Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;
проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;
осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;
разработать рекомендации по увеличению объема оборота.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические аспекты анализа оборота розничной торговли
1.1. Оборот розничной торговли: понятие, состав, виды и их классификация
1.2. Методика анализа оборота розничной торговли коммерческого предприятия
1.3. Резервы роста оборота розничной торговли в коммерческом предприятии
2. Анализ оборота коммерческого предприятия
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности коммерческого предприятия
2.2. Анализ динамики и структуры оборота розничной торговли
2.3. Факторный анализ оборота розничной торговли
3. Резервы роста оборота розничной торговли коммерческого предприятия
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Оборот розничнои.docx

— 104.74 Кб (Скачать файл)

Оборот розничной торговли анализ и определение резервов роста

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра экономики и планирования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему: «Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста»

на материалах: ООО “Спецэлектромонтаж”

Выполнил:

Ф.И.О.

Руководитель:

___________________


 

Красноярск 2009

Оглавление

1. Теоретические и методические  аспекты анализа оборота розничной  торговли

1.1. Оборот розничной торговли: понятие, состав, виды и их классификация

1.2. Методика анализа оборота  розничной торговли коммерческого  предприятия

1.3. Резервы роста оборота  розничной торговли в коммерческом  предприятии

2. Анализ оборота коммерческого  предприятия

2.1. Краткая организационно-экономическая  характеристика деятельности коммерческого  предприятия

2.2. Анализ динамики и  структуры оборота розничной  торговли

2.3. Факторный анализ оборота  розничной торговли

3. Резервы роста оборота  розничной торговли коммерческого  предприятия

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли является объем товарооборота. Этот показатель формируется под влиянием множества факторов. Главным из них является спрос потребителей, который в свою очередь зависит от изменения доходов населения, цен на товары и услуги и других факторов.

Также нужно отметить, что оборот розничной торговли считается одним из важнейших показателей предприятий торговли - характеризует объем их деятельности, от которого зависит размер получаемых предприятиями доходов и прибыли. В связи с этим изучению, анализу оборота розничной торговли должно уделяться особое значение.

В динамике оборот розничной торговли находят отражение изменение объемов производства, с одной стороны, изменение благосостояния населения – с другой. Розничный товарооборот оказывает существенное влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций.

От объёма и структуры товарооборота зависят валовая прибыль, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. В то же время издержки и прибыль конкретных видов продукции влияют на структуру товарооборота. Поэтому объем товарооборота должен обосновываться, с одной стороны, спросом, который необходимо прогнозировать, а с другой стороны – должен формироваться с учетом критериев выгодности.

Актуальность и недостаточная изученность проблемы предопределили выбор темы курсовой работы.

Цель работы – анализ оборота розничной торговли и разработка рекомендаций для его увеличения.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:

изучить теоретические основы и методические вопросы формирования оборота розничной торговли;

проанализировать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия;

осуществить анализ влияющих факторов на объем оборота розничной торговли;

разработать рекомендации по увеличению объема оборота.

Объектом исследования является предприятие розничной торговли ООО «Спецэлектромонтаж», осуществляющий свою деятельность на потребительском рынке села Ермаковское Красноярского края.

Предмет исследования – оборот розничной торговли.

Теоретической основой дл написания курсовой работы являются труды отечественных экономистов по теме исследования, нормативные и законодательные документы, бухгалтерская отчетность и материалы собственных исследований.

Методической основой является использование различных методов анализа оборота розничной торговли: метод абсолютных и относительных величин, индексный метод и др.

Общий объем работы 65 стр. Работа иллюстрирована пятнадцатью таблицами, пятью рисунками. Библиографический список включает 54 источника.

1. Теоретические  и методические аспекты анализа  оборота розничной торговли

1.1. Оборот  розничной торговли: понятие, состав, виды и их классификация

Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда они переходят в сферу потребления посредством осуществления акта купли-продажи. При этом товары потребляются полностью или образуют фонд личного потребления.

Розничный товарооборот – это продажа потребительских товаров за наличный расчет населению независимо от каналов реализации [5, С. 68].

Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования [41, С. 32].

Соответственно розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота. С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах:

-как  систему отношений общественного  производства;

-как  систему отношений обмена денежных  доходов населения на товары  народного потребления;

-как  систему обратной связи с производством.

Объем и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот [34, С.6].

В соответствии с порядком заполнения и предоставления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: №№ П-1, П-2, П-3, П-4,П-5, утвержденными постановлениями федеральной службы государственной статистики от 20.11.05 №122 №69 в составе розничного товарооборота выделяется оборот розничной торговли и товарооборот общественного питания (см рисунок 1.1) [5, С. 68].

Розничный товарооборот

Товарооборот общественного питания

Оборот розничной торговли

Рисунок 1.1 Состав розничного товарооборота

Состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж.

Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, по средствам платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет [36, C. 15].

Перечень видов экономической деятельности, в ходе которых осуществляются данные продажи и их виды, установлен законодательством.

В состав оборота розничной торговли включается выручка от продажи:

-товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере  полной стоимости товаров, включая  вознаграждение;

-товаров, отправленных покупателям по  почте, с оплатой по безналичному  расчету (по моменту сдачи посылки  отделению связи);

-товаров, проданных в кредит (по моменту  отпуска товаров покупателям);

-стоимость  товаров длительного пользования. Проданных по образцам (по времени  выписки счета фактуры или  доставки покупателю, независимо  от времени фактической оплаты  товара покупателем);

-стоимость  товаров проданных через телемагазины  и компьютерные сети ( электронная торговля, включая Интернет) (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем); стоимость товаров, проданных через торговые автоматы;

-полная  стоимость лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям  граждан бесплатно или по льготным  рецептам;

-полная  стоимость товаров, проданных отдельным  категориям населения со скидкой (топливо и т.п.);

-стоимость  проданных по подписке печатных  изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки);

-стоимость  упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

-стоимость  проданной порожней тары;

-Оборот  розничной торговли показывается, включая стоимость стеклянной  посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной  населением порожней стеклянной  посуды) или принятой в обмен  на товар;

-Стоимость  товаров, отпущенных населению через  розничную торговую сеть или  через торговые подразделения  неторговых организаций в счет  задолженности по заработной  плате, пенсиям, пособиям и т.п. с  последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или др.

Не включаются в оборот розничной торговли:

-стоимость  проданных товаров, не выдержавших  гарантийных сроков службы;

-стоимость  проездных билетов, талонов на  все виды транспорта, лотерейных  билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи;

-стоимость  товаров, отпущенных через розничную  торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям  социальной сферы, спецпотребителям  и т.п.) и индивидуальным предпринимателям [36,C.15-16].

Товарооборот общественного питания в оборот розничной торговли не включается. Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа. Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи [10, С.9].

В соответствии существующими формами статистической отчетности оборот розничной торговли можно классифицировать по следующим признакам (см таблица 1.1.) [5, С. 71].

Таблица 1.1- Классификация видов оборота розничной торговли

Признак классификации

Виды оборота розничной торговли

1. В зависимости  от формы собственности

1.1 Оборот государственной  розничной торговли

1.2 Оборот негосударственной  розничной торговли

2. В зависимости  от формы расчета

2.1 Наличноденежный  оборот

2.2 Безналичный оборот

2.3Оборот по продаже  товаров в кредит

3. По составу

3.1 Оборот торгующих  организаций, предприятий

3.2 Продажа товаров  на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках

4.1 Оборот продовольственных  товаров

4.2 Оборот не продовольственных  товаров

 

Продолжение таблицы 1.1

4. По структуре  товарооборота

5.1 Оборот в действующих  ценах

5.2 Оборот в сопоставимых  ценах

5. В зависимости  от влияния цен

6.1 Оборот в стоимостных  показателях

6.2 Оборот в натуральных  показателях

6. В зависимости  от измерителей

7.1 Плановый оборот  розничной торговли

7.2 Фактический оборот  розничной торговли

7.3 Ожидаемый оборот  розничной торговли

7.4 Прогнозируемый  оборот розничной торговли


 

Особое внимание следует обратить и на такой важный признак классификации оборота розничной торговли, как деление оборота в зависимости от учета влияния цен.

Значение розничного товарооборота следует рассматривать в двух аспектах: экономическом и социальном (рисунок 1.2) [5,С.74].

Значение оборота розничной торговли

социальные

Экономические

Служит одной из основных характеристик масштабов товарного обращения

Является одной из характеристик уровня жизни населения

Способствует окончательному возмещению израсходованных в процессе производства затрат труда и средств труда

Обеспечивает нормальное функционирование денежного обращения в стране, затрат и средств труда

Рисунок 1.2.Значение оборота розничной торговли

Объектами оборота розничной торговли являются потребительские товары, а субъектами выступают продавцы и покупатели этих товаров (рис.1.3).

Важное значение в классификации видов оборота розничной торговли имеет разделение его в зависимости от формы собственности.

С развитием рыночных отношений в нашей стране происходят существенные изменения в динамике оборота государственной и негосударственной торговли. [5,С.70].

Оборот розничной торговли

Субъекты оборота розничной торговли

Объекты оборота розничной торговли

Покупатели

Продавцы

Потребительские товары

Юридические лица, осуществляющие розничную торговлю и общественное питание, для которых торговля является основным видом деятельности

население

Юридические лица, осуществляющие розничную торговлю и общественное питание, для которых торговля является основным видом деятельности

Предприятия,

организации,

учреждения

Физические лица, осуществляющие розничную продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках

Рисунок 1.3.Объекты и субъекты оборота розничной торговли

В заключение вопроса можно сделать следующие выводы:

-оборот  розничной торговли - это стоимость  проданных населению потребительских  товаров за наличный расчет  или оплаченных по кредитным  карточкам, по расчетным чекам  банков, по перечислениям со счетов  вкладчиков.

-розничная  торговля по своей сути является  предпринимательской деятельностью  в сфере обмена, связанной с  продажей товаров (услуг) конечным  потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного  пользования, является сложной системой, функционирующей в условиях быстро  меняющейся социально-экономической  среды;

-социальное  значение розничной торговой  сети заключается в удовлетворении  материальных, социальных и бытовых  потребностей членов общества, повышении  уровня жизни населения;

Информация о работе Оборот розничной торговли: анализ и определение резервов роста