Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
Можно отметить следующие проявления этого влияния:
- Рыночная экономика
в принципе не знает таких
традиционных для командно –
административной системы
- Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
- Возможность успешного
функционирования рынка при
- Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
- Оптимальное использование достижений науки и техники;
- Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
- В рыночной экономике
не существует производства
- Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
- Способность к
удовлетворению разнообразных
- Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;
- В определенной
мере создает
2. Негативные стороны рынка. Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:
- Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
- Отсутствие стимулов
для производства товаров и
услуг коллективного и
- Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;
- Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
- Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
- Отсутствие соблюдения
социально-экономических прав
- Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);
- Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;
- Неспособность
содействовать развитию
- Неспособность
структурных изменений
- Нестабильность
развития и подверженность
- Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.
Объективная необходимость государственного регулирования экономики.
В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.
Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.
Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.
Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.
Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.
Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.
Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.
В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.
Доходы в рыночной экономике
распределяются только по результатам
конкуренции; отсюда высокие и низкие
доходы, банкротства. Но это распределение
не затрагивает занятых в фундаментальной
науке, в управлении. Оно не распространяется
на тех, кто еще не работает (дети), и тех,
кто уже не работает (старики, инвалиды).
Чисто рыночное распределение не гарантирует
право на стандартное благосостояние,
без чего нет демократического общества.
Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает
работой всех, кто может и хочет работать.
«Стратегические прорывы в науке, технологии,
структурные преобразования в экономике
не могут быть осуществлены без участия
государства, как не могут быть решены
без него и региональные проблемы». Негативные
последствия рыночного механизма (монополизм,
инфляция и др.) также требуют вмешательства
государства. Следовательно, рыночный
механизм нуждается в коррекции, которую
способно осуществить только государство.
Экономические функции государства определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства. Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму. Государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством.
Функции государства по поддержанию рыночного механизма :
Функции государства по усилению рыночного механизма:
Роль государства в рыночной
экономике велика и многообразна. Так,
на Западе государственное регулирование
превратилось в важнейший элемент хозяйственного
механизма современной рыночной системы
и является активным участником всех стадий
воспроизводственного процесса: производства
– распределения – обмена – потребления.
В результате среднегодовые темпы расширенного
промышленного производства в лидирующих
странах мира составили к 70-м годам примерно
5,5%, что намного превышало показатели
довоенного периода. Крупные государственные
ассигнования на науку, обширные налоговые
льготы и субсидии частномонополистическому
капиталу способствовали бурному развитию
НТП и структурной перестройке экономики.
Значительно возросли ассигнования на
социальные цели – медицину, образование,
пенсионное обеспечение и др.
Однако к началу 80-х годов все чаще стали
проявляться и кризисные явления, связанные
с развитием госсектора и государственным
вмешательством в экономику. Разбухание
бюрократической структуры в системе
государственного управления, снижения
темпов роста, эффективности, лавинообразное
нарастание инфляционных процессов, структурно-энергетические
кризисы и др. – все это положило так называемому
«консервативному сдвигу» в процессе
государственного регулирования. Масштабы
государственного регулирования постепенно
ужимались, а за последние 10 лет приобрели
более косвенный характер. Сегодня государственное
регулирование ориентируется больше на
долгосрочные цели научно-технического
прогресса и экономического роста, хотя
социальные расходы по-прежнему остаются
важнейшей составной частью государственного
бюджета.
Управление – система сознательных,
целесообразных, планомерных воздействий
субъекта управления на его объекты с тем, чтобы обеспечить
сохранение их качественной специфики,
нормальное функционирование, приспособление
к изменяющимся условиям внешней среды.
Субъекты управления : социальные институты,
организации, группы людей и отдельные
индивиды, осуществляющие управленческие
действия (принимающие решения и организующие
их реализацию). Непосредственные субъекты
управления : а) на макроуровне — государство
с присущими ему органами представительной,
законодательной власти, президент и его
аппарат, исполнительные органы власти
— правительство страны; б) на уровне субъектов
РФ и местных органов власти — соответственно
представительные и исполнительные органы
власти. в) В коммерческих предприятиях
- менеджеры с административно-управленческим
аппаратом. Главным субъектом управления
(по Конституции РФ) - народ, выбирающий
своих представителей в органы государственной
власти и опосредованно управляющий своими
делами. На деловых предприятиях главным
субъектом управления являются их собственники
— индивидуальные или коллективные. Управление
в общественных системах всегда носит
двойственный характер: 1) функция непосредственно
процесса производства = объективная необходимости
координации деятельности людей во времени
и пространстве в конкретной экономической,
социальной, правовой, политической и
технологической обстановке — организационно-
техническая сторона управления. 2) функц.
собственности на средства производства,
поскольку кооперация труда, организация
совместной трудовой деятельности осуществляются
собственником средств производства .
Именно социально-экономическая сторона
управления определяет цели, характер
и инструментарий управленческой деятельности.
1. Планирование — центральная функция управления. Управление - определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.
Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:
1. В каком состоянии организация находится в настоящее время?
2. В каком направлении хочет двигаться организация?
3. Каким образом организация собирается сделать это?
Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.
Основная цель - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.
Планирование – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.
Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.
Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
2. Виды планирования:
- По степени охвата
общее планирование и частичное планирование
- По содержанию предпринимательской политики
стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование
- По объектам (сферам функционирования)
планирование сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов
- По глубине планирования
глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное
- По временному горизонту планирования
краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование
- По координации во времени
планирование по календарным срокам (последовательное) и скользящее (перекрывающее) планирование