Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа
Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.
Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы
для профсоюзов наиважнейшая задача – добиться до-
стойной заработной платы, повышения уровня жизни ра-
ботников, улучшения условий их труда, то есть обеспече-
ния охраны труда в самом широком смысле этого понятия.
у нанимателей, органов государственного, хозяйс-
твенного управления превалирует интерес, связанный
с обеспечением желаемой динамики развития производс-
тва, укреплением трудовой и производственной дисципли-
ны, снижением издержек и получением прибыли. и хотя
интересы профсоюзов, нанимателей и органов государства
по данным позициям не могут быть полностью тождест-
венны, по многим из них они все же пересекаются, что
объективно и создает почву для взаимодействия и сотруд-
ничества.
в условиях формирования социально ориентирован-
ной экономики социальное партнерство призвано быть
одним из инструментов государственной политики
в сфере труда. в 1999 году в послании национально-
му собранию республики Беларусь президент Беларуси
а.Г. лукашенко отметил, что «общая социальная на-
правленность экономики в качестве одного из важней-
ших компонентов предполагает обеспечение социального
партнерства между государством, профсоюзами и союза-
ми предпринимателей».
в трудовом кодексе республики Беларусь (далее – тК
республики Беларусь) законодательно закреплены общие
правила регулирования коллективных трудовых отно-
шений, основные принципы социального партнерства, а
также порядок разрешения коллективных трудовых спо-
ров. статья 352 определяет социальное партнерство как
форму «взаимодействия органов государственного управ-
ления, объединений нанимателей, профессиональных
союзов и иных представительных органов работников, 59
уполномоченных в соответствии с актами законодатель-
ства представлять их интересы, (субъектов социального
партнерства) при разработке и реализации социально-
экономической политики государства, основанную на
учете интересов различных слоев и групп общества в со-
циально-трудовой сфере посредством переговоров, кон-
сультаций, отказа от конфронтации и социальных кон-
фликтов».
тем самым определено целевое предназначение соци-
ального партнерства в сфере труда – разработка и реали-
зация социально-экономической политики государства с
учетом интересов работников и нанимателей.
представляется, однако, что юридическая трактовка
социального партнерства лишь как формы «взаимодейс-
твия органов государственного управления, объединений
нанимателей, профессиональных союзов...» заметно су-
жает не только сущность, но и сферу влияния этого исто-
рически обусловленного общественного феномена.
Более точно следовало бы толковать социальное парт-
нерство как возникшую на определенном этапе обществен-
ного развития систему отношений между нанимателями,
государственными органами и представителями наемных
работников, основанную на поиске баланса интересов раз-
личных слоев и групп общества в социально-трудовой сфе-
ре посредством переговоров, консультаций, отказа от кон-
фронтации и социальных конфликтов.
в качестве субъектов социального партнерства
выступают органы государственного управления, объ-
единения нанимателей и объединения наемных работ-
ников, поскольку именно они являются основными ни-
телями интересов в сфере социально-трудовых отноше-
ний (более подробно субъекты социального партнерства
будут рассмотрены в теме 6). на рис. 2 приведена схема
взаимодействия участников социально-трудовых отношений
Рис. 2. взаимодействие участников
социально-трудовых отношений
в качестве объекта социального партнерства вы-
ступают социально-экономические интересы и возникаю-
щие в связи с ними общественные отношения, выражаю-
щие реальное положение, условия, содержание и формы
деятельности различных социально-профессиональных
групп, общностей и слоев; качество и уровень их жизни под
углом зрения справедливого распределения общественно-
го богатства в соответствии с качеством и мерой труда, как
осуществленного в настоящее время, так и в прошлом.
социальное партнерство связано с установлением и
воспроизводством социально допустимой и социально мо-
тивированной системы социального неравенства, обуслов-
ленного разделением труда, различиями в месте и роли от-
дельных социальных групп в общественном производстве
и воспроизводстве. в самом общем виде объектом социаль-
ного партнерства в сфере социально-трудовой деятельнос-
ти являются отношения по поводу:
а) производства и воспроизводства рабочей силы и тру-
довых ресурсов;
б) создания, использования и развития рабочих мест,
рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения;
в) защиты трудовых прав граждан;
г) охраны труда, осуществления промышленной и эко-
логической безопасности и т. д.61
социальное партнерство следует рассматривать не как
состояние, а как процесс, как динамическое равновесие
развивающихся интересов всех его субъектов.
основные направления развития, цели и задачи соци-
ального партнерства зависят от уровня согласованности
действий и возможностей его субъектов, от конкретной со-
циально-экономической ситуации их взаимодействия.
Эффективно функционировать социальное партнерс-
тво может лишь при системном подходе к его органи-
зации (рис. 3). социальное партнерство как система вос-
принимает воздействие регулируемых и стихийных фак-
торов общественной жизни и посредством соответствую-
щего инструментария формирует в обществе отношения
доверия и конструктивного сотрудничества. такие отно-
шения не могут возникнуть при отсутствии полноценных
субъектов социального партнерства, отлаженных меха-
низмов их взаимодействия, высокой культуры сотрудни-
чества.
Рис. 3. система социального партнерства
социальное партнерство как особая система обще-
ственных отношений
новными чертами:
1. субъекты партнерских отношений имеют не только
общие, но и принципиально различные интересы. Эти инте-
ресы иногда могут совпадать, но никогда не могут слиться.
2. социальное партнерство – это взаимовыгодный про-
цесс, в котором заинтересованы все стороны.
3. социальное партнерство – важнейший фактор фор-
мирования институтов гражданского общества, а именно
объединений нанимателей и работников, осуществления
их цивилизованного диалога.
4. социальное партнерство – альтернатива диктатуре,
поскольку реализуется на основе договоров и соглашений,
взаимных уступок, путем достижения компромисса, со-
гласия и установления социального мира. социальное пар-
тнерство – антипод социальному соглашательству, бес-
принципным уступкам одной стороны в пользу другой.
5. отношения социального партнерства могут быть де-
структивными и регрессивными, если доминирующей их
основой будет опора на силовые методы. солидарность со-
здается и держится на взаимной выгоде, а не на власти и
силе.
6. в социальном партнерстве нередко проявляется
двойственность отношений, содержащих в себе как пози-
тивные, так и негативные стороны. К примеру, нередко
профсоюзы Запада выступают против структурных изме-
нений в экономике, сдерживая тем самым ее развитие.
2.2. Становление системы социального партнерства
в новейшей истории Беларуси
процесс формирования цивилизованных социально-
партнерских отношений, как свидетельствует опыт раз-
витых стран, сложный и долговременный. Беларусь, как 63
и другие государства – участники снГ, пока проходит
«начальную школу» становления и развития социального
партнерства.
характерно, что в советские времена термин «социаль-
ное партнерство» в официальной лексике даже не употреб-
лялся. и это не досадное упущение, а твердая идеологи-
ческая установка. долгие годы в ссср социальное парт-
нерство рассматривалось как некая ловушка, сопряжен-
ная для профсоюзов с соглашательством, предательством
классовых интересов трудящихся.
но, как убеждает практика, отлаженные и четко дейс-
твующие механизмы социального партнерства, договор-
ное регулирование оплаты и условий труда, занятости и
других социально-трудовых вопросов на национальном,
отраслевом или местном уровнях, на уровне предприятий
(организаций) выполняют роль своеобразных социаль-
ных стабилизаторов. они позволяют, если не устранять,
то значительно смягчать возникающий дисбаланс между
экономической эффективностью и социальной справедли-
востью.
следует отметить, что механизм социального парт-
нерства в Беларуси стал фактически формироваться лишь
в 1990-е годы. 15 декабря 1992 г. Законом республики Бе-
ларусь «о внесении изменений и дополнений в КЗот рес-
публики Беларусь» в белорусское законодательство был
введен термин «социальное партнерство».
начавшийся процесс
ального партнерства проходил в сложных условиях. уро-
вень жизни подавляющего большинства населения резко
снижался. Многие отрасли экономики и науки оказались
разрушенными. социальная напряженность в трудовых
коллективах достигла критической отметки. стихийные
забастовки, несанкционированные митинги приобрели
массовый характер.
в этой взрывоопасной атмосфере профсоюзы Белару-
си выступили инициаторами создания правовой базы и 64
механизмов социального партнерства, позволяющих объ-
единить усилия нанимателей, профсоюзов и государства
в социально-трудовой сфере, ослабить очаги напряженнос-
ти. по инициативе и с участием Федерации профсоюзов
Беларуси (ФпБ) – крупнейшего профсоюзного объедине-
ния страны – 24 ноября 1992 г. был принят Закон респуб-
лики Беларусь «О коллективных договорах и соглаше-
ниях», а 18 января 1994 г. – Закон республики Беларусь
«О порядке разрешения коллективных трудовых споров
(конфликтов)». Эти
чало созданию основ социального партнерства, развитию
коллективно-договорного регулирования трудовых от-
ношений, установлению примирительных процедур для
урегулирования разногласий между нанимателями и ра-
ботниками (их представителями), определению порядка и
условий проведения забастовок.
в развитии многоуровневой системы регулирования
коллективных трудовых отношений важную роль сыгра-
ли указы президента республики Беларусь «О развитии
социального партнерства в Республике Беларусь» от
15 июня 1995 г. № 278, «О мерах по совершенствованию
взаимодействия органов государственного управления и
профессиональных союзов» от 16 декабря 1997 г. № 639,
«О Национальном совете по трудовым и социальным
вопросам» от 5 мая 1999 г. № 259.
Беларусь в числе первых в снГ приняла разработан-
ную на трехсторонней основе Концепцию развития сис-
темы социального партнерства. она была подготовлена
во исполнение указа президента республики Беларусь от
15 июля 1995 г. № 278 «о развитии социального партнерс-
тва в республике Беларусь». согласованный вариант Кон-
цепции и программа мер по ее реализации были одобрены
национальным советом по трудовым и социальным вопро-
сам 12 марта 1997 г. (протокол № 11/42).
трудовой кодекс республики Беларусь, в котором при-
водятся основополагающие правовые положения о со- 65
циальном партнерстве, исходит из того, что социальное
партнерство как форма взаимодействия органов государст-
венного управления, объединений нанимателей, профес-
сиональных союзов, других представительных органов
работников в социально-
лью согласование интересов сторон на договорной основе в
рамках (пределах), допускаемых государством.
в современных условиях социальное партнерство
объективно становится одним из важных компонентов
социальной политики государства в сфере труда, поли-
тики, направленной не на бесплодное противостояние
работников и нанимателей, а на их взаимодействие, что
отвечает целям стабильности и поступательного разви-
тия общества.
Коллективно-договорное регулирование трудовых от-
ношений в республике получило значительное распро-
странение. накоплен определенный практический опыт
защиты трудовых и социально-экономических прав работ-
ников. в стране создана система органов социального пар-
тнерства, в том числе национальный совет по трудовым
и социальным вопросам, отраслевые и территориальные
комиссии, согласительные комиссии на предприятиях в
организациях и учреждениях. сформирована система тру-
довых арбитражей, работает республиканский трудовой
арбитраж.
в основе созданной системы коллективно-договорного
регулирования – Генеральное соглашение между прави-
тельством, объединениями нанимателей и профсою-
зов. его выполнение регулярно рассматривается на засе-