Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия на основе теоретических исследований и анализа действующей практики.
Для достижения цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические вопросы конкурентоспособности, влияющие на нее факторы, зависящие от неё экономические показатели;
провести оценку конкурентоспособности ООО "УзАвто-Бел";

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………....…4
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .....................18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………..…18
2.2 Конкурентоспособность предприятия и его продукции……………..….…25
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………..……..……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая конкурентоспособность .docx

— 169.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Для учета всех характеристик исследуемых предприятий рассчитаем показатели конкурентоспособности комплексным методом.

Рассчитаем групповые показатели по параметрам по формуле:

 

 (2.1)

 

расчет группового показателя для ООО "УзАвто-Бел":

 

Iтп = 0,2*4+0,2*5+0,2*4+0,1*5+0,3*5 = 4,6

 

расчет группового показателя для ООО "Тойота-Сервис":

 

Iтп = 0,2*4+0,2*5+0,2*4+0,1*4+0,3*5 = 4,5

 

расчет группового показателя для ООО "ЮКОЛА-Сервис":

 

Iтп = 0,2*4+0,2*3+0,2*4+0,1*3+0,3*5 = 4

 

расчет группового показателя для ООО "РиМи Авто":

 

Iтп = 0,2*4+0,2*4+0,2*4+0,1*3+0,3*5 = 4,2

 

Расчет комплексных показателей конкурентоспособности указывает на высокую конкурентоспособность исследуемой организации. ООО "УзАвто-Бел" отличается от остальных своих конкурентов удобной транспортной и географической доступностью. Качество продукции на предприятии, а также цены на продукцию находятся примерно на одном уровне во всех исследуемых организациях.

 

Рисунок 2.3- Бальная оценка конкурентов

 

Таким образом, можно сказать, что исследуемая организация более конкурентоспособна в сравнении с ближайшими конкурентами. Однако это во многом благодаря географическому расположению и транспортной доступностью, чем более высокому качеству продукции или другим характеристикам организации.

Оценку конкурентоспособности продукции проведем дифференциальным методом, так как он позволяет оценить конкурентоспособность и с технической стороны, и с экономической. Это позволяет нам более эффективно оценить факторы, влияющие на конкурентоспособность.

Исходные данные представлены в таблице 2.3. За образец принят седан "Тойота". В таблице 2.3 представлены коэффициенты весомости, проставленные экспертами, для установления приоритетности технических параметров.

 

 

Таблица 2.3 Исходные данные для расчёта конкурентоспособности

Представители

Технические характеристики

Экономические характеристики

Известность

марки, (Р1)

Гарантии качества, (Р2)

Уникальность продукции, (Р3)

Объем продаж,

Тыс. у.е.

Быстрота оборачиваемости капитала, в год

Образец

9

350

150

6500

3

Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел"

8,3

310

140

3800

2,0

Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис"

5,4

300

140

4000

2,2

Седан BMW 3 ООО "РиМи Авто"

3,5

330

130

3000

2,4

Коэффициент

весомости

0,35

0,20

0,45

0,61

0,39


 

Чтобы распределить приведенные в таблице 2.3 продукцию предприятий по уровню конкурентоспособности (дифференциальным методом), выполним следующее:

1.Рассчитаем  единичный показатель конкурентоспособности  по формуле:

 

,(2.2)

 

расчет единичного показателя для Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел":

 

, ,

 

расчет единичного показателя для Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис":

 

, ,

 

расчет единичного показателя для Седан BMW 3 ООО "РиМи Авто":

 

, ,

 

По экономическим параметрам:

расчет единичного показателя для Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел":

 

,

 

расчет единичного показателя для Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис":

 

,

 

расчет единичного показателя для Седан BMW 3 ООО "РиМи Авто":

 

,

 

Таким образом, исходя из расчетов, видно, что по техническим параметрам конкурентоспособность находится на одном уровне у Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел" и Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис", а по экономическим параметрам наиболее конкурентоспособна фирма Седан BMW 3 ООО "РиМи Авто", которая обладает наибольшей конкурентоспособностью.

2. Для  учета всех характеристик изделий  рассчитаем показатели конкурентоспособности  комплексным методом.

Рассчитаем групповые показатели по техническим параметрам по формуле:

 

 (2.3)

 

расчет группового показателя для Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел":

 

Iтп = 0,92*0,35 + 0,89*0,20 + 0,93*0,45 = 0,9185

 

расчет группового показателя для Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис":

 

Iтп = 0,6*0,35 + 0,86*0,20 + 0,93*0,45 = 0,8005

 

расчет группового показателя для Седан BMW 3 ООО "РиМи Авто":

 

Iтп = 0,39*0,35 + 0,88*0,20 + 0,87*0,45 = 0,704

 

Следовательно, исходя из рассчитанных групповых показателей, по техническим параметрам наиболее конкурентоспособен Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел", то есть данное предприятие более полно удовлетворяет запросы потребителя, чем остальные, так как групповой показатель характеризует степень соответствия исследуемого предприятия соответствующим потребностям по всем техническим параметрам.

Рассчитаем групповые показатели по экономическим параметрам:

расчет группового показателя для Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел":

 

Iтп = 1,7*0,61 + 0,66*0,39 = 1,2944

 

расчет группового показателя для Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис":

 

Iтп = 1,6*0,61 + 0,73*0,39 = 1,2607

 

расчет группового показателя для Седан BMW 3 ООО "РиМи Авто":

 

Iтп = 2,2*0,61+ 0,8*0,39 = 1,654

 

Из полученных расчетов по экономическим параметрам видно, Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис" более конкурентоспособно среди остальных, так как оно имеет самый низкий групповой показатель (1,2607).

3. Рассчитаем  интегральный показатель по формуле:

 

 (3.4)

 

расчет интегрального показателя для ОАО Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел":

 

 

расчет интегрального показателя для Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис":

 

 

расчет интегрального показателя для Седан BMW 3 ООО "РиМи Авто":

 

 

Из расчетов интегрального показателя конкурентоспособности видно, что наиболее конкурентоспособными являются Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел" и Седан Примера, ООО "ЮКОЛА-Сервис". При этом Седан NEXIA-2 фирмы ООО "УзАвто-Бел" превосходит остальных конкурентов по техническим параметрам.

 

 

3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия

 

Повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления: первое - завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе - адаптация и развитие предприятия в условиях рыночной экономики. Все мероприятия по повышению конкурентоспособности могут быть разделены на три группы: мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции, по повышению конкурентного потенциала предприятия и по разработке конкурентных стратегий на рынке. Первая группа включает мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции исходя из предпочтений потребителей. К ней могут быть отнесены: диверсификация ассортимента; совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями и товарами-аналогами и пр.

Ко второй группе отнесены мероприятия по повышению конкурентного потенциала предприятия по направлениям: совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; улучшение использования финансового потенциала, совершенствование кадровой политики. Улучшение использования финансового потенциала включает; повышение эффективности инвестиций, улучшение использования собственного капитала, совершенствование механизма привлечения и использования заемных средств; повышение финансовой устойчивости предприятия, улучшение его деловой репутации; повышение платежеспособности предприятия; выявление резервов снижения дебиторской и кредиторской задолженностей; создание инновационных фондов. Совершенствование кадровой политики предприятия предполагает: сокращение потерь рабочего времени; повышение квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового состава предприятия на основе совершенствования мотивационного механизма. Третья группа содержит мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др. Сюда же отнесены резервы использования мероприятий государственного стимулирования развития: улучшение возможностей использования государственных программ по обеспечению конкурентоспособности; использование налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, кредитов; повышение эффективности использования государственной системы страхования; совершенствование и использование законодательной и нормативной базы хозяйствования. Рассмотрим более подробно отдельные из них.

  1. Совершенствование организационной структуры и системы управления предприятиями на основе методик:
    1. Product Management предлагает системный подход и методы оценки конкурентоспособной продукции.
    2. внедрение корпоративных ЕRР - систем, охватывающих все стороны деятельности предприятия: производственную логистику, бухгалтерский учет, анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
    3. переход от вертикально ориентированных структур управления и организации производства к горизонтальным сетевым взаимодействиям - по принципу холдинговой структуры. Головное предприятие выполняет функции мозгового центра и определяет стратегию конкурентной борьбы и маркетинга, разработку новых изделий, сбытовую (дилерскую) сеть а также управляет сетью поставщиков – партнеров. Собственно производство осуществляется на основе широкого использования кооперации (аутсортинга), причем предприятия-партнеры не обязательно входят в состав корпорации (холдинга) и выбираются на основе оптимизации соотношения цена\качества. Предприятия-партнеры либо поставляют стандартные узлы, детали и комплектующие изделия, либо производят их в индивидуальном порядке "под заказ" на основе документации, разработанной головным предприятием.
    4. передача управленческих функций на аутсортинг внешним компаниям, что обеспечивает применение самых современных и эффективных систем управления жизненным циклом изделия и ресурсами предприятия.
  2. Создание необходимой инфраструктуры

1. товаропроводящая  инфраструктура, включающая современные  системы информационно-маркетингового  обеспечения: рынок финансов, капиталов (ценных бумаг), консультативных, лизинговых, страховых, маркетинговых и других  услуг, в т.ч.:

а) Службы маркетинговых исследований - исследование рынка для сбора информации о потенциальных покупателях и их требованиях.

б) Служба дизайна и проектирования продукции - поощрение использования совместных научных разработок и осуществлению объединенного контроля за качеством при организационной и экономической обособленности каждого предприятия;

г) В аналогичном порядке должны создаваться и функционировать компании оказывающие типографские услуги, инжиниринговый консалтинг, службы консалтинга по маркетингу и внешней торговле., а также торговые агенты.

2) Повышение  эффективности выставочно-ярмарочной  деятельности посредством создания  специализированных компаний, занимающихся  ее организацией.

3) Транспортная  и телекоммуникационная инфраструктура: увеличение количества экспедиционных  агентств, внедрение современных  транспортно-логистических технологий, терминально-логистических центров, автомобильных пунктов пропуска, предприятий сервисного обслуживания и ремонта автомобилей и т.д. Создание крупных транспортно-экспедиторских компаний по доставке грузов в международном сообщении с применением межтерминальных технологий и обеспечения попутной загрузки автотранспортных средств на территории иностранных государств; комплексного совершенствования систем мониторинга перевозок, статистического учета и отчетности, анализа и оптимизации рынка автотранспортных услуг.

4) Развитие  информационного рынка, в т.ч.:

а) активизация деятельности РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" по обеспечению информационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования;

б) создание базы данных по предприятиям и порталов В2В, В2А, С2А;

в) усиление информационной и консультационной помощи субъектам хозяйствования со стороны центра поддержки предпринимательства, центра маркетинга, торгово-промышленной палаты;

г) совместное распространения информации (рекламы) посредством – создания совместных web-сайтов, бизнес-справочников, бизнес-карт (локальных сетей); совместного сбыта продукции предприятий через Национальный центр развития торговли в рамках международной сети центров развития торговли (Global Trade Point Network); совместного сбыта продукции через маркетинговые потребительские сети; совместного маркетинга посредством проведения торгово-промышленных выставок-ярмарок, осуществления маркетинговых исследований.

 

 

Заключение

 

В результате изучения литературы и методических материалов по оценке конкурентоспособности продукции можно сделать следующие выводы:

1. Одним  из важнейших условий успеха  предприятия на рынке является  высокая конкурентоспособность  продукции. Национальная экономика  от повышения конкурентоспособности продукции получает ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и укрепление экономических позиций государства в мировом сообществе.

2. Конкурентоспособность  – это относительная и обобщенная  характеристика товара, выражающая  его выгодные отличия от товара-конкурента  по степени удовлетворения потребности  и по затратам на её удовлетворение. Конкурентоспособной является та  продукция, которая на единицу  своей стоимости (цены) удовлетворяет  больше потребностей, чем продукция  конкурентов.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия