Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
17. Сущность и
содержание процедуры
Стратегич.прогнозирование
(СтрПрог) – элемент процедуры планирования
развития нац.эк-ки в целом, ее отдельных
звеньев и структурных элементов. роль
в условиях рын.экономики, обстоятельва:
1)рыночная экономика, рыночное хозяйство
отличаются постоянными колебаниями конъюнктуры, что
отражается на доходах и судьбе каждого
продавца и покупателя товаров или услуг
> СтрПрог – важный элемент формирования
рын. стратегии и тактики на любом уровне
хозяйствования. 2) на основе СтрПрог формируются
проекты долгосрочных программ и планов.
СтрПрог >одна из форм плановой деятельности,
состоящей в научном предвидении состояния
объекта прогнозирования в определенный
момент будущего, основанной либо на анализе
тенденций социально-экономического
развития объекта за соответствующий
в прошлом этап по сравнению с периодом
прогноза и экстраполирования этих тенденций
(генетический подход), либо на использовании
нормативных расчетов (целеполагающий,
телеологический подход). Содержание СтрПрог:
разработка селективных, долго- и среднесрочных
прогнозов, касающихся нац. экономики
в целом, ее составных подсистем и элементов.
Стратегический прогноз – эмпирическое
или научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объекта прогнозирования в
будущем, об альтернативных путях и сроках
осуществления. СтрПрог> важнейшее связующее
звено между теорией и практикой регулирования
всех областей жизни общества, коммерч.
структур. Функции: предсказательная (описательная)
(описание возможных или желательных перспектив,
состояний объекта прогнозирования в
будущем); предписательная (предуказательная)
(подготовка проектов решений по различным
проблемам планирования на основе имеющейся
информации о направлениях деятельности
определенных субъектов управления). ДОПОЛНИТЕЛЬН:
Процесс и результаты прогностической
деятельности >используются в 2х аспектах:
теоретико-познавательном и управленческом.
18. Основные функции современных прогнозов и их типология.
Стратегич. прогноз – эмпирическое
или научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объекта прогнозирования в будущем, об
альтернативных путях и сроках осуществления.
Функции: предсказательная (описательная)
(описание возможных или желательных перспектив,
состояний объекта прогнозирования в
будущем); предписательная (предуказательная)
(подготовка проектов решений по различным
проблемам планирования на основе имеющейся
информации о направлениях деятельности
определенных субъектов управления). Процесс
и результаты прогностической деятельности
>используются в 2х аспектах: теоретико-познавательном
и управленческом. Разработка системы
прогнозов >т.к. множественный характер
проблем, решаем.гос-во, подсистемами и
хоз.субъектами. ТИПОЛОГИЯ> в зав. от
критериев, признаков, целей, задач, объектов
прогн.и методов (приведена осн. классификация).
По масштабу прогнозирования: а) макроэкономические
(развитие нац. экономики в целом) и структурные
(межотраслевые и межрегиональные); б)
развитие отдельных комплексов нац. экономики
(топливно-энергетического, агропром.,
инвестиц., производств. и соц. инфраструктуры,
фин.-кред. и др.); в) отраслевые и региональные;
г) прогнозы деятельности хозяйствующих
субъектов и их ассоциаций, а также отдельных
производств. По времени упреждения и
характеру решаемых проблем: а)стратегические
(предвидение важнейших характеристик
функционирования управляемых объектов
в средне- и дальних перспективах) и тактические;
оперативные (выявление возможностей
решения конкретных проблем стратегических
прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных
перспективах; до 1 месяца); кратко- (от
1мес.до 1 года), средне- (от 1г.до 5лет), долго-(от
5 до 15-20лет) и дальнесрочные (более). От
характера исследуемых объектов (связь
с различными аспектами воспроизводств.
процесса): развитие экономических, социальных
и внутриполитических отношений; соц.-эк.
предпосылки и последствия НТП; динамика
развития нац. экономики; воспроизводство
населения, состояние рынка труда, подготовка
кадров; экономическое использование
природных ресурсов и состояние природной
среды; уровень и качество жизни населения,
доходов и цен; развитие фин.-кред. отношений;
воспроизводство осн. капитала и объем
инвестиций в него; внешнеэкон. связи
и международные отношения. По функциональному
признаку: поисковые (=генетические –
осн. на условном продолжении в будущем
тенденций развития исследуемого объекта
без учета факторов, способных изменить
эти тенденции; отталкивается от прошлого
и настоящего) и нормативные (=телеологические
- разрабатывается на базе заранее определенных
целей; задача – опред. пути и сроки достижения
объектом прогнозирования заданного уровня
в будущем; отталкивается от заданного
состояния в будущем к существ.тенденциям
и изменениям в зав. от поставл.цели).
19. Процедура стратегического
программирования: сущность, содержание,
технология программ.
Программирование >вторая ступень в процедурах стратегического
планирования. База> прогнозные разработки;
цель> составление проектов целевых
комплексных программ решения важнейших
проблем развития нац. экономики страны,
межотраслевых, отраслевых, региональных
и локальных проблем. Программа – научное
предвидение состояния какого-либо локального
объекта управления через 5, 10, 15 лет и более,
основ. на четком определении цели и системы
мероприятий, обеспечивающих достижение
этой цели, согласованных между собой
по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям.
Содержание программ: перечень основных
решаемых задач; совокупность и последовательность
реализуемых мероприятий; расчет прямых
и косвенных (сопряженных) затрат всех
основных ресурсов, используемых при осуществлении
мероприятий; распределение заданий
по срокам и исполнителям. Особое место
в системе программ >целевые комплексные
(стратегические) программы (ЦКП). Стратегич.
программа — это адресный, различной степени
директивности документ, содержащий систему
согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям
социально-экономических, производственных,
финансовых, научно-исследовательских,
организационно-хозяйственных и др.мероприятий,
обеспечивающих достижение поставл. цели
наиболее эффективными путями и в установленные
сроки. Стержень ЦКП – это цель > развертывается
в совокупность задач, решение которых
осуществляется с помощью системы мероприятий,
реализуемых конкретными исполнителями
при определенном ресурсном обеспечении.
В конечн.счете цель – удовл. определенных
общественных и рыночных потребностей>
соответствующее преобразование используемых
ресурсов> программный цикл охватывает
все стадии воспроизводственных процессов
(производство, реализацию, потребление
и накопление программного продукта).
В процессе реализации стратегич. программы:
1) осуществляют в полном соответствии
с философией маркетинга ориентацию программ
не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение
определенных общественных потребностей;
2) усиливают целевую направленность плановых
расчетов и создают возможность перехода
в процессе стратегического планирования
от языка целей к языку ресурсов; 3) формируют
стратегию для комплексного решения определенных
проблем не по отдельным признакам, а по
признакам решаемой проблемы; 4) резко
изменяют сложившиеся темпы и пропорции
развития (обеспеч. структурные сдвиги)
ранее сформулированной системы экономической
политики.
20. Проектирование как важнейшая
процедура стратегического планирования
Проектирование — заключительная процедура
стратегического планирования, которая
состоит в разработке проектов стратегических
планов всех уровней и временных горизонтов.
Проект стратегического плана по сути
своей — это проект управленческого решения,
обеспечивающего реализацию стратегии
и политики соответствующих субъектов
управления. Стратегический план есть
не что иное, как научное предвидение состояния
целостного объекта управления — делового
предприятия, ассоциации, региона, субъекта
федерации, страны в целом в определенный
период времени: Это предвидение основано:
на системе целенаправленного проектирования
по развитию соответствующих объектов
(общества в целом, его отдельных подсистем,
хозяйственных субъектов); на системе
мероприятий, согласованных по срокам,
ресурсам, исполнителям (программный разрез)
проекта стратегического плана; на мероприятиях
по развитию важнейших отраслей производства,
производственной и социальной инфраструктур.
В процессе проектирования должны разрабатываться
различные варианты развития соответствующих
объектов управления с тем, чтобы можно
было выбрать оптимальный проект стратегического
плана в данной хозяйственной ситуации
и иметь в наличии такой вариант проекта
стратегического плана, который в будущем
будет соответствовать изменившимся условиям
хозяйствования, рыночной конъюнктуре.
Проект стратегического плана не подлежит
безусловному исполнению. Ту или иную
степень директивности (обязательности)
он приобретает после его утверждения
в установленном порядке. В рыночной экономике
самая высокая степень обязательности
выполнения показателей стратегического
плана находится на уровне первичного
звена национальной экономики (хозяйствующих
субъектов). С повышением уровня управления
степень обязательности (директивности)
уменьшается и обеспечивается не административным
принуждением, а институтами права и экономическими
методами. Единственным видом плана, приобретшим
силу закона в условиях рыночного хозяйства,
является государственный бюджет и бюджеты
субъектов Российской Федерации. Но они
выполнимы в той мере, в какой планируемая
конъюнктура в национальной экономике,
ее отдельных подсистемах соответствует
фактически сложившейся
21. Стратегическое планирование
как наука: предмет, объект, важнейшие
аспекты Стратегическая планилогия
— это сфера исследовательской деятельности
людей, направленная на производство новых
знаний в области составления и обеспечения
возможности реализации управленческих
решений в форме стратегических прогнозов,
программ и планов В состав организационной
подсистемы стратегической планилогии
входят: • ученые с их практическим опытом
и теоретическими знаниями; • система
научных учреждений, занимающихся проблемами
стратегического прогнозирования, программирования
и проектирования на различных уровнях
национальной экономики страны; • система
научной информации о фактической организации
плановой деятельности в области стратегического
планирования в нашей стране и за рубежом.
Теоретико-методологическая подсистема
стратегической планилогии включает:
общую методологию в составе теории познания
и диалектического метода исследования;
локальную методологию, состоящую из системы
понятий, категорий, законов, выводов,
отражающих объективные отношения и связи,
а также процессы, происходящие в обществе
в целом и в его отдельных подсистемах;
совокупности накопленных знаний о методах
разработки, обосновании оптимальности,
о путях, обеспечивающих возможности выполнения
и контроль за ходом реализации стратегических
прогнозов, проектов программ и планов;
методы проведения научно-исследовательских
работ. Предметом науки стратегического
планирования является изучение возможностей
использования объективных законов, определяющих
развитие рыночной экономики, составление
стратегических прогнозов, проектов программ
и планов в практической деятельности,
разработка и совершенствование методологии
и методики решения многообразных проблем
стратегического планирования, а также
организация его осуществления Объект
стратегического планирования — деятельность
хозяйствующих субъектов, структурных
элементов национальной экономики, всей
национальной экономики страны с позиции
их будущего состояния в ближней и дальнесрочной
перспективах. В теории стратегического
планирования выделяют три чрезвычайно
важных аспекта научной деятельности:
• социально-экономический — изучение
конкретных закономерностей, определяющих
развитие социально-экономических процессов.
Познание этих закономерностей и присущих
им количественных зависимостей является
основой, базой для научного обоснования
стратегических прогнозов, проектов программ
и планов всех уровней и временных горизонтов;
• методологический. Методология стратегического
планирования — инструмент познания социально-экономических
процессов, использование полученных
знаний в процессе государственного регулирования
и планирования деятельности хозяйствующих
субъектов. Для этого необходимо иметь
четкое представление о сущности и закономерностях
развития как самого объекта стратегического
планирования — национальной экономики
в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих
организаций, так и непосредственно всех
процедур стратегического планирования,
совершенствовать логику, методологические
подходы, систему методов решения проблем
стратегического планирования, практического
использования всей системы знаний этой
науки; • организационный — охватывает
комплекс вопросов, (низанных с постановкой
задач, организацией работы и определением
функций, выполняемых системой органов,
принимающих участие в процессе стратегического
планирования. Конечным результатам стратегического
планирования придается определенная
организационная форма.
23. Система методологии
стратегического планирования: общая
характеристика Методология стратегического
планирования — это органическое единство
логики разработки стратегических прогнозов,
проектов программ и планов; специфических
методологических принципов и подходов;
системы показателей, используемых в процессе
стратегического планирования; а также
системы методов составления и обоснования
оптимальности прогнозных и плановых
показателей, определяющих задания стратегических
программ и планов. Такое определение
методологии стратегического планирования
дает ее развернутую характеристику в
широком смысле слова. Наряду с этим существует
другое определение методологии стратегического
планирования. Под ним следует понимать
совокупность важнейших теоретических
принципов и методов, используемых при
разработке стратегических прогнозов,
проектов программ и планов, обеспечивающих
переход от познания системы законов развития
объектов стратегического планирования
к их практическому использованию при
регулировании экономических и социальных
процессов, происходящих в обществе, его
отдельных подсистемах и элементах. Методология
стратегического планирования, являясь
научной основой разработки системы прогнозов,
проектов программ и планов, позволяет
получить ответ на следующие принципиально
важные вопросы: Каковы цели развития
соответствующего объекта стратегического
планирования? Какой должна быть последовательность
процесса разработки управленческих решений
в форме стратегических прогнозов, программ
и планов? Какими должны быть сами стратегические
прогнозы, программы и планы и каким требованиям
они должны удовлетворять? Какие методологические
подходы следует использовать и при решении
каких проблем стратегического планирования?
С помощью какой системы показателей и
методов можно обеспечить оптимизацию
стратегических прогнозов, программ и
планов?
24. Логика стратегического планирования: общая характеристика
Под логикой стратегического
планирования понимают упорядоченную
последовательность, взаимосогласованность
и обоснованность процедур, связанных
с решением любой проблемы стратегического планирования,
а также определение исходного пункта,
который является отправной точкой для
решения проблем и которому должен подчиняться
весь процесс плановой работы. Логика
стратегического планирования включает
следующие структурные элементы: 1)определение
и формулирование цели или системы целей,
которые преследует субъект стратегического
планирования в планируемом периоде (это
отправной пункт логики стратегического
планирования, ее главная идея); 2)анализ
исходного уровня развития объекта стратегического
планирования в период, предшествующий
планируемому, и уточнение параметров
достигнутого уровня и его структуры к
началу этого периода; 3)определение объема
и структуры потребностей общества в планируемом
периоде по результатам функционирования
соответствующих объектов стратегического
планирования; 4)определение объема и структуры
ресурсов, имеющихся на начало планируемого
периода и вновь создаваемых; 5)согласование,
балансирование потребностей и ресурсов
социально-экономических подсистем различного
уровня путем преодоления временных противоречий,
несоответствий между ними на основе шкалирования,
ранжирования потребностей и подготовка
проектов управленческих решений в форме
стратегических прогнозов, программ и
планов. Рассмотрим содержание каждого
из перечисленных элементов логики стратегического
планирования. Процесс формирования целей,
как следует из определения сущности и
содержания логики стратегического планирования,
занимает центральное место.
25. Процесс формирование целей
– центральный элемент в системе логики
стратегического планирования
Процесс формирования целей, как следует из определения сущности и содержания логики стратегического планирования, занимает центральное место. Под целями в стратегическом планировании понимаются желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего. Задачи — это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования. Любой субъект стратегического планирования на стадии формулирования целей и задач должен: во-первых, определить цели планируемой системы и перевести их на язык задач, что позволит получить своеобразный график выполнения последних; во-вторых, предусмотреть четкую формулировку всех задач и разработать критерии оценки прогресса в выполнении каждой из них; в-третьих, исключить возможные противоречия, конфликты (или разработать инструментарий для их разрешения) между задачами, т.е. решить, что делать, если выполнение одной задачи противоречит решению другой. В стратегическом планировании, осуществляемом на макроуровне, цели и задачи намечаются исходя из программных установок правящей партии (или блока партий) и в концентрированном виде содержатся в концепции социально-экономического развития страны, подготавливаемой рабочими органами Правительства Российской Федерации. Концепция — это общий замысел прогнозов, проектов стратегических про-, грамм и планов, выражающийся в формулировке глобальных целей и приоритетов социально-экономической системы в плановом периоде, и определение важнейших путей, форм и методов их достижения. Для первичных звеньев национальной экономики — хозяйствующих субъектов — концепция развития есть1 не что иное, как органическое единство миссии и целей коммерческой организации, выбор специфических стратегий для определения и получения ресурсов в необходимых объёмах и структуре, их последующего распределения и использования в целях обеспечения эффективной работы организации в ближайшей и последующей перспективах.
26. Анализ исходного
уровня объекта
Анализ исходного уровня состояния объекта стратегического планирования в предплановый период — вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры обусловлено тем, что развитие национальной экономики, корпорации, фирмы в ближайшие после базисного периода годы в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предплановый период. Анализ уровня развития национальной экономики включает комплексное изучение темпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, в границах регионов, субъектов федерации, межрегиональных и межгосударственных пропорциях. Завершается анализ состояния национальной экономики страны в предплановый период общей оценкой уровня ее социально-экономического развития. Одновременно этот уровень сопоставляется с аналогичными показателями наиболее развитых в экономическом отношении стран мира. На макроуровне осуществляется анализ внутренней и внешней среды, в процессе которого выясняются: использование потенциала организации, ее сильные и слабые стороны; возможные конкуренты и их предполагаемые действия; состояние и перспективы развития конкурентной среды отрасли; движущие силы; состав макроокружения, его составляющие и их влияние на организацию (как правило, анализируются социальная, экономическая, правовая, политическая и технологическая составляющие). Всестороннее изучение объема и структуры потребностей общества, его отдельных подсистем в планируемом периоде — чрезвычайно важная процедура логики стратегического планирования, так как любая фирма, корпорация, общественные институты возникают и функционируют для удовлетворения определенных потребностей людей. Под ними понимают объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества, общественного производства и общественных отношений. Потребность — это некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникающее вследствие того, что человек (социальная общность людей), существуя сам по себе, т.е. в виде отдельной биологической особи, является составной частью (элементом) общественной системы, взаимодействует с внешним окружением — внешней средой (обществом, живой и неживой природой). Потребности общества — это сложная, полиструктурная, динамичная система. Ее подсистемы — это материальные и нематериальные потребности. Подсистема материальных потребностей охватывает потребности общества в благах, имеющих вещественную, предметную форму. Ее основными элементами являются потребности производства (текущие), потребности накопления, непроизводственные потребности населения, потребности научных учреждений. Подсистема нематериальных потребностей — это потребности общества в духовных и социальных благах, создаваемых в отраслях национальной экономики, результаты деятельности которых не имеют вещественной, предметной формы. Для существования и развития общества необходимыми являются потребности отраслей так называемого реального сектора экономики (в его состав входят предприятия, производящие блага в материально-вещественной форме). Значительная часть элементов основного капитала (производственные мощности) и рабочего времени общества должны затрачиваться на то, чтобы обеспечить функционирование предприятий добывающей промышленности и сельского хозяйства, продукция которых идет в основном на производственное потребление.
27. Логика стратегического
планирования: расчеты объема и
структуры ресурсов и их
Под логикой стратегического планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического планирования, а также определение исходного пункта, который является отправной точкой для решения проблем и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы. Расчеты объема и структура ресурсов являются содержанием четвертого элемента логики стратегического планирования. Ресурсы общества — это его естественный, трудовой, научно-технический, экономический, социальный, духовный, внешнеполитический потенциалы. Потенциал (от лат. potentia — сила, мощь) — совокупность имеющихся возможностей, средств в какой-либо области. Классифицируют потенциал аналогично типологии структуры общества. Наибольшее значение для стратегического планирования имеют классификации: по сферам жизнедеятельности общества (экономической, социальной, экологической, духовной, политической, правовой); по элементам производительных сил (естественно-ресурсному, трудовому, информативному, техническому, организационному); по отраслям национальной экономики (промышленной, строительной, аграрной, транспортной, финансово-кредитной, социально-инфраструктурной); по региональным таксономам (субъекту федерации, городу, району, региону и т.д.). Ресурсы, которыми может располагать общество, его отдельные подсистемы и структурные элементы в планируемом периоде состоят из наличных ресурсов и ресурсов, создаваемых в плановом периоде. Для текущих (оперативных) планов наибольшее значение имеют наличные ресурсы. В среднесрочном стратегическом планировании важность и тех, и других примерно одинакова. В стратегическом долгосрочном планировании решающее значение приобретают ресурсы, создаваемые в течение планового периода. Согласование ресурсов и потребностей, приведение их в оптимальное соответствие — заключительная стадия в логике стратегического планирования. К этой стадии переходят после комплексного расчета общественных и личных потребностей и определения ресурсов, которыми будет располагать общество для экономического, социального и духовного развития, а также хозяйствующие субъекты для обеспечения их нормального функционирования в перспективе. Поскольку объем ресурсов в планируемом периоде есть всегда некоторая конечная величина, важнейшей проблемой стадии согласования является обеспечение наибольшей эффективности производства, всего ресурсного потенциала общества и его хозяйствующих субъектов. Большое значение на этой стадии имеют шкалирование, ранжирование потребностей по признаку наибольшей насущности, выделение системы приоритетов в удовлетворении потребностей. Лишь на основе искомого соответствия между потребностями и ресурсами можно завершить разработку прогнозов и формировать стратегический план.