Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).
Введение
1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования
1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети
2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой сети
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
6
19
25
36
44
52
65
69
71
О повышении эффективности использования метода самообслуживания в магазинах ОАО МТК «Полесье» свидетельствует значительное увеличение доли розничного товарооборота данных магазинов в общем розничном товарообороте ОАО МТК «Полесье».
В
следующем разделе курсовой работы
мы проанализируем насколько эффективно
используется розничная торговая сеть
ОАО МТК «Полесье».
2.3 Анализ
эффективности использования
розничной торговой
сети
Большое влияние на выполнение плана розничного товарооборота и развитие его в динамике оказывает состояние, развитие и использование материально-технической базы торговли (см. табл. 2.3.1).
Рассматривая состояние и развитие розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье» (см. табл. 2.3.1) установлено, что на протяжении анализируемого периода количество торговых объектов незначительно возросло.
Таблица 2.3.1
Развитие
торговой сети ОАО МТК «Полесье» за 2007-2009
гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+,-) | Темп изменения, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | |||||
2008 /2007 | 2009
/2008 |
2008
/2007 |
2009
/2008 | ||||
1. Розничный товарооборот, млн р. | |||||||
- в действующих ценах | 20751 | 26988 | 34306 | 6237 | 7318 | 130,1 | 127,1 |
- в сопоставимых ценах | 20751 | 24988,9 | 29966,8 | 4237,9 | 4977,9 | 120,4 | 119,9 |
2. Общее количество торговых предприятий, ед. | 140 | 147 | 146 | 7 | -1 | 105,0 | 99,3 |
- в том числе количество магазинов, ед. | 124 | 131 | 131 | 7 | 0 | 105,6 | 100,0 |
3. Общая торговая площадь, м2 | 9017,4 | 9707 | 9707 | 689,6 | 0 | 107,6 | 100,0 |
- в том числе в расчете на 1 магазин | 72,72 | 74,10 | 74,10 | 1,38 | 0,00 | 101,9 | 100,0 |
4. Численность обслуживаемого населения, чел. | 72000 | 71600 | 70800 | -400 | -800 | 99,4 | 98,9 |
5. Количество магазинов на 1000 жителей, ед. | 1,72 | 1,83 | 1,85 | 0,11 | 0,02 | 106,2 | 101,1 |
6. Степень
обеспеченности населения |
125,2 | 135,6 | 137,1 | 10,33 | 1,53 | 108,2 | 101,1 |
Розничный товарооборот на 1 магазин, млн р. | |||||||
- в действующих ценах | 167,35 | 206,02 | 261,88 | 38,67 | 55,86 | 123,1 | 127,1 |
- в сопоставимых ценах | 167,35 | 190,75 | 228,75 | 23,41 | 38,00 | 114,0 | 119,9 |
8. Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн р. | |||||||
- в действующих ценах | 2,30 | 2,78 | 3,53 | 0,48 | 0,75 | 120,8 | 127,1 |
- в сопоставимых ценах | 2,30 | 2,57 | 3,09 | 0,27 | 0,51 | 111,9 | 119,9 |
Так, если в 2007 году на балансе ОАО МТК «Полесье» состояло 140 торговых объектов, из которых 124 являлись магазинами с общей торговой площадью 9017,4 кв.м., то в 2009 году количество торговых объектов увеличилось на 6 единиц и составило 146 единиц. При этом количество магазинов также увеличилось и составило 131 единицы.
Также происходило изменение размера магазинов. Так, в 2007 году средний размер магазина ОАО МТК «Полесье» составлял 72,72 кв.м., в 2009 году – 73,73 кв.м.
Основными показателями социальной эффективности торговой деятельности являются степень обеспеченности обслуживаемого населения торговой площадью магазинов и количество магазинов, приходящееся на 1000 жителей.
В
связи с одновременным
О повышении эффективности использования материально-технической базы ОАО МТК «Полесье» свидетельствует увеличение розничного товарооборота как в действующих, так и в сопоставимых ценах, приходящийся как на 1 магазин, так и на 1 кв.м. торговой площади.
Основу материально-технической базы составляют основные средства. Основные средства подразделяются на активные и пассивные.
Проведя анализ наличия и эффективности использования основных средств по ОАО МТК «Полесье», можно отметить следующие основные моменты (см. табл. 2.3.2).
Таблица 2.3.2
Состояние
основных средств и эффективность
их использования по ОАО МТК «Полесье»
за 2007-2009 гг.
Показатели | Годы | 2008 г. в % к 2007 г. | 2009 г. в % к | |||
2007 | 2008 | 2009 | ||||
2007 г. | 2008 г. | |||||
1. Розничный товарооборот, млн р. | 20751 | 26988 | 34306 | 130,1 | 165,3 | 127,1 |
2. Среднегодовая стоимость основных средств, млн р. | 5731,5 | 5708,5 | 6669 | 99,6 | 116,4 | 116,8 |
3. Прибыль от реализации, млн р. | 306 | 206 | 395 | 67,3 | 129,1 | 191,7 |
4. Среднесписочная численность работников торговли, чел. | 376 | 372 | 372 | 98,9 | 98,9 | 100,0 |
5. Фондоотдача, р. | 3,62 | 4,73 | 5,14 | 1,11 | 1,52 | 0,42 |
6. Фондоемкость, р. | 0,28 | 0,21 | 0,19 | -0,06 | -0,08 | -0,02 |
7. Фондовооруженность, млн р. | 15,24 | 15,35 | 17,93 | 0,10 | 2,68 | 2,58 |
8. Фондорентабельность, % | 5,34 | 3,61 | 5,92 | -1,73 | 0,58 | 2,31 |
На протяжении 2007 – 2009 гг. среднегодовая стоимость основных средств имеет устойчивую тенденцию увеличения. Так, в 2008 году по сравнению с 2007 годом стоимость основных средств несколько сократилась на 0,4 %, а в 2009 году увеличилась на 16,8 % и составила 6669 млн р. При этом из года в год повышается эффективность использования основных средств организации. Так, фондоотдача основных средств увеличилась в 2008 году на 1,11 р., а в 2009 году возросла на 0,42 р. и составила 5,14 р. Это значит, что в 2009 году при использовании 1 рубля основных средств организация получала 5,14 р. розничного товарооборота, что на 1,52 р. больше, чем в 2007 году. Как следствие, из года в год происходило уменьшение фондоемкости использования основных средств.
Следующим показателем эффективности использования основных средств является показатель фондовооруженности, который также из года в год увеличивался и составил в 2009 году 17,93 млн р., т.е. на каждого работника торговли приходилось 17,93 млн р. основных средств. За счет того, что на протяжении всего анализируемого периода организацией были получены прибыли от торговой деятельности рентабельность основных средств имеет положительное значение, но в 2008 году сокращается на 1,73 %, а в целом за анализируемый период данный показатель возрос на 0,58 % и это является положительным моментом в использовании основных средств.
Для оценки технической оснащенности торговых организаций следует определять стоимость активной части основных производственных средств на 100 м2 торговой площади и чем выше этот показатель, тем более эффективно работает организация.
Таблица 2.3.3
Динамика
активной части основных средств, приходящейся
на 100 м2 торговой площади по ОАО
МТК «Полесье» за 2007 – 2009 гг.
Показатели | Годы | 2008 г. в % к 2007 г. | 2009 г. в % к | |||
2007 | 2008 | 2009 | ||||
2007 г. | 2008 г. | |||||
1. Сумма активной части основных средств, млн р. | 4356 | 4338 | 5068 | 99,6 | 116,4 | 116,8 |
2. Торговая площадь, м2 | 8914,4 | 9017,4 | 9707 | 101,2 | 108,9 | 107,6 |
3. Сумма активной части основных средств на 1 м2 | 0,49 | 0,48 | 0,52 | 98,5 | 106,9 | 108,5 |
4. Количество магазинов | 122 | 124 | 131 | 101,6 | 107,4 | 105,6 |
5. Размер активной части основных средств на 1 магазин, млн р. | 35,70 | 34,99 | 38,69 | 98,0 | 108,4 | 110,6 |
Таким образом, анализируя данные, представленные в таблице 2.3.3, мы видим, что эффективность использования активной части основных средств повышается на протяжении анализируемого периода. Так, произошло увеличение суммы активной части основных средств в расчете на 1 кв.м. – на 6,9% и рост размера активной части основных средств в расчете на 1 магазин – на 8,4%.
Определим влияние факторов на изменение показателей эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье».
Основными показателями, характеризующими эффективность использования розничной торговой сети, являются розничный товарооборот и прибыль в расчете на 1 кв.м.
Таблица 2.3.4
Изменение
товарооборота на 1 кв.м. торговой площади
за счет изменения объема розничного товарооборота
и общей торговой площади по ОАО МТК «Полесье»
за 2008 – 2009гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+,-) | |||
2008 | 2009 | ||||
всего | в том числе за счет изменения | ||||
розничного товарооборота | торговой площади | ||||
1. Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн р. | |||||
- в действующих ценах | 2,77 | 3,53 | 0,77 | 0,77 | 0,00 |
- в сопоставимых ценах | 2,77 | 3,33 | 0,57 | 0,57 | 0,00 |
2. Розничный товарооборот, млн р. | |||||
- в действующих ценах | 26845 | 34306 | 7461,0 | * | * |
- в сопоставимых ценах | 26845 | 32364,2 | 5519,2 | * | * |
3. Общая торговая площадь, м2 | 9707 | 9707 | 0,0 | * | * |
Таким образом, за счет изменения розничного товарооборота в действующих ценах на 7461,0 млн р. эффективность использования торговой площади возросла на 0,77 млн р., а за счет изменения розничного товарооборота в сопоставимых ценах — розничный товарооборот в расчете на 1 м2 возрос на 0,57 млн р.
В связи с тем, что на протяжении двух последних лет по ОАО МТК «Полесье» торговая площадь не изменилась, этот фактор не оказал никакого влияния на изменение эффективности использования торговой сети организации.
Следующим показателем эффективности использования торговой площади является показатель - розничный товарооборот в расчете на магазин (см. табл. 2.3.5).
Таким образом, за счет изменения розничного товарооборота в действующих ценах на 7461 млн р. эффективность использования магазинов возросла на 56,95 млн р., а за счет изменения розничного товарооборота в сопоставимых ценах — розничный товарооборот в расчете на 1 магазин возрос на 42,13 млн р.
Таблица 2.3.5
Изменение
товарооборота на 1 магазин за счет
изменения объема розничного товарооборота
и количества магазинов по ОАО МТК «Полесье»
за 2008 – 2009 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+,-) | |||
2008 | 2009 | ||||
всего | в том числе за счет изменения | ||||
розничного товарооборота | торговой площади | ||||
1. Розничный товарооборот на 1 магазин, млн р. | |||||
- в действующих ценах | 204,92 | 261,88 | 56,95 | 56,95 | 0,00 |
- в сопоставимых ценах | 204,92 | 247,05 | 42,13 | 42,13 | 0,00 |
2. Розничный товарооборот, млн р. | |||||
- в действующих ценах | 26845 | 34306 | 7461,0 | * | * |
- в сопоставимых ценах | 26845 | 32364,2 | 5519,2 | * | * |
3. Количество магазинов, ед. | 131 | 131 | 0,0 | * | * |