Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва

Вложенные файлы: 1 файл

диплом конечный 15.05.2012 2.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

В связи с отсутствием  в организации необходимой для анализа информации, была самостоятельно разработана схема расположения секций на 2 этаже универмага с расчетом их торговых площадей (Рисунок 2.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый этаж универмага имеет свою цветовую гамму. На 2 этаже в оборудовании, навигационных указателях, преобладает синий цвет, так как секции, в основном, формируют потребительский комплекс «Товары для мужчин».

Торговое оборудование для большинства секций 2 этажа  было изготовлено предприятием ООО  «СпецГрандСервис» по индивидуальному дизайн-проекту. В основном – это наборы мебели, которые представляют собой группу различных по функциональному назначению изделий с одинаковым архитектурно-художественным оформлением.

Торговое оборудование в секциях сборно-разборное, детали мебели соединены с помощью болтов, винтов, скоб, крючков и других разъемных соединений. Материал изготовления - комбинированный (металл, дерево, стекло, пластмасса). Металлические детали мебели изготовлены из труб тонколистовой стали круглого сечения. Для отделки их поверхности использовались эмалевые покрытия. Деревянные детали изготовлены из пиломатериалов, фанеры. Используемое в торговом оборудовании стекло имеет повышенную прочность и стойкость к механическим повреждениям.

Рассмотрим более подробно торговое оборудование каждой секции 2 этажа универмага по ходу движения основного покупательского потока.

После подъема на эскалаторе покупатель оказывается перед секцией  «Мужское белье» и дополнительной бригадой «Мужские чулочно-носочные изделия».

В секции «Мужское белье» реализация товаров осуществляется по методу самообслуживания, а в  бригаде - через прилавок. Общая площадь  секции (вместе с бригадой) составляет 118,07 м. кв.

При входе в секцию «Мужское белье» покупателей «встречают»  две стеклянные витрины с декоративно оформленными товарными экспозициями. По периметру секции установлены экономпанели. Экономпанель представляет собой ламинированную плиту, в которой чередуются Т-образные пазы. В пазы вставляется различное навесное оборудование: полки, вешалки, кронштейны, крючки и пр.

Большая часть экономпанелий  в секции прикреплены к стенам, а часть закреплены на металлических  стойках. В центре расположены П-образные двусторонние вешала в количестве 5 единиц, две из которых двухуровневые.  В секции есть одна примерочная кабина с мягким пуфом и зеркалом. На месте кассово-расчетного узла установлено 4 прилавка, один из которых предназначен для роботы на кассовом аппарате, а остальные прилавки используются для демонстрации товара, размещенного на выдвижных стеклянных полках.

В бригаде «Мужские чулочно-носочные изделия» основным используемым торговым оборудованием являются универсальные горки (12 ед.) и стеклянные прилавки с выдвижными полками (10 ед.). Для кассового аппарата установлен глухой прилавок с зоной для упаковки товара. По всему периметру бригада частично захватывает 3 опорные колоны. К центральной колоне прикреплена экономпанель с навесными крючками, что в свою очередь помогло увеличить демонстрационную площадь.   С одной стороны бригаду от секции «Мужское белье» отделяют два глухих прилавка, используемые для хранения запаса товара, а с другой стороны площадь бригады ограничена стеклянной витриной с декоративной экспозицией мужского белья.

Двигаясь дальше по маршевому  проходу универмага, покупатель попадает в самую большую секцию на 2 этаже - «Мужская одежда». Общая площадь секции и относящейся к ней бригады «Мужские головные уборы» составляет 617,16  м. кв.

 Основное торговое  оборудование - линейные двухсторонние  вешала. Вешала - торговое оборудование, позволяющее эффективно занять центральные части торговых помещений, при этом более чем компактно разместив продаваемые вещи. Также вешала представляют собой достаточно мобильное оборудование. Их легко перемещать, меняя интерьер и представленную экспозицию одежды.

Для демонстрации данной товарной группы не обойтись без экономпанелей. Основная их часть закреплена на металлических  стойках и установлены вдоль  боковых стен секции. Используемое навесное оборудование для данных экономпанелей  – металлические поручни, образующие на оборудовании, по необходимости, два-три ряда. Для удобства покупателей в секции есть 9 примерочных кабин, укомплектованных мягкими пуфами и зеркалами.

В соответствии с общим  планом 2 этажа по всему торговому  залу размещена сетка колонн 7х9. В связи с этим на занимаемой секцией «Мужская одежда» площади находится 20 колонн, из них 11 распределены по периметру секции, а 9 колонн находятся внутри. Внутренние колоны и определили вид планировки торгового оборудования в секции – линейная комбинированная (продольная и поперечная) планировка. По идущей линии колон выстроены линии двухсторонних вешал. Одна из колонн секции оборудована специальным двухуровневым металлическим каркасом, который используется для демонстрации галстуков. Также для представления данного товара используются крутящиеся вешала, с круговой перекладиной. При просмотре и выборе галстука покупатель, стоя на одном месте, может посмотреть весь представленный ассортимент.

В секции «Мужская одежда»  размещено два узла расчета. Они оборудованы глухими прилавками, которые используются для установки кассового аппарата и упаковки приобретаемого покупателем товара.

По маршевому проходу  вдоль секции размещены декоративно  украшенные подиумные группы со стоящими на них манекенами. Стилизованные торс-манекены можно увидеть и внутри секции. Манекены являют собой прекрасное средство показа товара «лицом». Позволяют эффектно продемонстрировать комплекты одежды, акцентировать внимание на модных новинках. Правильно подобранный и стильно одетый манекен, легко способен остановить на себе взгляд покупателя, тем самым способствуя принятию им решения посетить секцию.

Вынесенная за пределы  секции  бригада «Мужские головные уборы» размещена вдоль ее левой  стены. В бригаде продажа товаров  осуществляется через прилавок. В таком случае просматриваются две линии оборудования: по задней стенке расположено 14 горок со стеклянными полками и закрытыми отделами внизу для хранения запаса товара, а впереди ряд прилавков в количестве 11 ед. Из общего числа 5 прилавков демонстрационные с двумя стеклянными полками и распашными дверцами внизу (для хранения товарного запаса). Один прилавок предназначен для кассового аппарата, а остальных имеют глухую конструкцию. Верхняя поверхность этих прилавков используется для установки настольных двухсторонних зеркал. Боковые стенки бригады представлены в виде 5 стеклянных витрин. В них представлен сезонный ассортимент товаров.

В центре торгового зала 2 этажа расположена секция «Галантерея». В ней представлен ассортимент, как для мужчин, так и для женщин. К секции относится бригада «Сувениры». Общая площадь секции и бригады – 275,7  м. кв. Секция имеет прямоугольную форму, которую образуют по всему периметру стеклянные горки, витрины (12 ед.) и экономпанели. Два входа в секцию расположены с противоположных сторон. Возле каждого входа есть два узла расчета (всего 4). Для работы на кассовом аппарате установлены специальные прилавки с остеклением. Также в прикассовой зоне размещены стеклянные прилавки с выдвижными полками, предназначенные для демонстрации мелкого товара.

По длине всей секции идет линия из 7 колонн. Все колонны  задействованы в торговом процессе: на 3 колоннах закреплены металлические  каркасы для демонстрации мужских  и женских ремней, а на остальных 4 колоннах закреплены зеркала для примерки понравившегося товара. В секции также используются металлические кассеты на колесах               (4 ед.), в них навалом представлены маленькие женские сумочки и косметички. Для демонстрации дорожных сумок используются подиумы, а также островные горки круглой формы (6 ед.). Сезонный ассортимент в секции представлен на 5 Х-образных вешалах, равномерно распределенных по всей площади.

В бригаде «Сувениры», как и во всех предыдущих бригадах, вдоль стены установлено 12 горок, а впереди линия из 13 прилавков. Для организации двух кассовых узлов используются 4 закрытых прилавка, а остальные 9 – стеклянные, предназначены для демонстрации мелкого товара. Бригада частично захватывает три колонны, площади которых также  эффективно используются. На центральной колонне размещена специально изготовленная навесная стеклянная витрина для  дорогостоящих сувениров. В этих же целях используется еще одна стеклянная полукруглая витрина с подсветкой, установленная  вдоль правой колонны. Вдоль левой колонны расположен полукруглый стеллаж для поздравительных открыток.

Ассортимент в бригаде  «Сувениры» достаточно мелкий, поэтому  дополнительно на закрытых прилавках  установлены 2 настольные  стеклянные витрины, где размещены настолько  мелкие сувениры,  для реализации которых необходимо максимально приблизить их к покупателю.

Одним из важнейших атрибутов  любого мужчины является обувь. Именно эта секция следующей представляет посетителям 2 этажа свой ассортимент. Общая площадь секции 204,8 м. кв. позволяет использовать различные виды торгового оборудования, позволяющие выгодно представить все особенности данной торговой группы. Это витрины, горки, островные металлические стойки разной конструкции.

Ассортимент, представленный в секции «Товары для спорта и  туризма», направлен на удовлетворение потребностей не только мужчин, но и женщин, детей. Общая площадь секции «Товары для спорта и туризма», а также относящейся к ней бригады «Товары для охоты и рыболовства» - 242,4 м. кв. У входа в секцию расположены два расчетных узла. Для организации рабочего места кассира используется глухой прилавок с зоной для упаковки товара, а также стеклянный прилавок с выдвижными полками для демонстрации мелкого товара.

Секция условно разделена  на две части: половина торгового  зала используется для демонстрации спортивной одежды, а вторая часть зала -  для демонстрации спортивного инвентаря. По всему периметру секции  установлены экономпанели. Для выкладки спортивной одежды навесным оборудованием являются металлические поручни, расположенные в 2 уровня. Спортивная одежда также представлена на  крутящихся вешалах, с круговой перекладиной (16 ед.). Для удобства покупателей в секции есть 5 примерочных кабин, укомплектованных мягкими пуфами и зеркалами.

Спортивный инвентарь  на экономпанелях представлен на вешалках, кронштейнах, полках, крючках (в зависимости от вида упаковки товара). Для отдельных групп товаров используется специализированное оборудование: металлические стоики для велосипедов; вешала для мячей, обручей; островная горка для походного инвентаря. В центре торгового зала секции находятся 2 колонны. На одной из колонн закреплен металлический каркас, на котором представлен ассортимент для единоборств (спортивные груши, шлемы, перчатки).

Бригада «Товары для  охоты и рыболовства» значительно меньше, чем остальные бригады на 2 этаже. Вдоль стены установлено всего 2 горки и 3 экономпанели с кронштейнами для демонстрации товара в готовой упаковке. Впереди выстроена линия из 8 прилавков, из которых 6 открытых стеклянных и 2 глухих прилавка, на которых установлен кассовый аппарат и происходит упаковка товара. С каждой стороны бригады размещено по 2 стеклянные витрины, используемые для демонстрации штучного товара. Дополнительно на колонне закреплена специализированная экономпанель на которой представлен ассортимент удочек. Ассортимент в бригаде достаточно мелкий и основная его часть представлена в прилавках и стеклянных витринах.

Продвигаясь дальше по маршевому  проходу, свой ассортимент покупателям  представляет секция «Игрушки». Общая  площадь – 126,4 м. кв. Два входа в секцию позволяют потоку покупателей свободно перемещаться по торговому залу. Возле каждого входа установлено по 2 стеклянные витрины, в которых красочно представлен ассортимент кукол. Для расчета с покупателями в секции возле выходов установлено три кассовых аппарата (2 кассовых аппарата возле одного выхода и 1 аппарат возле другого). Основным оборудование в этой секции являются горки. По всему периметру установлены пристенные горки, а в центре торгового зала стоят 4 островные горки, расположенные вертикально по отношению к входам в секцию. Значительную часть торгового зала занимают подиумы, используемые для демонстрации крупногабаритного товара (велосипеды, коляски, машинки, мягкие игрушки, конструктор). Между подиумами стоят металлические кассеты, в которых навалом представлены мягкие игрушки.

В секции «Игрушки» для  демонстрации товара также задействованы  три колонны. Одна колонна находится  в центре зала и вокруг неё закреплен  металлический каркас с небольшими полками, используемые для выкладки товара в готовой упаковке (коробки).  Две колонны размещены параллельно и к ним примыкаю боковые пристенные горки. К колоннам закреплены экономпанели с навесными кронштейнами и крючками, на которых представлен штучный товар в индивидуальной упаковке.

Замыкающей секцией 2 этажа универмага является секция «Детская обувь» общей площадью 126,4 м. кв. При входе в секцию две стеклянные витрины демонстрируют покупателям новые тенденции сезона. По периметру секции расположены многоуровневые горки и несколько экономпанелей. В центре торгового зала дополнительно установлено еще 3 островные горки для демонстрации самых маленьких размеров обуви. По всей секции для удобства покупателей стоят мягкие пуфы (10 ед.) для примерки понравившейся пары обуви. Колонна в центре секции обрамлена вокруг металлическим каркасом и используется как островная горка. У выхода из секции размещено 5 закрытых прилавков, на которых установлено 2 кассовых аппарата и осуществляется упаковка товара.

Для предоставления дополнительных услуг покупателям на 2 этаже универмага часть торговой площади сдана в аренду (церковная лавка;  оформление подарков; реализация дисков и видеопродукции; изготовление фотографий и реализация фотопродукции; реализация очковой продукции; реализация книжной продукции; пункт «Спорт-Пари», банкомат «БПС-банк», банкомат и инфокиоск ОАО «Белинвестбанк»). Общая площадь, сдаваемая в аренду на 2 этаже предприятия, составляет 33,8 м. кв.

В качестве дополнительной услуги также размещена бригада  «Продовольственные товары». В ней представлен вино-водочный и кондитерский ассортимент товаров. Для организации рабочего места бригады используются 6 пристенных горок, 8 прилавков (4 глухих и 5 стеклянных), 3 стеклянные витрины, 3 холодильника и 1 лари. Для расчета с покупателями установлено 2 кассовых аппарата. Общая площадь бригады «Продовольственные товары» - 22,6 м. кв.

Информация о работе Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации