Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
97. Социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий
Социальный эффект (улучшение
условий труда и отдыха населения,
снижение заболеваемости и др.) не всегда
поддается стоимостной оценке, т.е. не
может быть измерен. При расчетах эффективности
затрат мероприятий по охране окружающей
среды учитывают как социальный, так и
экономический эффект. Социальный эффект
отражает: уровень физического развития
населения и сокращения заболеваемости,
рост продолжительности жизни и периода
активной деятельности, улучшение условий
труда и отдыха, поддержание экологического
равновесия. Большое значение с социальной
точки зрения имеют сохранение эстетической
ценности природных ландшафтов, памятников
природы, заповедных зон и других охраняемых
территорий, создание благоприятных условий
для роста творческого потенциала личности
и развития культуры, совершенствования
нравственного сознания человека. Социальная
эффективность мероприятий по охране
окружающей среды измеряется отношением
натуральных показателей, отражающих
социальный результат, к затратам, требующимся
для его достижения. Сам социальный эффект
определяется разностью показателей,
характеризующих изменение в социальной
сфере в результате осуществления мероприятий
по охране природы. Социальный эффект
используется при расчете общего экономического
эффекта.
98. НТП как объект стратегического
планирования, роль в развитии национальной
экономики. Инновационная политика
включает государственное регулирование
науки и научно- технического развития
в части, направленной на рост прикладных
знаний и использования научно-технических
достижений. Под целевой научно-технической
программой понимается адресный документ,
увязанный по ресурсам, исполнителям и
срокам выполнения, включающий в себя
широкий перечень научно-исследовательских,
организационно-хозяйственных, социально-экономических
и других мероприятий, направленных на
эффективное решение научно-технической
проблемы, реализация которой невозможна
ввиду ограниченности условий и ресурсов
какой-либо хозяйственно-организационной
структуры или их совокупности. НТП –
исторически обусловленный непрерывный
процесс совершенствования средств и
предметов труда, технологий производства,
форм и методов организации труда и производства
на основе широкого использования достижения
науки и техники. НТП сопутствовал развитию
экономики, в НТП происходит чередование
эволюционных и революционных периодов
развития. В определении сущности и факторов
НТП выделяют следующие направления: результативные,
ресурсные, комбинированные. Обобщающее
выражение влияния НТП на процесс воспроизводства
– это изменение соотношения между интенсивным
и экстенсивным ростом.
99. Научно-технический
потенциал страны как исходная
база стратегического
НтП – совокупность ресурсов,
которыми оно располагает в виде знаний
о законах развития природы общества,
а также в виде новых технологий, продукции
и услуг, прогрессивных форм и
методов организации воспроизводственного
процесса в национальной экономике. Научный
потенциал зависит от ряда параметров:
1)сумма затрат на науку; 2)кадровый потенциал
науки; 3) материально-техническое обеспечение
науки; 4)структура затрат и численность
занятых; 5)уровень организации; 6)развитие
научной инфраструктуры; 7)продуктивность
и эффективность полученных результатов.
Технический потенциал определяется следующими
параметрами: 1)масштабность; 2)прогрессивность;
3)динамичность; 4)кадровое обеспечение;
5)интегрированность; 6)эффективность.
Основами же являются человеческие ресурсы,
финансовые ресурсы, средства научного
производства, программы, центры научно-технической
информации.
100. Роль государства в развитии
НИОКР: общая характеристика.
Финансовые ресурсы на развитие
науки обычно обеспечиваются государством,
так как частный сектор не может полностью
покрыть данные расходы. Государство распределяет
бюджетные затраты на НИОКР в соответствии
с потребностями. Правительство является основным источником
средств на проведение НИКОР. Государство
вносит основной вклад в финансирование
фундаментальных исследований, которые
осуществляются в различных учреждениях.
Ведущая роль в финансировании прикладных
исследований и разработок отводится
обычно частному сектору. Доля государственного
финансирования НИОКР зависит от специализации
фирм. Соотношение государственных и частных
затрат на НИОКР не стабильно и довольно
часто меняется. Главными задачами такого
вмешательства являются: концентрация
ресурсов на общественно значимых направлениях,
обеспечение единства действий, социальная
ориентация НТП, интеграция страны в мировые
процессы. Цели, направления, формы деятельности
ОГВ в области, науки, техники, и реализации
их достижений опр-ся научно-технической
политикой, которая является важнейшей
составной частью социально – экономической
политики.
101. Государственная научно-техническая
политика: сущность, содержание, стратегия
и практика.
ГНТП – система мероприятий,
направленных на поддержку развития образования, науки,
и прогресса техники; составная часть
социально-экономической политики, которая
выражает отношение государства к научной
и научно-технической деятельности, определяет
цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти в области
науки, техники и реализации и реализации
достижений науки и техники. Главное –
выбор предпочтительного развития важнейших
направлений НТП: 1)информатизация народного
хозяйства; 2)комплексная автоматизация
отраслей народного хозяйства; 3)ускоренное
развитие атомной энергетики; 4)применение
принципиально новых материалов, создание
новых технологий; 5)ускоренное развитие
биотехнологий. Научно-техническая стратегия
– долговременный курс научно-технической
политики. Тактика отличается большей
гибкостью. Основные принципы, на основе
которых осуществляется разработка ГНТП:
1)признание науки социально значимой
отраслью; 2)гласность; 3)гарантия приоритетного
развития фундаментальной науки; 4)интеграция
научной, научно-технической и образовательной
деятельности; 5)поддержка конкуренции;
6)концентрация ресурсов на приоритетных
направлениях; 7)стимулирование научно-технической
деятельности и ее развитие; развитие
международного сотрудничества.
102. Опыт ведущих промышленно-развитых
стран мира в финансировании НИОКР.
В ведущих странах доля частного
сектора в национальных расходах на НИОКР
сопоставима и может даже превышать долю
государственного бюджета (США, Франция,
Великобритания, ФРГ, Япония). Общей тенденцией
является высокий уровень прямой государственной поддержки НИОКР на
доконкурентных стадиях инновационного
цикла и постепенное усиление удельного
веса косвенного регулирования по мере
приближения к более поздним стадиям научного
процесса. Во Франции существует только
одно министерство по исследованиям и
технологиям и один бюджет – высокая целостность
планирования. В Великобритании – политика
разорвана, каждое министерство формирует
свой бюджет и свою политику, создаются
межведомственные комитеты для контроля
и связи, такая система является недостаточно
гибкой в плане выбора новых стратегий
научно-технического развития. В США есть
условный бюджет науки, в основе которого
лежат финансовые планы отдельных министерств
и ведомств, которые анализируются административно-бюджетным
управлением. Одобренные конгрессом или
президентом научно-технические программы
становятся основой федеральных заказов
на НИОКР. Выполнение осуществляется через
систему государственных контрактов и
субсидий (грантов).
103. Задачи и показатели стратегического
планирования НТП.
Задачи: -обеспечение развития,
рационального размещения и эффективного
использования науч- технич. потенциала
страны; - формирование оптимальных пропорций
в развитии фундаментальных исследований;
-определение приоритетных направлений
в развитии научных исследований и производства
новых прогрессивных поколений техники;-увеличение
вклада науки и техники в развитии экономики
страны, реализация социальных задач;-обеспечение
прогрессивных структурных преобразований;-использование
современных достижений науки для улучшения
экологии;-укрепление обороноспособности
страны;-упрочение взаимосвязи науки и
образования. В процессе стратегического
планирования используется целая система
показателей, характеризующих научно-технический
прогресс и используемых в его регулировании.
Они отражают те или иные характеристики
НТП. Характеристиками входа являются
показатели оценки поступающих ресурсов
всех видов: - текущие затраты на НИОКР;
приросты численности научных кадров;
капитальные вложения и др.- состояние
сферы НИОКР (оценка накопленного научно-технического
потенциала) оценивается с помощью следующих
показателей:- численность научных кадров;-
численность занятых в сфере НИОКР;- стоимость
основных фондов;- количество академических
и отраслевых научных организаций и др.
Государственная статистика, характеризующая
НТП, оперирует следующим показателями:
число научных публикаций, патентов, авторских
свидетельств как характеристики научно-технического
задела;- доля прогрессивных материалов
и видов энергии, использованных в производстве,
как отражение позитивных сдвигов в структуре
предметов труда;- доля выбытия основных
производственных фондов (процент обновления
оборудования) как отражение сдвигов в
возрастной структуре средств труда;-
численность научных работников, специалистов
с высшим и средним специальным образованием
как показатель уровня квалификации работников;-
обновление номенклатурных позиций выпускаемой
продукции, объем продукции высшей категории
качества.
104. Основы методики
стратегического планирования
Традиционный набор методов управления
НТП включает методы прямого воздействия
на хозяйствующие субъекты (разнообразные
программы научно-технического развития,
субсидии, льготные кредиты) и методы косвенного
стимулирования технического развития
производства на основе различных налоговых
и кредитных льгот (ускоренная амортизация,
освобождение расходов на НИОКР и инвестиций
в приоритетные направления НТП от налогообложения).
В практике научно-технического прогнозирования
используются различные методы: экономико-математические,
экстраполяции, экспертных оценок и др.
Математическое моделирование позволяет,
используя достижения теории вероятности,
учесть влияние огромного количества
факторов на динамику процессов научно-технического
прогресса. В экономико-математическом
прогнозировании используются корреляционный
анализ, регрессивный анализ, математическое
программирование, теория игр. Основной
формой осуществления НТ стратегии в странах
рыночной экономики являются целевые
программы решения важнейших НТ проблем,
задача которых — концентрация НТ, материальных
и финансовых средств на наиболее перспективных
направлениях НТП, прогрессивных видах
производства и решение на этой основе
важнейших социально- экономических задач.
Целевая НТ программа — это адресный документ,
увязанный по ресурсам, исполнителям и
срокам выполнения, включающий широкий
перечень научно-исследовательских, организационно-хозяйственных,
социально-экономических и других мероприятий,
направленных на эффективное решение
НТ проблемы, реализация которой невозможна
ввиду ограниченности условий и ресурсов
какой-либо хозяйственно-организационной
структуры. Целевая НТ программа должна
иметь четко выраженный целевой характер,
строго ориентироваться на решение поставленной
научно-технической проблемы, характеризоваться
определенными (целевыми) результатами.
105. Государственное финансирование
НИОКР в РФ
Сейчас НИОКР фин-ся в основном
из госбюджета. Нужно, чтобы еще и частные
нац и ин инвестиции. Плюс промышленные
предприятия должны интенсифицировать
свои собственные научные исследования и разработки
либо финансировать их в специализированных
научных центрах и высших учебных заведениях.
Основой нового подхода к управлению инновационным
процессом являются множество источников
финансирования и его программно-целевая
ориентация. Для фундаментальных научных
исследований, которые являются основой
научно-технического прогресса и носят
некоммерческий характер, главным источником
финансирования являются бюджетные ассигнования.
А финансирование НИОКР - на основе сочетания
бюджетных источников и средств заинтересованных
предприятий и организаций. Причем прикладные
исследования должны обеспечиваться главным
образом за счет средств хозяйствующих
субъектов при определенной государственной
поддержке. Систему гос финансирования
НИОКР в России можно представить как
финансирование: фундаментальных исследований:
в основном бюджет сред-ва и субсидии,плюс
различные првительст организации. прикладных
исследований- выделяют два различных
механизма: государственный заказ и долевое
государственное финансирование. Государственный
заказ осуществляется в стратегически
важных направлениях прикладной науки
в двух основных формах: 1) целевого контракта
под конкретные высокоприоритетные цели
и определенных исполнителей с исключительным
правом государства на использование
полученных результатов; 2) конкурсного
контракта с разделением права собственности
на полученные результаты между государством
и исполнителем. Долевое государственное
финансирование : например создание научно-исследовательских
консорциумов промышленных предприятий
и научных организаций внедренческих
работ – тоже госзаказ(см выше) и льготный
кредит Механизм льготного кредита предполагает
снижение процентной ставки за предоставляемый
кредит в зависимости от степени важности
для государства продвигаемых на рынок
научных разработок Таким образом, расширение
практики долевого и кредитного финансирования
прикладных исследований и внедренческих
работ позволяет уменьшить трудности,
связанные с формированием и распределением
государственного бюджета на НИОКР. Однако
это предполагает ряд дополнительных
мер, направленных на стимулирование негосударственных
инвестиций в сферу науки. В частности,
необходима сильная аудиторская служба,
выполняющая функции экспертизы проектов
и контроля за использованием бюджетных
средств в цикле наука—производство.
103.Экономический потенциал общества и
проблемы его эффективного использования
Экономический потенциал — это экономическая
сила, мощь общества, характеризующая
совокупность имеющихся в обществе материальных
и иных средств, скрытых, не проявляющихся
(существующих в потенции) возможностей
в экономической области. Экономический
потенциал может рассматриваться как
обобщенная характеристика уровня развития
экономики в стране, т.е. в понятие «экономический
потенциал» входят экономические ресурсы
и экономические результаты. Экономические
ресурсы страны составляют все накопленные
ею материальные ценности, научные, интеллектуальные,
информационные и трудовые ресурсы, включая
предпринимательские способности, а также
природные ресурсы. Экономические результаты
отражаются в объеме, структуре, качестве
и техническом уровне производимых в стране
товаров и услуг. Обобщенной характеристикой
экономических результатов выступают
валовой внутренний и валовой национальный
продукт, национальный доход и их структура.
Эффективность использования экономического
потенциала является одной из основных
проблем экономической теории. Суть этой
проблемы состоит в определении путей
и способов достижения наибольшего удовлетворения
безграничных общественных потребностей
в условиях редкости, ограниченности ресурсов.
Проблема эффективности общественного
производства имеет два аспекта — целевой
(удовлетворение потребностей) и ресурсный
(использование ограниченных ресурсов).
При прогнозировании развития национальной
экономики для количественной оценки
эффективности применяется система показателей,
состоящая из двух подсистем показателей
целевой и ресурсной эффективности. К
подсистеме показателей целевой эффективности
относятся:ВВП,ВНД, национальный доход
на душу населения; показатели объема
накопленных материальных ценностей в
расчете на душу населения — душевой размер
национального богатства, национального
имущества. В подсистему показателей ресурсной
эффективности входят такие показатели,
как: производительность труда занятых
в народном хозяйстве работников, выработка
продукции за единицу рабочего времени,
эффект от использования различных видов
сырья, материалов, капитальных вложений
и др.
106. Экономический
потенциал общества и проблемы
его эффективного использования Экономический потенциал —
это экономическая сила, мощь общества,
характеризующая совокупность имеющихся
в обществе материальных и иных средств,
скрытых, не проявляющихся (существующих
в потенции) возможностей в экономической
области. Экономический потенциал может
рассматриваться как обобщенная характеристика
уровня развития экономики в стране, т.е.
в понятие «экономический потенциал»
входят экономические ресурсы и экономические
результаты. Экономические ресурсы страны
составляют все накопленные ею материальные
ценности, научные, интеллектуальные,
информационные и трудовые ресурсы, включая
предпринимательские способности, а также
природные ресурсы. Экономические результаты
отражаются в объеме, структуре, качестве
и техническом уровне производимых в стране
товаров и услуг. Обобщенной характеристикой
экономических результатов выступают
валовой внутренний и валовой национальный
продукт, национальный доход и их структура.
Эффективность использования экономического
потенциала является одной из основных
проблем экономической теории. Суть этой
проблемы состоит в определении путей
и способов достижения наибольшего удовлетворения
безграничных общественных потребностей
в условиях редкости, ограниченности ресурсов.
Проблема эффективности общественного
производства имеет два аспекта — целевой
(удовлетворение потребностей) и ресурсный
(использование ограниченных ресурсов).
При прогнозировании развития национальной
экономики для количественной оценки
эффективности применяется система показателей,
состоящая из двух подсистем показателей
целевой и ресурсной эффективности. К
подсистеме показателей целевой эффективности
относятся:ВВП,ВНД, национальный доход
на душу населения; показатели объема
накопленных материальных ценностей в
расчете на душу населения — душевой размер
национального богатства, национального
имущества. В подсистему показателей ресурсной
эффективности входят такие показатели,
как: производительность труда занятых
в народном хозяйстве работников, выработка
продукции за единицу рабочего времени,
эффект от использования различных видов
сырья, материалов, капитальных вложений
и др.
Пропорции и структура национальной экономики:сущность,
виды Национальная экономика — конкретная
форма существования общественного производства.
Относительно устойчивые, количественно
определенные соотношения называются
пропорциями. В развивающейся экономике
пропорции подвижны. Устойчивость пропорций
относительна, они сохраняют свою количественную
определенность лишь на протяжении некоторого
продолжительного промежутка времени.
Виды: общеэкономические, межотраслевые,
внутриотраслевые, внутрипроизводственные.
К общеэкономическим относятся пропорции
между производством средств производства
и производством предметов потребления,
между производством и потреблением, потреблением
и накоплением. Межотраслевые - соотношения
между сферами материального производства,
производственной инфраструктурой и социальной
инфраструктурой, между индустриальным
и сельскохозяйственным производством,
промышленностью и строительством и др.
Внутриотраслевые пропорции — это пропорции
внутри промышленности между добывающими
и обрабатывающими отраслями, внутри сельского
хозяйства. Внутриотраслевые и внутрипроизводственные
пропорции многочисленны. Относительно
устойчивые несоответствия между сопряженными
элементами народного хозяйства называются
диспропорциями. Совокупность пропорций
образует структуру национальной экономики,
представляющую собой внутреннее строение
экономической системы общества, состав
и взаимосвязь ее частей. Структура любой
экономики периодически меняется под
действием научно-технического прогресса
и изменений в потребностях общества.
Виды 1)Воспроизводственная структура
характеризует деление экономики на производственную
и непроизводственную сферы, а также отражает
соотношение между производством средств
производства и предметов потребления;
2)социальная — на государственный и частный
сектора; отраслевая — на крупные межотраслевые
комплексы и отрасли внутри них; 3)территориальная
характеризует деление экономики на экономические
зоны, районы, территориальные комплексы.
107.Пропорции и структура национальной
экономики:сущность, виды