Понятие и содержание оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель выполнения данной дипломной работы является предложение мероприятий по совершенствованию управления оборотными активами на примере ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод».
Для реализации поставленной цели определены и решены следующие задачи:
-теоретически обосновать методы управления оборотными активами;
-произвести анализ эффективности управления оборотными активами на предприятии;
-разработать мероприятия по совершенствованию управления оборотными активами рекомендации.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 631.50 Кб (Скачать файл)

В финансовом менеджменте формула 11 носит название формула Дюпона, в которой отношение чистой прибыли к объему продаж называется коммерческой маржей (КМ), а отношение объема продаж к активам – коэффициент трансформации (КТ), который показывает, сколько раз за период оборачивается каждый рубль активов. В нашем примере:

2005 год: -0,94*0,29=-27,35%

2006 год: -1,29*0,02=-2,94%

2007 год: -9,62*0,01=-12,70%

Используя формулу 11 на практике ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» может регулировать уровень рентабельности активов, изменяя ее составляющие – коммерческую маржу и коэффициент трансформации. На величину коммерческой маржи влияют такие факторы, как  ценовая политика, объем и структура затрат. На коэффициент трансформации – отрасль и экономическая стратегия предприятия. На практике невозможно обеспечить одновременный рост КМ и КТ, так как показатель оборота присутствует одновременно в знаменателе одного сомножителя и в числителе другого. По этому, важно решить вопрос, какой из показателей оказывает более сильное воздействие на изменение рентабельности активов. В зависимости от уровня показателей КМ и КТ можно  выделить четыре варианта их комбинации (рисунок 4).

Рис. 4. Рентабельность активов как произведение коммерческой маржи и коэффициента трансформации


 

Идеальная позиция тяготеет к варианту III, но на практике этот вариант очень трудно осуществить. Как правило, варианты  I  и  II наиболее возможны. Вариант IV не желателен для предприятия, так как может привести к снижению рентабельности активов. Таким образом, в ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» два пути либо увеличить рентабельность продаж, посредством повышения цен на реализуемую продукцию, либо повысить скорость оборачиваемости оборотных активов, посредством ускорения темпов оплаты дебиторской задолженности, снижения материально-производственных запасов (при условии четкого контроля за уровнем запасов).

Совершенствование управления оборотными активами должно исходить из типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. С учетом результатов анализа оборотных активов определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного цикла. При этом сокращение продолжительности цикла не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.

В современных условиях огромное негативное влияние на изменение эффективности управления оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:

– большая конкуренция на рынке предоставляемых услуг низкий уровень платежеспособности клиентов и потребителей из-за затруднений в реализации их продукции, работ;

  • нарушение договорной и платежно-расчетной дисциплины;
  • высокий уровень налогового бремени;
  • снижение доступа к кредитам из-за высоких банковских процентов.

Значительные резервы повышения эффективности и использования оборотных средств находятся непосредственно в самом предприятии. Для сокращения операционного цикла оборотного капитала в ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» необходимо:

  • уменьшение продолжительности оборота запасов;
  • уменьшение периода оборота сырья и материалов;
  • уменьшение периода оборота готовой продукции;
  • уменьшение продолжительности оборота средств в расчетах;
  • рациональная         организация         производственных         запасов (ресурсосбережение, оптимальное нормирование);
  • эффективная организация обращения (совершенствование системы расчетов, рациональная организация сбыта, приближение потребителей продукции с ее изготовителем, систематический контроль за оборачиваемостью средств в расчетах).
  • эффективное управление дебиторской задолженностью.
  • эффективность деятельности во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах.

Управление оборотными активами играет большую роль в обеспечении нормальной работы ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» в повышении уровня рентабельности производства и, как было выявлено, зависит от множества факторов.

 

 

3.2.  Повышение эффективности  использования оборотных средств предприятия

ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод»  в первую очередь должно заботиться о получении прибыли, так как прибыль является важным показателем положения фирмы на рынке. Величина прибыли зависит от эффективного использования оборотных средств (их оборачиваемости).

Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить  значительные суммы, и таким образом,  увеличить  объем  производства  без  дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в  соответствии с потребностями ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод».

В сложившихся условиях, ключевым компонентом в структуре оборотного капитала представляется дебиторская задолженность, оптимизация которой позволит повысить эффективность управления оборотным капиталом в целом.

Для этого, необходимо  решить следующие задачи:

1. Провести анализ структуры  дебиторской задолженности по  срокам ее погашения, что позволяет предупредить появление сомнительной дебиторской задолженности. Без анализа структуры дебиторской задолженности по срокам погашения нельзя однозначно трактовать увеличение дебиторской задолженности как «полезное» для организации явление, так как возможно ее рост продиктован увеличением случаев неплатежей, или несвоевременных платежей со стороны покупателей.

Анализ дебиторской задолженности начинается с оценки её состояния и динамики оборачиваемости, поскольку любое замедление в оплате ведёт к увеличению затрат, связанных с задолженностью. Задержки в оплате также могут служить сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности. Методика, основанная на сопоставлении доли клиента в дебиторской задолженности с его долей в товарообороте организации позволяет отследить качественные изменения в дебиторской задолженности и оценить происходящую динамику. То есть, предоставление клиенту товарного кредита эффективно тогда, когда вклад клиента в товарооборот превышает его вклад в формирование дебиторской задолженности. В качестве анализируемого периода принимается месяц или квартал.

Рассмотрим этапы применения данной методики:

    • определяется  оборачиваемость дебиторской задолженности как в целом по организации (средняя величина), так и по каждому её клиенту;
    • подсчитывается доля каждого клиента в дебиторской задолженности и в товарообороте организации.

Далее все клиенты, в зависимости от значения показателя оборачиваемости, разбиваются на четыре группы:

  • оборачиваемость равна нулю;
  • оборачиваемость от нуля до значения ниже среднего по организации;
  • оборачиваемость выше среднего по организации;
  • нет дебиторской задолженности.

Затем – собственно сам анализ. В зависимости от задачи, поставленной руководством организации, производится группировка полученных результатов:

  • по отделам;
  • менеджерам;

– клиентам.

2.Уменьшение периода оборачиваемости  дебиторской задолженности, является  следующей задачей, которая позволит  повысить оборачиваемость и рентабельность  текущих активов, уменьшить период  финансового цикла, с последующим высвобождением из него собственных оборотных средств. Рассмотрим пути уменьшения периода оборачиваемости дебиторской задолженности[46, С. 15].

ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» стремится осуществлять продажу своей продукции на условиях немедленной оплаты, но под влиянием конкуренции продавцам часто приходится соглашаться на отсрочку платежей. Возникающая при этом дебиторская задолженность может привести как к дефициту оборотных средств, так и служить действенным инструментом увеличения товарооборота продавца. Поэтому особенное значение приобретают методики анализа данного актива компании и разработанные на этой основе приёмы, позволяющие эффективно управлять дебиторской задолженностью.

Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с формирования кредитной политики ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод». Её существенными показателями являются:

  • определение условий предоставления товарного кредита;
  • расчёт максимального срока предоставления товарного кредита;
  • составление «матрицы скидок» - таблицы, содержащей варианты скидок за отгружаемый товар (оказываемые услуги) в зависимости от сроков его оплаты. То есть, в качестве цены, указываемой в прейскуранте, принимается цена товара, предоставленного в кредит на максимально установленный срок;

Ниже приводятся порядок обоснования указанных показателей.

    1. Представляется целесообразным клиентам, не имеющим кредитной истории, не выдавать товарный кредит в течение двух месяцев с момента начала продаж – отгрузка товара только на условиях немедленной оплаты. Товарный кредит следует выдавать, начиная с третьего месяца отгрузок в объёме среднемесячного товарооборота за прошедшие месяцы. Принятие решения о предоставлении клиенту товарного кредита должно сопровождаться мерами по страхованию риска неоплаты. Одной из доступных и действенных мер является взимание с клиента аванса в размере фиксированного процента от объёма отгрузки. Приобретая товар пусть даже и с небольшой затратой денег, клиенты более ответственно относятся к своей деятельности, желая скорее вернуть средства, что благотворно сказывается как на обороте, так и на качестве дебиторской задолженности. Оставшаяся часть оформляется товарным кредитом с учётом скидки.

Для расчёта фиксированного размера аванса можно использовать бухгалтерские данные за прошлый период. Для исключения влияния сезонных факторов, в качестве такого периода лучше выбрать один год. Тогда размер аванса рассчитывается по формуле:

Величина поступившей от клиента предоплаты х 100%                (12)

                         Годовой товарооборот

    1. Автор предлагаемой методики указывает, что фиксированный размер аванса целесообразно установить на уровне в 25 % от объёма отгрузки. Разность между предлагаемым значением и полученным расчётным путём свидетельствует о степени мягкости существующей кредитной политики организации.

Поскольку у ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» существуют обязательства перед поставщиками товаров и услуг, ограниченные конкретными временными рамками, то срок предоставления товаров в кредит покупателям не может превышать планового периода оборачиваемости кредиторской задолженности. Однако расчётное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности необходимо уменьшить скорректировать на срок нахождения денег в пути (3-4 дня). Скорректированное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности сравнивается со сложившимися периодами предоставления товарного кредита.

Также ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» необходимо преобразовать дебиторскую задолженность с помощью современной формы рефинансирования текущей дебиторской задолженности – факторинга. Данное преобразование позволит ускорить перевод дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод»: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги[11, с.385].

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод»как организации – продавца права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — «фактор компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» должно будет предоставить банку (фактор-компании) определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Кроме того, при проведении такой операции банк (фактор-компания) в срок до трех дней осуществит кредитование ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10-30% суммы долга временно  будут депонированы банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга будет возвращена ОАО ««Татспиртпром» филиал Первомайский спиртзавод» после полного погашения суммы долга покупателем).

Информация о работе Понятие и содержание оборотных средств предприятия