Экономическая история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций

Краткое описание

Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.

Содержание

Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37

Вложенные файлы: 7 файлов

Основы региональной экономики.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

вопросы регион. экон. (2).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

лекции по экономической истории.doc

— 265.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

концептуальный подход.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Рыночные отношения  усиливают значение территориальной  специализации производства, оказывающей влияние на формирование экономических районов. Основные контуры их границ в наибольшей степени определяются ареалом размещения специализирующих отраслей и связанных с ними вспомогательных производств. Важнейшее условие специализации - это благоприятные показатели затрат на продукцию (особенно экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения и соответствие направлений специализации комплексу регионообразующих социально-культурных факторов). В определении специализации следует учитывать территориальные особенности воспроизводства трудовых ресурсов и рынка труда.

Социальные нормативы  должны постоянно соответствовать  новым реалиям, иметь четкие стоимостные выражения, учитывающие и региональные отличия, и неравные возможности реализации соответствующих средств, и инфляцию. В определенной степени просматривается необходимость перехода к натурально-стоимостным государственным и региональным стандартам социальных благ. Усиливает ее,  и то обстоятельство, что в настоящее время процесс введения дополнительных региональных стандартов конституируется все большим числом принимаемых законов.

Определение основных направлений  территориальной специализации окажет существенное влияние на характер использования трудовых ресурсов. Для улучшения территориальной сбалансированности между наличием и числом рабочих мест, требуемых в районах, где трудоспособное население в относительном избытке, необходимо принимать дополнительные меры по развитию производства (главным образом в трудоемких отраслях). Там, где положение противоположное - важно стремиться к притоку нового населения, делать упор на повышение технического уровня производства и улучшение его структуры (с приоритетом к малотрудоемким отраслям).

Сегодня повышение материального  благосостояния населения страны должно быть связано с глубокими структурными преобразованиями в экономике. Это вызовет существенные сдвиги народнохозяйственных пропорций в каждом регионе (области), так как они будут решать не только хозяйственные, но и социальные задачи, что найдет свое отражение в последовательном выравнивании социального развития регионов (областей) на базе сближения их экономических уровней. Однако условия становления рыночных отношений, даже правильно регулируемых государством, ослабляют тенденцию к выравниванию уровней регионального развития.

В свою очередь, природные ресурсы, будучи материально-вещественной основой всякого производства и размещения, являются важным фактором районообразования и специализации. Значение данного фактора сейчас возросло в связи с углубляющимся дефицитом ряда естественных ресурсов при неравномерности их географического распределения. Отсюда вытекает еще один круг задач государственного территориального регулирования. Решать их необходимо с учетом того, что месторождения разведанных запасов, эффективных для освоения сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, различных рекреационных ресурсов, часто выступают ядрами формирующихся хозяйственных комплексов экономических районов.

В настоящее время  от рационального освоения природных богатств и бережного отношения к природе в большой степени зависят социальные условия жизни и благосостояния населения. Отсюда следует, что здесь требуются не столько свободные рыночные отношения, сколько государственное регулирование использования и охраны природы (внедрение мало- и безотходных технологий; разработка комплексных схем использования и охраны природных ресурсов; создание территориальных рекреационных систем, на основе рациональной специализации регионов).

В рамках концепции, основанной на содержательном анализе социального и экономического потенциала региона (области), как я уже говорил, важно определять приоритеты в его развитии и соответствующие направления его специализации. Выбор основных направлений специализации должен зависеть от сложившейся структуры региональной экономики. Выбор приоритетов в социально-экономическом развитии регионального хозяйства должен включать в себя анализ функционирования отраслей. Они определяли прежнюю специализацию региона (области),  других секторов его экономики (перспективных в долгосрочном прогнозировании и адаптированных к социально-экономическим, историко-культурным условиям позитивного регионального (областного) развития).

Наличие или отсутствие природных ресурсов существенным образом будет влиять на определение направлений специализации. Однако, когда предметом исследования выступает отдельный регион (область), уместнее говорить о территориальном сочетании природных ресурсов и условий (в том числе имеющих многоцелевое использование). В этой связи, по мнению автора, важно владеть методикой оценки природных ресурсов и проводить анализ альтернативных вариантов их использования. Обоснование специфики отдельного района, в целях построения обоснованного прогноза, требует проведения сравнения показателей эффективности использования природных ресурсов (в свою очередь, в целях развития различных отраслей хозяйства). При этом надо учитывать значимость потребностей в продукции каждой из отраслей, использующих ресурсный потенциал региона.

Подробное рассмотрение общих вопросов социально-экономического развития региона (области) объясняется тем, что в настоящее время практика территориального регулирования не до конца реализовывает их мощный потенциал и их специализацию. Сегодня эти направления должны получить свое разрешение в рамках социально-экономической концепции функционирования региона (области). Главная цель концепции,  - это определение основных направлений перспективного развития конкретной территории, места и роли отдельных отраслей в экономике региона (области), которые будут составлять основную специализацию регионального хозяйства. В целом же регион (область) является достаточно сложным объектом регулирования. Поэтому его сбалансированное развитие в существенной мере определяет эффективность функционирования всей народнохозяйственной системы. В связи с этим, совершенствование методологии регионального анализа и управления составляют важное направление улучшения всей системы долгосрочных экономических обоснований и расчетов. Регулирование регионального развития, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, в прошлом осуществлялось без достаточного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру определенного региона (области). В целях создания системы государственного регулирования регионального развития необходима выработка концепции развития региона (области), учитывающей важнейшие факторы, формирующие экономику. Регион (область) предлагается рассматривать как узел социально-экономических процессов. Необходимо создание единой общеметодологической концепции развития регионов (областей) в их взаимосвязи с другими звеньями народного хозяйства. В эту задачу включается и поиск путей согласования отраслевых и территориальных решений, межрегиональных взаимодействий.

Следует отметить, что  в настоящее время актуальной проблемой является установление финансовых механизмов регулирования развития регионов (областей). Раньше, в течение многих десятилетий, общая бюджетная обеспеченность была ведущим финансовым инструментом развития территориальных образований. Кроме бюджета регионы (области) фактически не имели никаких других источников существования. Сегодня же ситуация кардинально изменилась. В связи с этим необходимо, чтобы бюджетная самостоятельность регионов (областей) все более прочно закреплялась в российском законодательстве. Для каждого уровня территориальной организации общества важно получать перечень своей собственности, своих компетенций по распоряжению ею, своих обязательных расходов.

Одним из важнейших условий реальной оценки размера ресурсов региона (области), а также средством определения централизованных капитальных вложений для осуществления социально-экономической политики государства, является составление сводных финансовых балансов. Законом России “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса” установлено, что в составе бюджетного Послания Президента Российской Федерации представляется сводный финансовый баланс по территории страны.

В соответствии с Законом  РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе Российской Федерации,  автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” регионы получили законодательную базу для разработки сводных финансовых балансов на своих территориях.

Ежегодно федеральными органами РФ доводятся до территорий “Методические рекомендации по составлению  сводных балансов финансовых ресурсов”. В основе расчетов финансовых балансов лежат прогнозные оценки макроэкономических показателей и пропорции социально-экономического развития территорий и объемов финансовых ресурсов. Учитываются намерения предприятий и организаций всех форм собственности и результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности за предшествующий отчетный период.

 Исследование каждой  составляющей финансового баланса  может позволить: проследить основные  тенденции в экономике региона  (области), наметить приоритетные направления на перспективу, а также разработать новые методы, обеспечивающие возможность многовариантного моделирования структуры областного (районного) баланса.

Экономическая реформа  придала принципиально новый  статус финансовым ресурсам. В формировании финансового потенциала региона (рис. 2) до настоящего времени основным реальным участником воспроизводственных процессов остаются средства региональных администраций. Для регионов на первый план выходит задача оценки текущего состояния каждого элемента суммарного финансового потенциала и их перспективных сдвигов. Реальное выполнение   такой   задачи   -   прерогатива   только  местной  администрации,  а

 

 

 

 


Рынок товаров, работ

услуг производствен-

ного назначения



Средства    Фондовый   Внешние


хозяйствующих       рынок   кредиты

субъектов



 

Средства кредитно-      Средства


финансовых    Финансовый   региональных

учреждений       потенциал   администраций,


региона        региона   в том числе регио-

нальный бюджет



Средства        Средства

населения        общественных


организаций



Потребительский    Учреждения


         рынок    бюджетной

сферы

 

 

Рис.2.  Элементы финансового потенциала региона

 

региональных образований. Разработка программ действий в таком ракурсе требует от администрации региона внести в число своих приоритетов помимо бюджетного процесса - вопросы  мониторинга совокупного финансового потенциала территории и его согласования с социокультурными задачами развития.

Необходимо отметить, что при административно-командных методах управления осуществлялось выравнивание экономических и социальных процессов развития территорий страны. Данный подход являлся неизбежным, но он не обеспечивал должного эффекта, так как позволял лишь сосредоточивать значительные ресурсы (финансовые, валютные, экспортные) в центральных органах управления и форсированно развивать отдельные регионы и отрасли. Главным же недостатком оставалось то, что по субъективным оценкам и решениям, приоритетными оставались интересы только народнохозяйственного комплекса в целом. Внутри же него приоритет отдавался лишь производственной сфере. Поэтому единственным способом финансово-экономического обеспечения развития непроизводственной сферы являлся механизм “вторичности” выделения средств из государственных централизованных источников: бюджетов различных уровней; специальных госфондов; средств государственных предприятий.

Как показывает проведенный анализ, административно-командная хозяйственная  система в целом была нелогична  и иррациональна. Однако все ее части находились в четкой взаимосвязи и не могли быть жизнеспособными друг без друга. Система базировалась на приказах и распоряжениях, передаваемых сверху вниз в строгой субординации, обеспечивая необходимую детализацию до уровня адресности первичному (низовому) исполнителю. Установка для принятия решения непосредственным исполнителем однозначно исходила сверху. Однако само решение в определенной степени учитывало и встречный поток информации о текущем и перспективном развитии низового субъекта, подчиняя его, прежде всего, интересам страны в целом. Таким образом, на основе методов реализации поставленных задач осуществлялись директивное планирование и сопутствующее ему централизованное распределение ресурсов в натуральном исчислении, или в системе искусственных цен.

 Целесообразно более  подробно оценить эффективность  и гибкость существовавшей ранее  системы управления. Это позволит  взять все лучшее для формирования  новых методологических и методических  подходов к регулированию системы  комплексного социально-экономического развития производительных сил России, ее регионов (областей), районов в современных условиях хозяйствования. Функционирование административно-командной системы хозяйствования требовало обязательного выполнения следующих условий: абсолютная полнота и достоверность учета экономических взаимосвязей; строгая дисциплина выполнения всех указаний всеми исполнителями; исключение вероятности непредвиденных и экстренных ситуаций.

Исследования показывают, что специфика территориального развития экономики имеет свою объективную обусловленность:

- территориальное разделение  труда;

- различие в природных  условиях;

- социально-экономические  и национально-культурные особенности;

- специфика экологической  обстановки;

- структурные диспропорции.

Экономические реформы, проводившиеся начиная с 1965 года, не смогли решить проблем территориального развития, поскольку были ориентированы на совершенствование  методов управления отраслями. Реформа 1987 года была также ориентирована на традиционные задачи совершенствования экономических отношений предприятий в рамках старой системы централизованного управления. Лишь в 1991 году реформирование осуществлялось в принципиально новом направлении. Была поставлена задача качественного изменения всей системы управления и сформулирована идея перехода экономики к рыночным отношениям. В период перестройки региональные аспекты социально-экономического развития уже начали заявлять о себе как о самостоятельной области формирования нового общегосударственного хозяйственного механизма. Это находило отражение в обосновании и в частичном введении в практику регионального хозрасчета. Среди основных экономических причин, повлиявших на  лишь ограниченное доведение данного начинания до широкой практики, следует отметить две. Это - административно-командный способ ведения хозяйства и отрыв от процессов преобразования производственно-экономических отношений на уровне первичных производственных звеньев. Региональный хозрасчет по своему основному содержанию являлся попыткой продиктовать “сверху” условия взаимодействия общегосударственных и региональных структур. Сохранились прежние принципы отношений – Центр - регион. Речь шла лишь о пересмотре квот и некоторых прав распоряжения по отдельным ресурсам. В основном - по бюджетным средствам.

Региональный менеджмент.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

гинезис экон. мысли.doc

— 100.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Экономическая история