Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация
Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160
Таблица 7 - Количество респондентов, пользовавшихся услугами
сервисных организаций
МП |
Виды услуг |
Ранг по % пользовавшихся услугами /%пользовавшихся | |||
По трем регионам |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Финансовая |
3/ 38 |
6/ 13 |
3/ 41 |
2/ 50 |
2 |
Информационная |
1/ 59 |
1/ 51 |
1/ 58 |
1/ 66 |
3 |
Консалтинговая |
5/ 28 |
2-3/ 49 |
7/ 12 |
4-5/ 31 |
4 |
Профессиональное обучение, подготовка кадров |
2/ 39 |
2-3/ 49 |
4/ 39 |
3/ 33 |
5 |
Представление и защита интересов малого бизнеса (лоббирование) |
7-8/ 12 |
4/ 19 |
8/ 8 |
6-7/ 11 |
6 |
Предоставление помещений |
4/ 34 |
5/ 17 |
2/ 49 |
4-5/ 31 |
7 |
Посредничество |
6/ 13 |
7/ 11 |
5/ 17 |
6-7/ 11 |
8 |
Лизинг |
7-8/ 12 |
8/ 9 |
6/ 15 |
8/ 10 |
9 |
Бизнес-инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка) |
9/ 3 |
9/ 2 |
9/ 3 |
9/ 3 |
МП |
Интервал по % пользовавшихся услугами |
3 - 59 |
2 - 51 |
3 - 58 |
3 - 66 |
* -серый цвет – первые три места
Как следует из таблицы 7, наиболее часто предприниматели во всех трех регионах пользуются информационной поддержкой (от 51 до 66%). На втором –третьем местах в Пермской области находятся консалтинговые услуги и повышение квалификации персонала, В Тверской - это услуги по предоставлению помещений и финансовые услуги, а в Псковской финансовые услуги и повышение квалификации персонала. Услугами бизнес-инкубаторов и технопарков воспользовались примерно 3% респондентов. По популярности инновационные услуги находятся на последнем месте.
Воспользовавшись услугами сервисных организаций малые предприниматели получили возможность оценить на практике эффективность полученных услуг (таблица 8).
Таблица 8 - Эффективность услуг, оказываемых малым
предпринимателям.
МП |
Виды услуг |
Ранг по средней оценке эффективности (% положительно оценивших эффективность услуги (оценки 4 и 5) / % неудовлетворительно оценивших (оценки 1 и 2) | |||
По трем регионам |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Финансовая |
1 (64/7) |
3-4 (56/11) |
2 (59/3) |
2 (69/9) |
2 |
Информационная |
3 (53/9) |
3-4 (44/7) |
3 (56/16) |
3 (54/5) |
3 |
Консалтинговая |
2 (59/9) |
2 (59/0) |
8 (46/18) |
1 (63/15) |
4 |
Профессиональное обучение, подготовка кадров |
4 (57/10) |
1 (74/0) |
4-5(57/18) |
7-8(43/10) |
5 |
Представление и защита интересов малого бизнеса (лоббирование) |
8 (35/39) |
8 (40/60) |
7 (0/50) |
4 (50/10) |
6 |
Предоставление помещений |
6 (49/23) |
9 (22/56) |
4-5 (61/18) |
7-8 (42/17) |
7 |
Посредничество |
5 (55/9) |
5 (57/14) |
6 (62/8) |
6 (46/8) |
8 |
Лизинг |
7 (32/20) |
7 (25/25) |
9 (25/25) |
5 (44/11) |
9 |
Бизнес - инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка) |
9 (17/33) |
6 (0/0) |
1 (50/0) |
9 (0/67) |
Интервал по средней оценке эффективности |
2,7-3,7 |
2,4-3,7 |
2,9-4,0 |
1,7-3,8 |
*- серый цвет –первые три места
Интервал по средней оценке эффективности полученных услуг (в конце таблицы 8), говорит о том, что в Пермской и Псковской областях даже верхний предел ниже хорошего уровня, в Тверской – высшая средняя оценка – 4,0 (так здесь оценили услуги предоставленные бизнес – инкубатором). Самая высокая эффективность у финансовых, консалтинговых и информационных услуг, а самая низкая - у инновационных услуг.
Вопрос о необходимости поддержки малого бизнеса, как со стороны государственных властных структур, так и со стороны сервисных организаций ни у кого не вызывает сомнений, а вот какова важность (значимость) отдельных видов поддержки для развития конкретных видов малого предпринимательства представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Важность различных видов поддержки.
МП/ СО |
Виды поддержки |
Ранг МП по средней оценке важности (% считающих данный вид поддержки очень важным (оценки 4 и 5)/ ранг СО по средней оценке важности | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Обеспечение доступа к получению городских, региональных, федеральных заказов |
7(48)/9 |
8-9(47)/ 3-4-5 |
5(54)/9 |
7(40)/9 |
2 |
Инвестиционная поддержка проектов |
4(60)/3 |
4-5(66)/ 1 |
7-8(55)/ 7-8 |
3(59)/1 |
3 |
Льготное кредитование ( в т.ч. из фондов поддержки малого предпринимательства) |
2(74)/1 |
2(87)/2 |
3(64)/1 |
1(71)/3-4 |
4 |
Формирование фонда нежилых помещений для использования малым бизнесом |
11(42)/2 |
10-11(40) /6-7-8 |
9(49)/2 |
10-11(36) / 3-4 |
5 |
Инвестиционная поддержка через лизинг оборудования |
8 (47)/ 5 |
6 (47)/ 9-10 |
12(39)/ 4-5 |
4(54)/ 5 |
6 |
Создание системы интегральной финансово- имущественной поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, промзоны малого бизнеса и т.д.) |
13(26)/ 7 |
13(17)/13 |
13(34)/3 |
13(28)/ 7-8 |
7 |
Расширение возможностей доступа к внебюджетным финансовым ресурсам (гарантии, внедрение механизма взаимных гарантий и т.п.) |
10 (46)/ 4 |
12 (46)/ 3-4-5 |
10-11(44)/ 4-5 |
8 (47)/ 7-8 |
8 |
Создание системы снижения затрат при подготовке и реализации проектов (создание специализированных банков, страхование, система компенсации кредиторам, система компенсации расходов на участие в выставках, ярмарках) |
9 (45)/ 8 |
10-11(42) /9-10 |
6 (56)/ 6 |
10-11(34) /10 |
Окончание таблицы 9
МП/ СО |
Виды поддержки |
Ранг МП по средней оценке важности (% считающих данный вид поддержки очень важным (оценки 4 и 5)/ ранг СО по средней оценке важности | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
9 |
Создание новых предприятий с использованием механизма франчайзинга |
14(21)/14 |
14(16)/14 |
14(24)/ 10-11 |
14(24)/ 12-13-14 |
10 |
Предоставление льгот по налогам |
1(78)/10 |
1(89) / 6-7-8 |
1(77) / 12-13 |
2 (66)/ 2 |
11 |
Отсрочка по платежам в бюджет |
6(56)/13 |
3(77)/12 |
7-8(47) /14 |
9 (42)/ 11 |
12 |
Содействие включению в региональную, федеральную программу |
12(39)/12 |
8-9(45) /11 |
10-11(42) /10-11 |
12 (30)/ 12-13-14 |
13 |
Помощь в обеспечении помещениями, оборудованием |
3(59)/ 6 |
4-5 (63)/ 3-4-5 |
4 (63)/ 7-8 |
6 (50)/ 6 |
14 |
Поддержка в конкуренции на рынке (помощь в получении информации, организации деловых контактов) |
5 (58)/ 11 |
7 (53)/ 6-7-8 |
2 (71)/ 12-13 |
5 (48)/ 12-13-14 |
МП |
Интервал по средней оценке важности |
2,6-4,1 |
2,5-4,5 |
2,8-4,0 |
2,4-3,9 |
СО |
Интервал по средней оценке важности |
3,1-4,3 |
3,4-4,5 |
2,6-4,5 |
3,1-4,2 |
*- серый цвет – три наиболее важных по мнению МП
**- жирный шрифт –три наиболее важных по мнению СО
Как следует из таблицы 9, по мнению малых предприятий в число первых трех видов поддержки по важности во всех трех регионах вошли льготное кредитование (мнение СО совпало), предоставление льгот по налогам (в Пермской области СО-6-8 место, в Тверской области СО -12 место, в Псковской области СО – 2 место). В тройку также вошли: Пермь - отсрочка по платежам в бюджет (СО –12 место), Тверь - поддержка в конкуренции на рынке (СО –12-13), Псков - инвестиционная поддержка проектов. В одних случаях наблюдается совпадение мнений МП и СО, в других практически полное расхождение. Мнение о необходимости создания системы интегральной финансово-имущественной поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, промзоны малого бизнеса) невысокое (7-8 место). Правда, необходимо учитывать, что полное расхождение понятие относительное, так как около десяти видов поддержки очень важны (оценки 4 и 5) для 40 и более % МП.
Все это говорит о
необходимости серьезной
Реальная поддержка может быть получена малыми предпринимателями от существующих организаций инфраструктуры поддержки. Сведения о том знают ли респонденты о существовании подобных организаций, обращались ли в организацию за поддержкой и получили ли поддержку можно получить из таблицы 10.
Таблица 10 - Информация о структурах поддержки малого
предпринимательства ( % ответивших утвердительно)
МП |
Структуры поддержки |
Знают о существовании организации / Обращались в организацию за поддержкой / Получили поддержку (% опрошенных) | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Департамент, комитет, управление, отдел поддержки малого предпринимательства |
42/19/16 |
42/22/18 |
57/19/19 |
32/15/11 |
2 |
Территориальное управление МАП России |
20/10/6 |
28/15/4 |
16/3/3 |
15/10/9 |
3 |
Фонды поддержки малого предпринимательства |
67/39/33 |
61/41/22 |
56/24/19 |
81/46/52 |
4 |
Фонд содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере |
5/1/1 |
0/0/0 |
16/3/3 |
3/0/0 |
5 |
Агентство поддержки малого и среднего бизнеса |
31/22/24 |
62/49/61 |
26/11/6 |
4/3/2 |
Окончание таблицы 10
МП |
Структуры поддержки |
Знают о существовании организации / Обращались в организацию за поддержкой / Получили поддержку (% опрошенных) | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
6 |
Торгово-промышленная палата |
73/29/24 |
68/27/25 |
66/35/22 |
83/28/26 |
7 |
Служба занятости |
85/30/28 |
56/42/37 |
72/24/31 |
83/21/19 |
8 |
Коммерческие банки |
86/49/39 |
89/56/33 |
79/49/50 |
88/43/37 |
9 |
Коммерческие банки, участвующие в программе кредитования малого бизнеса по линии ЕБРР |
18/7/3 |
1/2/0 |
26/14/6 |
29/8/4 |
10 |
Лизинговая компания |
18/6/0 |
14/5/0 |
26/14/0 |
16/2/0 |
11 |
Учебно-деловой центр |
35/12/11 |
16/7/6 |
25/8/9 |
60/18/17 |
12 |
Маркетинговый центр |
7/5/3 |
2/2/0 |
23/14/13 |
2/2/0 |
13 |
Технопарки, бизнес-инкубаторы |
5/1/1 |
2/0/0 |
15/5/3 |
1/0/0 |