Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

Большинство сельскохозяйственных угодий России находятся  в зоне рискованного землевладения  с относительно низкими среднегодовыми температурами и недостаточной  увлажненностью почвы. Это предполагает соблюдение особых требований к культуре хозяйствования в агропромышленном комплексе для формирования его  конкурентных преимуществ. В условиях плановой экономики в основном были задействованы только экстенсивные факторы роста: вовлечение в оборот новых земель, увеличение выпуска  сельскохозяйственной техники, привлечение  трудовых ресурсов из других отраслей народного хозяйства для выполнения сельскохозяйственных работ, а также  экономические льготы.

В 1990-х  годах сельскохозяйственное производство в России пережило жесточайший экономический  кризис, связанный со сменой форм собственности, распадом колхозов и совхозов и заменой  их на акционерные общества и другие формы хозяйствования, в т.ч. фермерского. Этому процессу сопутствовали резкое сокращение государственное финансирования и диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемых им ресурсов (техника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и др.). Аграрная экономика во все большей степени стала превращаться в биполярную структуру, на одном полюсе которой сосредоточились предприятия, обеспечивающие экономический рост и прибыль, а на другом – деградирующие, убыточные. Большинство сельских товаропроизводителей продолжают накапливать долги и не имеют ресурсов не только для технологического обновления производства, но и для приостановки его дальнейшего деградации.

После дефолта 1998 года в агропромышленном комплексе  начался экономический рост. Девальвация  рубля позволила на время ослабить давление импорта продовольствия на отечественных товаропроизводителей и дала им возможность расширить  и укрепить рыночные позиции. Доля финансово  благополучных хозяйств стала расти, а нежизнеспособных – снижаться. Исчерпание этого резерва обуславливает необходимость более эффективного регулирования агропромышленного комплекса на государственном и муниципальном уровнях.

Главные задачи государственного регулирования  Агропромышленного комплекса (АПК) – совершенствование законодательной  базы и проведение ясной структурной  политики. Требует изменения Федеральный  закон «О государственном регулировании  агропромышленного производства», который не увязан с бюджетным  процессом. Одной из задач государственного регулирования АПК должно быть четкое разграничение полномочий и ответственности  федерального центра и регионов, отсутствие которого препятствует формированию единого  экономического пространства и создает  торговые барьеры.

Структурная политика государства в аграрной сфере предусматривает переход  земли и имущества к эффективным  пользователям и собственникам, но без чрезмерного расслоения сельского  общества, а также привлечение  инвестиций в развитие АПК, включая  инвестиции в объекты инфраструктуры сельских поселений. Инвесторы, как  правило, создают централизованно  управляемые и вертикально интегрированные  формирования, объединяющие сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли  и торговлю. Это обеспечит сокращение транзакционных издержек в цепочке  производственных связей и позволит системно решить следующие задачи:

– вовлечение в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель;

– обеспечение прав владельцев земельных угодий;

– создание общих институциональных условий развития сельского хозяйства, в частности правил реорганизации и функционирования сельскохозяйственных предприятий и семейных хозяйств;

– увеличение государственной поддержки аграрного сектора;

– устранение диспаритета цен в обмене сельского хозяйства с промышленностью;

– осуществление программ реорганизации, реструктуризации, реконструкции и модернизации в целях повышения конкурентоспособности АПК;

– рост занятости сельского населения, повышение уровня оплаты труда и профессиональной подготовки управленческого и производственного персонала;

– стимулирование эффективной работы в низовых производственных единицах интегрированных агропромышленных формирований;

– развитие механизма взаимодействия агрофирмы и агрохолдингов с региональными и муниципальными органами управления АПК;

– повышение уровня социальной ответственности интегрированных агропромышленных структур в решении проблем сельской социальной инфраструктуры;

– стимулирование участия инвесторов в реструктуризации долгов и выводу из банкротства сельскохозяйственных предприятий [12].

Органами  местного самоуправления муниципальных  районов и частично сельских поселений  отведена роль инструмента реализации федеральных и региональных программ развития АПК. Муниципальные сельские программы разрабатываются с  учетом положений федеральных и  региональных программ, а также полномочий органов местного управления по регулированию  агропромышленного комплекса. При  разработке и реализации программ муниципальное  образование взаимодействует с  предприятиями и организациями, осуществляющими основные, вспомогательные  и обслуживающие процессы в единой системе производству сельскохозяйственных товаров.

Для формирования конкурентоспособных вертикально  интегрированных структур АПК требуется  пересмотр методов правового, организационного, экономического и социально-психологического воздействия. Это требует высокого профессионализма кадров, в т.ч. на муниципальном уровне. Особого внимания требует задача подготовки управленческих команд муниципальных районов и сельских поселений в форме стратегических тренингов, позволяющих развивать устойчивые навыки работы в проектных режимах изменений и реализации конкурентных преимуществ. Цели, задачи, функции, организационная структура, методы управления, финансово-кредитная и кадровая политика сельских муниципальных образований должны постоянно адаптироваться к различным этапам реализации программы развития АПК.

В связи  с вступлением в силу Федерального закона 2003 года перед сельскими муниципальными образованиями в сфере экономики  и финансов встали новые сложные  задачи.

1 Формирование  имущественной базы новых сельских  поселений, соответствующей перечню  решаемых вопросов местного значения.

Требуется принять от административных районов  в собственность сельских поселений  земельные участки и недвижимое имущество, организовать учет и эффективное  использование муниципальное имущество, создать в составе администрации  сельских поселений органы по управлению муниципальным имуществом.

2 Формирование  финансовой базы сельских поселений.

Требуется определить налоговый потенциал  сельских поселений, организовать бюджетный  процесс, казначейское исполнение бюджетов, обеспечить взаимодействие с финансовыми  органами федерального казначейства, банками и другими финансового-кредитными организациями. В администрациях новых сельских поселений требуется создать финансовые органы и обеспечить их квалифицированными кадрами.

3 Реформирование финансовой системы административных районов, преобразуемых в муниципальные районы.

Объем финансовых ресурсов муниципальных районов  существенно сократился в связи  с направлением этих ресурсов в бюджеты  поселений.

4 Реформирование  межбюджетных отношений в сельской  местности. В соответствии с  Федеральным законом 2003 года органы  местного самоуправления муниципальных  районов могут наделяться государственными  полномочиями субъекта РФ по  выравниванию бюджетной обеспеченности  поселений, входящих в состав  муниципального района. В этом  случае в составе бюджета муниципального  района формируется фонд финансовой  поддержки поселений. Из него  будут направляться дотации тем  сельским поселениям, уровень бюджетной  обеспеченности которых окажется  ниже критериального уровня, определенного в соответствии с методикой, утверждаемой законом субъекта РФ. Этот уровень бюджетных доходов в расчете на одного жителя должен обеспечивать сельским поселениям возможность осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Средства районного фонда финансовой поддержки последний формируется за счет субвенций из соответствующего регионального фонда. Распределение дотаций между поселениями утверждается решением представительного органа муниципального района о его бюджете на очередной финансовый год. Дотации поселениям из районного фонда финансовой поддержки могут быть заменены дополнительными нормативами отчислений от финансовых и региональных налогов и сборов в порядке, установленном законом субъекта РФ. Аналогичным способом осуществляется выравнивание уровня обеспеченности самих муниципальных районов из регионального фонда финансовой поддержки [14, с. 184].

Одной из важных задач муниципального управления в сельской местности является регулирование  планировки и застройки сельских поселений, содержание инженерной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность  поселений. Основные решения в этой сфере принимаются представительными органами сельских муниципальных образований. Местная администрация, как правило, наделяется следующими полномочиями:

– организует подготовку проектов застройки населенных пунктов, утверждает проекты и титульные  списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;

– организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлекает в установленном порядке к дорожному строительству сельскохозяйственные и другие предприятий и организации;

– выступает  заказчиком по строительству муниципальных  объектов; назначает приемочные комиссии и утверждает акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов;

– контролирует работу транспортных предприятий и организаций на территории муниципального образования, согласовывает маршруты и графики движения транспорта;

– организует работу предприятий связи, развитие радио- и телевещание;

– организует эксплуатацию муниципального жилого фонда, объектов коммунального и дорожного  хозяйства, предприятий торговли, общественного  питания и бытового обслуживания населения, находящихся в муниципальной  собственности;

– принимает  меры по обеспечению населения топливом;

– координирует планы розничного товарооборота  организаций торговли в сельских поселениях, организует рынки и ярмарки;

– устанавливает  правила торговли, контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли;

– устанавливает удобный для население режим работы предприятий коммунального хозяйства. Торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения т.д.

Как отмечалось выше, в соответствии с Федеральным  законом 2003 года большинство вопросов жизнеобеспечения населения в сельской местности, включаются вопросы планирования застройки поселений, жилищно-коммунального  хозяйства, строительства торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи и т.д., отнесены к вопросам местного значения поселений, а не муниципальных  районов. Соответственно, финансирование решения этих вопросов будет осуществляться из бюджетов поселений. Основание новых  функций органами местного самоуправления поселений является задачей большой  сложности. Для обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих  в сельском поселении и нуждающихся  в улучшении жилищных условий, потребуется  активная работа органов местного самоуправления поселений по выявлению и учету  таких граждан и по включению  строительства жилья на территории конкретного поселения в состав мероприятий федеральной целевой  программы «Социальное развитие села до 2010 года».

Муниципальная социальная политика в сельской местности  ориентирована на достижение следующих  целей:

– развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом  и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы;

– создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности, содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

– расширение рынка труда в сельской местности  путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов  сельских жителей;

– создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными  предприятиями и организациями  в ведение органов местного самоуправления [15, с. 108].

Потребительский рынок – важнейшее звено в  механизме функционирования и воспроизводства  территории муниципального образования. Сфера распространения этого  института охватывает, как область насыщения территории региона продукцией иди услугами, так и структуру сложившегося регионального рынка труда.

Главной целью управления потребительским  рынком на уровне муниципалитета является гармонизация взаимодействия местных  предпринимательских структур и  муниципальной власти на базе выполнения на территории ключевых социальных стандартов удовлетворения населения товарами и услугами. К перечню ключевых задач управления потребительским  рынком в муниципальном образовании  следует отнести:

– максимально  полное удовлетворение потребностей населения  в товарах и услугах;

– обеспечение  условий для развития предпринимательской  деятельности хозяйственных субъектов, действующих на рынке муниципальных  услуг;

– равномерное  распределение на территории муниципалитета за счет объектов торговой инфраструктуры;

– максимизация получения доходов муниципалитета за счет эффективной лицензионной и  налоговой деятельности административных органов.

Таким образом, комплекс проводимых муниципалитетом  мероприятий по выполнению предложенных выше задач должен воплотиться в  программе, основанной на разработке способов регулирования потребительского спроса на территории муниципального образования.

 

 

1.3 Нормативно-правовые основы регулирования  торговой

деятельности

 

Государственное регулирование современной экономики  осуществляется с помощью системы  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания