Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 02:08, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы: является выработка стратегии управления финансовыми ресурсами предприятия. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия: сущность, цели, задачи, основные направления реализации стратегии управления;
разработать стратегический план управления финансовыми ресурсами;
экспериментально изучить управление финансовыми ресурсами на ЗАО «Макс» предприятия, дать анализ финансовых показателей повышения эффективности деятельности предприятия;
По результатам анализа таблицы 12 видно, что основные показатели финансовой устойчивости страховой организации находятся в пределах нормативных значений.
Положительно оценивается рост коэффициента автономии, свидетельствующий об увеличении финансовой независимости, и уменьшение коэффициента соотношения заемных и собственных средств, отражающее ослабление финансовой зависимости.
Таблица 13
Относительные показатели финансовой устойчивости
Наименование финансового |
Нормативное значение |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коэффициент автономии |
>0,5 |
0,93 |
0,84 |
0,94 |
Коэффициент отношения заемных и собственных средств (финансовый рычаг) |
<1 |
0,08 |
0,18 |
0,07 |
Коэффициент отношения собственных и заемных средств |
- |
12,96 |
5,41 |
14,90 |
На основании данных таблицы 13 видно, что коэффициент автономии организации в динамике увеличивается, для финансово устойчивого предприятия минимальный уровень данного показателя должен быть больше 0,5. С экономической точки зрения это означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Для ЗАО «МАКС» он равен в 2009 г. 0,93, в 2010 г. 0,84, а в 2011 г. увеличивается до 0,94. Значения коэффициента автономии остаются на высоком уровне. Это объясняется тем, что предприятие в основном работает за счет собственных средств, и доля заемного капитала в структуре пассивов организации невелика.
Коэффициент отношения собственных и заемных средств является обратным коэффициенту отношения заемных и собственных средств и совпадает по расчетным значениям с коэффициентом автономии, т.к. собственный капитал составляет в структуре баланса значительную долю, данный коэффициент имеет достаточно высокие значения, в 2009г. – 12,96, в 2010 г. – 5,41, в 2011г. – 14.90.
Проведем анализ финансового состояния всей компании ЗАО «МАКС».
Далее охарактеризуем деятельность ЗАО «МАКС» на основе анализа основных финансово-экономических показателей компании за последние три года (см. табл. 3). Информационной базой такого анализа выступают данные годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности ЗАО «МАКС» за 2009-2011 годы (см. Приложение 7 и 8).
На рис. 6 представлены страховые премии, выплаты и прибыль от страховых операций компании за последние три года.
Рис. 6. Страховые премии, выплаты и прибыль от страховых операций ЗАО «МАКС» за 2009-2011 годы
Как видно из данных табл. 3 и рис. 6, определенной тенденции изменения страховых премий компании за последние три года не наблюдалось: сначала их величина сократилась на 17 % за 2009 год, а затем, наоборот, возросла на 6,4 % за 2010 год. За весь анализируемый период страховые взносы, полученные компанией, сократились на 11,7 %. Это характеризуется негативно и свидетельствует о снижении размера текущих финансовых средств, которыми располагала компания для ведения хозяйственной деятельности в 2011 году по сравнению с 2009 годом. В анализируемом периоде наблюдалась тенденция роста страховых выплат компании: на 18 % за 2010 год и на 1 % за 2011 год. За весь анализируемый период страховые выплаты компании также возросли на 19,2 %. Таким образом, в 2009-2011 годы наблюдалось повышение объемов исполненной компанией ответственности.
Следует отметить, что рост выплат в 2011 году по сравнению с 2009 годом наблюдался на фоне снижения полученных компанией страховых премий. Вследствие чего в отчетном году по сравнению с 2009 годом наблюдался более высокий уровень страховых выплат компании. Это характеризуется негативно и указывает на повышение убыточности страховых операций ЗАО «МАКС» в указанный период времени. Расходы по ведению страховых операций компании сначала сократились на 19 % за 2009 год, а затем, наоборот, возросли на 19 % за 2010 год. За весь анализируемый период указанные расходы страховой компании также сократились на 78657 тыс.руб. или 3,6 %. Как видно, расходы по ведению страховых операций компании в 2011 году по сравнению с 2009 годом сократились менее существенно, чем страховые премии. Это характеризуется также негативно, поскольку свидетельствует о повышении себестоимости страховых услуг компании.
В 2009 году существенно увеличилась убыточность страховых операций.
Так, доля страховых выплат и расходов на ведение страхового дела компании в объеме, полученных ЗАО «МАКС» страховых премий увеличилась с 71,7 % в 2008 году до 90,5 % в 2009 году, т.е. на 18,8 пункта или 26,2 %. В отчетном году значение показателя практически не изменилось -фиксировалось на уровне 2009 года. Основной причиной убыточности страховых операций компании в 2008-2009 годы являлось во-первых, сокращение масштабов страховой деятельности ЗАО «МАКС», а во-вторых, рост выплат по договорам страхования.
Следует отметить, что страховая деятельность компании была эффективной. На это указывает наличие положительных финансовых результатов ЗАО «МАКС» в 2008-2010 годы. Так, прибыль от проведения страховых операций компании составила 1184114 тыс.руб. в 2008 году, 803462 тыс.руб. в 2009 году и 409290 тыс.руб. в 2010 году.
Таблица 14 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности ЗАО «МАКС» за 2009-2011 годы |
Как видно, на протяжении последних трех лет наблюдалось уменьшение прибыли компании от страховых операций. Это характеризуется негативно и свидетельствует о снижении эффективности проводимых ЗАО «МАКС» страховых операций в 2008-2010 годы.
Основными причинами снижения прибыли от страховых операций компании в 2010 году по сравнению с 2008 годом являлось: увеличение страховых выплат на фоне снижения объема страховых премий, а также рост уровня расходов на ведение страхового дела.
Также в анализируемом периоде наблюдалось и снижение прибыли от страховых операций в расчете на 1 руб. полученных страховых премий. Так, если в 2009 году в среднем на каждый рубль полученных компанией страховых взносов приходилось порядка 14,1 коп. прибыли от страховых операций, то в 2010-2011 годы, соответственно только 11,5 коп. и 5,5 коп. прибыли. Это также характеризуется негативно и свидетельствует о снижении эффективности проводимых компанией операций страхования.
Помимо проведения страховых операций компания в анализируемом периоде занималась инвестиционной деятельностью. Причем можно сделать вывод о расширении масштабов инвестиционной деятельности ЗАО «МАКС» на протяжении последних трех лет. На это указывает рост инвестиционных доходов компании: почти в 1,5 раза за 2010 год и в 24,4 раза за 2011 год. Также следует отметить прибыльность инвестиционной деятельности компании на протяжении всего анализируемого периода. Однако, если в 2010 году наблюдался рост чистых инвестиционных доходов компании почти в 2 раза, то в 2011 году, наоборот, снижение на 5,2 %. Таким образом, можно сделать вывод о повышении эффективности инвестиционной деятельности за первые два года анализируемого периода и ее снижении в отчетном году. В анализируемом периоде наблюдалось снижение собственного капитала компании: на 2,1 % за 2010 год и на 22,8 % за 2011 год. При этом активы компании за тот же период, соответственно возросли на 6,6 % и сократились на 5,2 %. Поэтому снижение собственных средств в динамике с учетом изменения совокупных активов характеризуется негативно, поскольку свидетельствует об уменьшении собственной ресурсной базы компании и как следствие - о снижении финансовой устойчивости ЗАО «МАКС» в 2009-2011 годы. Несмотря на эффективность страховых операций и инвестиционной деятельности как в 2009 году, так и в 2011 году у компании наблюдались убытки от всей хозяйственной деятельности. Основной причиной убыточности деятельности ЗАО «МАКС» в указанные годы являлись значительные управленческие расходы. Так, величина последних на протяжении всего анализируемого периода значительно превышала прибыль компании от страховых операций. Таким образом, обеспечение положительных финансовых результатов деятельности компании, возможно прежде всего за счет сокращения управленческих расходов. Обобщая вышесказанное, нельзя сделать вывод об экономическом развитии компании на протяжении последних трех лет. Проведенный анализ выявил наличие определенных проблем и недостатков у компании. Так, в частности, на протяжении последних трех лет наблюдалось снижение эффективности страховой деятельности, наличие убытков как в 2009 году, так и в 2011 году и т.д.
Анализ маркетинговой активности компаний на страховом рынке РФ в 2011 году и за предыдущие два года позволил выявить три группы страховщиков, задающих моду в страховании, но отличающихся маркетинговой стратегией и тактикой. Эти группы получили условные названия «1А», «1Б» и «2» [6, с.32].
При выделении групп к классификационным признакам были отнесены:
1. Маркетинговая политика в сфере новых
страховых продуктов
(программ);
Обобщенное сравнение страховых компаний, относящихся к различным страховым группам представлено в табл. 15.
Таблица 15
Особенности маркетинговой активности страховщиков различных
маркетинговых групп
Маркетинговый признак |
Группа «1Л» |
Группа «1Б» |
Группа «2» | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Новые продукты |
Программы разрабатываются в сегментах массовых видов и направлены на сегментацию страхователей и повышение уровня обслуживания |
Заканчивается формирование продуктовой линейки для физических лиц |
Продуктовая линейка на стадии формирования. Программы по массовым видам разрабатываются в рамках ее наполнения | |||
Регионы |
Развитие сетей второго уровня (офисы продаж и агентства) |
Развитие сетей первого уровня (филиалов) преобладает над ростом подразделений второго уровня (число открываемых офисов и точек продаж) |
Открытие филиалов и представительств (первый уровень). Активность невысокая | |||
Каналы продаж |
Развитие «неагентских» каналов; прямые продажи и продажи через финансовых и иных посредников |
Более активное в стадии становления взаимодействие с банками и иными институтами (например, лизинговыми компаниями) |
Активное формирование агентской сети и взаимодействия с брокерами. Развитие того или иного канала зависит от стратегии компании | |||
Продвижение услуг |
Снижение открытой активности по массовым видам страхования. переход в скрытое стимулирование в сегменте услуг для юридических лиц. |
Активное использование ценового стимулирования и семплинга по массовым видам страхования |
Акции по стимулированию носят эпизодический характер |
ЗАО «МАКС» можно отнести к группе «1Б».
При разработке и позиционировании страховщика указанной группы новых программ принцип сегментации страхователей выражен не сильно, так у компании в настоящее время завершается этап построения продуктовых линеек для физических лиц. Среди предложения новых программ в 2011 году преобладали имущественные виды страхования, связанные с разработкой экспресс-продуктов по страхованию имущества физических лиц. Новые продукты по автострахованию имеют специфический характер и ориентированы не на массового потребителя.
Региональная политика страховщиков группы «1Б» характеризуется региональной экспансией. Развитие сетей первого уровня (филиалов) преобладает над ростом подразделений второго уровня (офисов и точек продаж).
Многолетняя практика страхования ЗАО «МАКС» показывает, что для различных категорий страхователей должны применяться особые методы работы, учитывающие типы продаж, группы клиентов, виды продуктов и каналы сбыта.
Рассмотрим организацию и обеспечение деятельности розничной системы сбыта страховых услуг компании с точки зрения ее ориентирования на клиента - потребителя страховых услуг. Система взаимодействия сегментов ретейла друг с другом и с клиентами ЗАО «МАКС» является инвариантной (устойчивой к внешним и внутренним воздействиям), свободная от дублирующихся функций и действующая по замкнутому циклу: первичные продажи - обслуживание - сопровождение - обслуживание - вторичные продажи - et cetera.
Система ретейла ЗАО «МАКС» включает сегменты продаж, сопровождения и обеспечения, называющиеся соответственно: «центр продаж», «центр сопровождения» и «бэк-офис».
Компания в настоящее время использует следующие два канала продаж:
- агентский, когда взаимодействие с клиентом осуществляет страховой
агент;
- канал нестраховых посредников, когда взаимодействие с клиентом осуществляют юридические лица, имеющие собственные сбытовые сети. В данном случае страхование выступает в качестве дополнительной услуги, предлагаемой нестраховым посредником своим клиентам для увеличения собственных продаж. Нестраховыми посредникам ЗАО «МАКС» являются банки, автосалоны, туристические агентства и сети мобильной связи;
Информация о работе Управление финансовыми ресурсами страховой компании