Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

 

Проводя анализ розничной торговли на душу населения, мы видим, что в Российской Федерации  ежегодно увеличивается потребление  товаров с 16162 рубля в 2001 году до 39230 рублей в 2005 году. Фактический рост составил 23098 рублей или 41,2%.

Далее изучим распределение  оборота розничной торговли по формам собственности [23].

 

Таблица 6. – Распределение оборота розничной торговли по формам

собственности

Годы 

Государственная и муниципальная собственность

Частная собственность

Другие формы собственности

Миллионов рублей

2001

98689

1949848

303737

2002

116945

2593700

359369

2003

132176

3236956

396232

2004

140904

3911350

474889

2005

149529

4835459

612715

В процентах от общего оборота розничной торговли

2001

4,2

82,9

12,9

2002

3,8

84,5

11,7

2003

3,5

86,0

10,5

2004

3,1

86,4

10,5

2005

2,7

86,4

10,9


 

Проводя анализ распределения оборота розничной  торговли можно сделать следующий  вывод – в Российской Федерации  основную долю в розничном обороте  занимает частная собственность.

Так в 2001 году на нее приходится 1949848 миллионов рублей, а в 2005 году уже 4835459 миллионов рублей, произошел рост на 148%. В 2005 году на частную  собственность приходится 86,4% всего  оборота розничной торговли, на другие формы собственности – 10,9%, а на государственную и муниципальную  торговлю только 2,7%.

Развитие частной  торговли является положительным моментом в развитии экономики, так как  увеличиваются рабочие места, сокращается  расходы на аппарат управления, а  связи с этим издержки обращения, что положительно сказывается на ценовой политике торгового предприятия [23].

На рисунке 6 показан  график роста товарооборота розничной  торговли Российской Федерации по формам собственности за 2001-2005 года.

 

Рисунок 6. – График роста товарооборота розничной торговли

Российской Федерации  по формам собственности за 2001-2005 года

 

Таблица 7. – Структура товарных ресурсов для обеспечения оборота

розничной торговли

Годы

Товарные ресурсы оборота  розничной торговли – всего

В том числе за счет

Собственного производства

Поступлений по импорту

2001

100

60

40

2002

100

59

41

2003

100

59

41

2004

100

57

43

2005

100

57

43


 

Проводя анализ структуры товарных ресурсов для обеспечения розничной торговли можно увидеть следующую картину  – в Российской Федерации за анализируемый  период увеличивается доля в обороте  товаров собственного производства и уменьшается доля поступлений  товаров по импорту, что говорит  о том, что Россия придерживается программы Правительства о поддержке  собственных производителей товаров.

 

 

 

 

2.2 Особенности развития сферы  торговли и общественного

питания в РТ

 

Министерство торговли и  внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан (далее – Министерство) является республиканским исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями, а также торгово-экономических связей с субъектами Российской Федерации, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, продвижения продукции республиканских предприятий на внешние и внутренние рынки [24].

Министерство  в пределах своей компетенции  осуществляет взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы  и ведомственной принадлежности в установленных видах деятельности.

Министерство  руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан, решениями  Государственного Совета Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Президента Республики Татарстан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан, другими нормативными правовыми  актами, а также настоящим Положением.

На Министерство возлагаются  следующие основные задачи:

– совершенствование и  развитие внешнеэкономических связей Республики Татарстан, улучшение их количественных и качественных параметров, обеспечение условий для эффективного вовлечения экономического комплекса республики в систему мирового разделения труда, оптимизация структуры внешнеторгового оборота;

– продвижение  продукции предприятий Республики Татарстан на рынки стран дальнего и ближнего зарубежья, регионов Российской Федерации и Республики Татарстан;

– привлечение иностранных  инвестиций в экономику Республики Татарстан.

Министерство несет ответственность  за осуществление следующих основных функций:

1 Управление  внешнеэкономической деятельностью,  в том числе:

– координация  деятельности представительств и торговых домов Республики Татарстан;

– поддержка  экономических, информационных и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

2 Управление  взаимодействием органов исполнительной  власти Республики Татарстан  с органами государственного  управления субъектов иностранных  государств;

3 Регулирование  обеспеченности внутреннего товарного  рынка отдельными товарами, услугами;

4 Управление  взаимодействием органов исполнительной  власти Республики Татарстан  с органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  по вопросам социально-экономического  сотрудничества [24].

Министерство  в пределах своей компетенции  взаимодействует с:

– Министерством экономики  и промышленности Республики Татарстан  при осуществлении следующих  функций:

1 социально-экономическое  программирование;

2 управление  развитием инвестиционной деятельности;

– Министерством  информатизации и связи Республики Татарстан при осуществлении  функции управления информатизацией;

– Министерством финансов Республики Татарстан при осуществлении  функции управления бюджетным процессом (бюджет Республики Татарстан и государственных  внебюджетных фондов.

Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:

– реализует основные принципы государственной политики в области  международных, внешнеэкономических  и межрегиональных связей, в том  числе реализует государственную  политику Республики Татарстан в  сфере внешнеэкономических отношений, продвижения продукции республиканских производителей на внешние рынки и рынки регионов Российской Федерации;

– реализует государственную  политику привлечения иностранных  инвестиций, их размещения на территории Республики Татарстан, организует разработку мер по стимулированию инвестиционной активности, осуществляет изучение спроса на инвестиции, в том числе:

– разрабатывает  совместно с заинтересованными  исполнительными органами государственной  власти государственные прогнозы развития внешнеэкономической деятельности, в том числе иностранных инвестиций, обеспечивает изучение конъюнктуры  внешнего и внутреннего рынков товаров, производимых на территории Республики Татарстан;

– разрабатывает  проекты республиканских программ по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан, участвует в их реализации, создает  банк данных по инвестиционным проектам республики;

– обеспечивает заключение соглашений Республики Татарстан об осуществлении международных и  внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями  иностранных государств, с субъектами Российской Федерации;

– осуществляет экономический анализ деятельности торговых домов, представительств Республики Татарстан в странах дальнего и ближнего зарубежья, субъектах  Российской Федерации;

– осуществляет обеспечение  представительской деятельности Республики Татарстан в иностранных государствах;

– обеспечивает взаимодействие с уполномоченными  федеральными органами по осуществлению  поддержки республиканских участников внешнеэкономической деятельности, защиту их законных интересов за рубежом;

– обеспечивает заключение межведомственных соглашений и договоров о внешнеторговом сотрудничестве;

– взаимодействует  с исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  по вопросам участия предприятий  Республики Татарстан в госзакупках и оказывает содействие предприятиям, в том числе малым и средним, в участии в конкурсных закупках в регионах Российской Федерации;

– осуществляет согласование открытия представительств с соответствующими федеральными органами;

– оказывает  поддержку республиканским предприятиям при их участии в международных  проектах;

– разрабатывает  с участием других республиканских  органов исполнительной власти предложения  о поддержке промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных и отраслевых программ;

– организует работу по созданию благоприятных условий  для доступа республиканских  товаров и услуг на внешний  и внутренний рынки;

– разрабатывает  меры государственной поддержки  продвижения продукции республиканских  производителей на новые рынки;

– оказывает  содействие продвижению республиканской  продукции на рынки российских регионов, разрабатывает комплекс мер по защите и государственной поддержке  республиканских производителей на российских рынках, разрабатывает программы товарообменных операций для предприятий малого предпринимательства;

– участвует  в организации международных  торгово-промышленных выставок, ярмарок, семинаров в Республике Татарстан, а также республиканских выставок и экспозиций за рубежом;

– производит анализ товарных балансов внутреннего  рынка и организует работу по продвижению  продукции республиканских производителей на внутренний республиканский рынок;

– осуществляет мониторинг насыщения внутреннего  республиканского рынка товарами и  услугами, оказывает содействие в  организации оптимальных логистических систем республиканским производителям, оказывает помощь в организации маркетинговых исследований по продукции республиканских производителей и др. [25].

Министерство  для выполнения своих функций  имеет право:

– запрашивать  в порядке, установленном нормативными актами Республики Татарстан, у органов  исполнительной власти Республики Татарстан, учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц и получать бесплатную информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления  функций, возложенных на Министерство;

– осуществлять контроль за выполнением министерствами и ведомствами, учреждениями обязательств Республики Татарстан по межправительственным соглашениям о торгово-экономическом сотрудничестве;

– представлять в установленном порядке особо  отличившихся работников отрасли к  присвоению почетных званий, награждению  государственными наградами Российской Федерации и Республики Татарстан;

– участвовать  по поручению Кабинета Министров  Республики Татарстан в работе российских частей межправительственных комиссий, межрегиональных ассоциаций, международных экономических организаций и др.

Полномочия  Министерства при выполнении функций  контроля регламентируются действующим  законодательством.

Министерство  возглавляет министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от нее в порядке, установленном  Конституцией Республики Татарстан.

Министр – осуществляет общее руководство  деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных  на Министерство функций; утверждает положения  о структурных подразделениях Министерства, назначает на должность, освобождает  от должности работников Министерства, распределяет обязанности между  заместителями министра; представляет в Правительство Республики Татарстан  для утверждения кандидатуры  торгово-экономических представителей Республики Татарстан за рубежом  и в субъектах Российской Федерации; издает в пределах своей компетенции приказы, организует контроль за их исполнением; утверждает в пределах установленной численности работников, фонда оплаты труда и бюджетных ассигнований штатное расписание, сметы расходов на содержание аппарата Министерства.

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания