Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:21, курсовая работа
Прибыль - важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости и является основной целью деятельности любого предприятия.
Введение……………………………………………….………………………....5
1 Понятие и роль прибыли на предприятии……………………………….....7
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции………………………7
1.2 Виды прибыли, ее формирование………………………………………..8
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль………………………….11
1.4 Распределение прибыли и ее использование…………………………..14
1.5 Методика исследования…………………………………………………15
2 Характеристика внутренней и внешней среды ассоциации предпринимателей Костанайской области……………………………………17
2.1 Правовое обоснование деятельности ассоциации…………………….17
2.2 Внутренняя среда ассоциации……………………………………….…19
2.3 Внешняя среда ассоциации…………………………………….……….24
2.4 Анализ формирования прибыли ассоциации………………………….30
2.5 Показатели экономической эффективности деятельности
предприятия……………………………………………………………….…35
3 Пути повышения прибыльности ассоциации……………………………...45
3.1 Рыночные факторы ……………………………………………………..45
3.2 Производственные факторы……………………………………………51
3.3 Расчет прибыли ассоциации на перспективу……………………….…57
3.4 Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности на перспективу……………………………………………………………….....64
Заключение………………………………………………………………..…68
Список использованной литературы……………………………………....72
Проведем проверку выполненных расчетов, используя балансовый метод. Суммарное влияние факторов на изменение размера прибыли составит
ΔО=123,9+(-151,4)=-27,5%,
Что соответствует абсолютному изменению результата
ΔО= О1- О0=42-69,5=-27,5%, то есть расчеты выполнены правильно.
Для сравнения проанализируем еще два года, но теперь уже примем за базисный 2009 год, а за отчетный 2011 год.
П0=75525-1777963=-1702438тг
где В1 – выручка в 2011 году;
И0 – издержки в 2009 году.
П’=306300-1777963=-1471663тг
Изменение размера прибыли за счет изменения выручки составит:
ΔП= П’- П0=-1471663-(-1702438)=
То есть изменение выручки приведет к увеличению размера прибыли на 230775 тенге.
2) Определим влияние изменения издержек на размер прибыли.
где В1 – выручка в 2011 году;
И1 – издержки в 2011 году.
П1= 306300-729764=-423464тг
ΔП= П1- П’=-423464-(-1471663) =1048199тг
Таким образом, изменение размера прибыли за счет изменения издержек составит 1048199тенге.
Проведем проверку выполненных расчетов, используя балансовый метод. Суммарное влияние факторов на изменение размера прибыли составит
ΔП=230775+1048199=1278974тг,
Что соответствует абсолютному изменению результата
ΔП= П1- П0=-423464-(-1702438)=1278974,
то есть расчеты выполнены правильно.
Определим изменение уровня окупаемости затрат за счет изменения таких показателей как размер денежной выручки и издержки.
О0 – базисное значение (2009год)
О’ – промежуточное значение
О1 – отчетное значение (2011год)
где В0 – выручка в 2008 году;
И0 – издержки в 2008 году.
1) Определяем влияние изменения денежной выручки на уровень окупаемости затрат.
где В1 – выручка в 2011 году;
И0 – издержки в 2008 году.
Изменение уровня окупаемости затрат за счет изменения выручки составит:
ΔО= О’- О0=17,2-4,2=13%
То есть изменение выручки приведет к увеличению уровня окупаемости затрат на 13%.
2) Определим влияние изменения
издержек на уровень
где В1 – выручка в 2011 году;
И1 – издержки в 2011 году.
ΔО= О1- О’=42%-17,2%=24,8%
Таким образом, изменение уровня окупаемости затрат за счет изменения издержек составит 24,8%.
Проведем проверку выполненных расчетов, используя балансовый метод. Суммарное влияние факторов на изменение размера прибыли составит
ΔО=13+24,8=37,8%,
Что соответствует абсолютному изменению результата
ΔО= О1- О0=42%-4,2%=37,8%,
то есть расчеты выполнены правильно.
Учитывая, что помимо выручки, полученной ассоциацией непосредственно от оказания услуг, также имели место внереализационные доходы, рассмотрим показатели экономической эффективности с учетом этих доходов (таблица 8).
Таблица 8
Показатели экономической эффективности деятельности ассоциации (в целом)
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонение показателей 2011г. от | |||
2008г. |
2009г. |
2010г. | ||||||
1. Денежная выручка, тг |
110100 |
75525 |
465740 |
306300 |
196200 |
230775 |
-159440 | |
2. Издержки, тг |
158383 |
1777963 |
765403 |
729764 |
571363 |
-1048217 |
-35657 | |
3. Прибыль (убыток),тг |
-48283 |
-1702438 |
-299663 |
-423464 |
-375181 |
1278974 |
-123801 | |
4. Прочие доходы, тг |
255000 |
1608438 |
490178 |
609855 |
354855 |
-998583 |
119677 | |
5. Общая прибыль (убыток), тг |
206717 |
-81883 |
190515 |
186391 |
-20326 |
268274 |
-4124 |
Продолжение таблицы 8
6. Рентабельность |
56,6 |
- |
19,9 |
20,3 |
-36,3 |
- |
0,4 |
7. Окупаемость затрат, % |
- |
4,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Динамика изменения размеров денежной выручки, издержек и убытков была проанализирована в таблице 7. Проанализируем изменение внереализационных доходов, общей прибыли и рентабельности.
Как уже говорилось выше в статью прочие доходы входит:
- вступительные взносы;
- членские взносы;
- грант на заработную плату;
- вознаграждение по депозитам;
- безвозмездно переданное имущество (Gtz – ПРЭКО).
Итак, с 2008 по 2011 год прочие доходы возросли в 2,4 раз или на 139,2%, при этом они изменялись разнонаправлено: с 2008 по 2009 год прочие доходы увеличились на 530,76%, с 2009 по 2010 год они уменьшились в 3,3раза, то есть на 69,5%, с 2010 по 2011год прочие доходы увеличились, но незначительно – всего в 1,2раза, то есть на 24,4%.
Общая прибыль с 2008 по 2011 год уменьшилась в 1,1 раз и также как и все предыдущие показатели изменялась разнонаправлено: в 2008 году ассоциация получила прибыль в размере 206717тенге, а в 2009 году потерпела убытки в размере 39,6% от прибыли 2008 года – 81883тенге,в 2010 году ассоциация получила прибыль в размере 190515тенге, что в 1,08 раз меньше чем в 2008 году, прибыль, полученная в 2011 году составила 186391тенге, что в 1,1 раз меньше чем прибыль, полученная в 2008 году и в 1,02раза меньше, чем прибыль, полученная в 2010 году.
Самая высокая рентабельность была в 2008 году – 56,6%, она выше в 2,8раз чем рентабельность 2010 и в 2,7раз чем в 2011году. В 2009 году ассоциация не получила прибыли, а затраты окупились всего на 4,2%.
Определим с помощью метода цепных подстановок изменение уровня рентабельности за счет изменения таких показателей как денежная выручка и размера прибыли ассоциации.
Р0-базисное значение(2008 год)
Р’- промежуточное значение
Р1– отчетное значение (2011год)
где: П0 - прибыль в 2008 году;
В0 – выручка в 2008 году.
1) Определяем влияние изменения размера прибыли на уровень рентабельности.
Используя элиминирование получим промежуточное значение:
где В0 – выручка в 2008 году;
П1 – размер прибыли в 2011 году.
Изменение уровня рентабельности за счет изменения размера прибыли составит:
ΔР= Р’- Р0=51,1%-56,6%=-5,5%
То есть изменение прибыли приведет к уменьшению уровня рентабельности на 5,5%.
2) Определим влияние денежной выручки на уровень рентабельности.
где В1 – денежная выручка в 2008 году;
П1 – размер прибыли в 2011 году.
ΔР= Р1- Р’=20,3%-51,1%=-30,8
Таким образом, изменение уровня рентабельности за счет изменения денежной выручки составит 30,8%.
Проведем проверку выполненных расчетов, используя балансовый метод. Суммарное влияние факторов на изменение уровня рентабельности составит
ΔР=-5,5%+(-30,8%)=-36,3%,
Что соответствует абсолютному изменению результата
ΔР= Р1- Р0=20,3%-56,6%=-36,3,
то есть расчеты выполнены правильно.
3 Пути повышения прибыльности ассоциации
3.1 Рыночные факторы
В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.
На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и т.д.
Остановимся подробнее на факторах, зависящих от деятельности ассоциации. В данном случае в роли продукции выступают услуги, предоставляемые ассоциацией. Для того, чтобы подчеркнуть необходимость влияния на данные факторы был проведен SWOT-анализ, представленный в таблице 9.
Таблица 9
Результаты SWOT-анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- широкий спектр сотрудничества с государственными органами - представление - благоприятное финансовое состо - сотрудничество с gtz – ПРЭКО |
- малое количество членов - разрозненность и пассивность членов - отсутствие плана работы - отсутствие структурированной информации о членах - малый спектр оказываемых услуг - отсутствие системы сбора членских взносов - отсутствие работы с общественностью - длительность процедуры получения кредитных средств от ФондСПреДКО - недооценка возможностей ассоциации |
Возможности |
Угрозы |
- объединение совместных усилий - наличие большого числа предприятий – потенциальных членов - увеличение спроса на качественные услуги - возможности обмена опытом с другими организациями в Казахстане и за рубежом |
- потеря авторитета - снижение заинтересованности предпринимателей и их уход из ассоциации - неспособность |
Для увеличения прибыли ассоциации ключевым моментом является работа по привлечению новых членов.
В ассоциации отсутствует полная информационная база о членах, но имеется список членов с их координатами и сферами деятельности. За весь период существования ассоциации общая численность членов почти не изменилась, некоторые предприятия вышли из членства, такое же число новых членов вошло. В настоящее время только 19 предприятий области, включая филиалы, являются членами ассоциации, в то время как в области функционируют более 7000 предприятий малого и среднего бизнеса. Малое количество членов негативно влияет на развитие ассоциации, порождая пассивность и разрозненность членов.