Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, произошло общее снижение экономической активности, возникли кризисные явления в производственном секторе экономики. Инфляционные факторы создают неблагоприятные условия для производителей и не позволяют образовать сколько-нибудь значимые накопления, необходимые для проведения инновационных мероприятий. Следствием инфляционных процессов является острый дефицит инвестиционных ресурсов. Экономические условия не позволяют вести производство с длительным циклом, что, собственно, и отличает инновационные проекты, успех предпринимателя в этих условиях определяется быстротой оборачиваемости средств в ущерб повышению технического уровня производства и освоению новых видов продукции. Несовершенство налоговой системы и, как следствие, частые изменения методологии определения налогооблагаемой базы и суммы налоговых отчислений заставляют предпринимателей часто изменять структуру предприятия, его отраслевую направленность. В этих условиях преемственность деятельности, связанной с реализацией инновационного цикла от исследований до практического использования результатов, становится затруднительной. Неразвитость институтов регулирования малого предпринимательства приводит к тому, что при принятии важных решений проблемы малых инновационных предприятий либо игнорируются, либо отодвигаются на второй план, как нечто, не требующее серьезного внимания. В результате меры, предпринимаемые для развития малого предпринимательства, часто трансформируются в «бюрократическую возню».

 

2.2 Проблемы формирования институциональной  системы 

      поддержки инновационной  деятельности в малом 

      предпринимательстве

 

Институциональная система  поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве  включает как государственные и  муниципальные организации, так и независимые структуры, осуществляющие следующие виды деятельности:

- нормативно-правовую  и организационную;

- инвестиционную и  финансово-кредитную; 

- развитие  приоритетных  проектов, выбираемых по конкурсу;

- консультации и посредничество;

- подготовку и переподготовку  кадров;

- предоставление информационно-аналитических  и технических услуг. 

В ее функционировании заинтересованы органы федеральной и муниципальной власти, потому что, во-первых, у них есть очень сильная мотивация - содействие становлению новой экономики в стране в целом и в отдельных регионах. А этот вопрос не только чисто экономический, но и социальный - власти необходимо, чтобы люди, которые живут в регионе, переходили из неперспективных секторов экономики в другие, развивающиеся, из одной сферы деятельности в другую без больших социальных потрясений.

Во-вторых, есть стремление к созданию такой структуры и со стороны частных лиц, которые могут вложить деньги в реализацию научно-технических разработок, получить доходы от самой инновационной деятельности.

В-третьих, создание такой  институциональной системы поддерживают государственные и негосударственные, российские и международные организации и фонды, поскольку они заинтересованы в развитии научно-технического сотрудничества.

В-четвертых, - а это  самое главное, - в ее функционировании заинтересованы разработчики, производители и потребители научно-технической продукции.

Мировой опыт говорит  о том, что институциональная  система поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве оказывает огромное влияние на устойчивое развитие на него. Эта система представляет собой синтез государственных и частных организаций, ответственных и заинтересованных в развитии малого предпринимательства. При этом государственные структуры призваны разрабатывать государственную политику в области малого бизнеса, устанавливать общие правила игры, включающие необходимую законодательную и правовую базу, содействовать устранению ненужных барьеров на пути развития предпринимательства. Частный сектор должен создать инфраструктуру способную удовлетворять потребности малых предпринимателей путем предоставления им  необходимых услуг.

Естественно, что с  появлением малого бизнеса в нашей  стране начала свое развитие и институциональная  система поддержки инновационной  деятельности в малом предпринимательстве.  В ходе исследования, проведенного Ресурсным центром малого предпринимательства в 2001 году в Пермской, Тверской и Псковской областях, была сделана попытка получить ответы на вопросы о потребностях малого бизнеса в услугах сервисных организаций, о состоянии инновационной инфраструктуры в регионах, эффективности оказываемых услуг [4]. Исследование дало следующие результаты.

Эффективность работы структур поддержки сегодня уже достаточно сильно волнует малого предпринимателя: из 25 предложенных проблем по актуальности эта проблема заняла четвертое место.

Свое мнение о состоянии разных видов поддержки малого предпринимательства в регионах высказали как малые предприниматели (далее по тексту и в таблицах МП), так и  представители структур поддержки (далее по тексту и в таблицах СО). В таблице 4 представлены места по средней оценке состояния различных видов поддержки (лучшее место – лучшее состояние). Лучшее состояние не обязательно означает хорошее. Интервал средней оценки (внизу таблицы 4) говорит о том, что, по мнению малых предпринимателей, лучшая оценка это 3,0 – удовлетворительно. В Пермской области лучшая оценка ниже –2,8. У СО оценки приблизительно такие же критерии. Все это говорит о том, что состояние практически всех видов поддержки не удовлетворяет основную часть малых предпринимателей. Особенно респондентов не удовлетворяет организация государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве, - этот вид поддержки оказался на последнем месте (кроме Тверской области, где он поделил 3-4 место).

Состояние (полнота  и  качество) информации о структурах поддержки, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства в регионе, представлено в таблице 5. Как следует из таблицы 5, о существовании государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве мало кто знает.

Организации, оказывающие  различные услуги малым предпринимателям могут существовать и обладать достаточным потенциалом для оказания услуг, а результат может быть неудовлетворительным. Очень многое зависит от готовности малых предприятий пользоваться услугами сервисных организаций и от их информированности где, какие услуги они могут получить.    В

 

Таблица 4-  Оценка состояния  различных видов поддержки (ранги)

МП/СО

Виды поддержки

Ранг по средней оценке состояния

МП / СО

В целом

Пермь

Тверь

Псков

1

Финансовая

5/ 6

5/ 6

6/ 7

4/ 5

2

Информационная

1/ 3

1/ 3-4

2/ 2

1/ 3

3

Консалтинговая

3/ 1

3/ 1

4/ 1

3/ 2

4

Профессиональное обучение, подготовка кадров

2/ 2

2/ 2

1/ 3-4

2/ 1

5

Представление и защита  интересов малого бизнеса (лоббирование)

6/ 4

6/ 5

5/ 5

6/ 4

6

Посредничество

4/ 5

4/ 3-4

3/ 6

5/ 6

7

Бизнес-инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка)

7/ 7

7/ 7

7/ 3-4

7/ 7

МП

Интервал средней оценки

состояния

1,6-2,9

1,3-2,8

2,0-3,0

1,4-3,0

СО

1,9-3,0

1,4-3,0

1,7-2,9

1,6-3,4


*- серый цвет – первые три места, по мнению МП

**- жирный шрифт –первые три  места по мнению СО

 

 Таблица 5 - Состояние  информации о структурах поддержки

МП/СО

Виды поддержки

Ранг по средней оценке состояния

МП / СО

В целом

Пермь

Тверь

Псков

1

Финансовая

4/ 4

4/ 4

6/ 1-2

4/ 5-6

2

Информационная

1/ 1

1/ 2

1/ 1-2

1/ 1

3

Консалтинговая

3/ 2

3/ 1

4/ 3

3/ 3

4

Профессиональное обучение, подготовка кадров

2/ 3

2/ 3

2/ 4

2/ 2

5

Представление и защита  интересов малого бизнеса (лоббирование)

7/ 5

7/ 7

7/ 6

7/ 4

6

Предоставление помещений

6/ 6

6/ 8

5/ 7

5/ 5-6

7

Посредничество

5/ 7

5/ 5-6

3/ 8

8/ 7

8

Лизинг

9/ 8

8/ 5-6

8/ 9

6/ 8

9

Бизнес-инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка)

8/ 9

9/ 9

9/ 5

9/ 9

МП

Интервал средней оценки состояния

2,0-3,1

1,3-3,0

2,2-3,1

1,5-3,3

СО

1,6-3,1

1,1-3,1

1,8-3,1

1,2-3,1


* серый цвет – первые три  места

 

таблице 6 представлены данные опроса о состоянии информации о  структурах государственной поддержки.

 

Таблица 6 - Количество респондентов, оценивших состояние 

                     информации о различных структурах поддержки как

                     хорошее и как неудовлетворительное

МП

Виды поддержки

% оценивших состояние,  как хорошее (оценки 4 и 5) / % оценивших состояние как неудовлетворительное (оценки 2 и 1)

 В целом

Пермь

Тверь

Псков

1

Финансовая

21/ 44

9/ 56

23/ 38

31/ 38

2

Информационная

36/ 21

20/ 19

37/ 23

50/ 21

3

Консалтинговая

21/ 29

15/ 27

18/ 28

30/ 34

4

Профессиональное обучение, подготовка кадров

34/ 26

18/ 30

38/ 26

48/ 21

5

Представление и защита  интересов малого бизнеса (лоббирование)

6/ 66

0/ 87

11/ 43

7/ 68

6

Предоставление помещений

15/ 57

13/ 76

21/ 33

11/ 63

7

Посредничество

11/ 54

8/ 67

18/ 30

3/ 69

8

Лизинг

3/ 69

0/ 91

4/ 51

5/ 64

9

Бизнес-инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка)

2/ 78

0/ 92

5/ 54

2/ 92


 

Серым цветом в таблице 6 выделены те виды поддержки, состоянием информации о которых недовольно 50 и более процентов опрошенных. Государственной поддержкой инновационной деятельности в малом предпринимательстве в Пермской и Псковской областях недовольно до 92% респондентов. Только в Тверской области таких респондентов чуть более половины.

Несмотря на не самое  лучшее состояние с поддержкой и  с информированностью о предлагаемых услугах, многие из участвовавших в опросе представителей малого бизнеса все-таки пользовались услугами различных сервисных организаций. Какими услугами наиболее часто пользуются малые предприниматели можно увидеть из таблицы 7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве