Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой на данную тему – изучение социальной политики государства, ее роли и места в современной рыночной экономике, раскрытие ее основных методов, а также изучение проблем проводимой в Республике Беларусь социальной политики, выделение направлений ее совершенствования, рассмотрение теоретических, методологических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.

Содержание

Введение 5
1 Содержание и функции социальной политики 7
2 Методологические основы социальной политики 9
2.1 Показатели результативности социальной политики 9
2.2 Доходы населения. Механизм индексации доходов 12
2.3 Социальное регулирование рынка рабочей силы 15
3 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь 18
Заключение 28
Список использованных источников: 30

Вложенные файлы: 1 файл

исправленный.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Оплата труда  должна как можно более полно учитывать, кто и как работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.

Стремление к обеспечению  равенства доходов приводит к  понижению эффективности производства, в свою очередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, ибо порождает стремление к улучшению индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения повышенных доходов.

К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривую Лоренца, характеризующие степень удаления от состояния равенства в распределении доходов. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1 или от 0 до 100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Степень неравенства в распределении доходов в западной экономической литературе измеряется по методологии Парето—Лоренца—Джини.

Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивают 20% населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон Парето называют законом 80/20.

Распределение доходов в обществе можно проиллюстрировать  на кривой Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д.

Рисунок 1- Кривая Лоренца

Заштрихованная область  между линией абсолютного равенства  и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем  больше эта область, тем больше степень неравенства доходов [3, с.288].

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини). Рассчитать коэффициент можно как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и кривой равенства, к площади треугольника, образованного кривыми равенства и неравенства. Иначе говоря, следует найти площадь первой фигуры и поделить её на площадь второй. В случае полного равенства коэффициент будет равен 0; в случае полного неравенства он будет равен 1.

Важную часть доходов представляет существующая в каждой стране система компенсационных выплат. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране и ее ударную силу необходимо смягчать, вводя защитные механизмы для малообеспеченных категорий населения, которые, как правило, лишены возможности трудовой деятельностью обеспечивать себя и тем самым целиком за счет собственных усилий повышать или хотя бы удерживать на одном уровне свое материальное благосостояние Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов, однако не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С определенной долей допущения можно утверждать, сбалансированность рынка будет достигаться на величину того "зазора", который образуется между ростом цен и индексацией доходов. Индексация доходов возможна со стороны, как государства, так и предприятия, которое для этого отдаёт часть прибыли. Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы, выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться [7].

2.3 Социальное регулирование рынка рабочей силы

Регулирование рынка рабочей силы является одной  из составляющих социальной политики государства, его стабильность влияет на социально-политическую напряженность в стране. Состояние рынка труда – отражения общего состояния экономике в стране. Поэтому рассмотрение данного вопроса весьма актуально.

В современной экономической  литературе не уделено должного внимания такому аспекту социальной политики как регулирование рынка рабочей силы. В большинстве учебных пособий, этот вопрос упоминается вскользь. Анализ некоторых из них, позволяет нам выделить следующие направления социального регулирования рынка рабочей силы.

Поскольку регулирование не может осуществляться стихийно, само по себе без какого-либо вмешательства со стороны государства, то, на наш взгляд, вполне логично создание и совершенствование государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль уровня занятости и безработицы.

Бесспорно, развертывание  научно-технического прогресса (далее  по тексту НТП) оказывает положительное  влияние на экономическое развитие государства. Однако, данное явление, как  и любая медаль, имеет оборотную  сторону. Порожденные НТП сдвиги в территориальном размещении промышленности, концентрация производства, появление принципиально новых технологий и индустриальных центров и, как следствие, увольнение в связи с закрытием старых, вынуждают государство принимать меры по переобучению и размещению безработных. Такая реакция государства получила название политики мобильности рабочей силы.

Порой большинство безработных, уволенных в результате сокращения штата либо в связи с ликвидацией  предприятия, долгое время испытывают проблемы с трудоустройством в соответствии со своим уровнем квалификации и желаемым уровнем заработной платы. Некоторые категории населения законодательно не могут быть трудоустроены на постоянной основе, либо не могут находиться на рабочем месте стандартный рабочий день (рабочую смену). Некоторые предприниматели, исходя из экономической ситуации и потребностей производства, считают нецелесообразным соблюдение стандартных форм занятости и рабочего времени. В сложившихся ситуациях выход довольно простой – стимулирование развития гибких форм занятости и рабочего времени.

Квалифицированный, дисциплинированный, легко приспосабли- вающийся к смене техники сотрудник – гарантия высокой производительности предприятия. Высокий профессиональный уровень, - бесспорно, прерогатива опытных работников, однако, никто не может утверждать, что молодой сотрудник не может обладать таким же (а порой и выше) профессиональным уровнем. Все зависит от уровня его профессиональной подготовки, а это, в свою очередь, одно из направлений социального регулирования рынка рабочей силы.

Еще одним направлением социального  регулирования рабочей силы является регулирование предпенсионной занятости. На настоящий момент в мире средний пенсионный возраст составляет 65 лет, что значительно выше пенсионного возраста, установленного в Республике Беларусь. Следует также отметить, что в Беларуси самый низкий среди европейских стран пенсионный возраст – 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Следует отметить, что низкий пенсионный возраст, - одна из причин различия уровней пенсионных выплат в Беларуси и странах Западной Европы.

Целью политики доходов становится увязка различных интересов для  ускорения темпов экономического роста  и накопления. Они во многом зависят от движения заработной платы, цен, прибылей, а также уровня занятости и безработицы. Поэтому важным направлением политики регулирования рабочей силы является регулирование уровня заработной платы.

Немаловажное значение имеет  психологическое отношение работника  к работе. Отсутствие трудовых конфликтов, их предупреждение и улаживание – достаточно весомый фактор повышения производительности труда, стремления работника к самосовершенствованию, повышения своего профессионального уровня и квалификации.

Помимо всего  прочего важное место в регулировании рынка рабочей силы играет стимуляция мотивации труда, как со стороны государства, так и со стороны руководства предприятий. Таким образом, своеобразной пружиной каждого вида социального регулирования является определенный социальный механизм, который, являясь средством разрешения того или иного противоречия, действует основываясь на принципах государственного рынка рабочей силы, и реализуется посредством соответствия методов и форм повышении социальной ориентации рынка ожиданиям, возлагаемым на них работниками.

 

3 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь

Беларусь переживает сегодня процесс трансформации  социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной систры. Наша страна делает попытку создать современную эффективную  систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских странах.

Выступая важнейшим  амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике [1].

За прошедшую «пятилетку» модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь доказала свою действенность и способность обеспечивать устойчивую макроэкономическую динамику даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса, что позволило возлагать надежды на дальнейшее стабильное улучшение макроэкономических показателей социально-экономического развития государства. Тем не менее, ожидание и реальность зачастую не совпадают: « Белорусское экономическое чудо» дало трещину, что, безусловно, самым негативным образом отразилось на социально-экономическом развитии, в целом, и на уровне жизни населения страны, в частности.

На основании  данных, о социально-экономическом  развитии Республики, опубликованных на официальном сайте Национального  статистического комитета Республики Беларусь, проведем анализ эффективности проводимой государством социальной политики. Результативность социальной политики, как правило, оценивается  по таким показателям, как уровень жизни и качество жизни. Начнем с первого показателя. Для оценки уровня жизни используется система индикаторов, таких как объем ВВП, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень доходов населения, уровень бедности, покупательная способность доходов населения и др.

На основании данных, приведенных в Таблице 1 и Таблице 2, проведем анализ минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума. Данные для анализа отобраны за период с 1 ноября 2010 года по 30.04.2012 года. Так, на наш взгляд, можно проследить тенденцию изменения показателей, начиная с докризисного периода и до настоящего времени.

Если отслеживать  изменение размера минимального потребительского бюджета (далее по тексту МПБ), то здесь наблюдается  достаточно равномерная тенденция  увеличения, так с начала анализируемого периода и до настоящего времени размер МПБ возрос на 140% или на 641820 бел. руб., в разрезе отдельных периодов в сравнении с предыдущим кварталом: 01.02.2011 - 30.04.2012 увеличение на 4,6%; 01.05.2011 - 31.07.2011 – увеличение на 9,2%; 01.08.2011-31.10.2011 – увеличение на 28,8%; 01.11.2011-01.02.2012 – увеличение на 31,1%; 01.02.2012-30.04.2012 – увеличение на 24,3%. Однако, следует учесть, что в результате экономического кризиса 2011 года, проведения 2 девальваций белорусский рубль обесценился, и поскольку для белорусской экономики характерно такое явления как «долларизация экономики», то целесообразнее отслеживать тенденцию изменения размера МПБ в долларовом эквиваленте. А тут наблюдается достаточно неравномерная тенденция: как увеличение размера на 4,4 % (6 долларов США) в докризисный период (01.02.2011 в сравнении с 01.11.2010г.), так и значительное снижение (в сравнении с предыдущим кварталом): в период с 01.05.2011 по 31.07.2011 на 34,2 % (54доллара США), в период с 01.08.2011 по 31.10.2011 на 24,2% (25 долларов США).

 

Таблица 1 Размер минимального потребительского бюджета  и бюджета прожиточного минимума в отчет. периоде.

Показатель

01.11.2010-31.01.2010

01.02.2011 - 30.04.2012

01.05.2011 - 31.07.2011

01.08.2011-31.10.2011

01.11.2011-01.02.2012

01.02.2012-30.04.2012

прогноз 01.05.2012-21.07.2012

МПБ, в бел. руб.

459620

480690

524770

675980

886114

1101440

1171590

МПБ, в долларах США1)

$153

$159

$105

$80

$102

$133

$145

Прожиточный минимум, в бел. руб.

283050

296870

343260

442360

574790

706880

743020

Прожит. минимум, в долл. США1)

$94

$98

$69

$52

$66

$85

$92




  1. Курс доллара на «черном рынке»

Примечание: Источник: собственная разработка

Таблица 2. Соотношение  размера минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума.

Показатель

01.02.2011-30.04.2010 в % к предыдущему периоду

01.05.2011 - 31.07.2011 в % к предыдущему периоду

01.08.2011-31.10.2011 в % к предыдущему периоду

01.11.2011-01.02.2012 в % к предыдущему периоду

01.02.2012-30.04.2012 в % к предыдущему периоду

прогноз 01.05.2012-21.07.2012 в % к предыдущему периоду

МПБ, в бел. руб.

4,6%

9,2%

28,8%

31,1%

24,3%

6,4%

МПБ, в долларах США1)

4,4%

-34,2%

-24,2%

28,1%

30,3%

9,0%

Прожиточный минимум, в бел. руб.

4,9%

15,6%

28,9%

29,9%

23,0%

5,1%

Прожит. минимум, в долл.США1)

4,7%

-30,3%

-24,2%

27,0%

28,9%

7,7%


Примечание: Источник: собственная разработка

 

Необходимо отметить, что самый низкий размер МПБ  в долларовом эквиваленте установлен в период с 01.08.2011 по 31.10.2011 – 80 долларов США, что фактически в 2 раза ниже докризисного размера показателя (48%).

Что же касается бюджета прожиточного минимума (далее  по тексту БПМ) то, ситуация здесь идентичная, размер бюджета прожиточного минимума, выраженный в белорусских рублях, планомерно увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. Так за анализируемый период показатель увеличился с 283 050 бел. руб. до 706 880. бел. руб. (150%), однако в долларовом эквиваленте показатель значительно снижается в период с 01.05.2011 по 31.07.2011 (на 29 долларов или на 30,3% с сравнении с докризисным значением), достигает минимальной отметки 52 доллара США с период с 01.08.2011 по 31.10.2011 ( уменьшился на 17 долларов США или на 24,2% в сравнении с предыдущим кварталом и на 46 долларов США или на 47% - почти вдвое  - в сравнении с докризисным размером показателя), а затем равномерно возрастает и достигает уровня 85 долларов США (что лишь на 9 % ниже докризисного уровня). Проследить динамику показателей МПБ и БПМ за анализируемый период в долларах США можно на графике 1.

Информация о работе Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь