Оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является разработка рекомендаций, которые будут способствовать росту финансовой устойчивости и надежности предприятия ООО «Ставрополькартон». Для достижения поставленной цели нам представляется необходимым решение следующего круга задач: – осуществить выбор объекта исследования и дать его краткую характеристику; – изучить методологию проведение анализа финансового состояния предприятия и системы расчетов. – выполнить общую оценку финансового состояния и анализ финансовой устойчивости предприятия, выбранного в качестве объекта исследования; – разработать ряд практических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия; – показать финансово-экономический эффект предлагаемых мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия


1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Ставрополькартон»


2.1 Характеристика организационной формы и направлений деятельности ООО «Ставрополькартон»


2.2 Анализ структуры и динамики активов


2.3 Анализ структуры и динамики пассивов


2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности


2.5 Анализ финансовой устойчивости


2.6 Анализ выручки, прибыли и рентабельности


2.7 Анализ деловой активности

3
МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ООО «Ставрополькартон»


3.1 Оценка запаса финансовой устойчивости с помощью операционного левериджа


3.2. Применение факторинговых схем реструктуризации дебиторской задолженности


3.3 Расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 505.34 Кб (Скачать файл)

Исходя из проведенного анализа показателей  прибыли и рентабельности финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Ставрополькартон» можно сделать следующие выводы:

  1. Выручка от реализации товаров и услуг предприятия ООО «Ставрополькартон» за отчетный период снизилась с 125 474 в 2008 году до 123 544 тыс.руб. в 2010 году, то есть незначительно. Во многом это обусловлено постоянством спроса на товары предприятия.
  2. Основной показатель деятельности любого предприятия – прибыль от реализации – за отчетный период увеличился с 3 332  тыс.руб. в 2008 году до 4 779 тыс.руб. в 2010 году. Положительной тенденцией за рассматриваемый период является то, что темпы снижения выручки незначительны, и при этом темпы роста прибыли весьма высокие. Это свидетельствует о значительном снижении доли себестоимости продукции и услуг предприятия ООО «СТАВРОПОЛЬКАРТОН» в общем объеме выручки.
  3. Показатель рентабельности реализованных товаров предприятия ООО «Ставрополькартон» за отчетный период снизился с 7,43% в 2008 году до 7,96% в 2010 году, то есть также незначительно. Это говорит о том, что в 2010 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 8 копеек чистой прибыли. Особенно необходимо отметить увеличение данного показателя по сравнению с 2009 годом.
  4. Показатель рентабельности активов также за анализируемый период незначительно увеличился с 44,97% в 2008 году до 44,83% в 2010 году. Это говорит о том, что эффективность использования активов ООО «Ставрополькартон» несколько снизилась, однако по-прежнему остается достаточно эффективной.
  5. Показатель рентабельности использования заемного капитала ООО «Ставрополькартон» за отчетный период снизился с 58,63% в 2008 году до 55,70% в 2010 году, то есть незначительно.
  6. Как следует из выше сказанного, все показатели рентабельности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ставрополькартон» имеют достаточно высокие значения, причем обнаруживают некоторую тенденцию к увеличению. Во многом это объясняется повышением спроса на товары предприятия в 2010 году из-за повышения платежеспособности большинства постоянных клиентов предприятия, а также вследствие получения высоких прибылей от основной деятельности.

Теперь рассчитаем показатели рентабельности собственного и заемного капитала ООО «Ставрополькартон» по методике Черненко А.Ф. [26]. Результаты данного расчета представлены в таблице 11.

Таблица 11 – Показатели рентабельности собственного и заемного капитала ООО «Ставрополькартон», рассчитанные по методике Черненко А.Ф.

Показатели

2008

2009

2010

Исходные данные

Итог третьего раздела баланса, тыс.руб.

3340

3119

4807

Кредиторская задолженность, тыс.руб.

10038

11681

14479

Кредит банка, тыс.руб.

1299

1622

4915

Прибыль, тыс.руб.

8 679

7 050

9 106

Показатели рентабельности

Рентабельность собственного капитала

59,13%

42,93%

37,63%

Рентабельность заемного капитала

58,13%

41,86%

35,41%


 

2.7 Анализ деловой активности

 

Результаты  расчетов коэффициентов оборачиваемости  ООО «Ставрополькартон» представлены в таблице 12.

Таблица 12 – Оборачиваемость оборотных средств, капитала, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Ставрополькартон»

Наименование показателя

2008

2009

2010

Выручка от реализации, в тыс.руб.

125 474

125 608

123 544

Чистая прибыль, в тыс.руб.

3 332

3 111

4 779

Фондоотдача, на 1 тыс.руб.

x

84

64

Оборачиваемость средств в расчетах, в оборотах

x

10,32

8,42

Оборачиваемость средств в расчетах, в днях

x

35

43

Оборачиваемость запасов, в оборотах

x

81,03

43,61

Оборачиваемость запасов, в днях

x

4

8

Оборачиваемость кредиторской задолженности, в днях

x

29

43

Продолжительность операционного цикла, в днях

x

39

51

Продолжительность финансового цикла, в днях

x

10

8

Коэффициент погашаемости дебиторской  задолженности

x

0,10

0,12

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

x

37,00

31,17

Коэффициент оборачиваемости совокупного  капитала

x

7,89

6,08


Из данных таблице 12  видно, что произошло  замедление оборачиваемости практически  всех проанализированных показателей  предприятия ООО «Ставрополькартон». В частности, можно выделить следующие моменты:

  1. Время оборачиваемости кредиторской задолженности ООО «Ставрополькартон» увеличилось с 26 дней в 2008 году до 43 дней в 2010 году, то есть по сравнению с предыдущим отчетным периодом погашение кредиторской задолженности происходило более медленными темпами. Это свидетельствует о низкой эффективности работы финансовых подразделений исследуемого предприятия и недостаточной расчетной дисциплине. Впрочем, это обусловлено, в основном, низкой платежной дисциплиной заказчиков, так как предыдущие анализы выявили превышение дебиторской задолженности предприятия над кредиторской.
  2. Итак, кредиторская задолженность ООО «Ставрополькартон» погашается достаточно медленно. Тем не менее, в качестве положительной тенденции можно отметить отсутствие на балансе предприятия ООО «Ставрополькартон» невозможной для взыскания дебиторской задолженности.

Как следует  из выше сказанного, многие показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ставрополькартон» имеют достаточно высокие значения, причем обнаруживают некоторую тенденцию к увеличению.

Тем не менее, проанализировав состояние финансовой устойчивости предприятия ООО «Ставрополькартон» по методике Ковалева В.В. был сделан вывод о том, что прослеживается некоторая тенденция к ухудшению финансовой ситуации на предприятии, о чем свидетельствует тот факт, что многие относительные показатели финансовой устойчивости не только не соответствуют нормативным, но и значительно уменьшаются за анализируемый период 2008 – 2010 гг.

Согласно  анализу, проведенному по методике Черненко А.Ф., финансовая устойчивость предприятия  ООО «Ставрополькартон» более значительна, однако необходимо иметь в виду, что данная методика основана главным образом на анализе абсолютных показателей, тогда как многие авторы подчеркивают важность анализа именно относительных показателей, что делает методику Ковалева В.В. более подходящей для анализа финансовой устойчивости предприятий с постоянно меняющейся структурой баланса.

Таким образом, в следующей главе нам необходимо на основе проведенной общей оценки финансового состояния и анализа  финансовой устойчивости ООО «Ставрополькартон» разработать ряд практических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия. Для этого нам представляется необходимым применить факторинговые схемы реструктуризации дебиторской задолженности и оценить возможность привлечения дополнительных заемных средств на основе эффекта финансового рычага.

 

3 МЕРОПРИЯТИЯ  ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ  ООО «СТАВРОПОЛЬКАРТОН»

 

3.1 Оценка  запаса финансовой устойчивости  с помощью операционного левериджа

 

Финансовая  устойчивость предприятия во многом зависит от того, насколько оптимально сочетаются отдельные виды активов  баланса, и в частности основной и оборотный капитал, а соответственно постоянные и переменные издержки предприятия. Инвестирование капитала в основные производственные фонды обусловливает  рост постоянных и относительное  сокращение переменных затрат. Взаимосвязь  между объемом производства, постоянными  и переменными затратами выражается показателем производственного (операционного) левериджа, от уровня которого зависит  прибыль предприятия и его  финансовая устойчивость [32, c.359].

Исчисляется уровень производственного левериджа  отношением темпов прироста валовой  прибыли ∆П% (до выплаты процентов  и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных или условно-натуральных  единицах (∆VРП%):

Кп.л. = ∆П% / ∆  VРП%.

Он показывает степень чувствительности валовой  прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к  существенному изменению прибыли. Более высокий уровень производственного  левериджа обычно имеют предприятия  с более высоким уровнем технической  оснащенности производства. При повышении  уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и  уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается  степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов [31, c.214].

Поскольку в  настоящей главе мы будем разрабатывать  мероприятия по улучшению финансовой устойчивости рассматриваемого предприятия, предварительно необходимо определить теоретически возможный запас его  финансовой устойчивости. Оценка запаса финансовой устойчивости предприятия  ООО «Ставрополькартон» на основе эффекта финансового рычага представлен в таблице 13.

 

Таблица 13 – Расчет безубыточного объема продаж и запаса финансовой устойчивости предприятия ООО «Ставрополькартон» в сентябре и октябре 2010 года

Показатель

Сентябрь 2010

Октябрь 2010

Выручка от реализации продукции за минусом НДС, акцизов и др., тыс. руб.

8040

9712

Прибыль от реализации, тыс. руб.

1225

1859

Полная себестоимость реализованной  продукции, тыс.руб.

6815

7852

Сумма переменных затрат, тыс. руб.

4635

5195

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

2180

2656

Сумма маржинального дохода, тыс. руб.

3405

4516

Доля маржинального дохода в выручке, %

0,423

0,465

Безубыточный объем продаж, тыс. руб.

5147

5713

Запас финансовой устойчивости тыс. руб.

2892

3998


 

На основании  проведенного анализа можно сделать  следующие выводы:

  1. Как показывает расчет, представленный в таблица 13, в сентябре 2010 года ООО «Ставрополькартон» нужно было реализовать продукции на сумму 5147 тыс.руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка ООО «Ставрополькартон» составила 8040 тыс. руб., что выше критической суммы на 2892 тыс. руб., или на 36%. Это и есть запас финансовой устойчивости, или зона безубыточности предприятия.
  2. В октябре 2010 года запас финансовой устойчивости предприятия ООО «Ставрополькартон» несколько увеличился. Выручка может уменьшиться еще на 41,2% и только тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка станет еще ниже, то предприятие будет убыточным, будет «проедать» собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять, насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия.

 

3.2. Применение  факторинговых схем реструктуризации  дебиторской задолженности

 

Факторинг –  это достаточно новый вид услуг  в области финансирования, которым  занимаются специальные факторинговые  компании, тесно связанные с банками  или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки.

Факторинг (factor – в переводе с английского «агент, посредник») является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. Он включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

Целью факторингового обслуживания является своевременное  инкассирование долгов для сокращения потерь, вследствие задержки платежа, и предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвидности и  снижение финансового риска для  клиентов, которые не хотят брать  на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в  наиболее быстром получении денег  по счетам.

В основе факторинга лежит покупка банком (факторской компанией) счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты части  стоимости (70-90%) отфактурованных поставок и оплаты остальной части (за вычетом  процента за кредит) в строго обусловленные  сроки независимо от поступления  выручки от дебиторов. Поэтому факторинговые  операции называют также кредитованием  продаж поставщика или предоставлением  факторингового кредита поставщику.

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия