Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что внешняя среда в значительной степени влияет на ход и успех  деятельности торговой компании. При  определении важности и степени  влияния каждого отдельного фактора  среды всегда велик риск субъективности. Подобные проблемы всегда существовали, и будут существовать, всегда кто-то будет предугадывать будущее состояние внешней и внутренней среды более достоверно, чем другие.

 

3.2 Разработка предложений по  созданию условий для лучшего

обеспечения сельского населения  услугами в сфере торговли и

общественного питания

 

Трудности, переживаемые российской экономикой, привели к значительной утрате ее социальной ориентации. Сегодня в  обществе сложилось понимание того, что это одно из главных потерь, поэтому начинают предприниматься  попытки изменить существующее положение  дел в государственном масштабе.

К настоящему моменту сохранилось не так много  государственных, общественных и других организаций, главной целью которых  является решение социальных проблем  общества. Потребительская кооперация – одна из немногих общественных организаций, которая в качестве главной задачи провозгласила решение социальных проблем населения. В первую очередь  это организация торговли товарами, необходимыми для удовлетворения потребностей членов потребительских обществ (пайщиков), а также сельского населения  в целом. Согласно принятому в 1997 году закону, потребительская кооперация России представляет собой социально  ориентированную систему, предусматривающую  кооперативную демократию, верность международным кооперативным принципам, самофинансирование и использование  доходов от коммерческой деятельности для решения социальных проблем. Система имеет значительный экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал, довольно развитую систему снабжения  в сельской местности, профессиональные учебные заведения.

Потребительская кооперация Нижнекамского района, которая  находилась в подчинении Центросоюза  Российской Федерации, перестала существовать после 1992 года, когда под лозунгами  демократизации, разгосударствления, децентрализации управления закрылось  большое число магазинов в  малых населенных пунктах, ставя  под угрозу систему жизнеобеспечения в них. В настоящее время, осознав  угрозу гибели системы потребительской  кооперации и вытекающие социальные последствия Центросоюз потребительской  кооперации, объединив все здоровые силы, взял на себя функции координатора и правозащитника системы. Результатом  этого явилось принятие нового Закона о Потребительской кооперации и  восстановлении управляемости в  системе.

На основании  проведенного анализа развития розничной  торговли и общественного питания  в Нижнекамском муниципальном районе, данных анкетирования покупателей  торговых предприятий, расположенных  в сельской местности можно предложить торговому отделу Нижнекамского  муниципального образования в сельской местности возродить систему  потребительской кооперации. Успех  потребительской кооперации целиком  определяется использованием системных  преимуществ, а обслуживаемое население  получит выигрыш в ценах, качестве товаров и уровне торгового сервиса [39, с. 37].

Для этого  торговому отделу необходимо разработать  Программу возрождения стабилизации и развития потребительской кооперации в Нижнекамском районе. Важным средством  достижения целей потребительской  кооперации, поставленной Программой, должно явиться использование концепции  и инструментов маркетинга.

Реализация  концепции маркетинга в управлении предполагает создание системы, направленной на обеспечение долговременного  благополучия организации путем  выявления потребностей целевых  рынков и их удовлетворения более  эффективными способами. Это важно  для потребительских кооперативов, поскольку реализовывать свою миссию и достигать своих целей они должны на основе эффективной коммерческой работы, самофинансировании, привлечения средств пайщиков и обслуживаемого населения (рисунок 11).

 

Рисунок 11. – Цели управления потребительским кооперативом

 

Однако  получение и распределение прибыли  не является основной целью потребительского кооператива (общества). В силу этого  потребительская кооперация как  общественный институт и некоммерческая организация должна использовать методы некоммерческого (институционального) маркетинга [40, с. 328].

Институциональный маркетинг – это деятельность по созданию, поддержанию или изменению  отношений целевых аудиторий к организации и ее профессиональной деятельности. Целевые аудитории потребительской кооперации приведены на рисунке 12.

 

 

Рисунок 12. – Целевые аудитории потребительской кооперации

 

Пайщики занимают особое место в потребительской  кооперации, они являются ее центральной  фигурой. Работники потребительской кооперации практически полностью являются ее пайщиками. Для успешного функционирования системы потребительской кооперации необходимо увеличение количества пайщиков, усиление экономической поддержки кооперативов (паевые взносы, представление заемных средств, приобретение товаров) [41].

Это возможно лишь при наличии доверия пайщиков в системе потребительской кооперации в целом и к конкретному  потребительскому обществу, а также  при получении выгод от участия  в кооперативной деятельности (скидки с цены, сезонная распродажа по сниженным  ценам, бесплатная доставка и т.п.).

Меры  повышения доверия – реальное участие пайщиков в управлении потребительским  обществом, формирование и реальный контроль с их стороны результатов  хозяйственной деятельности. Отсюда задачами институционального маркетинга являются: изучение мотиваций, определение  приоритетов, интересов и возможностей пайщиков, а также разработка рекомендаций по целенаправленному обеспечению  этих приоритетов со стороны потребительского общества. Получение необходимой  информации возможно путем взаимодействия с работниками специальных служб  социального управления, которые  согласно Программе развития предполагается возродить в потребительской  кооперации для работы на кооперативных  участках, через уполномоченных и  т.д.

Необходимо  отслеживать и изучать общественное мнение. Особенно большое внимание следует уделять обслуживаемому населению, так как их мнение складывается на покупательском поведении. Результаты маркетинговых исследований в этой сфере станут основой целенаправленной деятельности специальных служб  по связям с общественностью, которые  согласно Программе развития предполагается создать в потребительской кооперации на всех уровнях управления.

Эти службы позволят не только осуществить эффективное  управление кооперативной идентичностью (маркой), т.е. коммуникатируемой индивидуальностью потребительской кооперации (в терминологии паблик рилейшенз – связей с общественностью), но и организовать систематическое взаимодействие с органами государственного и местного управления для защиты экономических и других интересов системы и ее членов [42, с. 59].

В результате системной работы по реализации подходов институционального маркетинга потребительская  кооперация представляет:

– пайщикам – защиту интересов, помощь и поддержку, информацию о всех сторонах деятельности потребительского общества и потребительской кооперации в целом;

– органам  власти – помощь в решении социальных проблем населения, поддержку, голоса избирателей;

– обществу, особенно обслуживающему населению  – информацию, помощь в решении  социальных проблем [43, с. 73].

В свою очередь, потребительская кооперация получает:

– от пайщиков – взносы, займы, другие виды экономического участия, верность кооперативным принципам;

– от властей  – поддержку, в т.ч. освобождение от налогов, правовую помощь; доверие, защиту интересов;

– от общества – уважение, одобрение и поддержку  деятельности.

Применение  инструментов маркетинга как концепции  ведения коммерческой деятельности позволит эффективно удовлетворять  потребности пайщиков и обслуживаемого населения при безубыточной работе и использовании доходов для роста и развития кооператива, чтобы перейти от миссии «Единение ради выживания» к миссии «Единение ради высокого качества жизни».

Потребительское общество не только организует розничную  торговлю товарами, но и способствует развитию регионального спроса и  вовлечению в оборот местных сырьевых ресурсов. Это достигается при  реализации цепочки: заготовки –  переработка – реализация через  собственные предприятия торговли и общественного питания. Население, сдавая собственную продукцию, собранное  дикорастущее и лекарственное сырье, изделия народных промыслов и  т.п., повышает свою покупательскую способность, используя средства для приобретения товаров в торговой сети потребительской  общества. Перерабатывая заготовленное  сырье на предприятиях и в системе  общественного питания, потребительское  общество насыщает товарный рынок продукцией по доступной цене, так как реализует  ее в собственной сети без посредников. Налицо синергетический эффект, который  способствует повышению конкурентоспособности  потребительского общества, в чем  оно остро нуждается из-за высоких  издержек обращения в торговле на селе, особенно в труднодоступных, малонаселенных районах [44,c.117].

Для организации  жизнеспособных и эффективных служб  маркетинга важно определить, какова область их деятельности и основные задачи. Задачами отдела маркетинга потребительского общества должны стать:

– сбор, обработка, анализ информации о маркетинговой  среде организации (о клиентах, конкурентах, поставщиках, посредниках, контактных аудиториях, экономический, политико-правовой, научно-технический, культурной среде), включая внутрифирменную;

– подготовка рекомендаций для принятия решений.

Маркетинговой службой должно быть постоянное отслеживание (мониторинг) состояния внешней среды  организации с целью своевременной  адаптации фирмы к ее изменениям. Основное внимание при этом должно быть уделено мониторингу законодательной среды, конкурентов, клиентов и поставщиков. Служба маркетинга должна быть системообразующей, а, следовательно, единой для потребительского общества в целом, проводящей стратегию руководства, действующего в интересах пайщиков [45, c. 105].

Таким образом, первым направлением по созданию условий  для лучшего обеспечения сельского  населения услугами в сфере торговли и общественного питания является возрождение в сельской местности  системы потребительской кооперации. Потребительская кооперация Нижнекамского  района поможет наладить торговое обслуживание сельского населения, создаст дополнительные рабочие места.

Вторым  направлением по улучшению торгового  обслуживания сельского населения  является организация розничной  торговли. Торговому отделу Нижнекамского  муниципального образования рекомендуется  заключить договор с Обществом  с ограниченной ответственностью Глобальная торговая сеть «Фактория» (ООО ГТС  «Фактория») о создании торговой сети в сельской местности, взамен получив  систему льгот по организации  торговли в городе Нижнекамске.

Согласно  уставу ООО ГТС «Фактория» [46] осуществляет следующие виды деятельности:

– торгово-закупочная деятельность и посреднические услуги;

– ведение  всех типов оптовой торговли;

– ведение  всех типов розничной торговли;

– разработка, производство, закупка и реализация товаров народного потребления, продуктов питания, выполнение различных  работ и оказание услуг в соответствии с рыночной конъектурой;

– производство, хранение и реализация товаров народного  потребления;

– розничная  и оптовая реализация продовольственных  товаров посредствам создания широкой  сети фирменных магазинов, торговых домов, а также через существующую государственную и частную торговую сеть;

– организация  и развитие системы общественного  питания, приобретение и реализация отходов производства и вторичных  ресурсов и т.д.

На рисунке 13 показана структура торговой компании ООО ГТС «Фактория».

 

Рисунок 13. – Структура торговой компании ООО ГТС «Фактория»

 

В состав ООО ГТС «Фактория» входят ЧП «Удашев», занимающееся розничной реализацией товаров, ЧП «Шапорев», занимающееся оптовой продажей товаров, складские помещения для хранения продовольственных, замороженных и промышленных товаров, сдающихся в аренду предпринимателям города и такси «Фактория».

Коммерческая  работа в ООО ГТС «Фактория» осуществляется в следующих направлениях:

– формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;

– развитие закупочной деятельности;

– организация  хозяйственных связей с поставщиками;

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания