Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.

Содержание

Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике.docx

— 92.87 Кб (Скачать файл)

Каждая из указанных мер имеет  свои сильные и слабые стороны. Программы  подготовки повышают качество рабочей  силы, но их слабое место заключается  в том, что обычно они не гарантируют  последующего трудоустройства работника. От этого недостатка свободны программы  прямого создания рабочих мест. Эффективность  организации общественных работ  в кризисный период определяется тем, что в условиях крайней ограниченности бюджетных средств последние  целесообразно тратить, создавая не только дополнительный платежеспособный спрос, но и дополнительное предложение  благ социального характера.

Реализуя активную политику занятости, государство использует также ограничение  предложения рабочей силы, в частности, путем сокращения рабочей недели. При этом нередко производится частичная  компенсация за потерянное рабочее  время (на уровне пособия по безработице). Однако по оценке министерства труда  Франции переход в стране в 1981 г. от 40-часовой к 39-часовой рабочей  неделе, будучи эквивалентно появлению 300 тыс. рабочих мест, на деле привел к созданию только не более 20-70 тыс. рабочих мест.

В определенных случаях - при угрозе роста социальной напряженности - используются выплаты из бюджета субсидий фирмам в качестве альтернативы увольнению с ним работников. При этом достигается  и еще одна цель - сохранение квалифицированной  рабочей силы в период временных  трудностей.

Процедура массовых увольнений дорогостояща для фирм и государства: требуется выплата выходного  и ряда дополнительных пособий, пособия по безработице, предварительное уведомление (после которого снижается трудовая активность), падает престиж фирм. Поэтому правительство всячески поощряет добровольный уход с предприятия, а также досрочный выход на пенсию.

2  АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь

 

Активизация рыночных преобразований в экономике республики относится  к 1992 -1994 гг., когда началось разрушение системы централизованного управления, сопровождаемое быстрым, достаточно либеральным  вхождением на рынок. Однако соответствующие  сильные институты рыночного  характера еще отсутствовали, а  неформальные институты, по сути, были в основном постсоциалистическими  и нерыночными.

Совершенно новым явлением стала безработица – чрезвычайно  сложный по своей экономической. Социальной, политической природе феномен  рыночной экономики. Некоторый уровень  безработицы – неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий  ее уровень ведет к экономическим  потерям, социальному  напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому государственная  политика в социально-трудовой сфере  в переходный период не может быть направлена, как  это было в эпоху  социализма, на предотвращение какой  бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально  низком, экономически эффективном и  политически приемлемом уровне. Для  этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда.

С 1995 г. начался этап укрепления и формирования сильных государственных  структур при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации  экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как  необходимому условию либерализации  в сфере оплаты труда и занятости.

За прошедшие годы проведены  системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том  числе в сфере трудовых отношений  и занятости, разработаны конституционные  гарантии и законодательное обеспечение  рыночных реформ. В статье 41 Основного  Закона страны «гарантируется право  на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право  на выбор профессии, рода занятий  и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда  в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением [3, с. 41].

В развитии положений Конституции  в республике приняты Гражданский  и Трудовой кодексы, установлены  основные формы заработной платы  и стимулирование труда, включая  трехуровневую систему, и осуществлены другие преобразования.

Трудовой кодекс Республики Беларусь (1999 г.) призван решать следующие  задачи:

- регулирование трудовых  и связанных с ними отношений;

- развитие социального  партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками  (их объединениями) и органами  государственного управления;

- установление и защита  взаимных прав и обязанностей  работников и нанимателей.

Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины», в котором закреплен  порядок контрактной формы найма [3, с. 41].

Данные документы определяют правовые координаты, в которых республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка  труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере  обосновываются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных  программах занятости населения  при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты отслеживает  выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая  ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.

В 2011 году в экономике республики было занято 4621,2 тыс. человек, что на 0,6% больше, чем в 2010 году. В общей численности занятого в экономике населения 3535,4 тыс. человек, или 76,5% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 149,8 тыс. человек.

Организациями (кроме субъектов  малого предпринимательства негосударственной формы собственности) за 2011 год было принято на работу 869,4 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 62,1 тыс., уволено по различным причинам 874,1 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,2% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,2% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

В 2011 году 357 тыс. работников организаций (10,1% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в 2008 году – 3,9%). В декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 32,8% и составила 59,1 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась  в 1,8 раза и составила 53,5 тыс. человек [7, с. 42].

На конец января 2012 г. уровень зарегистрированной безработицы как и на конец января 2011 г. составил 0,9% от экономически активного населения [14, с. 3]. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице 3.1.

Таблица 2.1 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду по областям Беларуси и г. Минску*

 

Численность безработных

на конец января 2012 г.

Январь 2012 г.,

тыс. человек

Уровень

безработицы на конец

января

2012 г., %

тыс.

человек

в % к

зарегистрировано

безработных

трудоустроено

безработных

к январю

2011 г.

декабрю

2011 г.

Республика Беларусь

42,5

104,6

105,4

17,9

9,0

0,9

Области:

           

Брестская

6,8

95,3

104,0

2,9

1,5

1,1

Витебская

6,8

102,8

105,1

3,1

1,6

1,2

Гомельская

7,3

99,5

103,5

2,9

1,4

1,1

Гродненская

6,0

113,9

110,4

2,2

1,0

1,2

г. Минск

4,6

106,2

96,3

1,3

0,6

0,4

Минская

5,9

104,0

107,3

2,9

1,5

0,9

Могилевская

5,4

118,1

110,8

2,6

1,4

1,1


*Источник: [18, с. 33].

В январе 2012 г. на учет было поставлено 22 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 17,9 тыс. человек, или 81,2% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе текущего года 10,9 тыс. человек, в том числе 9 тыс. безработных, или 82,4% от числа всех трудоустроенных. На общественные работы в январе 2011 г. было привлечено 5,8 тыс. человек, из них 4,9 тыс. безработных, или 84,2% от числа привлеченных. Средний размер пособия на одного безработного в январе 2010 г. составил 49,4 тыс. рублей, или 19,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В 2011 г.  в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 57%, молодежь в возрасте до 30 лет – 41,1%, сельские жители – 20,2%. Среди безработных 69,9% ранее работали по рабочим профессиям, 16,8% – на должностях служащих, 13,3% – ранее не работали и ищут работу впервые. Общее среднее образование имели 38,6% безработных, высшее и среднее специальное образование – 26,6%, профессионально-техническое образование – 24%, общее базовое образование – 10,8% безработных [18, с. 33]. По собственному желанию или соглашению сторон было уволено 28,3% безработных, 4,4% – уволены за нарушение трудовой дисциплины, 3,3% – высвобождены при ликвидации организаций или по сокращению численности.

 

Таблица 2.2 – Распределение  численности занятого населения  по отраслям экономики Республики Беларусь, тыс. чел.*

Занятое население по отраслям

1990г.

1995г.

2000г.

2007г.

2009г.

2010г.

2011г.

Всего

Из них:

- промышленность

- сельское хозяйство

- лесное хозяйство

- строительство

- транспорт

- связь

- торговля и общественное  питание, материально-техническое  снабжение и сбыт заготовки

- жилищно-коммунальное хозяйство  и непроизводственные виды бытового  обслуживания населения

- здравоохранение, физическая  культура и социальное обеспечение

- образование

- культура и искусство

- наука и научное обслуживание

5150,8

 

1592,9

985,4

21,8

570,4

306,6

58,5

 

 

 

 

 

381,9

 

 

 

 

 

151,5

 

 

 

268,3

433,9

 

74,2

 

 

102,6

 

4409,6

 

1216,2

843,5

26,0

302,4

250,0

59,8

 

 

 

 

 

472,1

 

 

 

 

 

175,6

 

 

 

287,1

417,5

 

70,2

 

 

45,7

4441,0

 

1226,7

625,1

32,5

312,3

255,8

62,5

 

 

 

 

 

532,3

 

 

 

 

 

208,1

 

 

 

326,1

463,7

 

80,2

 

 

42,2

4349,8

 

1163,0

457,3

33,3

338,6

263,2

64,4

 

 

 

 

 

593,3

 

 

 

 

 

235,7

 

 

 

328,0

456,8

 

82,6

 

 

37,3

4401,9

 

1164,8

447,8

33,2

356,8

269,6

64,9

 

 

 

 

 

621,2

 

 

 

 

 

238,0

 

 

 

329,0

455,2

 

83,9

 

 

34,6

4476,6

 

1183,4

441,9

33,0

374,1

276,2

63,7

 

 

 

 

 

638,7

 

 

 

 

 

240,6

 

 

 

330,5

453,0

 

86,6

 

 

35,2

4594,4

 

122,4

435,1

32,6

398,6

288,3

63,5

 

 

 

 

 

666,0

 

 

 

 

 

248,8

 

 

 

330,8

450,4

 

91,4

 

 

35,5


* Источник:  [18, с. 34]

 

Общее экономическое положение  Республики Беларусь во многом зависит  от развития трудовых отношений. Оно  коррелирует с тенденциями изменения  предложения труда, которое во многом предопределяется достаточно неблагоприятной  демографической ситуацией в  стране. Одним из факторов уменьшения численности населения выступает  сохранение естественного прироста в отрицательных параметрах, что  не обеспечивает нормального его  воспроизводства. Идет деформация возрастной структуры населения, сокращение трудового  потенциала, что может привести к  неблагоприятным социальным и экономическим последствиями [18, с. 35].

В настоящее время доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет в Беларуси около 20%, а, как  известно, в соответствии с классификацией Э. Россета, общество находится в  фазе демографической старости, если данный параметр равен 12%.

Требуются адекватные мероприятия  со стороны государства по улучшению  сложившейся ситуации, поскольку  на повестку дня выходят очень  серьезные социальные и экономические  проблемы, сопровождающиеся значительной нагрузкой на бюджет через выплату  пенсий, высокие расходы на оказание медицинской помощи пожилым людям и т.д. (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Численность  пенсионеров, состоящих на учете  в органах по труду, занятости  и социальной защите Республики Беларусь*

Показатель 

1990г.

1995г.

2000г.

2007г.

2009г.

2010г.

2011г.

Всего пенсионеров, тыс. чел.

Из них:

- по возрасту

- по инвалидности

- по случаю потери кормильца

-за выслугу лет

- социальные

Численность занятых в  экономике, приходящихся на 1 пенсионера

2375

 

 

1725

277

 

187

3

37

 

 

2,17

2659

 

 

2011

318

 

138

6

53

 

 

1,69

2594

 

 

1908

310

 

160

17

52

 

 

1,66

2588

 

 

1903

308

 

157

18

52

 

 

1,68

2586

 

 

1908

301

 

153

19

52

 

 

1,70

2591

 

 

1922

296

 

149

21

52

 

 

1,73

2593

 

 

1935

288

 

143

23

52

 

 

1,77

Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике