конкретные условия внешней рыночной среды, в соответствии с которыми банки должны выстраивать свою политику потребительского кредитования.

Второй фактор – отсутствие достаточной автоматизации процессов  оформления и сопровождения потребительских  кредитов – должен рассматриваться банками в качестве значимого фактора, влияющего на качество предоставляемой кредитной услуги на стадии обслуживания долга заемщиком.

Информация о работе Потребительское кредитование в России