Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы автор ставит – исследование проблемуы формирования и развития рынка труда в условиях переходной экономике. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и особенности формирования рынка труда;
-исследовать особенности функционирования рынка труда в трансформационной экономике в Республике Беларусь;
-проанализировать состояние, цели, проблемы и перспективы рынка труда в Республике Беларусь в условиях трансформационной экономики;
- анализ эффективности мер государственного регулирования рынка труда в Беларуси.
Введение
1 Сущность рынка труда, структура, государственное регулирование
Структура и инфраструктура рынка труда
Организация предложения и формирование спроса на труд
Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
Анализ развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь
Анализ основных направлений совершенствования рынка труда в Республике Беларусь
Анализ перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь
Анализ механизмов государственного регулирования рынка труда
Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников
Каждая из указанных мер имеет свои сильные и слабые стороны. Программы подготовки повышают качество рабочей силы, но их слабое место заключается в том, что обычно они не гарантируют последующего трудоустройства работника. От этого недостатка свободны программы прямого создания рабочих мест. Эффективность организации общественных работ в кризисный период определяется тем, что в условиях крайней ограниченности бюджетных средств последние целесообразно тратить, создавая не только дополнительный платежеспособный спрос, но и дополнительное предложение благ социального характера.
Реализуя активную политику занятости, государство использует также ограничение предложения рабочей силы, в частности, путем сокращения рабочей недели. При этом нередко производится частичная компенсация за потерянное рабочее время (на уровне пособия по безработице). Однако по оценке министерства труда Франции переход в стране в 1981 г. от 40-часовой к 39-часовой рабочей неделе, будучи эквивалентно появлению 300 тыс. рабочих мест, на деле привел к созданию только не более 20-70 тыс. рабочих мест.
В определенных случаях - при угрозе роста социальной напряженности - используются выплаты из бюджета субсидий фирмам в качестве альтернативы увольнению с ним работников. При этом достигается и еще одна цель - сохранение квалифицированной рабочей силы в период временных трудностей.
Процедура массовых увольнений дорогостояща для фирм и государства: требуется выплата выходного и ряда дополнительных пособий, пособия по безработице, предварительное уведомление (после которого снижается трудовая активность), падает престиж фирм. Поэтому правительство всячески поощряет добровольный уход с предприятия, а также досрочный выход на пенсию.
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Анализ динамики развития рынка труда в Республике Беларусь
Активизация рыночных преобразований
в экономике республики относится
к 1992 -1994 гг., когда началось разрушение
системы централизованного
Совершенно новым явлением
стала безработица –
С 1995 г. начался этап укрепления и формирования сильных государственных структур при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости.
За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. В статье 41 Основного Закона страны «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда». Статья 42 гарантирует справедливое вознаграждение за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением [3, с. 41].
В развитии положений Конституции в республике приняты Гражданский и Трудовой кодексы, установлены основные формы заработной платы и стимулирование труда, включая трехуровневую систему, и осуществлены другие преобразования.
Трудовой кодекс Республики Беларусь (1999 г.) призван решать следующие задачи:
- регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
- развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
- установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины», в котором закреплен порядок контрактной формы найма [3, с. 41].
Данные документы определяют
правовые координаты, в которых республиканскими
органами государственного управления
осуществляется регулирование рынка
труда и занятости населения.
Важнейшие параметры и основные
целевые показатели в этой сфере
обосновываются в пятилетних программах
и годовых прогнозах социально-
В 2011 году в экономике республики было занято 4621,2 тыс. человек, что на 0,6% больше, чем в 2010 году. В общей численности занятого в экономике населения 3535,4 тыс. человек, или 76,5% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 149,8 тыс. человек.
Организациями (кроме субъектов
малого предпринимательства
В 2011 году 357 тыс. работников организаций (10,1% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в 2008 году – 3,9%). В декабре 2010 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 32,8% и составила 59,1 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась в 1,8 раза и составила 53,5 тыс. человек [7, с. 42].
На конец января 2012 г. уровень зарегистрированной безработицы как и на конец января 2011 г. составил 0,9% от экономически активного населения [14, с. 3]. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице 3.1.
Таблица 2.1 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду по областям Беларуси и г. Минску*
Численность безработных на конец января 2012 г. |
Январь 2012 г., тыс. человек |
Уровень безработицы на конец января 2012 г., % | ||||
тыс. человек |
в % к |
зарегистрировано безработных |
трудоустроено безработных | |||
к январю 2011 г. |
декабрю 2011 г. | |||||
Республика Беларусь |
42,5 |
104,6 |
105,4 |
17,9 |
9,0 |
0,9 |
Области: |
||||||
Брестская |
6,8 |
95,3 |
104,0 |
2,9 |
1,5 |
1,1 |
Витебская |
6,8 |
102,8 |
105,1 |
3,1 |
1,6 |
1,2 |
Гомельская |
7,3 |
99,5 |
103,5 |
2,9 |
1,4 |
1,1 |
Гродненская |
6,0 |
113,9 |
110,4 |
2,2 |
1,0 |
1,2 |
г. Минск |
4,6 |
106,2 |
96,3 |
1,3 |
0,6 |
0,4 |
Минская |
5,9 |
104,0 |
107,3 |
2,9 |
1,5 |
0,9 |
Могилевская |
5,4 |
118,1 |
110,8 |
2,6 |
1,4 |
1,1 |
*Источник: [18, с. 33].
В январе 2012 г. на учет было поставлено 22 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 17,9 тыс. человек, или 81,2% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе текущего года 10,9 тыс. человек, в том числе 9 тыс. безработных, или 82,4% от числа всех трудоустроенных. На общественные работы в январе 2011 г. было привлечено 5,8 тыс. человек, из них 4,9 тыс. безработных, или 84,2% от числа привлеченных. Средний размер пособия на одного безработного в январе 2010 г. составил 49,4 тыс. рублей, или 19,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В 2011 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 57%, молодежь в возрасте до 30 лет – 41,1%, сельские жители – 20,2%. Среди безработных 69,9% ранее работали по рабочим профессиям, 16,8% – на должностях служащих, 13,3% – ранее не работали и ищут работу впервые. Общее среднее образование имели 38,6% безработных, высшее и среднее специальное образование – 26,6%, профессионально-техническое образование – 24%, общее базовое образование – 10,8% безработных [18, с. 33]. По собственному желанию или соглашению сторон было уволено 28,3% безработных, 4,4% – уволены за нарушение трудовой дисциплины, 3,3% – высвобождены при ликвидации организаций или по сокращению численности.
Таблица 2.2 – Распределение численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь, тыс. чел.*
Занятое население по отраслям |
1990г. |
1995г. |
2000г. |
2007г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Всего Из них: - промышленность - сельское хозяйство - лесное хозяйство - строительство - транспорт - связь - торговля и общественное
питание, материально- - жилищно-коммунальное - здравоохранение, физическая
культура и социальное - образование - культура и искусство - наука и научное обслуживание |
5150,8
1592,9 985,4 21,8 570,4 306,6 58,5
381,9
151,5
268,3 433,9
74,2
102,6
|
4409,6
1216,2 843,5 26,0 302,4 250,0 59,8
472,1
175,6
287,1 417,5
70,2
45,7 |
4441,0
1226,7 625,1 32,5 312,3 255,8 62,5
532,3
208,1
326,1 463,7
80,2
42,2 |
4349,8
1163,0 457,3 33,3 338,6 263,2 64,4
593,3
235,7
328,0 456,8
82,6
37,3 |
4401,9
1164,8 447,8 33,2 356,8 269,6 64,9
621,2
238,0
329,0 455,2
83,9
34,6 |
4476,6
1183,4 441,9 33,0 374,1 276,2 63,7
638,7
240,6
330,5 453,0
86,6
35,2 |
4594,4
122,4 435,1 32,6 398,6 288,3 63,5
666,0
248,8
330,8 450,4
91,4
35,5 |
* Источник: [18, с. 34]
Общее экономическое положение
Республики Беларусь во многом зависит
от развития трудовых отношений. Оно
коррелирует с тенденциями
В настоящее время доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет в Беларуси около 20%, а, как известно, в соответствии с классификацией Э. Россета, общество находится в фазе демографической старости, если данный параметр равен 12%.
Требуются адекватные мероприятия со стороны государства по улучшению сложившейся ситуации, поскольку на повестку дня выходят очень серьезные социальные и экономические проблемы, сопровождающиеся значительной нагрузкой на бюджет через выплату пенсий, высокие расходы на оказание медицинской помощи пожилым людям и т.д. (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь*
Показатель |
1990г. |
1995г. |
2000г. |
2007г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Всего пенсионеров, тыс. чел. Из них: - по возрасту - по инвалидности - по случаю потери кормильца -за выслугу лет - социальные Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера |
2375
1725 277
187 3 37
2,17 |
2659
2011 318
138 6 53
1,69 |
2594
1908 310
160 17 52
1,66 |
2588
1903 308
157 18 52
1,68 |
2586
1908 301
153 19 52
1,70 |
2591
1922 296
149 21 52
1,73 |
2593
1935 288
143 23 52
1,77 |
Информация о работе Рынок труда и проблемы его функционирования в трансформационной экономике