Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Значение повышения качества продукции для экономики предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования предприятия, а также адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.
Введение
1. Сущность управления качеством продукции. Эволюция систем управления качеством продукции
1.1 Понятие менеджмент качества, система менеджмента качества, управление качеством
1.2 Международные стандарты серии ИСО-9000
2. Анализ соответствия систем управления качеством продукции РУП «МАЗ» международным стандартам ИСО серии 9000:2000
2.1 Общая характеристика РУП «МАЗ»
2.2 Анализ системы управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции на РУП «МАЗ»
Заключение
Список использованных источников
Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с СТБ ИСО 9001 на республиканском унитарном предприятии «Минский автомобильный завод» при проектировании и производстве автотехники является стратегическим решением руководства, направленном на улучшение качества продукции, повышение удовлетворенности потребителей.
Проектируемая
СМК должна быть составной частью
системы менеджмента
Высшее руководство для внедрения и функционирования СМК осуществляет следующие меры:
- разработку Политики и стратегических целей, соответствующих назначению предприятия;
- демонстрацию на собственном примере приверженности Политике предприятия в области качества;
-
доведение до сведения
- определение процессов жизненного цикла продукции, добавляющих ценность в интересах предприятия;
-
обеспечение организационной
Первый шаг в построении новой СМК - формулирование Политика высшего руководства в области качества.
Он сделан: 31 мая 2003 года введена в действие Политика высшего руководства в области качества РУП «МАЗ» и доведена до сведения персонала.
На основании Политики в области качества были сформулированы цели и задачи предприятия в области качества.
Анализ действующей системы качества на РУП «МАЗ» позволяет выделить следующие положительные моменты:
- подтверждается наличие на предприятии разработанной документированной и внедренной системы качества;
-
система качества
- ведется обучение высшего звена управления, руководителей, специалистов и менеджеров менеджменту качества.
Отрицательные моменты:
-
выполнение требований
- планирование и проведение корректирующих действий зачастую происходит без решения существа проблемы;
- не налажен учет затрат на качество;
- не выписываются журналы и книги по качеству;
-
не определены критерии и
- постоянное увеличение штатных работников Управления качеством продукции не является залогом эффективного функционирования СМК и выпуска высококачественной продукции;
- построение системы менеджмента качества не увязывается с вопросами автоматизации управленческой деятельности предприятия;
- на предприятии не создана среда, благоприятная для стимулирования у работников стремления постоянно улучшать свою работу;
-
знание, понимание и поддержание в рабочем
состоянии СМК - задача не только руководителей,
специалистов и служащих Управления качества
продукции, а всех работников предприятия.
3. Разработка конкретных
мероприятий по совершенствованию
управления качеством
продукции на руп
«маз»
Анализ обеспечения качества продукции на РУП «МАЗ» показал, что на предприятии осуществляется широкомасштабная работа по совершенствованию процессов производства продукции и процессов управления на основе системного менеджмента качества и процессного подхода к управлению в соответствии с требованиями МС ИСО 9000:2000. Кроме этого, выявлены негативные факторы, оказывающие влияние на качество продукции предприятия.
Приведенная динамика показателей качества по РУП «МАЗ» показывает, что, не смотря на сложные условия производства, предприятие не допускает обвального падения качества выпускаемой продукции. Уровень отказов на автомобильную технику находится в пределах, установленных техническим условиями. В дальнейшем работу РУП «МАЗ» нужно сконцентрировать по следующим ключевым направлениям:
- достижение наработки на сложный отказ не менее 1000 часов в гарантийный период;
-
обеспечение стабильности
-
мероприятия по исключению
- повышение технического уровня продукции;
- совершенствование системы контроля качества;
- повышение качества покупных комплектующих изделий и совершенствование системы взаимоотношений с поставщиками;
- удовлетворение требований потребителей и организация технического обслуживания продукции.
С целью сведения к минимуму отрицательных моментов, сказывающихся на качестве и конкурентоспособности продукции, выпускаемой РУП «МАЗ», предлагается осуществить следующие действия в рамках обеспечения требований МС ИСО 9000 по качеству продукции.
1) Оценка удовлетворенности потребителей.
Одной
из особенностей стандарта ИСО 9001 версии
2000 года является его ориентация на
повышение удовлетворенности
Предлагается
следующая методика оценка степени
удовлетворенности
В анкете потребителю предложить дать свою оценку по показателям, характеризующим технические, экономические достоинства техники, а также уровень качества, техническое обслуживание и оперативность решения вопросов. Оценку производить по 5-бальной шкале как по значимости каждого показателя, так и по степени удовлетворенности.
2) Обеспечение качества покупных комплектующих изделий, сырья, материалов.
Должно
осуществляться тесное взаимодействие
практически со всеми предприятиями-
-
помощь в отработке
- совместная разработка испытательных стендов, имитирующих работу комплектующих изделий в реальных условиях, методик контроля изделий;
- установление проектных технических требований с учетом мировых тенденций и совместных работ по разработке перспективных комплектующих изделий;
-
создание совместных
-
проведение периодических
-
проведение конкурсов на
-
организация аттестации
- совершенствование систем качества, действующих на предприятиях-партнерах поставщиках и потребителях.
3) Обеспечение качества в процессе производства.
С
целью сокращения потерь от брака
и снижения уровня дефектности готовой
продукции целесообразно
- при мониторинге процесса следует использовать статистические методы оценки и регулирования технологического процесса, а именно:
- оценка возможности оборудования путем расчета индексов воспроизводимости при его проверке на технологическую точность;
- статистическое управление процессом с помощью контрольных Х/R карт (включая оценку возможности технологического процесса);
-
анализ качества продукции с
использованием диаграмм
Качество выпускаемой продукции напрямую зависит от метрологического обеспечения производства, поэтому в данном направлении следует осуществить следующие действия:
-
восполнить недостаток
-
для обеспечения единства
-
обучить поверителей в
4) Сервис.
Одной из основных задач РУП «МАЗ» является улучшение гарантийного обслуживания автомобильной техники. Необходимо проводить ревизию работы организаций, с которыми заключены дилерские договора и договора на гарантийное обслуживание автомобильной техники, для решения вопроса о продолжении сотрудничества в последующие годы.
5) Анализ информации об эксплуатации автомобильной техники.
Анализ информации об эксплуатации автомобильной техники необходимо осуществлять на трех уровнях.
Первый уровень анализа должно осуществлять высшее руководство МАЗ с целью принятия действенных управленческих решений на основе информации о тенденциях развития рынка, специфических требованиях регионов, результативности работы дилерских организаций.
Второй уровень анализа должен осуществляться заместителем генерального директора по качеству, техническим директором и ведущими специалистами (ГСКБ, ОГТ и др.). Объектом анализа должна быть информация о количестве отказов по каждой конкретной причине и по каждому узлу или детали.
Третий
уровень анализа должен производится
специалистами технических
Результатом анализа должна являться разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий по снижению отказов по конкретным деталям и узлам. При этом на каждое мероприятие необходимо разработать карточку учета мероприятий по качеству, в которой должна быть определена решаемая проблема по качеству, значение показателя по качеству до внедрения и после внедрения, потребность в ресурсах и сроки выполнения работ.
Внедрение карточек учета мероприятий позволит оценить результативность как отдельного мероприятия, так комплекса мероприятий по качеству в целом. Кроме этого, с целью ускорения получения, обработки и систематизации информации об эксплуатации техники целесообразно наладить процесс анализа посредством использования заводской корпоративной информационной системы (КИС).
6) Разработка новых и модернизация выпускаемых изделий.
Необходимо обучить группу специалистов методу FМEA-анализ (системный анализ надежности и безопасности новых продуктов) и обеспечить внедрение данного метода в ГСКБ. Должна осуществляться идентификация конструкторско-технологической документации и обеспечиться прослеживаемость изготавливаемой продукции, позволяющая в случаях возникновения несоответствий, определить принадлежность ее к определенной партии.