Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

10 развитие  разнообразной торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные  формы ведения торговой деятельности.

Многообразные и сложные поставленные задачи требуют  своего решения на таком уровне управления, которое в состоянии их реализовать. Только при условии рационального  разделения прав и обязанностей между  верхними и нижними этажами государственной  власти может быть достигнута высокая  восприимчивость и адекватность действий механизма государственного управления торговыми предприятиями.

Важную  роль в сфере потребительского рынка  играет контрольно-регулирующая функция  системы государственного регулирования. Органы контроля осуществляют свою деятельность по искоренению негативных проявлений в этой сфере.

Исходя  из специфики торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на конкретной территории для удовлетворения потребностей ее населения, государственное регулирование  торговли ориентировано на четкое разграничение  компетенции федеральных и территориальных  органов власти.

В настоящее  время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно работающих хозяйствующих субъектов в конкурентной среде.

Правовое  обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет  единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал  бы сложный комплекс отношений в  этой сфере.

Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической  среде, что в свою очередь предполагает своевременное обновление законодательной  базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.

Таким образом, муниципальное управление – это  управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий  для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих  статусом относительно самостоятельной  хозяйственной единицы. Потребительский  рынок – важнейшее звено в  механизме функционирования и воспроизводства  территории муниципального образования. Сфера распространения этого  института охватывает как область  насыщения территории региона продукцией и услугами, так и структуру  сложившего регионального рынка  труда.

Главной целью управления потребительским  рынком на уровне муниципалитета является гармонизация взаимодействия местных  предпринимательских структур и  муниципальной власти на базе выполнения на территории ключевых социальных стандартов удовлетворения населения товарами и услугами.

 

 

2. Оценка системы управления по обеспечению сельского

населения услугами торговли и общественного  питания

 

2.1 Анализ современного состояния  сферы торговли и

общественного питания в РФ

 

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 27 августа 2004 года №443 было утверждено положение о министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации [20].

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере анализа  и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской  деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической  деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений  и территориального зонирования, экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении  Федерального агентства по государственным  резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным  имуществом, Федерального агентства  по управлению особыми экономическими зонами, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями [20].

Министерство  торговли и внешнеэкономических  связей осуществляет:

– мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

– разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов  и регионов Российской Федерации, муниципальных  образований, отраслей и секторов экономики  на краткосрочный, среднесрочный и  долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей  системы национальных счетов;

– подготовку заключений по проектам нормативных  актов, регулирующих отношения субъектов  предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние  на макроэкономические показатели развития страны, в которых дается оценка влияния соответствующих решений  на макроэкономические показатели и  их последствий для субъектов  предпринимательской деятельности;

– регистрацию  проектов и программ технической  помощи, ведение единого реестра  проектов и программ технической  помощи, а также в установленном  порядке контроль за целевым использованием технической помощи на этапе организационных мероприятий;

– координацию  деятельности федеральных органов  исполнительной власти по привлечению  в экономику Российской Федерации  прямых иностранных инвестиций;

– формирование мобилизационных планов экономики, разработку принципов управления экономикой в условиях военного времени;

– формирование проекта государственного оборонного заказа;

– подготовку в установленном порядке заключений по проектам федеральных целевых  программ, а при необходимости  организацию экспертизы указанных  проектов;

– проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых  или компенсационных мер в  отношении импорта товаров, подготовку и представление в установленном  порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или  отмены указанных мер;

– государственное  бронирование важнейших видов материально-технических  ресурсов для обеспечения обороноспособности и безопасности государства и  доведение до поставщиков (изготовителей) этих ресурсов специальных квот их обязательной продажи;

– руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах и др. [21].

Министерство  торговли и внешнеэкономических  связей:

– вносит предложения о распределении объема государственных капитальных вложений по государственным заказчикам в соответствии с основными параметрами федерального бюджета на очередной год, одобренными Правительством Российской Федерации;

– проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные  контракты на размещение заказов  на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских  работ для иных государственных  нужд в установленной сфере деятельности;

– обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

– осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций и др.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации с целью  реализации полномочий в установленной  сфере деятельности имеет право:

– запрашивать  и получать в установленном порядке  сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции  Министерства вопросам;

– учреждать  в установленном порядке знаки  отличия в установленной сфере  деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в  ведении Министерства федеральных  агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

– осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Министерства;

– привлекать в установленном порядке для  проработки вопросов, отнесенных к  сфере деятельности Министерства, научные  и иные организации, ученых и специалистов;

– создавать  координационные и совещательные  органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности и т.д.

Приведем  анализ развития розничной торговли и общественного питания по Российской Федерации за 2001-2005 года [22].

 

Таблица 3. – Оборот розничной торговли и общественного питания

Годы

Розничная торговля

Общественное питание

Миллионов руб.

В процентах к предыдущему году

Миллионов руб.

В процентах к предыдущему году

2001

2352274

109,0

81329

109,1

2002

3070014

111,0

113717

108,6

2003

3765364

109,3

148355

106,3

2004

4529293

108,8

187295

106,3

2005

5597703

112,5

236960

110,1


 

Данные  таблицы 3 говорят о том, что в  Российской Федерации ежегодно увеличивается  розничный товарооборот и оборот предприятий общественного питания. Более наглядно рост розничного товарооборота  оборота общественного питания  показано на рисунке 5.

 

Рисунок 5. – Динамика роста розничного товарооборота и оборота

общественного питания

 

Проанализируем  оборот розничной торговли по регионам Российской Федерации [22].

 

 

Таблица 4. – Оборот розничной торговли по регионам Российской

Федерации (миллионов рублей)

 

2001

2002

2003

2004

2005

Российская Федерация

2352274

3070014

3765364

4529293

5597703

Центральный Федеральный округ

995587

1282054

1520701

1774813

2162416

Северо-Западный Федеральный округ

21612

283980

349209

411327

502974

Южный Федеральный округ

231208

304795

391606

486520

618685

Приволжский Федеральный округ

387424

502358

620259

755327

940792

Уральский Федеральный округ

170163

231655

298638

381196

487826

Сибирский Федеральный округ

257688

339771

429810

528961

653429

Дальневосточный Федеральный округ

97588

125402

155140

191149

231580


 

Как видно из таблицы, все регионы Российской Федерации развиваются динамично, ежегодно растет объем розничного товарооборота, особенно это заметно в Центральном, Южном, Приволжском и Сибирском  Федеральных округах.

Проанализируем  динамику оборота розничной торговли на душу населения, в том числе  продовольственных и непродовольственных  товаров за 2001-2005 года.

 

Таблица 5. – Оборот розничной торговли на душу населения

Годы

Рублей

В процентах к предыдущему  году

 

Всего

Продовольствен-ные товары

Непродовольс-твенные товары

Всего

Продовольствен-ные товары

Непродовольст-венные товары

2001

16162

7511

8651

109,4

107,9

110,9

2002

21181

9775

11406

111,4

108,1

114,4

2003

26109

12162

13947

109,9

110,7

109,2

2004

31573

14581

16992

109,3

108,3

110,3

2005

39230

17916

21314

113,1

111,0

115,0

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания