Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 12. – Предприятия розничной торговли и общественного

питания

 

2003

2004

2005

Предприятия и объекты розничной  торговли

Всего, в том числе

5150

4901

4010

Магазины 

4510

4342

3525

Палатки

640

559

485

На 10000 населения приходится предприятия  и объектов розничной торговли

торговой площади, кв.м.

 

14

1441

 

13

1036

 

11

672

Предприятия общественного питания

Всего

853

953

892

В них мест, тысяч

60,7

77,9

74,1

На 10000 населения приходится предприятий  общественного питания,

посадочных мест

 

2

161

 

3

207

 

2

196


 

Таким образом, в Республике Татарстан также  динамично развивается розничная  торговля и общественное питание  – ежегодно растет розничный товарооборот и оборот предприятий общественного  питания, большими темпами развивается  негосударственная торговли, т.е. малое  предпринимательство. Но в тоже время  за последние 10 лет в Татарстане значительно сократилось количество предприятий торговли и общественно  питания в сельской местности. Все  это связано с низким уровнем  среднемесячной номинальной начисленной  заработной платы работников сельскохозяйственных предприятий. Так в промышленности она составляла в 2005 году 7237 рублей, то в сельском хозяйстве – 2499 рублей, что на 65,5% меньше заработка работников промышленных предприятий. Все это  отрицательно влияет на развитие сферы  обслуживания в сельской местности.

 

 

2.3 Состояние системы обеспечения  населения услугами торговли

общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе

 

Отдел торговли и потребительских услуг входит в структуру исполнительного  комитета Нижнекамского муниципального района РТ и состоит из шести штатных  единиц: начальника отдела, двух главных  специалистов, одного ведущего специалиста, двух специалистов 1-ой категории с  высшим профильным образованием [28].

В своей  деятельности отдел торговли и потребительских  услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района непосредственно подчиняется Руководителю информационно-аналитического сектора  отдела торговли и потребительских  услуг г.Нижнекамска.

Данную структуру управления можно охарактеризовать как линейную. Для нее характерно:

– четкое разделение труда и установление жестокой системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение сотрудниками обязанность  и скоординированность различных задач;

– иерархичность  уровней управления, при котором  каждый нижестоящий подчиняется  вышестоящему и контролируется им;

– четкое разделение труда, что должно привести к появлению высококвалифицированных  кадров в каждой области; дух формальной обезличенности с которым должностные лица исполняют свои обязанности.

Отдел торговли и потребительских услуг исполнительного  комитета Нижнекамского муниципального района (далее – отдел) реализует функции координации в сфере торговли, общественного питания, потребительских услуг и защиты прав потребителей г. Нижнекамска.

Отдел в  своей деятельности руководствуется  действующим законодательством, положением об отделе [29].

Основными задачами деятельности отдела являются: – создание условий для обеспечения  жителей г. Нижнекамска услугами торговли, общественного питания и бытовых услуг;

– осуществление  в пределах своей компетенции  координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, в подведомственных отраслях и видах  деятельности.

Отдел в  соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

– разработка, совместно с заинтересованными  органами управления, программ развития внутренней торговли, общественного  питания и потребительских услуг;

– ведение  реестров дислокации предприятий торговли, общественного питания и потребительских  услуг;

– сбор сведений об объемах товарооборота  подведомственных предприятий города;

– мониторинг цен и насыщение потребительского рынка;

– анализ обеспеченности внутреннего рынка  основными товарами народного потребления  и услугами;

– совершенствование  системы управления и повышение  эффективности сферы торговли и  услуг на основе внедрения отечественного и зарубежного передового опыта, новых концепций и технологий;

– организация  и проведение торгово-промышленных ярмарок, выставок, семинаров, круглых  столов в целях поддержки предприятий  производителей города и продвижения  товаров местного производства;

– организация  весенне-летней торговли в городе и  деятельности летних кафе в зонах  отдыха и на территории городского пляжа;

– защита прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и потребительских  услуг;

– координация  работы контролирующих структур в сфере  надзорной деятельности;

– анализ кадрового состава предприятий  отрасли, взаимодействие с профильными  учебными заведениями по вопросам подготовки и переподготовки кадров;

– оказание методической помощи кадровым службам  подведомственных предприятий по оформлению документов на присвоение почётных званий, награждение почётными грамотами  и медалями;

– подготовка справочных информации, отчётов, докладов по показателям деятельности предприятий  торговли и потребительских услуг  г. Нижнекамска.

Отдел для  осуществления своих основных функций  имеет право:

– запрашивать  в порядке, установленном нормативными актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать бесплатную информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций;

– осуществлять доступ в установленном порядке  на предприятия независимо от организационно-правовой формы для проведения контроля за соблюдением правил торговли, общественного питания и потребительских услуг;

– проводить  проверки соблюдения законодательства в сфере торговли (выполнение работ, оказание услуг), на предприятиях всех форм собственности с привлечением в случае необходимости в установленном  порядке экспертов;

– обращаться в правоохранительные органы для  привлечения в установленном  порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение  законодательных и иных нормативных  правовых актов;

– в установленном порядке представлять интересы отдела в судах и других организациях;

– разрабатывать  прогнозы развития;

– анализировать  состояние торговли;

– формировать  информационные ресурсы;

– взаимодействовать  с органами государственного управления;

– организовывать выставки-продажи, ярмарки и т.д.

В своей  работе отдел торговли и потребительских  услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Конституцией РТ, иными нормативными актами РФ и РТ, Уставом города Нижнекамска, Положением об отделе торговли и потребительских  услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, иными муниципальными правовыми  актами [30].

В г. Нижнекамске в условиях активного привлечения частного капитала получили свое дальнейшее развитие сфера торговли и общественного питания. На 1 января 2006 года общее количество всех предприятий розничной торговли г. Нижнекамска и Нижнекамского района составляло 652 единицы, из них 87 – юридические лица, 565 – частные предприниматели. Общее количество торговых точек – 1398, в том числе 385 магазинов и павильонов, 73 остановочных павильона, 135 павильонов и 92 киоска на рынке, 697 отделов в магазинах, 16 трейлеров. Из общего количества торговых точек 639 реализуют продовольственную группу товаров, 693 – непродовольственную, 66 – смешанную.

На предприятиях торговли работают 6598 человек, т.е. 2,5% от общего количества населения города. Среднемесячная заработная плата одного работника – 4274 рубля [31].

Большое внимание уделяется развитию торговли в населенных пунктах района. Постановлением Главы администрации №839 от 07.12.2004 года утверждена «Программа развития торговли, бытового обслуживания и общественного питания Нижнекамского района на 2004-2010 годы» [32]. Открыты 11 торговых точек с общей площадью более 300 кв.м. в населенных пунктах Большое Афанасово, Дмитриевка, Ильинка, Уська, Клятли, Елантово, Сухарево, Болгар, Нижние Челны, Байдайкино. В настоящее время в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске функционирует 6 рынков. Продолжается процесс развития и рост доли в общем товарообороте торговых комплексов.

Проанализируем  динамику роста розничного товарооборота (таблица 11).

Согласно  данным таблицы 11 в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе ежегодно увеличивается объем розничного товарооборота – за период с 2002 года по 2005 год он увеличился на 94,8%, что положительно характеризует деятельность отдела торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района [31].

В настоящее  время в городе и районе функционирует 280 точек общественного питания: 250 в городе и 30 – в районе, в  том числе 9 ресторанов, 28 кафе, 12 баров, 6 столовых открытой сети, 82 столовых промышленных предприятий, 21 закусочная, 18 бистро, 4 магазина кулинарии, 9 цехов вне предприятий  общепита. В сфере общественного  питания занято 1975 человек, общая  площадь предприятий общепита – 94,6 тысяч квадратных метров [33].

 

Таблица 13. –Динамика роста розничного товарооборота (миллионов

рублей)

Наименование 

2002

2003

2004

2005

Розничный товарооборот всего

4119,8

5565,4

6632,3

8025,1

В том числе

       

Розничный товарооборот стационарной сети

2327,0

3160,5

4004,3

4805,2

Розничный товарооборот рынков

1739,0

1617,4

1382,1

1175,0

Розничный товарооборот торговых комплексов

53,8

787,5

1245,9

2044,9


 

Проанализируем развитие предприятий общественного питания.

 

 

Таблица 14. – Динамика развития общественного питания

за 2003-2005 года

Наименование

2003

2004

2005

Оборот общественного питания, миллионов  рублей

631

768,7

820,5

В том числе продукции собственного производства, млн. руб.

515,3

631

565

Количество посадочных мест

18920

19242

19962


 

Согласно  данным таблицы 14 в г. Нижнекамске и Нижнекамском районе ежегодно увеличивается оборот предприятий общественного питания, за период с 2003 по 2005 года он увеличился на 30,0%, на 5,5% увеличилось количество посадочных мест. Но в тоже время можно сделать вывод, что общественное питание в городе и районе растет менее быстрыми темпами, чем розничная торговля. Более наглядно это заметно на рисунке 9.

Либерализация торговой деятельности позволила сформировать конкурентную среду на рынке товаров  народного потребления, возродить  предпринимательскую активность в  формировании экономических связей торговли с производством. Переход  к социально ориентированной  рыночной экономике предусматривает  необходимость защиты интересов  потребителей, создание цивилизованных взаимоотношений между торговыми  партнерами, повышение уровня качества жизни населения.

Особую  значимость вопросы муниципального управления торговлей, общественного  питания и потребительских услуг  приобретают в условиях децентрализации  и демократизации государственного управления экономикой, когда центр  тяжести в принятии ряда решений  перемещается с федерального и регионального на муниципальный уровень. Все вопросы, касающиеся функционирования и, особенно, развития местного сообщества, решаются теперь органами местного самоуправления самостоятельно, в особенности вопросы товароснабжения и удовлетворения потребностей населения муниципального образования [34].

 

 

Рисунок 9. – Динамика роста розничного товарооборота и оборота

общественного питания г. Нижнекамска и Нижнекамского района

 

Существующая  на уровне муниципальных образований  система управления торговлей, как  показывает практика, недостаточна для  эффективного регулирования коммерческой деятельности. Оптовое звено фактически гибнет, не сумев должным образом  наладить взаимоотношения, как с  розницей, так и с производством; из ассортимента реализуемых товаров  «вымываются» недорогие предметы первой необходимости, особенно нужные социально  незащищенным слоям населения; растет количество правонарушений в торговле. Данные факты вызывают необходимость  пересмотра существующей системы муниципального управления торговлей, общественного  питания и потребительских услуг.

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания