Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).
Введение
1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования
1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети
2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой сети
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
6
19
25
36
44
52
65
69
71
Анализ
материально-технической базы должен
строиться на комплексном изучении
всех основных показателей эффективности
использования основных
средств торговли.
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОАО МТК «ПОЛЕСЬЕ»
2.1
Экономическая характеристика
объемов деятельности
ОАО МТК «Полесье»
Описание торговой организации подробно представлено в Приложении А и Б.
Экономическая работа предполагает постоянное тщательное изучение и систематизацию социально-экономических показателей района деятельности кооперативной организации. Эти показатели широко используются в процессе управления, при анализе и планировании.
Основным
объемным показателем, характеризующим
хозяйственную деятельность торговой
организации является объем розничного
товарооборота. Именно от величины этого
показателя зависят конечные финансовые
результаты торговой деятельности.
Таблица 2.1.1
Годы | Розничный товарооборот, млн р. | Абсолютный прирост, млн р. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное значение 1% прироста, млн р. | |||
цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | |||
В действующих ценах | ||||||||
2007 | 20751 | * | * | * | * | * | * | * |
2008 | 26988 | 6237 | 6237 | 130,1 | 130,1 | 30,1 | 30,1 | 207,5 |
2009 | 34306 | 7318 | 13555 | 127,1 | 165,3 | 27,1 | 65,3 | 269,9 |
В сопоставимых ценах | ||||||||
2007 | 20751 | * | * | * | * | * | * | * |
2008 | 24988,9 | 4237,9 | 4237,9 | 120,4 | 120,4 | 20,4 | 20,4 | 207,5 |
2009 | 29966,8 | 4977,9 | 9215,8 | 119,9 | 144,4 | 19,9 | 44,4 | 249,9 |
Индекс цен | ||||||||
2008 к 2007 | 1,08 | |||||||
2009 к 2008 | 1,06 |
Изучая состояние развития розничного товарооборота ОАО МТК «Полесье» за 2004 – 2006 гг. (см. табл. 2.1.1) установлено, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом розничный товарооборот в действующих ценах возрос на 6237 млн р. или на 30,1%, а в 2009 году увеличение розничного товарооборота составило 27,1% или 7318 млн р. по сравнению с 2008 годом и 65,3% или 13555 млн р. по сравнению с 2007 годом. При этом абсолютное значение 1 % прироста в 2008 году по сравнению с 2007 годом составило 207,5 млн р., а по сравнению с 2008 годом абсолютное значение 1 % роста в 2009 году составило 269,9 млн р. Это означает, что каждый процент прироста розничного товарооборота принес дополнительно 269,9 млн р. товарооборота.
В сопоставимых ценах также наблюдается увеличение розничного товарооборота не только в 2008 году, но и в 2009 году. Так, если в 2008 году по сравнению с 2007 годом розничный оборот в сопоставимых ценах увеличился на 20,4 % или на 4237,9 млн р., то в 2009 году по сравнению с 2008 годом объем розничного товарооборота в ценах 2007 года увеличился на 19,9% или на 4977,9 млн р. В целом за 3 анализируемых года розничный товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 44,4% или на 9215,8 млн р. При этом каждый процент прироста приносил дополнительно 249,9 млн р. оборота. Рост товарооборота не только в действующих, но и в сопоставимых ценах с положительной стороны характеризует торговую деятельность райпо, т.к. происходило увеличение объемов реализации. Однако следует отметить, что темпы роста и прироста розничного товарооборота были более высокие в 2008 г. по сравнению с 2007 г., чем в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
ОАО МТК «Полесье» является одной из основных торгующих систем в Гомельском районе. Для того, чтобы оценить стратегическое положение торговой организации на рынке, необходимо рассчитать долю, которую занимает розничный товарооборот организации в общем объеме товарооборота всех организаций, торгующих в данном районе (см. табл. 2.1.2).
Таблица 2.1.2
Динамика показателей района деятельности ОАО МТК «Полесье»
за
2007-2009 гг.
Показатели | Годы | 2009
г. в
в % к | |||
2007 | 2008 | 2009 | |||
2007 г. | 2008 г. | ||||
1. Розничный товарооборот, млн р. | 20751 | 26988 | 34306 | 99,4 | 47,9 |
2. Численность обслуживаемого населения, чел. | 72000 | 71600 | 70800 | 128,7 | 59,0 |
3. Покупательные фонды населения, млн р. | 93245 | 119970 | 151560 | 128,7 | 126,3 |
4. Процент охвата покупательных фондов населения розничным товарооборотом, % | 22,25 | 22,50 | 22,64 | 0,2 | 0,14 |
5. Товарооборот на 1 жителя, тыс.р. | 288,21 | 376,93 | 1000,00 | 130,8 | 265,3 |
6. Розничный товарооборот района, млн р. | 49110 | 64658 | 81250 | 131,7 | 125,7 |
7. Удельный вес розничного товарооборота райпо во всем розничном товарообороте района, % | 42,25 | 41,74 | 42,22 | -0,51 | 0,48 |
Среднегодовой темп изменения розничного товарооборота за 2007 – 2008 гг. по ОАО МТК «Полесье» составил 128,6 %, т.е. в среднем за каждый гол розничный товарооборот возрастал на 28,6 %.
Тср
=
Основными показателями, характеризующими торговую деятельность, является степень охвата покупательных фондов населения розничным товарооборот и доля организации в товарообороте района деятельности.
Как видим из данных, приведенных в таблице, процент охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения в сравнении с размером 2008 года увеличился на 0,14% п., а в сравнении с 2007 годом он возрос на 0,2%. Наблюдается в 2009 году снижение доли рынка в сравнении с величиной 2007 года на ,051 %, а в сравнении с 2008 годом доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией, возросла на 0,48 % п. Такое положение дел с положительной стороны характеризует деятельность организации.
Одним из основных показателей, характеризующим социальную эффективность торговой деятельности ОАО МТК «Полесье», является размер среднедушевого товарооборота. По ОАО МТК «Полесье» данный показатель увеличивается не только в сравнении с размером 2008 года в действующих ценах, но и в сопоставимых ценах, что объясняется ростом объема розничного товарооборота как в действующих, так и в сопоставимых ценах при одновременном снижении численности обслуживаемого населения.
Успешное развитие торговой организации во многом зависит от эффективности использования ресурсов данной организацией (см. табл. 2.1.3).
За последних 3 года численность торговых работников постоянно снижается, что вызвано, прежде всего, закрытием торговых точек. Так, за этот период численность торговых работников сократилась на 4 чел. и составила 372 чел. Фонд заработной платы торговых работников постоянно растет, что вызвано, прежде всего, ростом потребительских цен (рост составил 185,83 %).
Фонд
заработной платы торговых работников
состоит из двух частей – расходы, относимые
на расходы на реализацию и расходы, уплачиваемые
за счет прибыли.
Таблица 2.1.3
Показатели
оценки эффективности использования
трудовых ресурсов торговли ОАО МТК «Полесье»
за 2007-2009 гг.
Показатели | Годы | Темп
изменения, %
Отклонение (+, -) | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2009г. к 2007г. | 2009г. к 2008г. | 2008г. к 2007г. | |
1. Среднегодовая численность торговых работников, чел. | 376 | 372 | 372 | 98,94 | 100,00 | 98,94 |
2. Фонд заработной платы работников торговли, всего, млн р. | 1108,30 | 1631,60 | 2059,60 | 185,83 | 126,23 | 147,22 |
2.1. Расходы на оплату труда, относимые на расходы на реализацию: | ||||||
в сумме, млн р. | 985,00 | 1477,00 | 1955,00 | 198,48 | 132,36 | 149,95 |
в % к товарообороту | 4,75 | 5,47 | 5,70 | 0,95 | 0,23 | 0,73 |
2.2. Расходы на оплату труда, производимые из прибыли: | ||||||
в сумме, млн р. | 123,30 | 154,60 | 104,60 | 84,83 | 67,66 | 125,39 |
в % к товарообороту | 0,59 | 0,57 | 0,30 | -0,29 | -0,27 | -0,02 |
3. Розничный товарооборот, млн р. | 20751 | 26988 | 34306 | 165,32 | 127,12 | 130,06 |
4. Чистая продукция, млн р. | 1291,00 | 1683,00 | 2350,00 | 182,03 | 139,63 | 130,36 |
5. Прибыль от торговой деятельности, млн р. | 306,00 | 206,00 | 395,00 | 129,08 | 191,75 | 67,32 |
6. Среднегодовая стоимость основных средств, млн р. | 5731,5 | 5708,5 | 6669,0 | 116,36 | 116,83 | 99,60 |
7. Производительность труда, измеренная: | ||||||
товарооборотом, млн р. | 55,19 | 72,55 | 92,22 | 167,10 | 127,12 | 131,45 |
чистой продукцией, млн р. | 3,43 | 4,52 | 6,32 | 183,99 | 139,63 | 131,77 |
прибылью, млн.р | 0,81 | 0,55 | 1,06 | 130,47 | 191,75 | 68,04 |
8. Среднегодовая заработная плата, млн р. | 2,95 | 4,39 | 5,54 | 187,83 | 126,23 | 148,80 |
9. Доля расходов на оплату труда, относимых на расходы на реализацию в чистой продукции, % | 76,30 | 87,76 | 83,19 | 6,89 | -4,57 | 11,46 |
10. Фондовооруженность, млн р. | 15,24 | 15,35 | 17,93 | 117,61 | 116,83 | 100,67 |
11. Рентабельность фонда заработной платы, % | 27,61 | 12,63 | 19,18 | -8,43 | 6,55 | -14,98 |
Расходы на оплату труда, относимые на расходы на реализацию, по уровню постоянно растут, а относимые на прибыль – снижаются. Это вызвано снижением прибыли от торговой деятельности и неимением возможности осуществлять оплату труда торговых работников (в части премирования) за счет прибыли.
Показателями, характеризующими эффективность использования трудовых ресурсов, также являются показатели производительности труда, измеренные по различным категориям.
На протяжении трех последних анализируемых лет производительность труда торговых работников, измеренная по товарообороту и по чистой продукции, неукоснительно растет.
Также за этот период растет средняя заработная плата торговых работников.
Для
оценки эффективности использования
трудовых ресурсов применим индексный
метод:
IПТп
где IПТп – индекс производительности труда по прибыли от торговой деятельности;
IПТчп - индекс производительности труда по чистой продукции;
IПТт
-индекс производительности
IФв - индекс фондовооруженности;
I
СЗП – индекс средней
По
ОАО МТК «Полесье» данное неравенство
будет иметь следующий вид:
1,9175
Данное неравенство не соблюдается. Однако, средняя заработная плата росла в 2009 г. по сравнению с 2008 г. более медленными темпами, чем производительность труда по товарообороту, но более быстрыми темпами, чем фондовооруженность. Это свидетельствует об эффективном использовании средств на оплату труда.
В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки деятельности любой торговой организации, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, убытки, обобщающие результаты хозяйствования.
В
процессе анализа прибыли по ОАО
МТК «Полесье» в первую очередь проследим
за динамикой прибыли от торговой деятельности
(см. таблицу 2.1.4).
Таблица 2.1.4
Конечные
финансово-экономические
Показатели | Годы | 2009 год в % к | |||
2007 | 2008 | 2009 | |||
2007 г. | 2008 г. | ||||
1. Розничный товарооборот, млн р. | 20751 | 26988 | 34306 | 165,3 | 127,1 |
2. Доходы от реализации товаров: | |||||
- в сумме, млн р. | 3601 | 4672 | 5952 | 165,3 | 127,4 |
- в % к обороту | 17,35 | 17,31 | 17,35 | 0,00 | 0,04 |
3. Возмещения из бюджета | |||||
- в сумме, млн р. | 1 | 0 | 0 | 0,0 | |
- в % к обороту | 0,005 | 0,000 | 0,000 | -0,005 | -0,005 |
4. Расходы на реализацию товаров: | |||||
- в сумме, млн р. | 3296 | 4466 | 5557 | 168,6 | 124,4 |
- в % к обороту | 15,88 | 16,55 | 16,20 | 0,31 | -0,35 |
5. Прибыль от реализации товаров: | |||||
- в сумме, млн р. | 306 | 206 | 395 | 89,0 | 189,0 |
- в % к обороту | 1,47 | 0,76 | 1,15 | -0,32 | 0,39 |
6. Сальдо от внереализационных операций, млн р. | 45 | 180 | 139 | 308,9 | 77,2 |
7. Сальдо от операционных расходов и доходов, млн.р | 16 | 70 | 86 | 537,5 | 122,9 |
8. Прибыль отчетного периода: | |||||
- в сумме, млн р. | 335 | 316 | 448 | 113,0 | 132,0 |
- в % к обороту | 1,61 | 1,17 | 1,31 | -0,31 | 0,14 |