Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.
Введение
1. Сущность управления качеством продукции. Эволюция систем управления качеством продукции
1.1 Понятие менеджмент качества, система менеджмента качества, управление качеством
1.2 Международные стандарты серии ИСО-9000
2. Анализ соответствия систем управления качеством продукции РУП «МАЗ» международным стандартам ИСО серии 9000:2000
2.1 Общая характеристика РУП «МАЗ»
2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
Заключение
Список использованных источников
1. Принцип ответственности руководства. В ходе становления и развития систем управления качеством обозначился ряд функций, которые должно выполнять только высшее руководство предприятия. Среди них, прежде всего, определение и документальное оформление политики предприятия в области качества. Также обязанностью руководства предприятия является организация работ по созданию системы качества, которая обеспечивала бы реализацию политики.
2. Деятельность по качеству неразрывна с деятельностью по снижению затрат. В современных условиях без четко налаженного учета затрат не обойтись, так как борьба за качество и конкурентоспособность прямо связана с учетом затрат на качество, с разработкой и применением форм и методов, позволяющих снижать эти затраты.
3. Система должна обеспечивать предупреждение появления различного рода несоответствий и дефектов. Реализация этого принципа связана с применением разнообразных методов на всех стадиях жизненного цикла продукции. С самого начала на это, например, направлена функция маркетинга, суть которой состоит в том, что нет необходимости делать то, что не нужно потребителю.
4. Если отклонение, несоответствие или дефект допущены, то система должна обеспечить их обязательное выявление. Система должна гарантировать, что продукция, имеющая дефекты, не попадет в дальнейшем в производство или к потребителю.
5. Система должна быть официальной - документально оформленной.
6. Система управления качеством должна периодически анализироваться, совершенствоваться, должна осуществляться проверка выполнения правил, установленных систем. Реализация данного принципа предполагает наличие на предприятии специализированных служб качества [20, с. 43].
В
Республике Беларусь в течении последних
лет ведется активная работа по Внедрению
международных стандартов (МС) серии
ИСО - 9000. И в абсолютном большинстве случаев,
когда речь идет об этих стандартах, об
их применении е практической деятельности,
подразумевается не только качество продукции,
но и качество работы организации е целом,
то есть на обеспечение ее конкурентоспособности.
Несомненно, важную роль в повышении конкурентоспособности
имеет факт сертификации в соответствии
с международными требованиями, которые
изложены в Международных стандартах
серии ИСО.
1.2
Международные стандарты
серии ИСО-9000
Системной основой новой версии МС ИСО 9000 : 2000 являются 8 принципов менеджмента качества;
- направленность на потребителя:
- ответственность руководства;
- вовлечение всего персонала;
- процессный подход;
- системный подход к управлению;
- постоянное улучшение;
- подход к принятию решений на основе фактов;
-
взаимовыгодные отношения с
Принцип 1 - направленность на потребителя.
Организация
должна принимать и настоящие
и будущие запросы
Идеология стандартов ИСО серии 9000 была направлена на потребителя. Одной из задач, реализуемых системой качества на МС ИСО серии 9000, всегда являлось обеспечение уверенности потребителя е том, что установленный уровень качества выпускаемой продукции достигается. Новая версия стандартов ИСО серии 9000 этот принцип более проанализировала.
Принцип 2 - ответственность руководства.
Руководители создают единство целей организации и ее управления, демонстрируют приверженность качеству личным примером. Они должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей организации.
Применение этого принципа требует следующих действий:
-
демонстрация приверженности
- понимание и реагирование на внешние изменения;
- ориентация на потребности всех заинтересованных сторон;
- четкое определение прогноза будущего своего предприятия;
- обеспечение атмосферы доверия и работы без страха;
- обеспечение персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности;
- инициирование, признание и поощрение вклада людей;
- поддержка открытых и честных взаимоотношений;
- обучение и “выращивание” людей;
- установление смелых целей и применение стратегий для их достижения.
Для достижения успеха в деятельности предприятия профессионального руководства, вопросами функционирования системы качества и ее совершенствования руководитель фирмы должен заниматься постоянно, выказывая личную заинтересованность. Этот принцип формулируется как “лидерство” и имеет очень важное значение в системе качества.
Руководитель
предприятия должен быть лидером, должен
создать и поддерживать среду, в
которой работники могут быть
полностью вовлечены в
Руководитель должен придерживаться стратегии делового совершенствования, которую составляют четыре взаимосвязанных задачи: удовлетворенный потребитель; удовлетворенный персонал; удовлетворенный поставщик; удовлетворенный хозяин или акционер.
В конечном итоге ответственность за процветание или банкротство предприятия лежит на руководителе предприятия. Руководитель долгосрочную стратегию развития предприятия, как уже неоднократно упоминалось, является эффективная система качества.
Принцип 3 - вовлечение всего персонала.
Работники всех уровней составляют сущность организации, полное вовлечение дает возможность использовать их возможности на благо организации. Применение этого принципа требует, чтобы работники предприятия следовали следующим целям:
-
активное участие в
- участие в команде и передача своего опыта и своих знаний членам команды;
-
принятие инициативы и
- поддерживать марку и престиж предприятия, представлять в лучшем свете свое предприятие потребителям и всем заинтересованным лицам.
Принцип 4 - процессный подход.
Желаемый
результат достигается
Исходя из выше сказанного и согласно требованиям МС ИСО серии 9000 предприятие должно: определить процессы, необходимые в системе менеджмента качества; определить последовательность и взаимодействие этих процессов; определить критерии и методы оценки, необходимые для обеспечения эффективного выполнения процессов и контроля за ними; обеспечить наличие информации, необходимой для выполнения и мониторинга процессов; обеспечить оценку, мониторинга и анализ процессов, а также выполнения действий, необходимых для достижения запланированных результатов.
Принцип 5 - системный подход к управлению.
Эффективность и результативность организации улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов по установленной цели. Это определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов в целях улучшения результативности и эффективности организации. Как правило, на предприятиях всегда имеется система управления. Она может быть хорошо задокументированной и не очень, в соответствии с МС ИСО серии 9000 в полной мере или нет, быть или не быть эффективной, но она ведь есть, иначе предприятие бы просто не смогло работать.
Принцип 6 - постоянное улучшение.
Неизменной целью организации должно быть постоянное улучшение. Несомненно, что эта цель должна исходить от руководителя.
Как правило, процесс улучшения деятельности "не срабатывает" если: руководитель не принимает б нем активного участия; из-за неправильного использования его руководством; если руководство не хочет принимать долгосрочные обязательства; если руководство не рассматривало этот процесс как составную часть всей деятельности. Путь к совершенству не имеет конца. Этот процесс является эффективным средством осуществления положительных сдвигов, которые дают экономию как для фирмы, так и для потребителя.
Три этапа обретения знаний процесса совершенствования работы называют "лестницей совершенствования":
1. Этап заключается в осознании руководством необходимости е совершенствовании, в понимании того, что представляют собой новые требования, кто и за что отвечает и что представляет собой процесс.
2. Этап заключается в готовности руководства оказать поддержку данному процессу и вложить в него некоторые ресурсы.
3. Этап заключается в активном участии в процессе совершенствования и преданности делу.
Принцип 7 - подход к принятию решений на основе фактов.
Эффективные решения основываются на анализе данных информации. Этот принцип, по суш, означает, что в системе менеджмента качества по всем процессам должен быть сбор, регистрация, статистический анализ и оценка информации и данных, используемых для принятия корректирующих и предупреждающих действий.
Статистические методы качества у нас на предприятиях и фирмах не получили широкого распространения. Они предназначены для широкого применения в производстве. Они являются наиболее эффективным средством объективного наблюдения за качеством процесса, одним из основных инструментов совершенствования системы управления качеством, обеспечения качества выпускаемой продукции.
Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организации и поставщики взаимозависимы и их взаимовыгодные отношения увеличивают их способность создавать ценности. Качество на ряду со своевременностью поставки и расходами является одним из трех основных критериев оценки деятельности поставщика. Для проверки качества поступающих материалов и комплектующих на предприятиях осуществляется проведение входного контроля. Однако это не всегда эффективно. С этой проблемой лучше разобраться с помощью проведения аудита системы менеджмента качества поставщика. Аудит системы качества поставщика может проводить специалист предприятия потребителя, имеющий сертификат аудитора внутренних проверок или прошедший другую подготовку по внутреннему аудиту или эксперт-аудитор органа по сертификации.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000 - 9004, принятых международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO) в марте 1987 года и обновленных в 1994 году.
Стандарт ИСО серии 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством» содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятия.