Разработка годового плана экономического развития предприятия на примере ЗАО Первый кондитерский комбинат «АНИТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить выработку кондитерских изделий на текущий проектируемый год, рассчитать потребность в ресурсах, разработать организационно-технические мероприятия по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы, обосновать и рассчитать плановые показатели.

Содержание

Введение 5
1. Методологические основы планирования в рыночной экономике 7
1.1 Роль и место планирования в управлении предприятием 7
1.2 Формы и виды планирования. Факторы, влияющие на их выбор 15
1.3 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации 21
2 Разработка основных разделов плана экономического развития на 2012г. 25
2.1 Краткая характеристика предприятия и исходные данные для разработки плана экономического и социального развития предприятия 25
2.2 Планирование технического и организационного развития ЗАО «Первый кондитерский комбинат «АНИТ» 33
2.3 Планирование производственной программы предприятия 3
2.4Планирование материально-технического обеспечения 42
2.5 Разработка плана по труду и заработной плате 44
2.6 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 47
3 Основные показатели деятельности предприятия на 2012 год 55
Заключение 58
Список использованных источников 59

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая планирование.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

 


Рисунок 3 - Связь планирования с другими функциями управления

 

Функции планирования служат основой для принятия управленческих решений и представляют собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а так же поиск решении, которые обеспечивают развитие производства и его частей в оптимальном режиме.

Планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций:

инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально - экономической среде;

координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

документирование - представление действий в документальной Фоме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При разработки планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Первые четыре основных принципа планирования ( непрерывность, единство, гибкость и точность) сформулировал А. Файоль, а принцип участия обосновал А. Ансофф. Однако в теории и практике планирования учитывают до 16 - 17 принципов ( таблица 1).

 

Таблица 1 - Основные принципы внутрифирменного планирования

Принципы планирования

Содержание

1

2

Необходимость

Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что он хочет и может.

Непрерывность

Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточнятся в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: введения плановых резервов по основным показателям; применения эвентуального ( на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;

Единство и полнота (системность)

Системность достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. 2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц и сфер деятельности ( производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально - экономического развития. 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

Точность и детализация

Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне - и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

Экономичность

Расходы на планирование должны соизмерятся с полученными от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

Оптимальность

На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решения. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

Связь уровней управления

Достигается четырьмя способами: детализация планов сверху - вниз; укрупнением планов снизу - вверх; частичным делегированием полномочий; корректировкой планов.

Участие

Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения; Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

Холизм (сочетание координации и интеграции)

Чем структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не ожжет быть эффективным без взаимно увязки планов на всех уровнях.

Ранжирование объектов планирования

Осуществляется путем рационального распределения ресурсов: При одинаковой конкурентоспособности товаров - в первую очередь на те из них, которые дают наибольший объем продаж. В наиболее доходные товары ( отрасли).

Адекватность

Соответствие плановых показателей реальной обстановки достигается: Увеличением числа учитываемых факторов. Повышением точности прогнозирования и самооценки в процессе планирования.

Достаточно точным моделированием реальных процессов.

Продолжение таблицы 2.1

1

2

Согласованность с внешней средой

Достигается с помощью: Анализа динамики факторов внешней среды предприятия. Выявления степени влияния внешних факторов на плановые показатели.

Социальная ориентация

Предусматривает: Обеспечение требования экономичности, безопасности и энергономичности выпускаемой продукции. Социальное развитие коллектива, повышение доходов персонала предприятия.


 

Принцип необходимости планирования состоит в том, что применение планирования в предпринимательской деятельности позволяет успешно реализовывать ряд важнейших преимуществ[1]:

подготовится к использованию возможных в будущем благоприятных условий или преодолению возникающих препятствий;

увеличить информативные возможности фирмы;

улучшить координацию действий персонала и структурных подразделений предприятия;

более рационально распределить дефицитные ресурсы;

организовывать четкий контроль работы фирмы;

обосновать желаемые результаты и обеспечить их достижение.

Принцип единства выражается в системном характере планирования на предприятии, представляющего собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Взаимосвязи между подразделениями предприятия осуществляются на основе координации по горизонтали, т.е. на уровне функциональных и структурных хозяйственных единиц, а единое направление плановой деятельности.

Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что:

деятельность ни одной части организации нельзя эффективно планировать без взаимной связи с плановой деятельностью других единиц данного уровня;

всякие изменения в планах одного из взаимосвязанных подразделений должны одновременно учитываться в соответствующей мере в планах других подразделений.

Принцип участия тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции.

Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплексности и др.

В технологическом отношении планирование как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:

определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;

анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;

поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;

определение - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;

оформление - плана в виде единого документа.

Создание системы планирования на предприятие требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирования как сферы непроизводственных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой трактовке получается, что планирование повышает производительность труда, а само оно основано на непроизводственном труде. Отсюда крайние выводы о необходимости любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее время.

 

 

 

 

 

1.2 Формы и виды планирования. Факторы, влияющие на их выбор

 

Как было отмечено ранее, планирование является важнейшей функцией управления, которая так же как и управление видоизменяется в процессе развития экономики.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что - сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.

По содержанию и Фоме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индуктивное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решения, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного планирования, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнителя характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы - это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально - экономической политики, и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п.

Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязанными между собой [3].

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно - технологическое развитие.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

На макроэкономическом уровне предметом прогноза могут быть: валовой внутренний и валовой национальный продукт; трудовые ресурсы; производительность труда; производственные фонды; капитальные затраты; текущее потребление населения; финансовые потоки и др.

На микроуровне, т.е. в хозяйствующих субъектах, могут при составлении стратегических и технико - экономических планов прогнозироваться: уровень цен; стоимость рабочей силы; объем продаж и доля рынка; прибыль и рентабельность; основные конкуренты; научно - технические исследования и разработки; требуемые капитальные вложения; риск и т.п.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют: стратегическое, тактическое, оперативно - календарное планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

Информация о работе Разработка годового плана экономического развития предприятия на примере ЗАО Первый кондитерский комбинат «АНИТ»