Планирование выполнения производственной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего курсового исследования - рассмотреть особенности выполнения производственной программы на предприятии.
Данная цель достигается посредством выполнения следующих задач:
1. Рассмотреть состояние исследуемой проблемы в научной литературе.
2. Произвести анализ экономических процессов при выполнении производственных программ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Производственная программа предприятия……………………….……5
1.1 Значение, содержание и основные принципы разработки производственной программы предприятия…………………………………....5
1.2 Показатели производственной программы. Исходные данные для ее разработки…………………………………………………………………...……6
1.3 Планирование выполнения производственной программы…………11
2. Зарубежный опыт в планировании производственной программы.…16
3. Анализ формирования и выполнения производственной программы…………………………………………………………………….….20
3.1. Анализ объема продукции……………………………………….……21
3.2 Анализ ассортимента продукции………………………………….…..22
3.3 Анализ структуры продукции……………………………………….…24
3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции………………………...…..26
3.5 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции…………………………………………………….….………….27
Заключение…………………………………………………………………..…...29
Список использованных источников…………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 В последние годы  системы планирования класса MRPII в интеграции с модулем финансового  планирования FRP (Finance Requirements Planning) получили  название систем бизнес-планирования ERP (Enterprise Requirements Planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий. В отечественной практике целесообразность применения систем подобного класса обуславливается, кроме того, необходимостью управлять бизнес процессами в условиях инфляции, а также жесткого налогового контроля, поэтому системы ERP необходимы не только для крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих активный бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ формирования и выполнения производственной программы

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут  применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном  стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая  влияние изменения цен» нашли  отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит  в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую  стоимость». Методика ориентирована  на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

- пересчета объема  производства продукции за отчетный  год по ценам аналогичной продукции  базисного периода (по относительно  небольшой номенклатуре выпускаемой  продукции);

- корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

,

где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

 Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с  базисным фактический объем выпуска  продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле

где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных  методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

3.1 Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой  и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1).

Таблица 1

Динамика товарной продукции

Год

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

   

Тб=ТПi/ТП0 х 100%

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%


 

где ТПi-1, ТПi – объем  товарной продукции в стоимостном  выражении в сопоставимых ценах  в i-1 и i-ом году соответственно;

 ТПо - объем товарной  продукции года, взятого за базу  сравнения.      

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

,

Тпр = Тср – 100 .

Анализ выполнения плана  по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 2.

Таблица 2

Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год

 

Изделие (цех)

Объем производства продаж, тыс. руб.

Отклонение план. выпуска от прошлого года

Отклонение фактического выпуска  продукции

Прош. год

Отчет. год

тыс. руб.

%

От плана

От прошлого года

План

Факт

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

А 

30500 

28800 

25200 

-1700 

-5,57 

-3600 

-12,5 

-5300 

-17,3

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

……..

Итого: 

90200 

96000 

100800 

5800 

+6,43 

+4800 

+5,00 

+10600 

+11,75


 

В приведенном примере  отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет  небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%.

Оперативный анализ выпуска  продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

3.2. Анализ ассортимента продукции

Необходимым элементом  аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и  ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием  объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении  планового и фактического выпуска  продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана  по ассортименту рассмотрим на примере  табл.3.

Таблица 3

Выполнение плана по ассортименту

Изделие

ТП в план. ценах,

 

тыс. руб.

Выполнение плана, %

ТП, зачтенная в выполнение плана  по ассортименту,

План.

Факт.

А

28800

25200

87,5

25200

В

33600

33264

99,0

33264

С

19200

23176

120,7

19200

Итого:

81600

81640

100,049

77664


 

Оценка выполнения плана  по ассортименту может производиться:

  • по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);
  • по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);
  • по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn : ВП0 х 100%,

 где 

ВПа - выполнение плана  по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого  вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

Для нашего примера ВПа = 77664 : 81600 х 100% = 95,2%.

При этом изделия, выпускаемые  сверх плана или не предусмотренные  планом, в расчет выполнения плана  по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

3.3. Анализ структуры продукции

Структура продукции  – это соотношение отдельных  видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре  – значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированное  соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния  структурных сдвигов с целью  устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам  изделий производится по формуле:

где    – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

 ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции  при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска  каждого изделия на средний процент  выполнения плана по выпуску продукции (табл.4) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Таблица 4.

Анализ структуры продукции

Изделие

Опт. цена за единицу продукции, руб.

Объем производства продукции в  натуральных измерителях

Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб.

Изменение

 

ТП за счет структуры, тыс. руб.

План.

Факт.

План.

Факт пересчи-танный на план. структуру

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8= 7-6

А

500

57600

50400

28800

28900

25200

- 3700

В

600

56000

55470

33600

33717

33282

-435

С

700

27430

35650

19201

19267

24955

5688

Итого:

 

14103

141520

81601

81884

83437

1553


 

Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический  выпуск по изделию А, пересчитанный  на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).

Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры  составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий  объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

При использовании средних  цен расчет производится по формуле:

,

где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции

Ритмичность – равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0  к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:

Крит. = VВП1,0 : VВП0 ;

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):

где n – число суммируемых  плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

 а) разность между  плановым и засчитанным выпуском  продукции;

Информация о работе Планирование выполнения производственной программы