Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.

Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.

Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).

Содержание

Введение



1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования

1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота

1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети



2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»

2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»

2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной

торговой сети

2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети



3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»



Заключение



Список использованных источников



Приложения


3









6



19









25



36



44



52



65



69



71

Вложенные файлы: 1 файл

работка.doc

— 677.50 Кб (Скачать файл)

 

     На  протяжении 2007 - 2009 гг. от реализации товаров были получены прибыли. Однако как отрицательный момент можно отметить тот факт, что в 2008 году сумма полученной прибыли сократилась на 100 млн р. Это было вызвано  ростом уровня расходов на 0,67 % к обороту (16,55 – 15,88) при одновременном незначительном сокращении уровня доходов (на 0,04 %).  А получение положительного сальдо от внереализационных операций увеличило положительный результат от торговой деятельности до 316 млн р. При этом итоговая рентабельность составила 1,17 % к обороту.

     В 2009 году наблюдалась аналогичная ситуация. Средний уровень доходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос на 0,04 % п., а в сравнении с 2007 годом данный показатель не изменился. За счет того, что в 2009 году ОАО МТК «Полесье» не уплачивало налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет доходов, это позволило увеличить прибыль от реализации  товаров. За этот период происходило неукоснительное сокращение уровня расходов на реализацию товаров – в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,35% , а по сравнению с 2007 годом уровень расходов возрос на 0,31 % к обороту.

     Таким образом, в 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль от реализации товаров увеличилась на 189 млн р., а по сравнению с 2007 годом возросла на 89 млн р., а рентабельность продаж уменьшилась на 0,32 % п. по сравнению с 2007 годом и увеличилась на 0,39% по сравнению с 2008 годом.

     Однако  в 2009 году по сравнению с 2008 годом сумма понесенных расходов по внереализационных операциям была значительно меньше суммы полученных внереализационных доходов, поэтому прибыль отчетного периода увеличилась на 132 млн р., а итоговая рентабельность возросла на 0,14 % к обороту.

     Следующим этапом анализа прибыли является оценка различных показателей рентабельности по торговой деятельности организации (см. табл. 2.1.5).

     Таблица 2.1.5

     Показатели  рентабельности по ОАО МТК «Полесье» за 2007-2009 гг. 

Показатели Годы 2009 год в % к
2007 2008 2009
2007 г. 2008 г.
1. Розничный  товарооборот, млн р. 20751 26988 34306 165,3 127,1
2. Прибыль  от реализации, млн р. 306 206 395 89,0 189,0
3. Экономические  ресурсы, млн р. всего 13639 15445 17121,5 125,5 110,9
В том  числе          
- среднегодовая  стоимость основных средств, млн р. 5731,5 5708,5 6669 116,4 116,8
- среднегодовая  стоимость оборотных средств,  млн р. 6922,5 8259,5 8497,5 122,8 102,9
- расходы  на оплату труда, относимые  на расходы на реализацию, млн р. 985 1477 1955  
198,5
 
132,4
4. Расходы  на реализацию товаров, млн р. 3296 4466 5557 168,6 124,4
5. Прибыль  в % к:          
- товарообороту 1,47 0,76 1,15 -0,32 0,39
- среднегодовой  стоимости основных средств 5,34 3,61 5,92 0,58 2,31
- среднегодовой  стоимости оборотных средств 4,42 2,49 4,65 0,23 2,15
- расходам  на оплату труда 31,07 13,95 20,20 -10,86 6,26
- функционирующему  капиталу 2,42 1,47 2,60 0,19 1,13
- экономическому  потенциалу 2,24 1,33 2,31 0,06 0,97
- расходам  на реализацию 9,28 4,61 7,11 -2,18 2,50

     Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить тот факт, что ОАО МТК «Полесье» является одной из основных торгующих систем в Мозырском районе, которая обслуживает население численностью 21600 человек. Наиболее удачным для торговой деятельности ОАО МТК «Полесье» был 2009 год, т.к. в этом году была получена прибыль от реализации товаров по розничной торговле в размере 206 млн р. или 0,77 % к обороту, а прибыль отчетного периода составила 251 млн р. при итоговой рентабельности 0,93 % к обороту. Во многом результативность деятельности организации зависит от обеспеченности и эффективности использования розничной торговой сети.

     В следующих разделах курсовой работы исследуем наличие и эффективность использования торговой сети ОАО МТК «Полесье». 
 

2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной

торговой сети 

     В условиях рыночной экономики для  выполнения плана розничного товарооборота  и улучшения финансовых показателей  необходимо иметь определенную материально-техническую  базу, способную обслужить покупателей на высоком уровне при снижении расходов покупателей и затрат сферы обслуживания. Поэтому работникам торговли надо знать состояние развития основных средств торговли и размер обеспеченности населения торговыми площадями, а для этого необходимо проводить глубокий экономический, системный анализ состояния их развития и использования.

       Анализ материально-технической базы торговли следует начинать с изучения и оценки состояния ее развития за ряд лет, при этом следует раскрыть динамику развития общего количества торговых единиц, в том числе по их типам.

     В 2009 году на балансе ОАО МТК «Полесье» числилось 146 объектов торговли, из которых 131 ед. или 89,73% составляли магазины, 14 ед или 9,59 % - это мелкорозничная сеть и 1 автомагазин, который составлял в общем количестве торговых объектов 0,68%.

     При этом по сравнению с 2007 годом общее количество торговых объектов увеличилось на 6 единиц, количество магазинов увеличилось на 7 единиц, а доля, которые занимают магазины в общей численности торговых объектов увеличилась на три последних года на 1,15%, а доля мелкорозничной сети сократилась на 1,84%. 

Таблица 2.2.1

Наличие розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье» за 2007 – 2009 гг. 

Торговые  объекты Годы Отклонение по количеству Отклонение по уд. весу, %
2007 2008 2009 2009 от 2008 2009 от 2007 2009 от 2008 2009 от 2007
количество уд.вес, % количество уд.вес, % количество уд.вес, %
Магазины 124 88,57 131 88,51 131 89,73 0 7 1,21 1,15
Мелкорозничная  сеть 16 11,43 16 10,81 14 9,59 -2 -2 -1,22 -1,84
Развозная и разносная сеть 0 0,00 1 0,68 1 0,68 0 1 0,01 0,68
Всего торговых объектов 140 100,00 148 100,00 146 100,00 -2 6 0,00 0,00

 

     Далее необходимо оценить специализацию  магазинов ОАО МТК «Полесье» (см. табл. 2.2.2).

     Таблица 2.2.2

     Наличие магазинов по ОАО МТК «Полесье» за 2007 – 2009 гг. 

Типы  магазинов Годы Отклонение по количеству Отклонение по уд. весу, %
2007 2008 2009 2009 от 2008 2009 от 2007 2009 от 2008 2009 от 2007
количество уд.вес, % количество уд.вес, % количество уд.вес, %
Магазины, всего 124 100 131 100 131 100 0 7 0 0
в том  числе                    
- продовольственные 24 19,35 27 20,61 27 20,61 0 3 0,00 1,26
- непродовольственные 11 8,87 18 13,74 18 13,74 0 7 0,00 4,87
- смешанные 89 71,77 86 65,65 86 65,65 0 -3 0,00 -6,13

 

     В 2007 году на балансе ОАО МТК «Полесье» состояло 124 магазина, из которых 19,35 % или 24 ед.  – это продовольственные магазины, 8,87 % или 11 ед. – это непродовольственные магазины. А наиболее значительный удельный вес в общем количестве магазинов занимают смешанные магазины – 71,77%. При этом на протяжении анализируемого периода доля смешанных магазинов из года в год снижается. Так, если в 2007 году доля данной категории магазинов была равна 71,77%, то в 2008 году она составляла 65,65%, а в 2009 году данный показатель не изменился.

     При этом значительно увеличилась доля магазинов, специализируемых на продаже непродовольственных групп товаров – с 8,87% в 2007 году до 13,74% в 2009 году. А доля магазинов, занимающихся реализацией продовольственных товаров, возросла за три последних года на 1,26% и составила в 2009 году 20,61%.

      На  рисунке представлена структура  магазинов ОАО МТК «Полесье» в 2009 году. 

      Рис. 2 Структура магазинов ОАО МТК «Полесье» в 2009 году 

      Далее оценим размеры магазинов по их типам  по ОАО МТК «Полесье» (см. табл. 2.2.3).

      Средний размер магазинов ОАО МТК «Полесье» увеличился с 2007 года до 2009 года с 72,72 кв.м. до 74,1 кв.м., т.е. на 1,38 кв.м. или на 1,9 %.

      При этом наблюдается увеличение среднего  размера магазинов, торгующих продовольственными товарами, на 3,23 кв.м., т.е. с 59,03 кв.м. в 2007 году до 62,26 кв.м. в 2009 году. А также мы наблюдаем сокращение среднего размера магазинов, специализирующихся на продаже непродовольственных товаров, с 97,87 кв.м. в 2007 году до 91,89 кв.м. в 2009 году, т.е. на 5,98 кв.м. или на 6,11%.

      Таким образом, увеличение среднего размера  магазина ОАО МТК «Полесье» происходило за счет увеличения среднего размера смешанных магазинов. В 2007 году средняя торговая площадь смешанного магазина составляла 73,3 кв.м., а в 2009 году их размер составил 74,09 кв.м., т.е. увеличился на 0,79 кв.м. или на 1,08 %. 

      Таблица 2.2.3

Размеры магазинов ОАО МТК «Полесье» за 2007 – 2009 гг. 

Показатели Годы Отклонение (+,-) Темп  изменения, %
2007 2008 2009 2009 от 2008 2009 от 2007 2009 к 2008 2009 к 2007
Всего магазинов              
- количество 124 131 131 0 7 100,0 105,6
- торговая  площадь, м2 9017,4 9707 9707 0 689,6 100,0 107,6
- средняя  торговая площадь, м2 72,72 74,10 74,10 0,00 1,38 100,00 101,90
в том  числе:              
Продовольственные магазины              
- количество 24 27 27 0 3 100,0 112,5
- торговая  площадь, м2 1416,7 1681 1681 0 264,3 100,0 118,7
- средняя  торговая площадь, м2 59,03 62,26 62,26 0,00 3,23 100,00 105,47
Непродовольственные              
- количество 11 18 18 0 7 100,0 163,6
- торговая  площадь, м2 1076,6 1654 1654 0 577,4 100,0 153,6
- средняя  торговая площадь, м2 97,87 91,89 91,89 0,00 -5,98 100,00 93,89
Смешанные              
- количество 89 86 86 0 -3 100,0 96,6
- торговая  площадь, м2 6524,1 6372 6372 0 -152,1 100,0 97,7
- средняя  торговая площадь, м2 73,30 74,09 74,09 0,00 0,79 100,00 101,08

 

      Изучим  долю магазинов, в которых применяются прогрессивные методы торговли в общем их числе, а также оценим эффективность их функционирования по торговле ОАО МТК «Полесье» на основании данных табл. 2.2.4.

      На  протяжении всего анализируемого периода  наблюдается увеличение количества магазинов, применяемых метод самообслуживания (на 3 единицы).

      При этом также увеличивается доля данных магазинов как в общем количестве магазинов – на 0,57%, также наблюдается увеличение доли торговой площади магазинов самообслуживания в общей торговой площади магазинов на 5,37%. 

Таблица 2.2.4

Число и  торговая площадь магазинов, применяемых  метод 

самообслуживания, по ОАО МТК «Полесье» за 2007 – 2009 гг. 

Показатели Годы Отклонение (+,-) Темп  изменения, %
2007 2008 2009 2009 от 2008 2009 от 2007 2009 к 2008 2009 к 2007
1. Всего магазинов, ед. 124 131 131 0 7 100,0 105,6
в том  числе самообслуживания, ед. 40 40 43 3 3 107,5 107,5
2. Торговая  площадь, м2 9017,4 9707 9707 0 689,6 100,0 107,6
в том  числе по магазинам самообслуживания, м2 3348,7 3899 4126 227 777,3 105,8 123,2
3. Розничный  товарооборот, всего, млн р. 20751 26845 34306 7461 13555 127,8 165,3
в том  числе по магазинам самообслуживания, млн р. 9892 12756,3 16785 4028,7 6893 131,6 169,7
4. Удельный  вес магазинов самообслуживания,  %              
- по  количеству 32,26 30,53 32,82 2,29 0,57 *
- по  торговой площади 37,14 40,17 42,51 2,34 5,37 * *
- по  товарообороту 47,67 47,52 48,93 1,41 1,26 * *

Информация о работе Розничная торговая сеть