Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 212.17 Кб (Скачать файл)

даниях национального  совета по трудовым и социальным

вопросам.

на основе Генерального соглашения заключаются от-

раслевые (тарифные) и региональные (территориальные)

соглашения, оговаривающие  темпы развития и социаль-

ные гарантии работникам отдельных  отраслей и регионов.

по состоянию на 1 января 2007 г. по инициативе профсою-66

зов заключено 54 республиканских  отраслевых, 70 област-

ных и 332 районных, городских  тарифных соглашений.

действует 17 747 коллективных договоров в организациях

разных организационно-правовых форм во всех отраслях

экономики республики. влияние  коллективных догово-

ров распространяется на 3,5 млн работников организаций,

пенсионеров и учащихся1

.

аналитический обзор действующих  договоров и со-

глашений показывает возросший  уровень принимаемых 

сторонами обязательств, широкое  использование респуб-

ликанскими комитетами, советами профсоюзов возмож-

ностей социального партнерства  в защите трудовых и со-

циально-экономических прав своих членов. содержание

коллективных договоров  стало в большей мере формиро-

ваться на основе Генерального соглашения между прави-

тельством республики Беларусь, республиканскими объ-

единениями нанимателей  и профсоюзов на 2006–2008 гг.,

соответствующих тарифных и  местных соглашений.

в Беларуси, идущей по пути формирования социаль-

но ориентированной рыночной экономики, осуществляет-

ся либерализация различных  сфер экономики. Как долго 

продлится этот процесс и  какие тенденции возобладают,

предсказать сегодня достаточно сложно. вместе с тем мож-

но утверждать, что в  перспективе альтернативы социаль-

ному партнерству, позволяющему гармонизировать инте-

ресы субъектов социально-трудовых отношений, судя по

всему, не существует.

 

 

 

 

 

принципы социального  партнерства – это основопола-

гающие идеи, выражающие сущность, основной смысл со-

циально-партнерских отношений. впервые эти принципы

были закреплены в 1919 году в уставе Международной ор-

ганизации труда (Мот) и Филадельфийской  декларации о 

целях и задачах Мот (1944 г.), получили дальнейшее свое

развитие в конвенциях и рекомендациях Мот и в  декла-

рации Мот об основополагающих принципах и правах в 

сфере труда и механизме  ее реализации.

основными принципами социального  партнерства 

(ст. 353 тК республики Беларусь) являются:

1. Равноправие сторон. в  Конвенции Мот № 144

«о трехсторонних консультациях  для содействия примене-

нию международных трудовых норм» предусмотрено, что 

предприниматели и трудящиеся должны быть представ-

лены на равной основе в  любых органах, через посредство

которых осуществляют консультации. равноправие не

означает равенство, а  означает равноправное положение.

применительно к партнерским  отношениям это выража-

ется в том, что: 68

а) в коллективно-договорном процессе стороны коллек-

тивных трудовых отношений  для ведения коллективных

переговоров создают на равноправной основе (из равного 

числа представителей и с  равенством прав, свобод и обя-

занностей) комиссию из уполномоченных представителей;

б) примирительная комиссия для разрешения коллек-

тивного трудового спора  формируется из представителей

сторон коллективного  трудового спора на равноправной

основе;

в) национальный совет по трудовым и социальным

вопросам, советы по трудовым и социальным вопросам,

комиссии по коллективным переговорам также формиру-

ются на принципах паритета и равноправия;

г) каждая из сторон коллективных трудовых отноше-

ний может направить письменное требование другой сто-

роне (выступить с инициативой) о заключении, изменении 

или дополнении коллективного  договора (соглашения).

2. Соблюдение норм законодательства. субъекты 

социального партнерства  в своей деятельности должны

руководствоваться актами законодательства, междуна-

родными нормами права. нормативными актами для сто-

рон партнерских отношений  являются также соответс-

твующие коллективные договоры и соглашения. нормы 

коллективных договоров  и соглашений, ухудшающие по-

ложение работников по сравнению  с законодательством,

являются недействительными.

3. Полномочность принятия  обязательств. пол-

номочие – это официально предоставленное кому-нибудь

право какой-нибудь деятельности, ведения дел. полномоч-

ный – обладающий какими-либо полномочиями. рекомен-

дация Мот № 163 «о коллективных переговорах» преду-

сматривает, что стороны, ведущие коллективные перегово-

ры, должны наделять своих  соответствующих участников

переговоров полномочиями, необходимыми для ведения 

и завершения переговоров, с  учетом любых положений о 

консультациях в рамках их соответствующих организа-69

ций. при заключении коллективных договоров, соглаше-

ний представители сторон должны иметь документ, в 

котором подтверждены их полномочия. органы системы 

социального партнерства  должны принимать решения в 

рамках их полномочий.

если будет установлено, что в отраслевых (тарифных)

соглашениях предусмотрены  иные нормы по сравнению 

с коллективными договорами, необходимо проверять, за-

ключено ли отраслевое тарифное соглашение в соответс-

твии с компетенцией сторон. в противном случае приме-

няются нормы коллективного  договора.

4. Добровольность принятия  обязательств. прин-

цип добровольности принятия обязательств проявляется 

в следующем:

а) законодательно закреплено право, но не обязанность 

заключения коллективных договоров и соглашений, этот

вопрос находится в  сфере самостоятельного принятия ре-

шения сторонами;

б) предусмотрен лишь примерный  перечень вопросов,

которые могут быть включены в содержание коллективно-

го договора (соглашения).

стороны, при соблюдении требований трудового ко-

декса, самостоятельно решают вопрос о включении в его 

содержание тех или  иных условий. действия, имеющие 

своей целью способствовать учреждению организаций тру-

дящихся под господством  предпринимателей или органи-

заций предпринимателей или  поддерживать организации 

трудящихся путем финансирования или другим путем с 

целью поставить такие  организации под контроль пред-

принимателей или организаций  предпринимателей, рас-

сматриваются как вмешательство (Конвенции Мот № 98).

5. Учет реальных возможностей  принятия реаль-

ных обязательств. Этот принцип  тесно взаимосвязан с 

принципом добровольности принятия обязательств. Кол-

лективные договоры, соглашения не должны заключаться 

формально и включать в  себя невыполнимые обязатель-70

ства. необходимо учитывать  реальные возможности сто-

рон и воздерживаться от выдвижения требований, реали-

зация которых превышает  существующие возможности.

6. Обязательность выполнения  договоренностей и 

ответственность за принятые обязательства. сто-

роны должны действовать  добросовестно, признавая, что 

они могут преследовать (и  преследуют) разные цели, иметь 

несовпадающие интересы. они  должны действовать доб-

росовестно и не уклоняться от выполнения заключенных 

компромиссных совместных решений.

стороны должны выполнять  договоренности и испол-

нять принятые обязательства, в противном случае сторо-

на, нарушившая договоренности, должна понести ответст-

венность. согласно пункту 3 рекомендации Мот № 91

«о коллективных договорах», всякий коллективный дого-

вор должен связывать подписавшие  его стороны, а также 

лиц, от имени которых  он заключен. ответственность сто-

рон за неисполнение норм коллективного  договора, согла-

шения закреплена в ст. 376 тК республики Беларусь: «За 

неисполнение норм настоящей  главы и обязательств, пре-

дусмотренных коллективным договором, соглашением,

стороны несут ответственность  в соответствии с законода-

тельством, коллективным договором, соглашением».

в статье 55 тК республики Беларусь предусмотрено,

что за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих 

обязанностей наниматели (уполномоченное должностное 

лицо нанимателя) несут  ответственность, предусмотрен-

ную настоящим Кодексом и  иными законодательными

актами. Министерству труда  и социальной защиты рес-

публики Беларусь предоставлено  право контролировать

выполнение социальных гарантий, коллективных согла-

шений по вопросам, относящимся  к его компетенции.

7. Отказ от односторонних  действий, нарушаю-

щих договоренности. поскольку  договор – это взаимное

согласование воли сторон, не допускается совершение од-

носторонних действий, нарушающих договоренности. сто-71

роны в соответствии с  белорусским законодательством  не

имеют права препятствовать ведению коллективных пере-

говоров.

 так, в соответствии  со статьей 9.18 Кодекса респуб-

лики Беларусь об административных правонарушениях,

непредставление лицом, уполномоченным в соответствии

с законодательством представлять нанимателя, информа-

ции, необходимой для ведения  коллективных переговоров,

влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти

базовых величин.

8. Взаимное информирование  сторон переговоров 

об изменении ситуации. Этот принцип конкретизиру-

ется в рекомендации Мот  № 163 «о коллективных пере-

говорах». в пункте 3 указанной  рекомендации закреп-

лено, что:

•  при необходимости  должны приниматься соответс-

твующие национальным условиям меры, чтобы стороны 

имели доступ к информации, необходимой для компетент-

ного ведения переговоров;

•  предприниматели частного и государственного секто-

ров должны по просьбе организаций  трудящихся представ-

лять информацию о социально-экономическом  положении 

производственного подразделения, в рамках которого ве-

дутся переговоры, и предприятия  в целом, необходимую 

для компетентного ведения  переговоров;

•  если разглашение  части этой информации может на-

нести ущерб предприятию, ее представление может быть

обусловлено обязательством считать ее в необходимой 

мере конфиденциальной. представление  информации мо-

жет определяться соглашением, заключенном между сто-

ронами, ведущими коллективные переговоры;

•  государственные органы должны представлять необ-

ходимую информацию об общем  социально-экономичес-

ком положении страны и  соответствующей отрасли в той 

мере, в какой разглашение  такой информации не наносит 

ущерба национальным интересам.72

в соответствии с рекомендацией  Мот № 129 «о связях

между администрацией и трудящимися  на предприятии»,

создание атмосферы взаимопонимания  и доверия на пред-

приятии должно облегчаться  путем быстрого распростра-

нения и обмена возможно более полной и объективной ин-

формацией по различным аспектам жизни предприятия и 

социальным условиям трудящихся.

3.2. Основные функции социального  партнерства

социальное партнерство  – не только цель, но и сред-

ство обеспечения успешного  развития экономики и более 

справедливого распределения  создаваемых обществом ма-

териальных и духовных благ.

социальное партнерство  не исключает, а, напротив,

предполагает наличие  противоречий и споров. но споры  не

должны переходить границ, допустимых законом. пред-

почтение в споре отдается не подавлению и уничтожению,

а убеждению и согласованию позиций, достижению кон-

сенсуса. практика показывает, что «подавляющую часть 

конфликтов можно направить  и перевести в режим конс-

труктивных решений для  всех сторон»1

.

целостное исследование системы  социального парт-

нерства предполагает выявление  ее функций. не претен-

дуя на завершенность, можно  сформулировать следующие 

функции системы социального  партнерства:

1. Функция выявления, координации  и гармонизации 

интересов социальных общностей, слоев и групп или фун-

кция представительства  интересов. от того, насколько 

точно представлены интересы субъектов системы социаль-

ного партнерства, во многом зависит ее стабильность, ди-

намика развития и эффективность  функционирования.

1 Фишер д. путь к  согласию, или переговоры без  поражения. 

М., 1992. с. 26–27.73

2. Функция социального  контроля осуществляемой 

социально-экономической  политики. ее конкретные фор-

мы разнообразны:

а) сбор и распространение  информации о текущем со-

стоянии и перспективах разрешения важных социально-

политических и экономических  вопросов с точки зрения

интересов широких общественных слоев, различных со-

циальных групп;

б) внесение, принятие и реализация законодательных 

инициатив, обеспечивающих экономическую, социаль-

ную и правовую защиту трудящихся;

в) критика тенденций правительственной  политики,

направленной на удовлетворение корыстных интересов 

правящих групп.

3. Функция участия в  разработке и принятии соци-

ально-экономических программ, в распределении матери-

альных ценностей, создаваемых  в обществе. Защищая 

трудящихся, а не только наемных  работников, от заметно-

Информация о работе Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь