Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:39, шпаргалка

Краткое описание

Планирование – это процесс разработки плана, взаимоувязки и оптимизация его показателей по формированию условий надёжного и устойчивого развития предприятия.
План – это модель будущего развития и состояния предприятия, описанная количественными и качественными параметрами его деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

planirovanie_otvety_k_ekzamenu.docx

— 257.40 Кб (Скачать файл)

26. Организация  процесса разработки планов на  предприятии. 

Организация планирования на предприятии  может быть построена на принципах  централизации или децентрализации  плановых расчетов и их объединения (интеграции) в единый план. При этом отдельные виды планов (бизнес-план) целесообразно разрабатывать из центра (например, отдела планирования) с подключением соответствующих  отделов для детализации разделов. Другие виды планов можно разрабатывать  с учетом децентрализации, что определяется задачами, решаемыми предприятием.

В общем виде в каждой компании есть центральный отдел планирования или любой функциональный отдел  с функциями планирования, на который  возлагаются или задачи консультационного  характера (методическое обеспечение  процесса планирования по разделам, структурным  подразделениям) или директивные  полномочия. Этот отдел может выполнять  следующие функции:

а) формальные:

- распределение обязанностей между  отделами, сотрудниками по планированию  и контролю за ходом выполнения  планов;

- составление графика разработки  планов, их согласование;

- установление формальных требований  к планово-контрольной документации;

б) содержательные:

- информационно-аналитическая поддержка  процесса разработки планов, их  реализации и контроля;

- координация составления разделов  планов, разработка сводного плана  и система корректировки планов  с учетом внутренних и внешних  изменений;

в) организационные:

- порядок и последовательность  разработки того или иного  плана;

- выбор приоритетной методики  обоснования плановых показателей,  форм представления планов и  обеспечение доведения требований  по планированию как до разработчиков  планов, так и до исполнителей;

- разработка системы сбора и  обработки информации (отчетной, прогнозной; внутренней, внешней; оперативной  или статистической);

- выделение основных разработчиков  планов, обозначение их соподчиненности  и документооборота между ними;

- определение последовательности  и логики разработки планов  и обоснования плановых показателей,  доведения их до исполнителей;

- определение форм и порядка  отчетности по выполнению плановых  заданий, система контроля и  ответственности за выполнение  планов.

Каждый вид работ по составлению, согласованию и утверждению планов целесообразно зарегламентировать. Этот регламент необходимо утвердить на уровне руководства предприятия, что позволит осуществлять эти работы целенаправленно и эффективно.

27. План производства  продукции и услуг, его обоснование  и ресурсное обеспечение. 

План производства продукции  и услуг который обосновывается по номенклатуре производимой (плановой) продукции и услуг в натуральных  показателях (при необходимости  определяется и сумма которая  отражает полную себестоимость реализации объема товаров и услуг) На основе производственной программы определяется потребность в сырье и материалах для производственных нужд.

Плановый объем реализации и производственная программа служат базой для определения:

- плана выловых доходов т.е. добавленной стоимости, как результат производства и реализации продукции и услуг (этот план затем уточняется с учетом оптимизации структуры цены реализации и цены покупки сырья, а также ассортимента и объема реализации)

- плана по закупке сырья  и материалов в целом и по  видам, что служит последующим  обоснованием для заключения  договоров с поставщиками на  поставку сырья и материалов. Потребность в закупке сырья  рассчитывается на основе продуктовго баланса след вида

П=Р+3к-Зн+Вп где П - необходимый  объем закупки сырья по номенклатуре

Р - количество расходуемого сырья для производственных нужд

Зк - запасы (норматив) сырья на конец периода

Зн - фактические запасы сырья на начало периода

Вп - прочее выбытие сырья

 

28. Методика планирования  затрат на предприятиях сферы услуг.

При обосновании затрат необходимо учитывать основные принципы:

- всякие траты должны быть  экономически оправданны, т. е.  приносить доход, превосходящий  эти траты;

- оптимизация затрат предполагает  поиск такого их минимально  допустимого объема, который бы  приносил максимально возможный  доход;

- условно-постоянные затраты планируются  и оптимизируются по сумме,  и они обеспечивают базисные  условия функционирования предприятия,  поэтому их размер зависит  от типа и класса предприятия,  вида предпринимательской деятельности, регионального месторасположения  предприятия, нормативных требований  к условиям деятельности;

- условно-переменные затраты планируются  и оптимизируются по уровню (отношение  суммы условно-переменных затрат  к выручке или объему производства), что предполагает обоснование  наиболее эффективной доли затрат  в выручке (объеме производства);

- соотношение условно-постоянных  и условно-переменных затрат влияет  на "производственный рычаг", который  характеризует изменение прибыли  предприятия при изменении выручки  на 1% (чем выше доля постоянных  затрат в общих затратах, тем  больше "производственный рычаг"). Таким образом, производственный  рычаг - это, с одной стороны,  характеристика возможных темпов  роста прибыли, с другой - характеристика  рисков потери этой прибыли.

Для предприятий сферы услуг  оптимальное соотношение условно-постоянных и условно-переменных затрат (без  учета стоимости сырья для  переработки) - 2 : 1, т. е. доля условно-постоянных затрат должна составлять 65-68%, а условно-переменных - 32-35%. 

план по затратам разрабатывается  в основном на год с разбивкой  по кварталам и месяцам. При достаточно стабильных условиях осуществления  хозяйственных операций период планирования затрат может быть увеличен до трех лет.

Планирование затрат, калькулирование и контроль себестоимости целесообразно организовывать по следующим направлениям:

- согласованность и единообразие  отнесения затрат на тот или  иной вид продукции или услуги, а также по подразделениям  при планировании, учете и контроле;

- отнесение затрат на себестоимость  продукции и услуг по мере  их производства и реализации;

- определение состава затрат  прямым и косвенным методами  по единому алгоритму расчетов;

- включение системы управления  себестоимостью (затратами) по подразделениям  в управленческий цикл бюджетирования  по структурам и видам деятельности.

С учетом этих правил, а также опыта  проведения плановых расчетов затрат в предприятиях можно выделить несколько  этапов их обоснования.

1-й этап - аналитический. На этом этапе в составе фактических затрат за отчетный год выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты (издержки). Вначале выделяются базовые постоянные затраты: амортизационные отчисления, расходы на отопление, арендные платежи, которые не зависят от объема деятельности предприятия. Но в составе затрат основная доля - это смешанные затраты, которые в определенный мере реагируют на объем. Эти смешанные затраты необходимо разделить на постоянную и переменную составляющие.

2-й этап. Собственно планирование и обоснование затрат по статьям и в целом по предприятию. Это важный этап не только в определении затрат, но и в реализации идей и направлений развития предприятия.

Планирование затрат целесообразно  начинать с определения условно-постоянных затрат. Они планируются в сумме  и в основном на основе технико-экономических  расчетов. Эти затраты базисные, обеспечивающие условие функционирования предприятия. Первоначальные расчеты  условно-постоянных затрат (например, расходы на аренду) корректируются с учетом коэффициента инфляции (если есть данные об изменении ставки арендной платы на следующий год, в расчет принимается обновленная ставка). Расчеты проводятся по каждой статье условно-постоянных затрат отдельно с  расчетами сумм, а затем уровня затрат по отношению к объему выручки  или получаемым валовым доходом. Таким образом, планирование условно-постоянных затрат осуществляется на начальном  этапе их обоснования с учетом опыта прошлых лет, изменения  ставок договорных отношений на услуги сторонних организаций, уровня инфляции, проводимой политики по оптимизации  расходов. По этим статьям расходов планирование и оптимизация осуществляются по сумме. К таким статьям относятся: арендная плата, амортизационные отчисления, расходы на содержание помещений, включая  отопление и освещение. Обоснование  этих затрат завершается аналитической  запиской, в которой дается результат  расчета и предложение по оптимизации  этих затрат, снижению их уровня.

3-й этап. Сравнение расчетных и плановых затрат и издержек с допустимо возможными. Этот этап очень важен, так как помимо сравнения на этом этапе осуществляется поиск путей наиболее эффективного использования ресурсов и относительной экономии затрат. 

4-й этап. Разработка мероприятий по управлению затратами с учетом их оптимизации и экономической выгодности, а также формирование плановых затрат на уровне не выше предельно допустимых. Общий объем затрат будет равен

где Зо - общий объем плановых затрат (руб.);

Ип - плановый объем издержек без стоимости сырья (руб.);

Вз - внереализованные расходы (руб.);

Зс - затраты на покупку сырья и материалов для производства продукции и услуг (руб.) (рассчитываются с учетом объема производства на основе производственной программы);

Зп - прочие расходы и затраты, не включаемые в себестоимость продукции и услуг (руб.) (определяются на основе опыта прошлых лет и мероприятий по оптимизации).

5-й этап. Определение относительных показателей затрат и издержек на единицу продукции и услуг, объем реализации. Необходимо обеспечить относительное сокращение издержек (уровня затрат по отношению к объему производства и реализации), но с учетом обеспечения необходимого качества продукции (услуг) и конкурентоспособности предприятия. Для этого разрабатываются мероприятия по оптимизации затрат, включая формирование системы мотивации и стимулирования труда, обеспечивающих сокращение нерациональных затрат, применение современных технологий, организации производства, обслуживания, управления и т. д.

29. Финансовое  планирование на предприятиях  сферы услуг, принципы,  задачи, структура планов.

Финансовое планирование - это система  действий по составлению комплекса  планов, обеспечивающих оптимизацию  управления финансовыми ресурсами  в перспективе, их формирование и  использование.

Финансовые ресурсы предприятий - это совокупность денежных средств, остающихся (находящихся) в распоряжении предприятия в результате распределения  и перераспределения доходов  и прибыли.

Финансы - это тот ресурс, который  является базовым условием развития и функционирования предприятия. Поэтому  от уровня его обоснования зависит  жизнеспособность предприятия, устойчивость и надежность его развития.

В финансовом планировании обеспечивается взаимоувязка и аккумулирование всех планов предприятия: плана маркетинга, планов коммерческой деятельности, плана по труду и заработной плате, планов по затратам и себестоимости и др. 

Финансовое планирование решает следующие  задачи:

- обоснование необходимого объема  реализации продукции и услуг  для обеспечения достижения поставленных  целей;

- достижение такого валового  дохода (валовой прибыли), который  обеспечивает расширенное воспроизводство;

- оптимизацию затрат на производство  и реализацию товаров и услуг;

- расчет и оптимизацию прибыли  по ее видам и составляющим;

- определение наиболее рационального  распределения и использования  прибыли: формирование фондов: резервного, накопления, социального развития, а также выплаты дивидендов;

- оптимизацию налоговых выплат.

Подсистемы финансового  планирования

Виды разрабатываемых  финансовых планов

Перспективное (стратегическое) финансовое планирование

Прогноз баланса доходов и расходов; Прогноз прибыльности.

План  по источникам и использованию инвестиций.

Прогноз движения денежных средств (если реализуются  инвестиционные проекты).

Прогноз объема деятельности

Текущее финансовое планирование

План объема деятельности.

План  доходов и расходов по видам операционной деятельности.

План  поступления и расходования денежных средств (баланс наличности).

Плановый  баланс.

План  по источникам и использованию инвестиций.

План  по источникам и использованию финансовых ресурсов (сводный финансовый план)

Оперативное финансовое планирование

Платежный календарь.

Кассовый  план.

План  выручки (оборота, доходов).

Производственная  программа.

План  по затратам (видам, статьям)

Информация о работе Планирование на предприятии