Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).
Введение
1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования
1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети
2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой сети
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
6
19
25
36
44
52
65
69
71
На протяжении 2007 - 2009 гг. от реализации товаров были получены прибыли. Однако как отрицательный момент можно отметить тот факт, что в 2008 году сумма полученной прибыли сократилась на 100 млн р. Это было вызвано ростом уровня расходов на 0,67 % к обороту (16,55 – 15,88) при одновременном незначительном сокращении уровня доходов (на 0,04 %). А получение положительного сальдо от внереализационных операций увеличило положительный результат от торговой деятельности до 316 млн р. При этом итоговая рентабельность составила 1,17 % к обороту.
В 2009 году наблюдалась аналогичная ситуация. Средний уровень доходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос на 0,04 % п., а в сравнении с 2007 годом данный показатель не изменился. За счет того, что в 2009 году ОАО МТК «Полесье» не уплачивало налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет доходов, это позволило увеличить прибыль от реализации товаров. За этот период происходило неукоснительное сокращение уровня расходов на реализацию товаров – в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,35% , а по сравнению с 2007 годом уровень расходов возрос на 0,31 % к обороту.
Таким образом, в 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль от реализации товаров увеличилась на 189 млн р., а по сравнению с 2007 годом возросла на 89 млн р., а рентабельность продаж уменьшилась на 0,32 % п. по сравнению с 2007 годом и увеличилась на 0,39% по сравнению с 2008 годом.
Однако в 2009 году по сравнению с 2008 годом сумма понесенных расходов по внереализационных операциям была значительно меньше суммы полученных внереализационных доходов, поэтому прибыль отчетного периода увеличилась на 132 млн р., а итоговая рентабельность возросла на 0,14 % к обороту.
Следующим этапом анализа прибыли является оценка различных показателей рентабельности по торговой деятельности организации (см. табл. 2.1.5).
Таблица 2.1.5
Показатели
рентабельности по ОАО МТК «Полесье» за
2007-2009 гг.
Показатели | Годы | 2009 год в % к | |||
2007 | 2008 | 2009 | |||
2007 г. | 2008 г. | ||||
1. Розничный товарооборот, млн р. | 20751 | 26988 | 34306 | 165,3 | 127,1 |
2. Прибыль от реализации, млн р. | 306 | 206 | 395 | 89,0 | 189,0 |
3. Экономические ресурсы, млн р. всего | 13639 | 15445 | 17121,5 | 125,5 | 110,9 |
В том числе | |||||
- среднегодовая стоимость основных средств, млн р. | 5731,5 | 5708,5 | 6669 | 116,4 | 116,8 |
- среднегодовая стоимость оборотных средств, млн р. | 6922,5 | 8259,5 | 8497,5 | 122,8 | 102,9 |
- расходы на оплату труда, относимые на расходы на реализацию, млн р. | 985 | 1477 | 1955 | 198,5 |
132,4 |
4. Расходы на реализацию товаров, млн р. | 3296 | 4466 | 5557 | 168,6 | 124,4 |
5. Прибыль в % к: | |||||
- товарообороту | 1,47 | 0,76 | 1,15 | -0,32 | 0,39 |
- среднегодовой стоимости основных средств | 5,34 | 3,61 | 5,92 | 0,58 | 2,31 |
- среднегодовой стоимости оборотных средств | 4,42 | 2,49 | 4,65 | 0,23 | 2,15 |
- расходам на оплату труда | 31,07 | 13,95 | 20,20 | -10,86 | 6,26 |
- функционирующему капиталу | 2,42 | 1,47 | 2,60 | 0,19 | 1,13 |
- экономическому потенциалу | 2,24 | 1,33 | 2,31 | 0,06 | 0,97 |
- расходам на реализацию | 9,28 | 4,61 | 7,11 | -2,18 | 2,50 |
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить тот факт, что ОАО МТК «Полесье» является одной из основных торгующих систем в Мозырском районе, которая обслуживает население численностью 21600 человек. Наиболее удачным для торговой деятельности ОАО МТК «Полесье» был 2009 год, т.к. в этом году была получена прибыль от реализации товаров по розничной торговле в размере 206 млн р. или 0,77 % к обороту, а прибыль отчетного периода составила 251 млн р. при итоговой рентабельности 0,93 % к обороту. Во многом результативность деятельности организации зависит от обеспеченности и эффективности использования розничной торговой сети.
В
следующих разделах курсовой работы
исследуем наличие и эффективность использования
торговой сети ОАО МТК «Полесье».
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой
сети
В условиях рыночной экономики для выполнения плана розничного товарооборота и улучшения финансовых показателей необходимо иметь определенную материально-техническую базу, способную обслужить покупателей на высоком уровне при снижении расходов покупателей и затрат сферы обслуживания. Поэтому работникам торговли надо знать состояние развития основных средств торговли и размер обеспеченности населения торговыми площадями, а для этого необходимо проводить глубокий экономический, системный анализ состояния их развития и использования.
Анализ материально-технической базы торговли следует начинать с изучения и оценки состояния ее развития за ряд лет, при этом следует раскрыть динамику развития общего количества торговых единиц, в том числе по их типам.
В 2009 году на балансе ОАО МТК «Полесье» числилось 146 объектов торговли, из которых 131 ед. или 89,73% составляли магазины, 14 ед или 9,59 % - это мелкорозничная сеть и 1 автомагазин, который составлял в общем количестве торговых объектов 0,68%.
При
этом по сравнению с 2007 годом общее
количество торговых объектов увеличилось
на 6 единиц, количество магазинов увеличилось
на 7 единиц, а доля, которые занимают магазины
в общей численности торговых объектов
увеличилась на три последних года на
1,15%, а доля мелкорозничной сети сократилась
на 1,84%.
Таблица 2.2.1
Наличие
розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
за 2007 – 2009 гг.
Торговые объекты | Годы | Отклонение по количеству | Отклонение по уд. весу, % | |||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2009 от 2008 | 2009 от 2007 | 2009 от 2008 | 2009 от 2007 | ||||
количество | уд.вес, % | количество | уд.вес, % | количество | уд.вес, % | |||||
Магазины | 124 | 88,57 | 131 | 88,51 | 131 | 89,73 | 0 | 7 | 1,21 | 1,15 |
Мелкорозничная сеть | 16 | 11,43 | 16 | 10,81 | 14 | 9,59 | -2 | -2 | -1,22 | -1,84 |
Развозная и разносная сеть | 0 | 0,00 | 1 | 0,68 | 1 | 0,68 | 0 | 1 | 0,01 | 0,68 |
Всего торговых объектов | 140 | 100,00 | 148 | 100,00 | 146 | 100,00 | -2 | 6 | 0,00 | 0,00 |
Далее необходимо оценить специализацию магазинов ОАО МТК «Полесье» (см. табл. 2.2.2).
Таблица 2.2.2
Наличие
магазинов по ОАО МТК «Полесье» за 2007
– 2009 гг.
Типы магазинов | Годы | Отклонение по количеству | Отклонение по уд. весу, % | |||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2009 от 2008 | 2009 от 2007 | 2009 от 2008 | 2009 от 2007 | ||||
количество | уд.вес, % | количество | уд.вес, % | количество | уд.вес, % | |||||
Магазины, всего | 124 | 100 | 131 | 100 | 131 | 100 | 0 | 7 | 0 | 0 |
в том числе | ||||||||||
- продовольственные | 24 | 19,35 | 27 | 20,61 | 27 | 20,61 | 0 | 3 | 0,00 | 1,26 |
- непродовольственные | 11 | 8,87 | 18 | 13,74 | 18 | 13,74 | 0 | 7 | 0,00 | 4,87 |
- смешанные | 89 | 71,77 | 86 | 65,65 | 86 | 65,65 | 0 | -3 | 0,00 | -6,13 |
В 2007 году на балансе ОАО МТК «Полесье» состояло 124 магазина, из которых 19,35 % или 24 ед. – это продовольственные магазины, 8,87 % или 11 ед. – это непродовольственные магазины. А наиболее значительный удельный вес в общем количестве магазинов занимают смешанные магазины – 71,77%. При этом на протяжении анализируемого периода доля смешанных магазинов из года в год снижается. Так, если в 2007 году доля данной категории магазинов была равна 71,77%, то в 2008 году она составляла 65,65%, а в 2009 году данный показатель не изменился.
При этом значительно увеличилась доля магазинов, специализируемых на продаже непродовольственных групп товаров – с 8,87% в 2007 году до 13,74% в 2009 году. А доля магазинов, занимающихся реализацией продовольственных товаров, возросла за три последних года на 1,26% и составила в 2009 году 20,61%.
На
рисунке представлена структура
магазинов ОАО МТК «Полесье» в 2009 году.
Рис.
2 Структура магазинов ОАО МТК «Полесье»
в 2009 году
Далее оценим размеры магазинов по их типам по ОАО МТК «Полесье» (см. табл. 2.2.3).
Средний размер магазинов ОАО МТК «Полесье» увеличился с 2007 года до 2009 года с 72,72 кв.м. до 74,1 кв.м., т.е. на 1,38 кв.м. или на 1,9 %.
При этом наблюдается увеличение среднего размера магазинов, торгующих продовольственными товарами, на 3,23 кв.м., т.е. с 59,03 кв.м. в 2007 году до 62,26 кв.м. в 2009 году. А также мы наблюдаем сокращение среднего размера магазинов, специализирующихся на продаже непродовольственных товаров, с 97,87 кв.м. в 2007 году до 91,89 кв.м. в 2009 году, т.е. на 5,98 кв.м. или на 6,11%.
Таким
образом, увеличение среднего размера
магазина ОАО МТК «Полесье» происходило
за счет увеличения среднего размера смешанных
магазинов. В 2007 году средняя торговая
площадь смешанного магазина составляла
73,3 кв.м., а в 2009 году их размер составил
74,09 кв.м., т.е. увеличился на 0,79 кв.м. или
на 1,08 %.
Таблица 2.2.3
Размеры
магазинов ОАО МТК «Полесье» за 2007 –
2009 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+,-) | Темп изменения, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2009 от 2008 | 2009 от 2007 | 2009 к 2008 | 2009 к 2007 | |
Всего магазинов | |||||||
- количество | 124 | 131 | 131 | 0 | 7 | 100,0 | 105,6 |
- торговая площадь, м2 | 9017,4 | 9707 | 9707 | 0 | 689,6 | 100,0 | 107,6 |
- средняя торговая площадь, м2 | 72,72 | 74,10 | 74,10 | 0,00 | 1,38 | 100,00 | 101,90 |
в том числе: | |||||||
Продовольственные магазины | |||||||
- количество | 24 | 27 | 27 | 0 | 3 | 100,0 | 112,5 |
- торговая площадь, м2 | 1416,7 | 1681 | 1681 | 0 | 264,3 | 100,0 | 118,7 |
- средняя торговая площадь, м2 | 59,03 | 62,26 | 62,26 | 0,00 | 3,23 | 100,00 | 105,47 |
Непродовольственные | |||||||
- количество | 11 | 18 | 18 | 0 | 7 | 100,0 | 163,6 |
- торговая площадь, м2 | 1076,6 | 1654 | 1654 | 0 | 577,4 | 100,0 | 153,6 |
- средняя торговая площадь, м2 | 97,87 | 91,89 | 91,89 | 0,00 | -5,98 | 100,00 | 93,89 |
Смешанные | |||||||
- количество | 89 | 86 | 86 | 0 | -3 | 100,0 | 96,6 |
- торговая площадь, м2 | 6524,1 | 6372 | 6372 | 0 | -152,1 | 100,0 | 97,7 |
- средняя торговая площадь, м2 | 73,30 | 74,09 | 74,09 | 0,00 | 0,79 | 100,00 | 101,08 |
Изучим долю магазинов, в которых применяются прогрессивные методы торговли в общем их числе, а также оценим эффективность их функционирования по торговле ОАО МТК «Полесье» на основании данных табл. 2.2.4.
На протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение количества магазинов, применяемых метод самообслуживания (на 3 единицы).
При
этом также увеличивается доля данных
магазинов как в общем
Таблица 2.2.4
Число и торговая площадь магазинов, применяемых метод
самообслуживания,
по ОАО МТК «Полесье» за 2007 – 2009 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+,-) | Темп изменения, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2009 от 2008 | 2009 от 2007 | 2009 к 2008 | 2009 к 2007 | |
1. Всего магазинов, ед. | 124 | 131 | 131 | 0 | 7 | 100,0 | 105,6 |
в том числе самообслуживания, ед. | 40 | 40 | 43 | 3 | 3 | 107,5 | 107,5 |
2. Торговая площадь, м2 | 9017,4 | 9707 | 9707 | 0 | 689,6 | 100,0 | 107,6 |
в том числе по магазинам самообслуживания, м2 | 3348,7 | 3899 | 4126 | 227 | 777,3 | 105,8 | 123,2 |
3. Розничный товарооборот, всего, млн р. | 20751 | 26845 | 34306 | 7461 | 13555 | 127,8 | 165,3 |
в том числе по магазинам самообслуживания, млн р. | 9892 | 12756,3 | 16785 | 4028,7 | 6893 | 131,6 | 169,7 |
4. Удельный вес магазинов самообслуживания, % | |||||||
- по количеству | 32,26 | 30,53 | 32,82 | 2,29 | 0,57 | * | * |
- по торговой площади | 37,14 | 40,17 | 42,51 | 2,34 | 5,37 | * | * |
- по товарообороту | 47,67 | 47,52 | 48,93 | 1,41 | 1,26 | * | * |