Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:36, шпаргалка
1. Структура и функции общественного труда
2. Виды труда
...
Задача 9 ОНТ .общая списочная численность вспом. рабочих составляет 20 ч-к. годовой фонд рабочего времени 1841 часов. Премии при повременно-премиальной системе оплаты труда составляют 30% от ФЗП по тарифной сетке. Доп. з/п – 14%. Определить численность основных и вспомогательных рабочих и среднегод. з/плату вспом. рабочих, если структурный состав рабочих следующий...
5. УП. Сущ-ть
и виды профориентации и
Проф-ая ориентация – это комплекс взаимосвязанных эк-их, соц-ых, медиц-их, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Основными формами профориентационной работы являются: профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде; профессиональная информация; профессиональная консультация.
Профориентация, в т.ч.
профинформация и профконсультирование
позволяют формировать
Важная проблема кадровой работы в организациях при привлечении персонала – управление адаптацией. Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на всесторонней врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Принципиальные цели адаптации в любой организации сводятся к следующему: уменьшение стартовых издержек и испытываемых новым работником озабоченности и неопределённости; сокращение текучести рабочей силы; экономия времени непосредственного руководителя и сотрудников по работе; развитие позитивного отношения к работе, реализма в ожиданиях и удовлетворённости работой.
Выделяются первичная адаптация, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности, и вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности. Также производственная адаптация бывает активной или пассивной и прогрессивной или регрессивной.
Существует несколько аспектов адаптации: психофизиологический – приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда; социально-психологический – приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; профессиональный – постепенная доработка трудовых способностей; организационный - усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре.
Основные показатели адаптации можно разбить на 2 группы:
А) объективные - количественные показатели профессиональной адаптации и психофизиологические показатели о состоянии здоровья. К профессиональным показателям относятся нормы выработки, время усвоения по качеству выпускаемой продукции, количество брака и т.п.
Б) субъективные - показатели, отражающие процесс соц.-психол. адаптации, который оценивается степенью удовлетворенности трудом, наличием конфликтов и настроением человека.Эти показатели можно измерить лишь с помощью социологических исследований (анкетирование, интервью и т.п.).
8.УП. Подготовка кадров рабочих.
Подготовка-обучение людей, не имеющих профессии. Подг-ка квалиф-х рабочих зависит от V требов-й к ур-ню квалиф-ции, потреб-ти в кадрах. Задачи: 1.выбор кадровой пол-ки:от узкоспециализ-х рабочих до ориентирован-х на долгосроч-е интересы.2.выбор место подготовки: ПТУ, УКК,на проз-ве.3.опред-е объема подг-ки: по видам, по формам, по целевому назнач-ю.4.оценка возм-тей обеспеч-я ур-ня подг-ки с учетом структуры подг-ки, по ее сложностям и срокам, по требов-ю теорит.и практич. подг-ки. При подг-ки рабочих исп-ют 3формы:1индив.форма-каждый обучающейся прикрепляется мастеру, теория изуч-ся сам-но.2.групповая- обучающейся объед-ся в учебные бригады и вып-ют работу согласно учебной программе. Числен-ть бригады зав-т от слож-ти проф-й.3.курсовая-исп-ся при обучении особо слож-х профес-ям и теорит-е обучение проводится в ПТУ..
7. УП. Виды и цель обуч-й деят-ти п/п
Для организации процесса
обучения используется так называемая
модель систематического обучения, включающая:
выработка стратегии
По видам обучения обучающая деятельность подразделяется на внутризаводское обучение, внезаводское и самообучение.
По формам - обучение с отрывом от производства и без отрыва.
По целевому назначению выделяют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
По месту проведения - обучение на рабочем месте и обучение вне рабочего места.
Обучение на рабочем
месте характеризуется
низации и только для
её сотрудников. Обучение в стенах организации
может предусматривать
Обучение вне рабочего места проводится внешними учебными структурами, вне стен организации. Данные методы не исключают друг друга, т.к. обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, т.к. обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
Основными целями обучающей деятельности являются: обеспечение надлежащего уровня подготовки, формирование мотивации и удовлетворенности трудом, возможность мобильности работника.
9. УП. Переподготовка рабочих кадров. Повышение квалификации кадров.
Переподг-ка – освоение рабочими новой проф-и. Перепод-ка не отлич-ся от процесса обучения. Осн. факторы, опред-щие необх-ть переподг-ки:1.высвобождение раб силы, 2.внутризаводская текучесть, 3.орг-ция новых раб мест,4.плановое прдвиж-е. На каждом предпр-и сущ-т с-ма управ-я процессом перепод-ки, кот. включ-т в себя:-опред-е масштабов и факторов, влияющих на переподг-ку;- выбор форм перепод-ки; - провед-е социол-х исслед-й среди высвобождающегося контингента; - отбор рац-го сочет-я новой и прежней проф-и. Управл-е процессом перепод-ки основано на анализе числ-ти работников, нуждающиеся в перепод-ке. Осн –ми показат-ми анализа явл-ся:1.числ-ть высвобождаемых раб-ков,2.контингент высвобождаемых раб-ков,3.опред-е числа раб-ков, согласившихся на перепод-ку,4. возм-ть трудоуст-ва на предпр-и. Выбор форм и методов перепод-ки вып-ся на основе выявления хар-ра высвобождаемой раб. силы,наличия раб.мест. Повышение квалиф.- обуч-е той же проф-и без перемены этими раб-ками своей труд.деят-ти. Повыш. квалиф.может быть вызвано факторами:- сниж.среднего разряда рабочих; - отстование разряда рабочих от разряда работ; -рост бракован.пр-ции по вине рабочего. Формы повыш-я квалиф-ции:с отрывом от произ-ва и без отрыва; также исп-ся формы:произ-но-технич.курсы, школы передовых приемов и м-дов труда, курсы целевого назнач.для освоения новой техн-ки, непрерывн.сис-ма повыш.квалиф.рабочих. Повыш-е квалиф.спец-тов, руков-лей и служащих ставит основн. задачей обесп-ть быструю реал-цию новых науч-х, технич-х, эк-х, организ-х идей в прак-ку. Формы повыш-я: курсы на предприя-х, ВУЗы, центры обучения. Типы учеб-х программ внутрифирм-й подгот-ки зав-т от особ-ти предприя-й и преобладающих задач.
10.УП. Понятие и этапы карьеры. Трудовая карьера и ее формирование.
Карьера – поступательное движ-е личности в какой-л.
сфере деят-ти. Различ. неск-ко видов карьер:1.по месту
работы: внутризаводская-конкретный работник в процессесвоей
проф. деят-ти проходит все стадии развития
в 1ой орган-ции; межорганизацион.- все
стадии развития раб-к проходит в различ-х
должностях и в разных организ-ях.2.по
пофес-му признаку:специализированная-ра
11.УП. Управление и планирование деловой карьерой.
Управл-е дел.карьерой раб-ка-комплекс меропр-й, проводимых кадровой службой орг-ции по планированию служебного роста раб-ка, исходя из его целей, возм-тей, потреб-тей и в соотв-и с целями орг-ции. Планирование дел.карьерой закл-ся в том, что начиная с приема на работу раб-ка в орг-цию до предполагаемого ухода на пенсию, планир-ся его гориз.и вертик.перемещение по системе должностей или раб.мест. Раб-к должен знать усл-я и перспективы такого перемещения на кратко(долго)сроч-й период. Чтобы обесп-ть гарантию продвиж-я раб-чих и спец-тов необ-мо планир-е и анализ проф.-квалиф-го перемещения. При орг-ции такого перемещения м.опиратся на типовые реш-я: 1.типовые схемы продвиж-я по дан.проф-и, 2.соотв-щие им формы проф.-квалиф.подг-ки, 3.усл-я перемещения раб-го на след.ступень труд.карьеры, 4.матер. и моральное стимул-е, 5. методы проф.ориентации, адаптации, подбора. План продвиж-я раб-ка сост-ся на основе след. данных: - личн.запросы раб-ка, - общеобразов-го ур-ня и проф.подг-ки, - мед.заключ.о состояние здор.,- реком-ции о проф.пригод-ти, - типовых схем квалиф-го продвиж-я, - наличие вакантных мест и реком-ций первич-го произ-го коллек-ва.
12.УП. Оценка рабочих мест.
Раб.место-совок-ть физич-го прост-ва задач, функций, ответ-ти, необ-х для осущ-ния долж-ных обяз-тей. Оц-ка РМ-независ-я проверка работы с целью анализа усл-й труда, содерж-е тр., гарантий кач-ва вып-мой пр-ции, формир-е предлож-й, направлен-х на повыш-е эф-ти произ-ва.Оц-ка осущ-ся регулярно по плану и состоит из неск-х этапов:1.подгот-ка включ-т в себя изуч-е осн-х докум-тов, в соотв-и с кот-ми реализ-ся деят-ть на данном РМ. Порядок проведения оц-ки осущ-ся на основе утвержд-го плана и формир-ся порядком выпол-мых функций, на основе продвиж-я работы. 2.непосредствен-я оц-ка РМ включает фактич. замеры усл.труда,изуч-е выполн-я должн-ных обяз-ей. Чаще всего реком-ют это изуч-е выполнять в виде интервью,т.е. сост-ся опросник, кот-й включ-т в себя:-персональные данные, - РМ,-ФИО руков-ля перед которым ответств-н перс.и персонал кот-й подчин-ся ему, - ФИО раб-ка кот-й его замещает, - описание эл-тов работы с указ-ем зат-т вр-ни, - описание типовых ситуаций, - ситуаций внеурочных работ, - оц-ка возм-ти постоянного увелич-я работ, - предлож-я по улучш-ю. 3.завершающий включ-т в себя анализ бесед и интервью, на основе кот-го сост-ся отчет с описанием и предлож-ем. Затем опред-ся ранг РМ и формулир-ся реком-ции по улучшению орг-ции РМ.
13.УП. Оценка деятельности: уровни, подходы, методы. Понятие, задачи и разработка методики деловой оценки.
Оц-ка раб-ка- процедура, проводимая с целью выявл-я степени соотв-я раб-ка, колич.и кач.резул-в его работы с опред-ми треб-ми. Оц-ка труда включ.в себя опред-е его потенциаль-х возм-ей и реальн.деят-ти. Различ.2 вида оц-ки:1-первичная-при приеме на работу, 2-вторичная(плановая), кот-ая делится на:- очередную, -по необх-ти, -оконч-е испыт-го срока адап-ции, - контроль за ходом исполн-я задания, -вынужден.перемещение, - по собств.желанию. Плановая оц-ка провод-ся в 2 этапа:1-оц-ка рез-тов работы, 2-анализ динамики измен-я результатив-ти. Процедура деловой оц-ки включ-т в себя неск-ко осн-х меропр-й: - разраб-ка методики дел.оц-ки, - опред-е состава оценочной комиссии, - опред-е места и вр-ни проверки, - документ-ое оформление рез-ов, - консультиров-е оценщиков со стороны разработщиков. При формир-и текущей дел.оц-ки учит-ся и обобщ-ся мнения коллег, подчиненных, спец-тов по оц-ке, также самооц-ка раб-ка(+14 вопрос).
14. УП. Оценка
работников по результатам
Оц-ка работы по рез-там наиболее успешно проводится для рабочих, сложнее для спец-тов и руков-лей. При оц-ке деят-ти м.исп-ся показ-ли:производит-ть труда(ПТ)и эф-ть труда. Но возникают след.проблемы: как оц-ть ПТспец-тов и руков-лей, как оц-ть вклад в функцию управл-я, как оц-ть долю каждого раб-ка. Сущ-ют след.методы оц-ки:1-через прямые рез-ты тр.,2-косвенный метод с изуч-ем зат-т вр-ни, учетом слож-ти работ. А)ПТспец-тов хар-ся объемом работ за ед-цу вр-ни. Можно опред-ть ПТ как отнош-е суммарной трудоем-ти к фактич.ФРВ. В некот-х случ-х, когда выдаются нормирован-е задание, возм-ен расчет коэф-та ПТ:фактич.выработка/норма выработки. Сложность труда спец-тов м. хар-ся бальной оц-кой факторов, опрел-щие самост-ть, разнообразие, ответ-ть работ. Кач-во опред-ся по коэф-ту кач-ва тр.,по методикам, разработ-ми на предприя-и. Б) Оц-ка сопутствующей деят-ти выраж-ся оц-кой обучения, повыш-я квалиф.,подг-ка, перепод-ка в виде подсчета общ-го числа лет обуч-я с отрывом и без отрыва от произ-ва, вр-нем стажировок, занятием опред-й долж-ти. В)Оц-ка поведения- соц.-псих. оц-ка, кот-ая производится как коллективом, так и руков-лем и она должна носить хар-р полной прозрач-ти. При оц-ки т-да руков-ля учит-ют 2 направл-я:1-оц-ка рез-тов т-да подчин-го коллектива(вып-е объема заданий, ПТ,кач-во пр-ции), 2.-оц-ка выпол-я функций руков-ля по коллективу в целом(планиров-е р-ты коллек-ва, подбор кадров, кон-ль и оц-ка деят.подчин-х). Методы оц-ки:1-м-д шкалирования-разраб-ся шкала с бальными показ-ми, на кот-й отмеч-ся степень выражен-ти. 2-м-д распредел-я по рангам. 3.м-д альтернативных хар-к не исп-ет систематизации способов измерения. Оценщику предлаг-ся из перечня высказываний выбрать подход-ю.На предпри-и сущ-т м-д без предварит-го устан-я показ-ля оц-ки, т.е. устан-ют цели кажд.раб-ка на конкрет.период, оц-ся рез-т деят.руков-лем, руков-ль указ-ет на направл-е развития деят-ти подчиненного.