Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:42, реферат

Краткое описание

"Финансовый менеджмент" является одной из профилирующих дисциплин для студентов экономических специальностей. Дисциплина "Финансовый менеджмент" направлена на формирование у студента целостной системы знаний о финансовых отношениях в хозяйственном процессе, финансовом механизме, технологии управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 867.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Оперативное финансовое  планирование заключается в детализации  разработанных текущих планов по направлениям хозяйственной деятельности предприятия, по отдельным инвестиционным проектам и т.п. Основными видами оперативных финансовых планов предприятия являются:

 бюджет капитальных  затрат и поступления средств  (капитальный бюджет);

 бюджет текущих  денежных расходов и доходов  (текущий бюджет);

 график осуществления  платежей (платежный календарь).

Капитальный бюджет разрабатывается  на этапе осуществления реального  инвестирования, связанного с новым  строительством, реконструкцией и модернизаций основных средств в разрезе отдельных инвестиционных проектов. Он состоит из двух разделов:

1) капитальные затраты; 

2) поступления средств.

Текущий бюджет разрабатывается  по отдельным хозяйственным операциям  или видам деятельности предприятия, не выходя по срокам за рамки одного квартала. Он состоит из следующих двух разделов:

1) текущие расходы;

2) доходы от хозяйственных  операций (видов деятельности).

Платежный календарь  разрабатывается по отдельным видам  движения денежных средств (налоговый  платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками товаров и т.п.) и по предприятию в целом. Он состоит из следующих двух разделов:

1) график расходования  денежных средств;

2) график поступления  денежных средств.

Платежный календарь  конкретизирует текущий план поступления и расходования денежных средств, обеспечивая постоянную платежеспособность предприятию.

8.3.  Бизнес-план, сфера его применения.

Поскольку предпринимательство  в той его части, которая непосредственно  связана с задачей получения прибыли, правомерно отождествлять с бизнесом, планы осуществления предпринимательских проектов получили в зарубежной практике название бизнес-планов.

В последнее время  этот термин стал применяться и в  отечественной практике.

Под бизнес-планом понимается план-программа проведения сделки, т.е. система планомерно организованных мероприятий, действий, направленных на достижение поставленной цели.

Соответственно наличие  достаточно ясной цели позволяет  характеризовать бизнес-план как  одноцелевой, программный. Но следует отметить, что в отличие от целевых комплексных программ в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на финансово-экономических аспектах достижения успеха.

Бизнес-план - это категория  рыночного хозяйствования. Хорошо составленный, научно-обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.

Бизнес-план решает задачи не только оперативного планирования, но может иметь и стратегические цели, а также решать задачи по внешнехозяйственной деятельности предприятия при установлении или расширении деловых контактов с поставщиками и потребителями продукции. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. При заключении договоров банка с инвестиционным либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.

Хозяйственные партнеры предприятия прежде чем установить с ним договорные отношения, могут  с помощью бизнес-плана убедиться  в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом можно строить хозяйственные взаимоотношения с поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; с посредниками в реализации собственной продукции предприятия; с фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты  планирования деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Он предназначен, во-первых, для внутрифирменного планирования, во-вторых, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получение денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана  участвуют все структурные подразделения  предприятия. Как правило, он разрабатывается на пятилетний срок.

В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

Структура и содержание бизнес-плана не регламентируется в  строгом смысле этого слова, но в то же время такой план имеет определенные разделы.

I. Резюме (выводы).

II. Основная часть.

III. Стратегия финансирования.

Бизнес-план начинается с конца, т.е. с "Резюме", которое  открывает бизнес-план, но составляется в самом конце работы над ним, когда уже готовы все остальные разделы и достигнута полная ясность во всех аспектах проекта. Здесь в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.

Во II раздел "Основная часть" включаются следующие подразделы:

* описание вида деятельности;

* рынок сбыта товара;

* маркетинг;

* план производства;

* организационный план;

* юридический план;

* анализ рисков;

* финансовый план.

Важнейшей частью бизнес-плана  является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам).

Предприниматели должны знать источники и размеры  финансовых ресурсов, необходимых для  обеспечения производства, направления использования производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, размер прибыли, дивидендов, каков срок окупаемости и возврата. В конечном счете, правильно составленный бизнес-план отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств.

Резюме.

Предприятие само разрабатывает  свои планы, руководствуясь единственной целью - достижением высокой эффективности  хозяйствования, поэтому финансовое планирование должно ориентироваться  на конъюнктуру рынка, т.е. должно быть взаимодействие плана и рынка.

Финансовое планирование состоит из двух составных частей - текущего и оперативного планирования финансовой деятельности.

В процессе текущего финансового  планирования на предприятиях разрабатываются  следующие виды планов: план доходов и расходов; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план; план формирования и использования финансовых ресурсов.

Основными видами оперативных  финансовых планов являются: бюджет капитальных  затрат и поступления средств (капитальный бюджет); бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет); график осуществления платежей (платежный календарь).

Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все остальные аспекты  планирования деятельности предприятия, анализирующий проблемы с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Тесты для самоконтроля знаний.

1. Бизнес-план - это

a)план-программа проведения  сделки;b)сводный финансовый баланс, предусматривающий обеспечение финансовыми ресурсами осуществление всех мероприятий, намеченных компаний;c)план осуществления предпринимательских проектов;d)система планомерно организованных мероприятий, действий, направленных на достижение поставленной цели.

2. Финансовое планирование  представляет собой

a)процесс определения  потребности предприятий в собственных  оборотных средствах и источниках  их формирования;b)процесс разработки  системы мероприятий по обеспечению  предприятия необходимыми финансовыми ресурсами, сбалансированности их источников и повышение эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде;c)одну из важных форм финансовой работы на предприятиях;d)систему взаимосвязанных балансов.

3. Важнейшей частью  бизнес-плана является

a)организационный план;b)юридический план;c)финансовый план;d)план производства.

 

ТЕМА 9. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

 Финансовая отчетность, и основные требования к составлению  финансовой отчетности.

 Виды финансовых  отчетов на предприятиях, функционирующих в условиях рынка. Цель и основные принципы.

 Оценка финансового  положения и устойчивости предприятия.

 Финансовые коэффициенты  анализа. Типы коэффициентов.

 

Литература:  Л - 12 (с.306 - 351),  Л - 14 (с.366-373), Л - 17 (с. 165-211), Л-23 (с.72-111), Л - 22 (с.25-26, с.39-41), Л-27 (с.108-109), Л -36 (с.277-306), Л-37 (с.39-56), Л-40 (с.19),  Л-41 (с.11-40), Л-46 (с.29-57).

 

9.1.  Финансовая отчетность, и основные требования к составлению финансовой отчетности.

Финансовая отчетность представляет собой совокупность информаций  о средствах всех хозяйствующих субъектов какой бы формы собственности они ни были, источниках этих средств и их движении. Основная цель финансовой отчетности - предоставление заинтересованным пользователям информации о финансовых возможностях предприятия, прибыльности (убыточности) хозяйственной деятельности,  перспективах развития.

В законах о компаниях  практически всех стран определяется порядок представления финансовой отчетности и аудиторской проверки этой отчетности, предписываются формы ведения финансовой отчетности.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим  силу Закона, от 26.12.95 г. № 2732 "О бухгалтерском  учете" финансовую отчетность составляют юридические лица независимо от форм собственности и видов деятельности, руководствуясь стандартами бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность организации составляется в  валюте Республики Казахстан (тыс.тенге). Отчетным периодом является календарный год  с 1 января по 31 декабря.

Собственниками может быть установлена иная периодичность представления финансовой отчетности, но не реже одного раза в год и не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Финансовая отчетность, начиная с 1998 г., будет включать в  себя:

 бухгалтерский баланс;

 отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

 отчет о движении  денежных средств.

Обязательный составной  частью финансовой отчетности являются примечания и пояснения, раскрывающие методы учета, применяемые стандарты  учета (национальные или международные), суть и причины изменений применяемых методов учета.

Финансовая отчетность организации является открытой к  публикации заинтересованных пользователей. Достоверность финансовой отчетности может быть подтверждена независимым  аудиторским заключением.

При заполнении форм финансовой отчетности приводятся краткие сведения: наименование организации, местонахождение, вид деятельности, орган управления, организационно-правовая форма собственности.

Финансовая отчетность в условиях рыночной экономики представляет интерес для следующих категорий пользователей:

* собственников, акционеров  предприятия, для которых необходимо  оценить результативность использования  вкладываемых  ресурсов;

* кредиторов, которых  интересует способность предприятия  оплачивать долговые обязательства, оценить целесообразность предоставления или продления срока кредита, определить условия кредитования и предоставления гарантий по кредитам;

* инвесторы заинтересованы  в определении структуры капитала  предприятия и в оценке эффективности  использования ею ресурсов, доверия к предприятию как к клиенту;

* поставщиков и покупателей,  определяющих надежность деловых  партнерских связей;

* служащих предприятия,  интересующихся результатами  деятельности  предприятия, чтобы выяснить возможность  сохранения своих рабочих мест;

* аудиторских служб,  проверяющих правильность составления  финансовой отчетности и ее  соответствие существующим стандартам  учета и отчетности, с целью  защиты всех внешних пользователей;

* служащих органов  власти и управления, в обязанности  которых входят вопросы экономического развития региона или отрасли для определения направлений налоговой политики, решения вопроса о налоговых льготах, предоставление субсидий предприятиям;

* руководителей предприятий  для определения потребности  в финансовых ресурсах, оценки правильности принятых инвестиционных решений, эффективности структуры капитала, основных направлений политики дивидендов.

Информация финансовой отчетности является инструментом финансового  управления. К качеству этой информации предъявляются определенные требования, прежде всего требование о том, чтобы она удовлетворяла пользователей информации.

Уместность, что данная информация значима и оказывает  влияние на решение, принимаемое  пользователем.

Информация о работе Финансовый менеджмент