Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:27, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является изучение казахстанского опыта предоставления потребительских кредитов на примере АО Банк «Центр Кредит». Поставлены следующие задачи: - Раскрыть теоретические основы потребительского кредитования; - Изучить понятие и сущность потребительского кредитования; - Выявить классификацию потребительского кредита; - Рассмотреть ипотечное кредитование - как форму потребительского кредитования; - Изучить зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов; - Изучить современное состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане;
Введение
1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1 Экономическая сущность и элементы потребительского кредитования
1.2 Классификация потребительского кредитования
1.3 Зарубежный опыт предоставления потребительских кредитов
2. Современное состояние и анализ потребительского кредитования в Казахстане
2.1 Анализ сектора потребительского кредитования в Казахстане
2.2 Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита
2.3 Мониторинг кредитов и работа с проблемными кредитами.
3. Перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
3.1 Перспективы развития потребительского кредитования
3.2 Регулирование кредитной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Тревожные сигналы
Одной из главных задач мониторинга является выявление тревожных сигналов, то есть признаков того, что у заемщика могут появиться затруднения с погашением кредита.
Тревожные сигналы могут
представлять собой как финансовые
признаки (связанные с финансово-
Тревожные сигналы обнаруживаются путем:
- анализа финансовых отчетов;
- личных контактов с заемщиком;
- сообщений третьих лиц;
- иных источников информации;
- посещений заемщика.
Анализы финансовой отчетности
и сопоставление с прошлыми отчетами
могут выявить следующие
- возникновение убытков от операционной деятельности;
- снижение, либо отсутствие денежных потоков;
- снижение объема продаж;
- резкое увеличение дебиторской задолженности;
- замедление оборачиваемости запасов;
- рост просроченных долгов, задержка зарплаты работникам, расчетов с бюджетом;
- ухудшение финансовых коэффициентов;
- нежелание предоставлять
финансовую отчетность, создание
препятствий в проведении
- При посещении заемщика
и контактах с его
- уклонение заемщика от
личных встреч, делегирование полномочий
по контактам с кредитным
- субъективные факты,
- наличие конфликтных ситуаций среди учредителей и руководства;
- смена учредителей или
руководства (первых
- резкое изменение профиля деятельности предприятия;
- распродажа или выбытие
недвижимости и другого
- происшествия, которые нарушают ход производственного процесса (пожар, аварийная ситуация и т.п.);
- вовлечение заемщика
в судебные тяжбы, которые
Тревожными сигналами могут быть полученные сведения об изменившихся взаимоотношениях заемщика с деловыми партнерами:
- потеря важнейших партнеров (поставщиков, покупателей);
- разрыв или не продление договоров с арендодателем;
- изменение ранее
- запросы о заемщике со стороны новых кредиторов (в частности других банков);
- неофициальное наведение
справок о финансовом
- заключение нелогичных с экономической точки зрения и невыгодных договоров.
Кроме вышеперечисленных признаки ухудшения финансового состояния заемщика могут быть выявлены на основе анализа внешних факторов:
- изменение законодательства,
неблагоприятно влияющего на
дальнейшее развитие финансово-
- макроэкономические тенденции
по снижению рентабельности
- падение спроса на продукцию заемщика в связи с технологическими прорывами в данной отрасли;
- появление сильного конкурента.
Вышеперечисленные признаки
не являются полным перечнем тревожных
сигналов. О возможном возникновении
проблемного кредита могут
Порядок работы при наступлении сроков погашения кредита.
В день наступления срока погашения задолженности (основного долга или вознаграждения) кредитный офицер и менеджер счета должны проверить погашен ли платеж.
В случае непогашения очередного платежа в кратчайшие сроки кредитный офицер связывается с заемщиком по телефону, а в необходимых случаях производит выезд к заемщику для выяснения причин просрочки и предъявления требования о срочном внесении платежей.
В случае, если просрочка платежа была вызвана лишь временными финансовыми затруднениями или забывчивостью заемщика и нет оснований предполагать дефолт по обязательствам заемщика, решается вопрос о погашении текущего платежа и недопущения нарушения графика платежей по кредиту в будущем. Заемщику необходимо объяснить, что нарушение графика платежей отрицательно сказывается на его деловой репутации и возможности продолжения сотрудничества с банком.
Если в ходе посещения заемщика выявлены тревожные сигналы, свидетельствующие о наличии возможных проблем с погашением кредита, осуществляется глубокий мониторинг, результатом которого должны быть обоснованные выводы по вопросам:
- причины просрочки;
- возможность погашения
заемщиком просроченного
- возможность выполнения заемщиком графика платежей в дальнейшем.
Если по результатам мониторинга установлено несоответствие графика платежей реальным денежным потокам заемщика, необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности реструктуризации кредита во избежание дальнейших нарушений условий договора займа.
В случае, если по результатам глубокого мониторинга установлено, что просрочка платежа была вызвана общим негативным развитием финансово-хозяйственной деятельности заемщика и погашение кредита находится под угрозой, дальнейшая работа со ссудной задолженностью проводится по методике работы с проблемными кредитами. Ко всем банковским счетам заемщика, гаранта, поручителя (в том числе и в других банках) предъявляются в установленном порядке платежные требования-поручения (с отметкой банков об их принятии).
В течение 5 со дня отнесения задолженности на счет просроченных ссуд кредитным офицером отправляются уведомления о невыполнении обязательств заемщику, гаранту и поручителю.
По кредитам, обеспеченным залоговым имуществом, уведомление о невыполнении обязательств направляется залогодателю с регистрацией уведомления в органе, зарегистрировавшем залог.
При отправке уведомлений почтой (заказным письмом) необходимо сохранить документальное подтверждение - квитанцию об отправке, которая подшивается в кредитное досье. При отправке уведомления нарочным - необходима личная подпись адресата (заемщика, залогодателя, гаранта, поручителя) на втором экземпляре уведомления, которое, так же, подшивается в кредитное досье
Если в дальнейшем банком будет принято решение об обращении взыскания на залоговое имущество или обращении взыскания на имущество должника во внесудебном порядке.
Выявление проблемного кредита
и определение направлений
Проблемным является кредит, для погашения которого в соответствии с условиями договора у заемщика нет финансовых возможностей, и имеется, по крайней мере, одна из следующих особенностей:
- у заемщика наблюдаются
негативные тенденции в
- кредит является непогашенным в нарушение условий договора.
Первоочередным мероприятием
при выявлении проблемного
Юридической службой должны
быть проверены правильность оформления
и регистрации договоров
Вопрос о проблемном кредите выносится на рассмотрение Кредитного комитета филиала, который по результатам рассмотрения мониторингового отчета и анализа сложившейся ситуации определяет направления дальнейшей работы с проблемным кредитом. При этом разрабатывается детальный план дальнейших мероприятий.
По проблемным кредитам, превышающим лимит самостоятельного кредитования филиала, в Департамент кредитования в кратчайшие сроки направляется подробная информационная справка по истории кредита, отчет о проведенном глубоком мониторинге и предлагаемый план мероприятий.
После получения указанных материалов куратор филиала Управления кредитования ставит в известность куратора филиала Управления по работе с проблемными кредитами. Рассмотрение и анализ представленных материалов на данном этапе производится совместно обоими управлениями. При необходимости сложившаяся ситуация и планируемые мероприятия согласовываются с другими управлениями Головного офиса.
Вопрос о проблемном кредите выносится кураторами филиалов на рассмотрение Кредитного комитета Департамента кредитования. В необходимых случаях данный вопрос выносится Департаментом кредитования на рассмотрение вышестоящего уполномоченного органа Головного офиса.
После выявления проблемного кредита дальнейшая работа может проводиться в двух направлениях:
- финансовая реабилитация заемщика;
- взыскание ссудной
Финансовая реабилитация
включает в себя комплекс мероприятий,
предусматривающих
Взыскание задолженности
предусматривает взыскание
При принятии решения о выборе направления дальнейшей работы с проблемным кредитом (финансовая реабилитация или взыскание задолженности) должны учитываться следующие факторы:
- умысел заемщика по нарушению обязательств перед банком;
- причины появления проблемного
кредита: форс-мажор или
- деловая репутация заемщика, наличие кредитной истории;
- возможность погашения
ссудной задолженности за счет
реализации залогового
- Предоставление заемщиком
плана финансового
- предоставление заемщиком
или готовность предоставить
свою полную текущую
- предоставление заемщиком дополнительного обеспечения;
- в каком из возможных вариантов банк может понести меньше расходов с учетом всех необходимых издержек (на взыскание ссудной задолженности или ее реструктуризацию), то есть какой из вариантов экономически более целесообразен для банка.
Если просрочка вызвана
умышленным нежеланием заемщика платить,
и он явно уклоняется от встречи
или создает препятствия