Управление доходной частью государственного бюджета России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ управления доходной частью государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- определить сущность и основные принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях социально-экономического развития общества;
- рассмотреть понятие государственного бюджета и проанализировать формирование доходной части государственного бюджета;
- выделить источники формирования доходной части бюджетов разных уровней, рассмотрев особенности и структуру федеральных, региональных и местных налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7
1.1. Сущность и функции бюджетной системы в РФ.

8
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ.
19
1.3. Доходы и расходы бюджетной системы РФ.

21
1.4.Нормативно-правовые основы бюджетной системы России.
Вывод
23

23
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


28
2.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджета.

28
2.2. Источники формирования дохода государственного бюджета РФ.

30
2.2.1. Доходы федерального бюджета.

30
2.2.2. Особенности структуры доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

38
2.2.3. Доходы бюджетов муниципальных образований.

42
2.2.4. Федеральные налоги.
46
2.2.4.1. Налог на добавленную стоимость.
47
2.2.4.2. Акцизы.
50
2.2.4.3. Налог на прибыль организаций.
52
2.2.4.4. Налог на доходы физических лиц.
55
2.2.4.5. Единый социальный налог.
58
2.2.4.6. Государственная пошлина.
59
2.2.4.7. Таможенная пошлина и таможенные сборы.
60
2.2.4.8. Платежи за природные ресурсы.

62
2.2.5. Региональные налоги.
66
2.2.5.1. Налог на имущество предприятий.
66
2.2.5.2. Транспортный налог.

70
2.2.6. Местные налоги и сборы.
Вывод
71
71
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА


77
3.1. Причины и основные направления реформирования бюджета России последнего десятилетия.
77
3.2. Этапы и методы прогнозирования и планирования доходной части государственного бюджета.
82
3.3. Планирование доходов государственного бюджета.
Вывод
89
89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

- по добытым полезным ископаемым (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) 40% — в доход федерального бюджета, 60% — в доход бюджета субъекта РФ;

- по углеводородному  сырью — соответственно 80 и 20%;

- если углеводородное  сырье добыто на территории  автономного округа, входящего в состав края или области, то 74,5% налогов поступает в доход федерального бюджета, 20% — в доход бюджета округа, 5,5% — в  доход бюджета края или области;

- по общераспространенным  полезным ископаемым вся сумма  на 
лога идет в бюджет субъекта РФ;

- при добыче  полезных ископаемых на континентальном  шельфе вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета.

Согласно Закону РФ от 21 декабря 1992 года № 2396-1 «О недрах» пользование недрами в РФ становится платным. С 1 января 2002 года система платежей при пользовании недрами включает разовые платежи за пользование недрами (минимально 10% от суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации), регулярные платежи за пользование недрами (по ставкам за 1 км2 площади участка недр), плату за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий. Зачисление данных платежей в различные бюджеты происходит в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Пользователи недр уплачивают и другие законодательно установленные налоги.

Законами РФ от 19 декабря 1991 года № 2060-1 была введена плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения. Общая сумма платежей складывалась из платы за указанные виды загрязнения окружающей природной среды в предельно допустимых размерах; в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); сверх установленных лимитов. Плата за предельно допустимые загрязнения и загрязнения в пределах лимитов относилась на себестоимость продукции (работ, услуг), а сверх этих размеров — за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

С 1998 года введена плата за пользование водными объектами. Объектами обложения являются: объем забранной из водного объекта воды; объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водными объектами без забора воды (для гидроэлектростанций — количество выработанной электроэнергии; при сплаве леса — объем сплавляемой древесины); площадь акватории водных объектов; объем сбрасываемых в водные объекты сточных вод. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 1998 года № 819 установлены минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (в пределах установленных лимитов). 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 1998 года № 1490 «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами» введена плата за пользование водными биологическими ресурсами. Она вносится юридическими и физическими лицами, как российскими, так и иностранными, за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов. Предельные размеры платы установлены в определенной денежной сумме за тонну выловленной продукции. В настоящее время она составляет, например, по сельди дальневосточной — 20 руб., по семге — 200 руб., осетровым — 2000 руб., камчатскому крабу — 10 000 руб. за тонну. Порядок исчисления и внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами определяется Министерством финансов РФ.

Пользование лесным фондом в РФ является платным. Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающими в себя лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду.

Применяется шкала рентных надбавок к таксам на деловую древесину за 1 м3 в зависимости от показателя ликвидного запаса на один гектар эксплуатационной площади и расстояния вывоза заготовленной древесины от места заготовки до ближайшего пункта сплава или погрузки.  Плата за древесину поступает в бюджеты районов, на территории которых осуществляется пользование лесным массивом. Если отпуск древесины на корню с аукциона (торгов, конкурсов) осуществлен по стоимости, превышающей ставки лесных податей, то 50% разницы перечисляется на счета органов управления лесным хозяйством. Остальная часть указанной разницы перечисляется в районный (городской) бюджет.

В результате налоговой реформы с введением главы 26 НК РФ существенно расширяются как фискальная, так и регулирующая функция платежей за использование природных ресурсов. Доля поступления данных платежей в федеральный бюджет возрастает с 3,12% в 2001 года до 9% в 2002 году. (см.Приложение 16)

 Существенное увеличение с 1 января 2002 года платы за пользование водными объектами, сверхнормативное и нерациональное использование природных ресурсов, платы за землю создают дополнительные стимулы к более эффективному использованию этих весьма дефицитных ресурсов.

 

2.2.5.  Региональные  налоги.

 

        1. Налог на имущество предприятий.

 

Налог на имущество предприятий является важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации. Планируются повышение роли имущественных налогов в системе налогообложения и переход от имущественного налогообложения к налогообложению недвижимости путем поэтапного слияния налога на имущество и платы на землю, когда в качестве объекта налогообложения выступают не только основные средства, запасы и затраты, но и рыночная стоимость земельных участков.

Плательщиками налога на имущество являются:

- предприятия, организации  и учреждения, включая предприятия 
с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами 
по законодательству РФ;

- иностранные  юридические лица, международные  объединения 
и их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ.

 Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Результаты самостоятельно проведенных предприятиями переоценок в настоящее время учитываются для целей налогообложения имущества.

  Налогооблагаемая база рассчитывается на основе данных об отражаемых в активе баланса остатках по следующим счетам бухгалтерского учета с учетом специфики применяемых планов счетов различными налогоплательщиками (предприятиями, банками, страховыми организациями): основные средства; доходные вложения в материальные ценности (за вычетом суммы износа); нематериальные активы (за вычетом суммы взноса); материалы; капитальные вложения (за исключением расходов на приобретение земельных участков, объектов природопользования и расходов, увеличивающих стоимость основных средств); лизинговые операции (за вычетом суммы амортизации); заготовление  и приобретение материалов; отклонение в стоимости материалов; основное производство; полуфабрикаты собственного производства; вспомогательные производства; обслуживающие производства и хозяйства; некапитальные работы; расходы будущих периодов; выполненные этапы по незавершенным работам; готовая продукция; товары; издержки обращения; товары отгруженные.

Рассмотрим льготы по налогу на имущество. Во-первых, предусмотрено полное освобождение определенных организаций от данного налога. В частности, от налога освобождается имущество:

- бюджетных учреждений  и организаций, органов законодательной 
(представительной) и исполнительной власти, органов местного само 
управления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования 
РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- предприятий  по производству, переработке и  хранению сельскохозяйственной  продукции, выращиванию, лову и переработке  рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- специализированных  протезно-ортопедических предприятий;

- используемое  исключительно для нужд образования  и культуры;

- используемое на некоторые другие цели.

Во-вторых, от налога освобождаются отдельные виды имущества, принадлежащие предприятию. Для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам):

- объектов жилищно-коммунальной  и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков;

- объектов, используемых  для охраны природы, пожарной  безопасности или гражданской обороны;

- имущества, используемого  для производства, переработки и  хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;

- некоторых других  видов имущества.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.

Перспективы развития имущественного налогообложения — это введение вместо налога на имущество и платы за землю налога на недвижимость. 

Частью 2 НК РФ предусмотрено на региональном уровне введение налога на недвижимость. Конкретный порядок налогообложения недвижимости на территории субъектов РФ будет устанавливаться законами, принимаемыми законодательным (представительным) органом власти субъектов РФ. Плательщиками налога планируется признавать организации и физических лиц, которые являются собственниками недвижимости, выступающей в качестве объектов налогообложения. Объектами налогообложения планируется признавать Находящиеся на территории субъекта РФ земельные участки, здания, строения, сооружения (в том числе подземные), жилые и нежилые помещения, доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности, а также объекты незавершенного строительства. Определенные виды недвижимости планируется не относить к объектам налогообложения.

Налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения будет определяться, исходя из оценки его рыночной стоимости, которая будет производиться ежегодно на подведомственной территории специальной организацией по оценке и налоговому учету недвижимости, создаваемой органами власти субъекта РФ.

Проектом части 2 НК РФ предусмотрена налоговая льгота в отношении объектов жилого назначения: налогооблагаемая база на недвижимость жилого назначения должна составлять не более 10% от оценки рыночной стоимости. Налог на недвижимость планируется рассчитывать по ставкам, определяемым документами законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Согласно проекту НК РФ максимальная ставка налога не может превышать 2% с дифференциацией налоговых ставок в зависимости от использования недвижимости, категорий налогоплательщиков или иных обстоятельств, предусмотренных законом о налоге, принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. Сумма налога будет определяться ежегодно в отношении каждого объекта налогообложения (по месту его нахождения), исходя из налоговой базы, исчисленной по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога будут устанавливаться законом о налоге, принимаемым законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

Полагаю, что этот налог ждет нелегкая судьба, так как реальные обладатели недвижимости, которая могла бы существенным образом увеличить налогооблагаемую базу, наверняка примут все меры лоббирования, чтобы вывести значительную часть недвижимости из-под налогообложения. 

 

2.2.5.2. Транспортный налог.

 

С 1 января 2001 года  отменены налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автотранспортных средств, с 2003 года отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Вместо него  введен транспортный налог. Столь значительное сокращение доходных источников регионов, особенно с 2003 года, является для них крайне болезненным, и только время покажет, можно ли будет его компенсировать зачислением в бюджеты субъектов федерации и дорожные фонды большей части акцизов.

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 30 июля 2002 года, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,   несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Управление доходной частью государственного бюджета России