Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций
Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.
Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37
Обеспечение комплексного развития региона (области) должно являться важнейшим фактором его эффективного функционирования. При этом комплексность следует рассматривать как объективный процесс рационализации производительных сил и производственных отношений, направленный на повышение эффективности производства и решение (на этой основе) социальных, экологических и других проблем. Реализация эффекта комплексного развития требует формирования соответствующего экономического механизма и методов регулирования регионального развития. Как уже говорилось, основным инструментом, обеспечивающим решение поставленных задач, может стать разработка стратегии комплексного социально-экономического развития региона (области) и его районов.
Разработка стратегии развития региона (области) первоначально требует точного определения отдельных терминов. Так, под стратегией понимать научно обоснованную программу действий по реализации принципов комплексного развития. Родственным по смыслу понятию “стратегия” является понятие "концепция". Оно происходит от латинского слова conceptio - понимание, система. Поэтому предлагается взаимодополнять данные понятия, на основе их взаимосвязи при совместном использовании. Например, при разработке определенной стратегии развития возникает необходимость ее научного обоснования. Это требует определения концептуальной идеи, замысла развития, которые, в свою очередь, будут определять последующие этапы общей стратегии.
Проведенный анализ показал, что в
региональной экономике в настоящее
время уже закладываются
Необходимо отметить, что идеи стратегического
регулирования развиваются в
ряде научно-исследовательских
В настоящее время в России и в ее регионах необходимо разрабатывать механизмы реализации федеральных целевых программ, имеющих общегосударственное значение и комплексных программ социально-экономического развития, разрабатываемых и утверждаемых в регионах-субъектах РФ. Важно продолжать формировать новую систему территориального регулирования с ее ориентацией на рыночные отношения. Основными элементами данной системы могут являться концепция, программы, планы-прогнозы. В целом развитие территориального регулирования предполагается проводить на основе формирования новой области управленческой деятельности, именуемой стратегическим региональным управлением. Оно будет пронизывать все звенья территориальной системы и предусматривать осуществление следующих видов взаимосвязанных работ: научно-методологическое обеспечение комплексного социально-экономического развития региона (области) и его районов; разработка концепции социально-экономического развития региона (области) и его районов; разработка комплексной программы социально-экономического развития экономики региона (области) и его районов; разработка целевых программ по приоритетным направлениям развития; разработка планов-прогнозов. Объединяющим началом всех названных видов работ должна служить, идея развития с соответствующим научным обоснованием и практическими механизмами ее реализации, оформленными в виде определенного документа. Стратегия развития отдельного региона (области) должна органически вписываться в стратегию развития страны, составляя с ней единое целое.
Проведенный автором анализ показал, что в советский период принятия государственных планов, существовали свои особенности и отличительные черты стратегии социально-экономического развития региона. В идеале все государственные планы социально-экономического развития представлялись как планы производства продукции и оказания услуг по основной номенклатуре, сбалансированные по всем материальным потокам и ресурсам. Однако на практике реализация подобных планов становилась все более трудновыполнимой задачей в силу: постоянного усложнения структуры экономики; резко возрастающего динамизма социально-экономических процессов, вызывающих развитие новых отраслей и видов деятельности; расширения номенклатуры продукции. Это, в конечном итоге, привело к формированию многоукладной экономики. В перестроечный период были предприняты отдельные попытки придать гибкость конструкции плана на основе разработки индикативных планов. Эти планы, имели прогнозно-обобщающий и рекомендательный характер. Однако данный опыт тогда не нашел должного развития, так как его эффективность оказалась несоизмерима с усилиями, затрачиваемыми на осуществление разработок. Кроме того, на тот период времени, разрабатываемые индикативные планы еще плохо поддавались контролю и корректировке.
Проведенные исследования показали, что стратегические планы социально-экономического развития являлись эффективным инструментом государственного регулирования экономики в таких развитых странах как Франция, Япония, Южная Корея, США. Например, в Южной Корее формирование эффективного механизма государственного регулирования при рыночной экономике сочетается со стратегией экспортного производства. В стране проводят политику развития экспортно-ориентированного производства и на этой основе осуществляют диверсификацию экспорта с учетом перспективных тенденций как во внутреннем, так и в международном развитии.
Региональное планирование осуществляется и в США. Например, там создана Национальная ассоциация управления по делам развития штатов (НАСДА). Она координирует деятельность штатов по вопросам как внутреннего развития, так и их внешнеэкономической деятельности. Во всех штатах созданы экономические министерства, занимающиеся разработкой и реализацией территориальных планов (в штате Мэриленд: Министерство экономического и промышленного развития; в штате Айова: Министерство экономического развития). В целом содержание стратегии развития региона в США определяется конкретной социально-экономической ситуацией, обусловленной внутренними факторами: наличие природных ресурсов; состояние экономики и ее структура; специализация; уровень развития малого и среднего бизнеса; сформированность регионального рынка; факторами внешней среды: экономическая и региональная политика государства; положение государства в мире; экспортные и импортные возможности; конъюнктура мирового рынка. В соответствии с оценкой реальной обстановки и вырабатываются стратегические направления развития.
В целом, отмеченные выше, внедрение
рыночных форм хозяйствования, развитие
разнообразных форм собственности,
укрепление самостоятельности предприятий,
обеспечат изменения
Таким образом, основные концептуальные положения исследования комплексного развития региона (области), базируются на системно-интеграционном подходе. Они представляют собой развернутый научно-методический инструментарий регулирования социально-экономических преобразований в регионе (области) в переходный период. Их можно использовать в практической деятельности правительств республик, краевых, областных, районных администраций. Однако согласование федеральных, региональных и отраслевых интересов на уровне субъекта Федерации и административного района требует более подробного рассмотрения программно-целевого подхода и методов его реализации.