Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа
Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.
Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва
Примечание – Источник: собственная разработка на материалах ОАО «ЦУМ Минск».
Из таблицы 3.1 видно, что площадь 2-го этажа в универмаге используется достаточно эффективно. Коэффициент эффективности использования торговой площади в большинстве секций составил ≥ 1. Всего в одной секции «Мужская одежда» данный коэффициент составил 0,9, что весьма близко к норме, однако требует дополнительной работы с этим участком.
О степени рационального использования торговой площади можно судить и по показателю розничного товарооборота, приходящегося на единицу занимаемой площади.
(3.2)
Проведем расчеты данного показателя для секций, расположенных на 2-ом этаже в ОАО «ЦУМ Минск» (Таблица 3.2)
Таблица 3.2 – Размер товарооборота на 1м2 в секциях 2-го этажа ОАО «ЦУМ Минск» за 2011год
Название секции |
Товарооборот секции, млн.р. |
Площадь секции, м2 |
Товарооборот на 1м2, млн.р. |
Секция «Мужское бельё» (в т.ч. бригада «Чулочно-носочные изделия») |
9423,2 |
118,07 |
79,8 |
Секция «Мужская одежда» (в т.ч. бригада «Мужские головные уборы») |
24140,5 |
617,1 |
39,1 |
Секция «Галантерея» (в т.ч. бригада «Сувениры») |
19620,4 |
275,7 |
71,2 |
Секция «Мужская обувь» |
13534,9 |
204,8 |
66,1 |
Секция «Товары для спорта и туризма» (в т.ч. бригада «Товары для рыбалки и охоты») |
10125,0 |
242,4 |
41,8 |
Секция «Игрушки» |
7662,2 |
150,7 |
50,9 |
Секция «Детская обувь» |
8964,6 |
126,4 |
70,9 |
Итого: |
93470,8 |
1857,6 |
50,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
На основании данных таблицы 3.2 для большей наглядности построим диаграмму (Рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Товарооборот секций на 1 м.кв.
Примечание – Источник: собственная разработка.
Самый высокий товарооборот на 1 м. кв. показала секция «Мужское белье» – 79,8 млн. руб. Остальные секции расположились в следующей последовательности: секция «Галантерея» (т/об на 1 м. кв. – 71,2 млн. руб.); секция «Детская обувь» (т/об на 1 м. кв. – 70,9 млн. руб.); секция «Мужская обувь» (т/об на 1 м. кв. – 66,8 млн. руб.); «Игрушки» (т/об на 1 м. кв. – 50,9 млн. руб.); «Товары для спорта и туризма» (т/об на 1 м. кв. – 41,8 млн. руб.); «Мужская одежда» (т/об на 1 м. кв. – 39,1 млн. руб.).
По итогам расчета коэффициента эффективности использования торговой площади и товарооборота на 1 м. кв. можно сделать «денежную карту» 2-го этажа ОАО «ЦУМ Минск» (Рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – «Денежная карта» 2-ого этажа ОАО «ЦУМ Минск»
Примечание – Источник: собственная разработка.
С помощью «денежной карты» можно определить и наглядно представить сильные и слабые места продаж в магазине.
Для этого на план секций 2-го этажа переносим показатели среднего товарооборота на 1 м. кв. торговой площади и средний коэффициент эффективности использования торговых площадей. Выделяем зоны, приносящие одинаковый товарооборот.
Получившаяся неравномерная картина с резкими перепадами цвета, показывает, что на 2-ом этаже универмага есть не только ударно работающие секции, но и секции, которые отстают по общему показателю товарооборота.
Лидером 2 этажа ОАО «ЦУМ Минск» по двум показателям является секция «Мужское белье» с товарооборотом на 1 м. кв. – 79,8 млн. руб. и коэффициентом эффективности использования площади – 1,9. С небольшим отставанием за ней идут: секция «Галантерея» (т/об на 1 м. кв. – 71,2 млн. руб.; коэф.эф.исп.пл. – 1,6); секция «Детская обувь» (т/об на 1 м. кв. – 70,9 млн. руб.; коэф.эф.исп.пл. – 1,7); секция «Мужская обувь» (т/об на 1 м. кв. – 66,8 млн. руб.; коэф.эф.исп.пл. – 1,6); «Игрушки» (т/об на 1 м. кв. – 50,9 млн. руб.; коэф.эф.исп.пл. – 1,2) «Товары для спорта и туризма» (т/об на 1 м. кв. – 41,8 млн. руб.; коэф.эф.исп.пл. – 1).
Самые низкие показатели по 2 этажу универмага имеет секция «Мужская одежда» (т/об на 1 м. кв. – 39,1 млн. руб.; коэф.эф.исп.пл. – 0,9), однако не стоит забывать, что товарооборот в различных секциях серьезно зависит от вида товара, характера спроса на него (сравним мужские костюмы и зонты). Площадь, необходимая для демонстрации той или иной товарной группы, определяется в соответствии с широтой и глубиной представленного ассортимента, габаритами товаров.
Менее прибыльные участки нельзя принимать как данность, с ними необходимо постоянно работать. Для увеличения рассмотренных выше показателей секции «Мужская одежда», можно расширить секцию, что позволит более выгодно представить достаточно широкий и глубокий ассортимент данной товарной группы.
Использование предложенной нами «денежной карты» позволяет улучшить зонирование в торговом зале, принять решение площадь каких товарных групп необходимо расширить, а каких, наоборот, уменьшить. Повторное составление «денежной карты» осуществляется для оценки эффективности сделанных перепланировок и изменений.
3.2 Пути повышения
эффективности использования
Каждый покупатель, выбирая обувь, отмечал, что процесс этот, при всей кажущейся простоте, может затянуться надолго.
Человеку всегда хочется, приобретая себе обновку, как следует рассмотреть ее, не единожды померить, узнать, как она будет выглядеть со стороны. И такой подход совершенно нормален.
Для этого торговый зал должен быть просторным, он должен быть оснащен большим количеством массивных зеркал, мягких удобных диванчиков, пуфиков или банкеток для комфортной примерки.
Очень важную роль при демонстрации данной товарной группы играет специализированное торговое оборудование, несущее в себе сразу несколько функций.
В первую очередь, стеллажи, полки, витрины и тому подобное оснащение могут помимо своих основных функций по размещению товара, быть потенциальным украшением интерьера.
Торговое оборудование необходимо размещать в магазине так, чтобы покупатели могли без труда рассмотреть любой понравившийся товар, и при желании померить его.
В секции «Мужская обувь» из полученных значений коэффициентов установочной и экспозиционной площади можно сделать вывод, что на данной площади торгового зала (204,8 м. кв.) установлено не достаточное количество торгового оборудования, что, в свою очередь, значительно влияет и на выкладку товара.
Для достижения рационального
использования площади
Рисунок 3.3 – Предложение расстановки торгового оборудования в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск»
Примечание – Источник: собственная разработка.
В результате применения предложенного нами плана расстановки торгового оборудования в секции «Мужская обувь» по маршевому проходу вдоль секции останутся декоративно оформленные витрины. Это торговое оборудование позволяет эффектно продемонстрировать обувь и аксессуары к ней, акцентировав внимание на модных тенденциях. Правильно оформленная витрина, легко способна остановить на себе взгляд покупателя, тем самым способствуя принятию им решения посетить секцию.
Попадая в секцию, покупатель начинает свое движение против часовой стрелки, поэтому ассортимент, представленный с правой стороны, должен привлечь покупателя, направить его дальше по торговому залу. Однако в существующей на данный момент секции это не учитывается, так как на первых же пристенных горках представлен довольно специфический ассортимент (спортивная обувь, валенки, галоши), что не представляет особого интереса для большей части посетителей (Приложение К).
В новой планировке секции такой вид торгового оборудования как пристенная горка также незаменим. Поскольку торговый зал секции «Мужская обувь» имеет правильную форму (прямоугольник), то расстановка пристенных горок по всему периметру секции является оптимальным решением.
Отличительной особенностью новых горок являются их параметры (0,5х0,9х2). Такие размеры позволяют учесть все особенности демонстрации данной товарной группы. Увеличение глубины полки (с 0,35 до 0,45 м.) позволит убрать такую проблему нынешней секции, как свисание обуви с полок и ее падение при выборе. Размерный ряд мужской обуви отличается от женского и детского размерного ряда и предполагает большую глубину полки для устойчивости полупары.
При продаже обуви следует учесть один весьма важный момент - товары должны располагаться на некотором возвышении, но не выше уровня человеческих глаз. Высота пристенных горок в нынешней секции 2,15 м. На горке размещено пять полок. Пятая полка находится на высоте 1,8 м., что весьма затрудняет восприятие и, соответственно, оценку представленного товара покупателями.
Высота новой горки
2 м. На ней размещено 4 полки, высота
последней составляет 1,65 м., что является
нормой при демонстрации обуви. Еще
одним преимуществом
Все более серьезные масштабы в наши дни приобретает деление магазинов на классы: высший класс («люкс»), средний класс и эконом-класс, он же - самый доступный. Такая градация справедлива и для обувных отделов и магазинов, и выражается она не только в качестве предлагаемого товара, но и в дизайне торговых помещений.
Используя данную классификацию мы относим секцию «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» к эконом-классу. В ней продается относительно недорогая обувь для всех социальных слоёв населения. Основная задача торгового оборудования для таких магазинов (секций) – вместить максимум товара при этом, не превращая магазин в подобие складского помещения. Обувь в таких магазинах обычно расставлена вплотную лицевой стороной к покупателям.
Наиболее оптимальным и удобным решением для обувных магазинов является торговое оборудование островного типа, которое позволяет покупателям с легкостью рассмотреть предлагаемый товар, даже не снимая его с полки. В настоящий момент в секции установлено всего 5 островных овальных горок, что достаточно мало для всей площади торгового зала. Горка состоит из металлического каркаса и 4 стеклянных полок. Однако широта представленного в секции ассортимента делает использование стеклянных полок не уместным. На многих полках островных горок обувь представлена навалом, что делает стеклянные полки почти незаметными.
В новой секции предложено использовать островные горки прямоугольной формы с размерами 0,95х0,9х1,6. В зависимости от необходимого прохода между горками они скомпонованы по 2 или 3 горки вместе. Материал изготовления: металлический каркас с навесными двухсторонними полками из древесно-стружечной плиты (ДСП). На каждой островной горке установлено 6 полок. Высота полок также может изменяться.
Островное оборудование в секции выстроено линейно с тем, чтобы при большом скоплении народа, покупатели не мешали друг другу, ведь непременно кто-то захочет примерить новую обувь, кто-то придет для того чтобы пока только присмотреться и прицениться. Такая планировка удобна и для обслуживающего персонала, так как позволяет не только следить за сохранностью товара-материальных ценностей, но и быстро реагировать на заинтересованность покупателей в покупке.
В связи с увеличением количества островных горок в центре секции произойдет разгрузка выкладки на пристенных горках, так как имеет место такое явление как выкладка обуви навалом.
Центральные островные горки, а также пристенные горки, расположенные с правой стороны у входа в секцию (вдоль витрин), можно использовать для демонстрации по размерам модельной обуви или представления сезонных новинок. Все остальные пристенные горки могут быть предназначены для демонстрации ассортимента дорожной, спортивной и домашней обуви.
При покупке обуви вполне естественно желание не просто основательно рассмотреть выбранный товар, но и померить его, а также увидеть, как желаемая обновка будет выглядеть со стороны, причем не с одного ракурса, а со всех возможных. В настоящий момент для этих целей используется 4 банкетки из ДСП с напольными зеркалами, предназначенные для примерки обуви сразу 4 посетителям. Большое зеркало находится в глубине секции, что весьма неудобно для покупателей, так как надо идти через весь торговый зал.
Согласно предложенному нами плану секции «Мужская обувь» предполагается использовать не совмещенные, а отдельно стоящие мягкие пуфы (17 ед.). Большая часть пуфов будет оснащена напольными зеркалами. Остальные пуфы расположены возле 2 колонн, которые будут «зашиты» со всех сторон зеркалами.