Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы макро планир.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

97. Социальные аспекты  эффективности природоохранных  мероприятий 

Социальный эффект (улучшение условий труда и отдыха населения, снижение заболеваемости и др.) не всегда поддается стоимостной оценке, т.е. не может быть измерен. При расчетах эффективности затрат мероприятий по охране окружающей среды учитывают как социальный, так и экономический эффект. Социальный эффект отражает: уровень физического развития населения и сокращения заболеваемости, рост продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, поддержание экологического равновесия. Большое значение с социальной точки зрения имеют сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий, создание благоприятных условий для роста творческого потенциала личности и развития культуры, совершенствования нравственного сознания человека. Социальная эффективность мероприятий по охране окружающей среды измеряется отношением натуральных показателей, отражающих социальный результат, к затратам, требующимся для его достижения. Сам социальный эффект определяется разностью показателей, характеризующих изменение в социальной сфере в результате осуществления мероприятий по охране природы. Социальный эффект используется при расчете общего экономического эффекта. 
 
98. НТП как объект стратегического планирования, роль в развитии национальной экономики. Инновационная политика включает государственное регулирование науки и научно- технического развития в части, направленной на рост прикладных знаний и использования научно-технических достижений. Под целевой научно-технической программой понимается адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, включающий в себя широкий перечень научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социально-экономических и других мероприятий, направленных на эффективное решение научно-технической проблемы, реализация которой невозможна ввиду ограниченности условий и ресурсов какой-либо хозяйственно-организационной структуры или их совокупности. НТП – исторически обусловленный непрерывный процесс совершенствования средств и предметов труда, технологий производства, форм и методов организации труда и производства на основе широкого использования достижения науки и техники. НТП сопутствовал развитию экономики, в НТП происходит чередование эволюционных и революционных периодов развития. В определении сущности и факторов НТП выделяют следующие направления: результативные, ресурсные, комбинированные. Обобщающее выражение влияния НТП на процесс воспроизводства – это изменение соотношения между интенсивным и экстенсивным ростом.  

99. Научно-технический  потенциал страны как исходная  база стратегического планирования  НТП.

НтП – совокупность ресурсов, которыми оно располагает в виде знаний о законах развития природы общества, а также в виде новых технологий, продукции и услуг, прогрессивных форм и методов организации воспроизводственного процесса в национальной экономике. Научный потенциал зависит от ряда параметров: 1)сумма затрат на науку; 2)кадровый потенциал науки; 3) материально-техническое обеспечение науки; 4)структура затрат и численность занятых; 5)уровень организации; 6)развитие научной инфраструктуры; 7)продуктивность и эффективность полученных результатов. Технический потенциал определяется следующими параметрами: 1)масштабность; 2)прогрессивность; 3)динамичность; 4)кадровое обеспечение; 5)интегрированность; 6)эффективность. Основами же являются человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, средства научного производства, программы, центры научно-технической информации.  
 
100. Роль государства в развитии НИОКР: общая характеристика.

Финансовые ресурсы на развитие науки обычно обеспечиваются государством, так как частный сектор не может полностью покрыть данные расходы. Государство распределяет бюджетные затраты на НИОКР в соответствии с потребностями. Правительство является основным источником средств на проведение НИКОР. Государство вносит основной вклад в финансирование фундаментальных исследований, которые осуществляются в различных учреждениях. Ведущая роль в финансировании прикладных исследований и разработок отводится обычно частному сектору. Доля государственного финансирования НИОКР зависит от специализации фирм. Соотношение государственных и частных затрат на НИОКР не стабильно и довольно часто меняется. Главными задачами такого вмешательства являются: концентрация ресурсов на общественно значимых направлениях, обеспечение единства действий, социальная ориентация НТП, интеграция страны в мировые процессы. Цели, направления, формы деятельности ОГВ в области, науки, техники, и реализации их достижений опр-ся научно-технической политикой, которая является важнейшей составной частью социально – экономической политики.  
101. Государственная научно-техническая политика: сущность, содержание, стратегия и практика.

ГНТП – система мероприятий, направленных на поддержку развития образования, науки, и прогресса техники; составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации и реализации достижений науки и техники. Главное – выбор предпочтительного развития важнейших направлений НТП: 1)информатизация народного хозяйства; 2)комплексная автоматизация отраслей народного хозяйства; 3)ускоренное развитие атомной энергетики; 4)применение принципиально новых материалов, создание новых технологий; 5)ускоренное развитие биотехнологий. Научно-техническая стратегия – долговременный курс научно-технической политики. Тактика отличается большей гибкостью. Основные принципы, на основе которых осуществляется разработка ГНТП: 1)признание науки социально значимой отраслью; 2)гласность; 3)гарантия приоритетного развития фундаментальной науки; 4)интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности; 5)поддержка конкуренции; 6)концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; 7)стимулирование научно-технической деятельности и ее развитие; развитие международного сотрудничества.  
 
102. Опыт ведущих промышленно-развитых стран мира в финансировании НИОКР.

В ведущих странах доля частного сектора в национальных расходах на НИОКР сопоставима и может даже превышать долю государственного бюджета (США, Франция, Великобритания, ФРГ, Япония). Общей тенденцией является высокий уровень прямой государственной поддержки НИОКР на доконкурентных стадиях инновационного цикла и постепенное усиление удельного веса косвенного регулирования по мере приближения к более поздним стадиям научного процесса. Во Франции существует только одно министерство по исследованиям и технологиям и один бюджет – высокая целостность планирования. В Великобритании – политика разорвана, каждое министерство формирует свой бюджет и свою политику, создаются межведомственные комитеты для контроля и связи, такая система является недостаточно гибкой в плане выбора новых стратегий научно-технического развития. В США есть условный бюджет науки, в основе которого лежат финансовые планы отдельных министерств и ведомств, которые анализируются административно-бюджетным управлением. Одобренные конгрессом или президентом научно-технические программы становятся основой федеральных заказов на НИОКР. Выполнение осуществляется через систему государственных контрактов и субсидий (грантов). 
 
103. Задачи и показатели стратегического планирования НТП.

Задачи: -обеспечение развития, рационального размещения и эффективного использования науч- технич. потенциала страны; - формирование оптимальных пропорций в развитии фундаментальных исследований; -определение приоритетных направлений в развитии научных исследований и производства новых прогрессивных поколений техники;-увеличение вклада науки и техники в развитии экономики страны, реализация социальных задач;-обеспечение прогрессивных структурных преобразований;-использование современных достижений науки для улучшения экологии;-укрепление обороноспособности страны;-упрочение взаимосвязи науки и образования. В процессе стратегического планирования используется целая система показателей, характеризующих научно-технический прогресс и используемых в его регулировании. Они отражают те или иные характеристики НТП. Характеристиками входа являются показатели оценки поступающих ресурсов всех видов: - текущие затраты на НИОКР; приросты численности научных кадров; капитальные вложения и др.- состояние сферы НИОКР (оценка накопленного научно-технического потенциала) оценивается с помощью следующих показателей:- численность научных кадров;- численность занятых в сфере НИОКР;- стоимость основных фондов;- количество академических и отраслевых научных организаций и др. Государственная статистика, характеризующая НТП, оперирует следующим показателями: число научных публикаций, патентов, авторских свидетельств как характеристики научно-технического задела;- доля прогрессивных материалов и видов энергии, использованных в производстве, как отражение позитивных сдвигов в структуре предметов труда;- доля выбытия основных производственных фондов (процент обновления оборудования) как отражение сдвигов в возрастной структуре средств труда;- численность научных работников, специалистов с высшим и средним специальным образованием как показатель уровня квалификации работников;- обновление номенклатурных позиций выпускаемой продукции, объем продукции высшей категории качества.  

104. Основы методики  стратегического планирования НТП

 Традиционный набор методов управления НТП включает методы прямого воздействия на хозяйствующие субъекты (разнообразные программы научно-технического развития, субсидии, льготные кредиты) и методы косвенного стимулирования технического развития производства на основе различных налоговых и кредитных льгот (ускоренная амортизация, освобождение расходов на НИОКР и инвестиций в приоритетные направления НТП от налогообложения). В практике научно-технического прогнозирования используются различные методы: экономико-математические, экстраполяции, экспертных оценок и др. Математическое моделирование позволяет, используя достижения теории вероятности, учесть влияние огромного количества факторов на динамику процессов научно-технического прогресса. В экономико-математическом прогнозировании используются корреляционный анализ, регрессивный анализ, математическое программирование, теория игр. Основной формой осуществления НТ стратегии в странах рыночной экономики являются целевые программы решения важнейших НТ проблем, задача которых — концентрация НТ, материальных и финансовых средств на наиболее перспективных направлениях НТП, прогрессивных видах производства и решение на этой основе важнейших социально- экономических задач. Целевая НТ программа — это адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, включающий широкий перечень научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социально-экономических и других мероприятий, направленных на эффективное решение НТ проблемы, реализация которой невозможна ввиду ограниченности условий и ресурсов какой-либо хозяйственно-организационной структуры. Целевая НТ программа должна иметь четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на решение поставленной научно-технической проблемы, характеризоваться определенными (целевыми) результатами.  
 
105. Государственное финансирование НИОКР в РФ

Сейчас НИОКР фин-ся в основном из госбюджета. Нужно, чтобы еще и частные нац и ин инвестиции. Плюс промышленные предприятия должны интенсифицировать свои собственные научные исследования и разработки либо финансировать их в специализированных научных центрах и высших учебных заведениях. Основой нового подхода к управлению инновационным процессом являются множество источников финансирования и его программно-целевая ориентация. Для фундаментальных научных исследований, которые являются основой научно-технического прогресса и носят некоммерческий характер, главным источником финансирования являются бюджетные ассигнования. А финансирование НИОКР - на основе сочетания бюджетных источников и средств заинтересованных предприятий и организаций. Причем прикладные исследования должны обеспечиваться главным образом за счет средств хозяйствующих субъектов при определенной государственной поддержке. Систему гос финансирования НИОКР в России можно представить как финансирование: фундаментальных исследований: в основном бюджет сред-ва и субсидии,плюс различные првительст организации. прикладных исследований- выделяют два различных механизма: государственный заказ и долевое государственное финансирование. Государственный заказ осуществляется в стратегически важных направлениях прикладной науки в двух основных формах: 1) целевого контракта под конкретные высокоприоритетные цели и определенных исполнителей с исключительным правом государства на использование полученных результатов; 2) конкурсного контракта с разделением права собственности на полученные результаты между государством и исполнителем. Долевое государственное финансирование : например создание научно-исследовательских консорциумов промышленных предприятий и научных организаций внедренческих работ – тоже госзаказ(см выше) и льготный кредит Механизм льготного кредита предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит в зависимости от степени важности для государства продвигаемых на рынок научных разработок Таким образом, расширение практики долевого и кредитного финансирования прикладных исследований и внедренческих работ позволяет уменьшить трудности, связанные с формированием и распределением государственного бюджета на НИОКР. Однако это предполагает ряд дополнительных мер, направленных на стимулирование негосударственных инвестиций в сферу науки. В частности, необходима сильная аудиторская служба, выполняющая функции экспертизы проектов и контроля за использованием бюджетных средств в цикле наука—производство. 103.Экономический потенциал общества и проблемы его эффективного использования Экономический потенциал — это экономическая сила, мощь общества, характеризующая совокупность имеющихся в обществе материальных и иных средств, скрытых, не проявляющихся (существующих в потенции) возможностей в экономической области. Экономический потенциал может рассматриваться как обобщенная характеристика уровня развития экономики в стране, т.е. в понятие «экономический потенциал» входят экономические ресурсы и экономические результаты. Экономические ресурсы страны составляют все накопленные ею материальные ценности, научные, интеллектуальные, информационные и трудовые ресурсы, включая предпринимательские способности, а также природные ресурсы. Экономические результаты отражаются в объеме, структуре, качестве и техническом уровне производимых в стране товаров и услуг. Обобщенной характеристикой экономических результатов выступают валовой внутренний и валовой национальный продукт, национальный доход и их структура. Эффективность использования экономического потенциала является одной из основных проблем экономической теории. Суть этой проблемы состоит в определении путей и способов достижения наибольшего удовлетворения безграничных общественных потребностей в условиях редкости, ограниченности ресурсов. Проблема эффективности общественного производства имеет два аспекта — целевой (удовлетворение потребностей) и ресурсный (использование ограниченных ресурсов). При прогнозировании развития национальной экономики для количественной оценки эффективности применяется система показателей, состоящая из двух подсистем показателей целевой и ресурсной эффективности. К подсистеме показателей целевой эффективности относятся:ВВП,ВНД, национальный доход на душу населения; показатели объема накопленных материальных ценностей в расчете на душу населения — душевой размер национального богатства, национального имущества. В подсистему показателей ресурсной эффективности входят такие показатели, как: производительность труда занятых в народном хозяйстве работников, выработка продукции за единицу рабочего времени, эффект от использования различных видов сырья, материалов, капитальных вложений и др. 
 

106. Экономический  потенциал общества и проблемы  его эффективного использования Экономический потенциал — это экономическая сила, мощь общества, характеризующая совокупность имеющихся в обществе материальных и иных средств, скрытых, не проявляющихся (существующих в потенции) возможностей в экономической области. Экономический потенциал может рассматриваться как обобщенная характеристика уровня развития экономики в стране, т.е. в понятие «экономический потенциал» входят экономические ресурсы и экономические результаты. Экономические ресурсы страны составляют все накопленные ею материальные ценности, научные, интеллектуальные, информационные и трудовые ресурсы, включая предпринимательские способности, а также природные ресурсы. Экономические результаты отражаются в объеме, структуре, качестве и техническом уровне производимых в стране товаров и услуг. Обобщенной характеристикой экономических результатов выступают валовой внутренний и валовой национальный продукт, национальный доход и их структура. Эффективность использования экономического потенциала является одной из основных проблем экономической теории. Суть этой проблемы состоит в определении путей и способов достижения наибольшего удовлетворения безграничных общественных потребностей в условиях редкости, ограниченности ресурсов. Проблема эффективности общественного производства имеет два аспекта — целевой (удовлетворение потребностей) и ресурсный (использование ограниченных ресурсов). При прогнозировании развития национальной экономики для количественной оценки эффективности применяется система показателей, состоящая из двух подсистем показателей целевой и ресурсной эффективности. К подсистеме показателей целевой эффективности относятся:ВВП,ВНД, национальный доход на душу населения; показатели объема накопленных материальных ценностей в расчете на душу населения — душевой размер национального богатства, национального имущества. В подсистему показателей ресурсной эффективности входят такие показатели, как: производительность труда занятых в народном хозяйстве работников, выработка продукции за единицу рабочего времени, эффект от использования различных видов сырья, материалов, капитальных вложений и др. 
 
Пропорции и структура национальной экономики:сущность, виды Национальная экономика — конкретная форма существования общественного производства. Относительно устойчивые, количественно определенные соотношения называются пропорциями. В развивающейся экономике пропорции подвижны. Устойчивость пропорций относительна, они сохраняют свою количественную определенность лишь на протяжении некоторого продолжительного промежутка времени. Виды: общеэкономические, межотраслевые, внутриотраслевые, внутрипроизводственные. К общеэкономическим относятся пропорции между производством средств производства и производством предметов потребления, между производством и потреблением, потреблением и накоплением. Межотраслевые - соотношения между сферами материального производства, производственной инфраструктурой и социальной инфраструктурой, между индустриальным и сельскохозяйственным производством, промышленностью и строительством и др. Внутриотраслевые пропорции — это пропорции внутри промышленности между добывающими и обрабатывающими отраслями, внутри сельского хозяйства. Внутриотраслевые и внутрипроизводственные пропорции многочисленны. Относительно устойчивые несоответствия между сопряженными элементами народного хозяйства называются диспропорциями. Совокупность пропорций образует структуру национальной экономики, представляющую собой внутреннее строение экономической системы общества, состав и взаимосвязь ее частей. Структура любой экономики периодически меняется под действием научно-технического прогресса и изменений в потребностях общества. Виды 1)Воспроизводственная структура характеризует деление экономики на производственную и непроизводственную сферы, а также отражает соотношение между производством средств производства и предметов потребления; 2)социальная — на государственный и частный сектора; отраслевая — на крупные межотраслевые комплексы и отрасли внутри них; 3)территориальная характеризует деление экономики на экономические зоны, районы, территориальные комплексы. 
 
107.Пропорции и структура национальной экономики:сущность, виды

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"