Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:18, курсовая работа
Центрально-Азиатские государства расположены в аридной зоне, где без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому почти во всех государствах региона существует и преобладает ирригация, которая требует большого количества водных ресурсов. Центральная Азия имеет примерно 170-180 км3 поверхностных водных ресурсов, из которых на сегодня используется свыше 90%.
Сооружения, обеспечивающие непосредственную подачу воды населению и на технологические процессы, должны находиться в ведении города и предприятий, использующих воду, что даст возможность им рационально использовать отпущенную воду, не нарушая действия хозяйственного механизма.
Структура отрасли «водное хозяйство» стран «Центральной Азии»
В о д н о е х о з я й с т в о |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Водный фонд |
Сооружения по обеспечению экономики и общества водой |
Сооружения и предприятия по защите природы, общества от вредного воздействия вод | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реки |
Моря |
Озера, водохранилища, пруды |
Подземные воды |
Ледники, снежники |
Болота |
Крупные водозаборные сооружения |
Сооружения по добыче подземных вод |
Каналы и водоводы территориального перераспределения стока |
Напорные сооружения (энергетические, воднотранспортные, сельскохозяйственные) |
Рекреационные сооружения |
Крупные межотраслевые очистные сооружения |
Защитные сооружения |
Противоселевые сооружения |
Русловыправительные сооружения |
Функции отрасли «водное хозяйство»
Функции отрасли «водное хозяйство» определяются, в первую очередь, наличием и характеристиками водного фонда. Например, в Казахстане, запасы пресных поверхностных вод в котором составляют порядка 170 км3. Выявленные вековые запасы подземных вод содержат суммарные эксплуатационные возобновляемые запасы порядка 45 км3.
В пределах определенной выше сферы деятельности отрасли «водное хозяйство» можно в первом приближении сформулировать его основные функции:
Каждая из перечисленных функций отрасли «водное хозяйство» может иметь, конечно, более дробные и конкретные аспекты деятельности. Например, подземные воды, входящие в блок «водный фонд» отрасли «водное хозяйство» в Казахстане:
1). оценка прогнозных эксплуатационных ресурсов и качества питьевых вод в Южном, Центральном, Северо-Западном округах;
2). оценка состояния
запасов и качества
3). выявление причин, приведших к использованию лишь 20 % разведанных и утвержденных в период СССР запасов питьевых вод в ГКЗ и ТКЗ;
4). анализ состояния
химико-аналитической базы и
5). безопасность питьевых
вод как комплекс мероприятий:
Существующая организация управления водным хозяйством и пользование основными производственными фондами водохозяйственного назначения в Центрально – Азиатском регионе
В настоящее время в странах Центральной Азии единой системы управления водным хозяйством не существует. Водное хозяйство раздроблено и управляется отдельными министерствами и ведомствами, владеющими, в основном, производственными фондами водного хозяйства. Сотни разрозненных государственных организаций и их филиалов, работающих на водных объектах и гидротехнических сооружениях, дублируют и решают схожие задачи. Для эксплуатации даже десятка сооружений одного речного бассейна приходиться содержать специализированные штаты ряда министерств, федеральных агентств и их территориальных органов, федеральных служб по надзору с соответствующими территориальными органами, структуры отраслевых эксплуатантов стран Центральной Азии. При этом даже на одном гидроузле могут работать несколько эксплуатирующих организаций, подведомственных различным министерствам и ведомствам, - работать по своему разумению, имея различную нормативно-правовую и нормативно-техническую базу, различный эксплуатационный персонал, собственную охрану и как бы независимо от «соседей».
Координация действий в водохозяйственном комплексе не осуществляется. Отсутствует взаимодействие между федеральными центрами и их субъектами. Водопользователи полностью отстранены от участия в процессе управления водным хозяйством. Все это не позволяет проводить единую техническую политику в области безопасности на водных объектах и гидротехнических сооружениях, концентрацию средств для решения важнейших водохозяйственных задач, ведет к неоправданно высоким затратам и неэффективности использования государственного имущества.
Важнейшими условиями реализации принятых основных направлений развития в регионе являются совершенствование водного законодательства, механизмов регулирования водопользования, гармонизация водного законодательства, стран Центральной Азии с законодательством стран СНГ и Европейского союза. Однако данная работа практически не ведется. Не определена стратегия развития водохозяйственного комплекса на долгосрочную перспективу, не принимаются меры по совершенствованию системы управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом и внедрению эффективного экономического механизма в этой области. Недостаточно ведутся работы по улучшению условий водообеспечения населения и объектов экономики (хозяйственного комплекса регионов и стран в целом), снижению ущерба от наводнений и другого вредного воздействия вод, совершенствованию нормативной правовой базы в области рационального использования и охраны водных ресурсов, снижению негативных тенденций и стабилизации ситуации в водохозяйственном комплексе. Частные средства для реализации задач водохозяйственного комплекса не привлекаются. Имеет место дублирование полномочий и низкая исполнительская дисциплина.
Сложность происходящих на водных объектах гидрологических, гидрогеологических, гидрохимических и гидробиологических процессов, на которые оказывает влияние антропогенная деятельность, обусловливает высокие требования к научно-техническому обеспечению водного хозяйства, включая проведение фундаментальных и прикладных исследований водных проблем, постоянное научное сопровождение проектирования, строительства и эксплуатации крупных водохозяйственных объектов.
Международный опыт управления водными ресурсами и объектами
В международной практике права человека по свободному доступу к воде закреплены в ряде документов ООН и других важных международных соглашениях. По оценкам неправительственных международных организаций 100 % водных ресурсов и 90 % объема мирового водоснабжения находится в ведении государства и общества.
Вода не является объектом собственности, что подтверждено также Европейской рамочной водной директивой. При этом в водный сектор допускаются частные компании только на основе концессионных соглашений, предусматривающих передачу концессионерам инфраструктуры водохозяйственной отрасли.
Во Франции, например, 36800 муниципалитетов, ответственных за решение проблем водоснабжения и канализации, осуществляют, в основном, эту работу через делегирование своих управленческих функций частному оператору посредством концессионных договоров. Это не связано с передачей фондов в частные руки. Они остаются собственностью муниципалитетов, даже если финансируются частными операторами. По такой схеме во Франции частные компании обеспечивают водоснабжение 75 % населения страны и услуги по канализации 35 % населения.
Муниципалитеты используют гибкую схему, применяются:
а) договоры аренды (в их рамках частные компании отвечают за управление системами водоснабжения и канализации, а муниципалитет – за инвестирование развития этих систем);
б) концессионные контракты, в рамках которых частный оператор отвечает, в том числе, и за инвестиционную деятельность.
Практика такова, что
концессионные контракты
Предлагаемая модель
организация отрасли «водное хозяйство»
в странах Центральной Азии
Сущностная особенность управления охраной и использованием водной среды состоит в том, что мы имеем дело с единым, интегрированным объектом «водный фонд» – «водное хозяйство». Это обусловливает триединство функций управления и её три уровня:
Государственно-
Системообразующее управление – это деятельность по:
1) созданию (строительство, эксплуатация и т.п.) конкретных сооружений, объектов, продуктов, услуг, средств и т.д., совокупность которых предназначена для достижения определённо поставленной цели,
2) обеспечению целенаправленного движения материальных, трудовых, финансовых, информационных потоков.
Контрольно-надзорное управление с присущими ему функциями осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти субъекта государства в Центральной Азии.
Управление единым интегрированным
объектом «водный фонд» – «водное хозяйство» на всех вышеперечисленных
уровнях управления необходимо осуществлять
на основе нормативно-правовых актов и
решений системообразующего документа
– «Схемы устойчивого развития водного
фонда». Предлагаемая «Схема устойчивого
развития водного фонда» будет содержать
сгруппированную по наиболее важным гидролого-гидрогеолого-
Только на этой основе возможно системно-обоснованное принятие решений в составе бассейновых «Схем комплексного использования и охраны водных объектов», а также принятие решений бассейновыми советами.
Главной функцией
предлагаемой «Схемы устойчивог
Для реализации этой функции используются не локальные показатели предельно-допустимых концентраций (ПДК), санитарный попуск и т.д., а система интегральных показателей: необходимый и достаточный экологический сток (попуск); потенциальные эксплуатационные ресурсы водных объектов; экологически допустимое безвозвратное изъятие стока; экологически допустимый сток химических веществ; целевые показатели по достижению качества вод к определённому временному уровню.
Такая система показателей необходима: во-первых, – потому, что ни один водопользователь не заинтересован финансировать создание условий для других хозяйствующих субъектов, поскольку их финансовые интересы не совпадают и такого рода затраты не окупаются; во-вторых, – водопользователь ещё на прединвестиционном этапе должен иметь возможность оценить свои затраты.
Для создания «Схемы устойчивого развития водного фонда» необходимо нормативно-правовое закрепление конкретных условий использования, охраны, восстановления водных ресурсов и водной среды конкретных водных объектов. Это должно быть обеспечено путём законодательного введения в действие системы типовых, соответствующих специфике водной среды (и потому отличающихся от обычных), гражданско-правовых договоров и решений на водопользование.
Стоящая перед странами Центральной Азии проблема преодоления системного кризиса в едином интегрированном объекте «водный фонд» - «водное хозяйство» может найти своё разрешение только путём создания специализированного управляющего органа с приданием ему производственно-хозяйственных функций, то есть путём организации ОАО «Воды Центральной Азии», что соответствует современным экономическим реалиям. Создание и внедрение технико-экономического обоснования ОАО «Воды Центральной Азии» включают:
Информация о работе Водные ресурсы стран Центральной Азии в рыночных отношениях