Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:39, шпаргалка

Краткое описание

Планирование – это процесс разработки плана, взаимоувязки и оптимизация его показателей по формированию условий надёжного и устойчивого развития предприятия.
План – это модель будущего развития и состояния предприятия, описанная количественными и качественными параметрами его деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

planirovanie_otvety_k_ekzamenu.docx

— 257.40 Кб (Скачать файл)

Расчет прибыли аналитическим методом включает две разновидности: посредством затрат на один рубль товарной продукции; по плановому проценту рентабельности.

При нормативном методе величина прибыли в планируемом периоде определяется на основе установленного предприятием процента рентабельности на всю реализованную продукцию (без учета входных и выходных остатков на начало и конец расчетного периода). Норма прибыли (в процентах) согласовывается с заказчиком (инвестором).

Расчет плановой суммы  прибыли на финансово устойчивых предприятиях может осуществляться с помощью метода самофинансирования. Последовательность расчетов следующая: 1. на основе плана развития предприятия  рассчитывается потребность в денежных ресурсах на производственное и социальное развитие за вычетом амортизационных  отчислений; 2. определяется удельный вес  прибыли на производственное и социальное развитие в общей сумме чистой прибыли за отчетный период; 3.определяется сумма чистой прибыли, обеспечивающая возможности самофинансирования; 4. устанавливается удельный вес чистой прибыли в объеме валовой прибыли  на основе фактических данных за отчетный период; 5. определяется сумма валовой  прибыли, обеспечивающая условия самофинансирования в прогнозируемом периоде.

Расчетная, или чистая, прибыль  определяется как разность между  балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений в год. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расходуется на оплату труда и образование финансовых фондов.

 

18. Структура и  содержание разделов бизнес-плана  инвестиционного проекта. 

Структура бизнес-плана включает несколько  разделов. Обязательными являются:

1. Титульный лист (название предприятия  или проекта), дата разработки, срок  реализации.

2. Резюме, в котором дается наименование  предприятия, его адрес, основной  вид деятельности, ее начало; цель  разработки бизнес-плана; на какой  период рассчитан бизнес-план; разработчик;  объем необходимых инвестиций  и источники их получения; срок  окупаемости инвестиций; уровень  рентабельности инвестиций; точка  безубыточности; оценка потока реальных  денег. Кроме того, в резюме  могут быть приведены и другие  показатели эффективности проекта,  обеспечивающие его инвестиционную  привлекательность (чистый приведенный  доход запас финансовой прочности  и т. д.).

3. Концепция бизнес-плана, в которой  излагаются:

а) обоснование миссии создаваемого предприятия в инвестиционном проекте;

б) состояние отрасли и перспективы  ее развития;

в) описание цели и основных задач, решаемых в бизнес-плане;

г) характеристика вида деятельности, товаров и услуг, их инновационность; место и возможности их реализации с учетом емкости рынка (сегмента рынка), соотношение спроса и предложения на нем, современных тенденций в потребительских предпочтениях; условия сбыта продукции и услуг и риски, связанные со сбытом;

д) возможные инвесторы и условия  инвестирования проекта. Обосновывается организационно-правовая форма предприятия (ООО, ЗАО и др.) и предполагаемый уставный капитал (для вновь создаваемого предприятия); описываются оптимальные  условия привлечения инвестиций (с последующей долей в собственности  или на возвратной основе, или на других условиях).

4. План маркетинга, где оцениваются  рыночные возможности реализации  продукции и услуг проектируемого  предприятия; анализируются конкуренты  и обосновываются конкурентные  преимущества предприятия; описываются  мероприятия по продвижению продукции  и услуг, в том числе рекламные;  обосновываются ценовая стратегия  компании и методы установления  цены на продукцию и услуги  с учетом планируемого уровня  прибыльности; конкретизируются объемные  показатели реализации товаров  и услуг, их укрупненный ассортимент;  составляется рекламный бюджет  и определяются расходы по  формированию информации о рынке  и конкурентах.

5. План производства, в котором  дается производственная программа  по укрупненному ассортименту  выпускаемой продукции и услуг,  рассчитывается продуктовый баланс  и определяется необходимый объем  сырья для закупки, уточняются  возможные цены закупки и реализации  и рассчитывается уровень и  сумма валовых доходов; определяются  возможные поставщики товаров,  объемы, условия поставок и расчетов. В конце определяется сумма  оборотных средств, необходимых  для функционирования предприятия  с учетом оборачиваемости товарно-материальных  ресурсов.

6. План материально-технического  обеспечения, реализации и производства  необходимого объема товаров  и услуг, где дается характеристика  помещений, включая их площадь,  направления использования, условия  пользования помещениями (аренда, собственность); оснащение оборудованием  (наименование, количество единиц, цена), мебелью, инвентарем (по сумме  исходя из уровня оснащения  на единицу мощности предприятия). На основе этого плана определяется  потребность в инвестиционных (реальных) ресурсах с учетом формирования  не только основных средств,  ной оборотных (собственные оборотные средства должны быть не менее 20% от общей потребности в оборотных средствах).

7. Организационный план, в котором  уточняется организационно-правовая  форма предприятия, определяется  организационная структура, методы  и формы управления, функциональные  подразделения. Проектирование организационной  структуры осуществляется с учетом  решаемых задач, норм управляемости  и других факторов (за основу  при создании нового предприятия  обычно принимается аналогичное  предприятие, которое успешно  работает на данном рынке).

8. План по труду и заработной  плате, в котором обосновывается  штатное расписание на основе  производственной программы и  организационной структуры, определяется  система мотивации и оплаты  труда, рассчитывается фонд оплаты  труда и отчисления на оплату  труда (в Пенсионный фонд, Фонд  социального страхования, Фонд  обязательного медицинского страхования), квалификационные характеристики  работников, возможные источники  набора кадров и их переподготовки, определяется окончательная сумма  расходов на содержание трудовых  ресурсов (фонд оплаты труда плюс  обязательные отчисления во внебюджетные  фонды, плюс расходы на подготовку  и переподготовку кадров).

9. Финансовый план, где определяются  текущие доходы и расходы по  статьям и видам деятельности, получаемые от хозяйственной  деятельности, прибыль (балансовая, чистая), рентабельность первоначальных  и текущих затрат; порог рентабельности, запас финансовой прочности, стоимость  основных, оборотных средств, их  оптимальное соотношение.

10. Риски, где даются их характеристика  и возможные способы снижения, стоимость снижения рисков или  возможные потери от наступления  рисков.

11. Эффективность инвестиционного  проекта, где уточняются необходимый  полный объем инвестиций и  источники их получения, срок  окупаемости проекта, рентабельность  инвестиций, таблица погашения кредита  (если таковой необходим) с  учетом возмещения процентов  по кредитам, рентабельность продаж  и другие показатели, характеризующие  инвестиционную привлекательность  проекта. Необходимая сумма кредитов  с учетом их стоимости и  условий их погашения должна  иметь расчет с обоснованием  возвратности и эффективности  привлечения кредитов.

Завершается бизнес-план приложениями, где дается развернутая таблица  по календарю платежей и другие расчетные  таблицы, более детально раскрывающие деятельность предприятия в будущем.

19. Этапы и последовательность  разработки бизнес-плана. 

Основные  этапы по подготовке бизнес-плана  включают:

1) принятие решения о  разработке бизнес-плана, его  масштабности, ресурсоемкости и  временного горизонта.

2) определение финансового  обеспечения при разработке бизнес-плана.

3)создание группы по  разработке бизнес-плана.

4) определение цели бизнес-плана.

5) определение источников  нужной информации и ее сбор.

6)выбор методики расчета  количественных и качественных  показателей.

7) установление структуры  бизнес-плана

8) проведение технико-экономических  расчетов и исследований.

9) утверждение рабочего  варианта бизнес-плана

10) экспертиза бизнес-плана

11) определение возможности  реализации бизнес-плана своими  силами и определение необходимости  привлечения внешних инвесторов.

12) проведение переговоров  с потенциальными партнерами  по реализации бизнес-плана

13) внесение коррективов в бизнес-план с учетом предложений партнеров;

14) согласование интересов участников и их вклада в реализацию бизнес-плана и оформление договорных отношений

15) организация реализации  бизнес-плана.

 

20. План по коммерческой  деятельности, его назначение и  порядок обоснования. 

Коммерческая деятельность рассматривается в данном учебнике как процесс купли-продажи товаров  и услуг, т. е. как первая стадия в  производственном процессе: покупка  сырьевых и других материальных ресурсов (включая тепло- и электроэнергию) и завершающая - по продаже готовой  продукции и услуг.

Планирование коммерческой деятельности - это процесс выработки стратегических и тактических решений относительно операций предприятия по купле-продаже товаров и услуг согласно знаниям о передовых методах и формах продвижения товаров, стимулирования продаж и сбытовой деятельности; конъюнктуре рынка, тенденциях развития внешней среды и силе конкуренции на рынке; конкурентных преимуществах продукции и ее доступности для потребителя.

Планирование коммерческой деятельности включает следующие процедуры:

  • анализ коммерческой деятельности (ее эффективности) с учетом конкурентоспособности продукции и услуг предприятия;
  • оценку конъюнктуры рынка, на котором работает предприятие (существующей и на перспективу);
  • формулировку целей и задач развития коммерческой деятельности на перспективу;
  • определение возможных проблем эффективного осуществления коммерческих операций в перспективе и выделение приоритетных мероприятий по их решению;
  • обоснование прогноза развития коммерческой деятельности с детальной проработкой задач текущего развития;
  • выделение факторов, влияющих на объем продаж товаров и услуг в краткосрочной перспективе;
  • формирование и утверждение плана развития коммерческой деятельности предприятия и включение его в сводный план развития предприятия на перспективу с выделением ближайшего периода;
  • оценку эффективности намеченных мероприятий по реализации продукции и услуг, корректировку (при необходимости) плановых мероприятий и заданий, их оптимизацию.
  • Коммерческая деятельность включает:
  • закупку сырья, материалов, товаров, услуг для производственных и непроизводственных нужд;
  • организацию реализации произведенной продукции и услуг по различным каналам сбыта;
  • заключение договорных отношений и выстраивание логических связей с поставщиками и покупателями.

21. Прогнозирование  рисков и потерь от их наступления. 

При прогнозировании рисков и возможных  потерь от их наступления целесообразно  разбить их на группы с учетом возможности  и условий их учета в плановых расчетах:

1-я группа - простые риски, напрямую  влияющие на результаты хозяйственно-финансовой  деятельности предприятий и считающиеся  приоритетными в формировании  условий и резервов по их  снижению или предотвращению (коммерческие, риски внутреннего потенциала);

2-я группа - риски нестабильности  внешней среды (политические, экономические  и др.), косвенно влияют на результаты  хозяйственно-финансовой деятельности  предприятий;

3-я группа - инновационные риски,  связываются с венчурным (рисковым) предпринимательством, имеют высокую  вероятность наступления (до 50%) и  высокий уровень потерь от  их наступления (до 100%), что предполагает  выделение этих рисков в отдельный  блок с соответствующим сопровождением  и мероприятиями по страхованию  этих рисков.

В плановых расчетах предприятий для  текущего и среднесрочного планирования учитываются в основном простые  риски (1-я группа) по видам рисков и потерям. Риски 2-й группы прогнозируются в целом как возможное снижение результатов деятельности. Особо  следует обратить внимание на риски  финансовой и экономической нестабильности национального и международного масштаба. Эти риски платежеспособности и ликвидности, которые напрямую влияют на надежность и устойчивость национальных предприятий. Оценка влияния  этих рисков сопряжена с анализом и планированием финансовых показателей  и условий их обеспечения. Поэтому  при финансовом планировании деятельности предприятия на этот аспект обращается особое внимание, и формируются доходы, обеспечивающие критериальные значения показателей платежеспособности, ликвидности и других с учетом неблагоприятных ситуаций, возникающих из-за финансово-экономического кризиса.

Риски инновационного характера (3-я  группа) применения новых технологий, производства новых товаров и  услуг следует оценивать, прогнозировать и сопровождать отдельно с учетом высокой степени неопределенности результатов и возможных потерь. Эти риски обычно учитываются  в бизнес-планах инновационных проектов, где они описываются, определяется возможность их наступления и  формируются меры по их предотвращению. Инвестиционные ресурсы для этих проектов формируются с учетом страхования  и предотвращения этих рисков (венчурные  фонды).

Для планирования текущей деятельности предприятий прогнозируются простые  риски, которые напрямую влияют на те или иные показатели деятельности этих предприятий.

Информация о работе Планирование на предприятии