Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа
Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92
Таблица 12. – Предприятия розничной торговли и общественного
питания
2003 |
2004 |
2005 | |
Предприятия и объекты розничной торговли | |||
Всего, в том числе |
5150 |
4901 |
4010 |
Магазины |
4510 |
4342 |
3525 |
Палатки |
640 |
559 |
485 |
На 10000 населения приходится предприятия и объектов розничной торговли торговой площади, кв.м. |
14 1441 |
13 1036 |
11 672 |
Предприятия общественного питания | |||
Всего |
853 |
953 |
892 |
В них мест, тысяч |
60,7 |
77,9 |
74,1 |
На 10000 населения приходится предприятий общественного питания, посадочных мест |
2 161 |
3 207 |
2 196 |
Таким образом,
в Республике Татарстан также
динамично развивается
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе
Отдел торговли и потребительских услуг входит в структуру исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ и состоит из шести штатных единиц: начальника отдела, двух главных специалистов, одного ведущего специалиста, двух специалистов 1-ой категории с высшим профильным образованием [28].
В своей
деятельности отдел торговли и потребительских
услуг исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района
непосредственно подчиняется
Данную структуру управления можно охарактеризовать как линейную. Для нее характерно:
– четкое разделение труда и установление жестокой системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение сотрудниками обязанность и скоординированность различных задач;
– иерархичность уровней управления, при котором каждый нижестоящий подчиняется вышестоящему и контролируется им;
– четкое
разделение труда, что должно привести
к появлению
Отдел торговли
и потребительских услуг
Отдел в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, положением об отделе [29].
Основными задачами деятельности отдела являются: – создание условий для обеспечения жителей г. Нижнекамска услугами торговли, общественного питания и бытовых услуг;
– осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, в подведомственных отраслях и видах деятельности.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
– разработка,
совместно с заинтересованными
органами управления, программ развития
внутренней торговли, общественного
питания и потребительских
– ведение
реестров дислокации предприятий торговли,
общественного питания и
– сбор сведений об объемах товарооборота подведомственных предприятий города;
– мониторинг цен и насыщение потребительского рынка;
– анализ обеспеченности внутреннего рынка основными товарами народного потребления и услугами;
– совершенствование системы управления и повышение эффективности сферы торговли и услуг на основе внедрения отечественного и зарубежного передового опыта, новых концепций и технологий;
– организация и проведение торгово-промышленных ярмарок, выставок, семинаров, круглых столов в целях поддержки предприятий производителей города и продвижения товаров местного производства;
– организация весенне-летней торговли в городе и деятельности летних кафе в зонах отдыха и на территории городского пляжа;
– защита
прав потребителей в сфере торговли,
общественного питания и
– координация работы контролирующих структур в сфере надзорной деятельности;
– анализ кадрового состава предприятий отрасли, взаимодействие с профильными учебными заведениями по вопросам подготовки и переподготовки кадров;
– оказание
методической помощи кадровым службам
подведомственных предприятий по оформлению
документов на присвоение почётных званий,
награждение почётными
– подготовка справочных информации, отчётов, докладов по показателям деятельности предприятий торговли и потребительских услуг г. Нижнекамска.
Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:
– запрашивать в порядке, установленном нормативными актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать бесплатную информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций;
– осуществлять доступ в установленном порядке на предприятия независимо от организационно-правовой формы для проведения контроля за соблюдением правил торговли, общественного питания и потребительских услуг;
– проводить проверки соблюдения законодательства в сфере торговли (выполнение работ, оказание услуг), на предприятиях всех форм собственности с привлечением в случае необходимости в установленном порядке экспертов;
– обращаться
в правоохранительные органы для
привлечения в установленном
порядке юридических и
– в установленном порядке представлять интересы отдела в судах и других организациях;
– разрабатывать прогнозы развития;
– анализировать состояние торговли;
– формировать информационные ресурсы;
– взаимодействовать с органами государственного управления;
– организовывать выставки-продажи, ярмарки и т.д.
В своей работе отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Конституцией РТ, иными нормативными актами РФ и РТ, Уставом города Нижнекамска, Положением об отделе торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, иными муниципальными правовыми актами [30].
В г. Нижнекамске в условиях активного привлечения частного капитала получили свое дальнейшее развитие сфера торговли и общественного питания. На 1 января 2006 года общее количество всех предприятий розничной торговли г. Нижнекамска и Нижнекамского района составляло 652 единицы, из них 87 – юридические лица, 565 – частные предприниматели. Общее количество торговых точек – 1398, в том числе 385 магазинов и павильонов, 73 остановочных павильона, 135 павильонов и 92 киоска на рынке, 697 отделов в магазинах, 16 трейлеров. Из общего количества торговых точек 639 реализуют продовольственную группу товаров, 693 – непродовольственную, 66 – смешанную.
На предприятиях торговли работают 6598 человек, т.е. 2,5% от общего количества населения города. Среднемесячная заработная плата одного работника – 4274 рубля [31].
Большое внимание уделяется развитию торговли в населенных пунктах района. Постановлением Главы администрации №839 от 07.12.2004 года утверждена «Программа развития торговли, бытового обслуживания и общественного питания Нижнекамского района на 2004-2010 годы» [32]. Открыты 11 торговых точек с общей площадью более 300 кв.м. в населенных пунктах Большое Афанасово, Дмитриевка, Ильинка, Уська, Клятли, Елантово, Сухарево, Болгар, Нижние Челны, Байдайкино. В настоящее время в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске функционирует 6 рынков. Продолжается процесс развития и рост доли в общем товарообороте торговых комплексов.
Проанализируем динамику роста розничного товарооборота (таблица 11).
Согласно данным таблицы 11 в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе ежегодно увеличивается объем розничного товарооборота – за период с 2002 года по 2005 год он увеличился на 94,8%, что положительно характеризует деятельность отдела торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района [31].
В настоящее время в городе и районе функционирует 280 точек общественного питания: 250 в городе и 30 – в районе, в том числе 9 ресторанов, 28 кафе, 12 баров, 6 столовых открытой сети, 82 столовых промышленных предприятий, 21 закусочная, 18 бистро, 4 магазина кулинарии, 9 цехов вне предприятий общепита. В сфере общественного питания занято 1975 человек, общая площадь предприятий общепита – 94,6 тысяч квадратных метров [33].
Таблица 13. –Динамика роста розничного товарооборота (миллионов
рублей)
Наименование |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Розничный товарооборот всего |
4119,8 |
5565,4 |
6632,3 |
8025,1 |
В том числе |
||||
Розничный товарооборот стационарной сети |
2327,0 |
3160,5 |
4004,3 |
4805,2 |
Розничный товарооборот рынков |
1739,0 |
1617,4 |
1382,1 |
1175,0 |
Розничный товарооборот торговых комплексов |
53,8 |
787,5 |
1245,9 |
2044,9 |
Проанализируем развитие предприятий общественного питания.
Таблица 14. – Динамика развития общественного питания
за 2003-2005 года
Наименование |
2003 |
2004 |
2005 |
Оборот общественного питания, миллионов рублей |
631 |
768,7 |
820,5 |
В
том числе продукции |
515,3 |
631 |
565 |
Количество посадочных мест |
18920 |
19242 |
19962 |
Согласно данным таблицы 14 в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе ежегодно увеличивается оборот предприятий общественного питания, за период с 2003 по 2005 года он увеличился на 30,0%, на 5,5% увеличилось количество посадочных мест. Но в тоже время можно сделать вывод, что общественное питание в городе и районе растет менее быстрыми темпами, чем розничная торговля. Более наглядно это заметно на рисунке 9.
Либерализация
торговой деятельности позволила сформировать
конкурентную среду на рынке товаров
народного потребления, возродить
предпринимательскую активность в
формировании экономических связей
торговли с производством. Переход
к социально ориентированной
рыночной экономике предусматривает
необходимость защиты интересов
потребителей, создание цивилизованных
взаимоотношений между
Особую
значимость вопросы муниципального
управления торговлей, общественного
питания и потребительских
Рисунок 9. – Динамика роста розничного товарооборота и оборота
общественного питания г. Нижнекамска и Нижнекамского района
Существующая
на уровне муниципальных образований
система управления торговлей, как
показывает практика, недостаточна для
эффективного регулирования коммерческой
деятельности. Оптовое звено фактически
гибнет, не сумев должным образом
наладить взаимоотношения, как с
розницей, так и с производством;
из ассортимента реализуемых товаров
«вымываются» недорогие предметы первой
необходимости, особенно нужные социально
незащищенным слоям населения; растет
количество правонарушений в торговле.
Данные факты вызывают необходимость
пересмотра существующей системы муниципального
управления торговлей, общественного
питания и потребительских