Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:56, курс лекций
Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.
Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования. Но их суть сводится к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Модель Курно – модель олигополии, в которой две фирмы конкурируют, выбирая уровень своего производства, оставляя рынку определение цены произведенного продукта.
Модель Штакельберга – модель олигополии, в которой фирмы движутся последовательно и пример первой, начавшей движение, считается рыночным лидером.
Монополистическая конкуренция – рынок, на котором множество мелких продавцов реализуют дифференцированные продукты.
Монополия – это тип рыночной структуры, при которой предложение представлено единственным продавцом блага, не имеющего близких заменителей (субститов).
Монопсония – ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель.
Национализация – процесс, обратный приватизации, переход имущества из частной собственности в собственность государства.
Некооперативное стратегическое поведение – действия фирм, стремящихся максимизировать прибыль путем улучшения своих рыночных позиций относительно конкурентов.
Нелинейное ценообразование – ценовая политика (разновидность ценовой дискриминации второго типа), при которой фирма, в противоположность двухчастному тарифу, может прямо устанавливать разные цены на продукцию в зависимости от готовности покупателя платить за товар, в результате расходы потребителя на приобретение данного товара изменяются непропорционально изменению количества покупаемого товара.
Неполная, или частичная, интеграция – ситуация, когда по тем или иным причинам активной фирме не удается установление полного контроля над собственностью, т.е. не удается консолидировать необходимый пакет акций.
Нестратегические барьеры входа – создаются фундаментальными условиями отрасли и в целом независимы от деятельности фирмы или слабо поддаются ее воздействию.
Нисходящая интеграция, или «интеграция назад» – объединение в рамках одной фирмы двух или более последовательных стадий производства, при котором к предшествующей стадии присоединяется последующая.
Однородная цена – ценовая политика, при которой все единицы продукции продаются по одинаковым ценам.
Олигополия – рынок, на котором действуют несколько крупных продавцов и существуют значительные барьеры входа или выхода.
Олигопсония – рынок, на котором действуют несколько крупных покупателей и существуют значительные барьеры входа или выхода.
Отрасль – это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, использующих близкие ресурсы и технологии; отрасль объединена на основе характера используемых технологий.
Прибыль – это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала.
Приватизация – процесс сокращения масштабов государственного сектора и структурное перераспределение прав собственности в пользу частного сектора.
Простой тариф – механизм, увязывающий изменение величины цены единицы продукта в зависимости от общего объема закупки продукта.
Рынок – это объединение производителей и потребителей на основе удовлетворяемой потребности.
Рынок монополистической конкуренции – рынок, на котором большое число продавцов предлагают дифференцированную продукцию.
Рыночная структура – внутренние связи между экономическими агентами одного и того же рынка.
"Самоубийственное" ценообразование – установление доминирующей фирмой цены ниже предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка. Подобное поведение может привести к потере эффективности деятельности самой доминирующей фирмы.
Сегментация рынка – разделение покупателей на отдельные категории в соответствии с их ценовыми предпочтениями.
Сезонное ценообразование – ценовая политика (разновидность ценовой дискриминации третьего типа), при которой фирма устанавливает цены на товары в зависимости от времени продажи товара (день – ночь, осень – зима и т.п.).
Совершенная конкуренция – рынок чистой конкуренции, характеризующийся к тому же отсутствием барьеров входа новых фирм и мобильностью на рынке уже имеющихся или потенциально пригодных для использования ресурсов.
Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации) – ценовая политика, которая позволяет фирме заставить всех покупателей платить за товар в размере максимальной готовности платить.
Стратегические барьеры входа – создаются самой фирмой в результате реализации ее целенаправленной политики.
Стратегическое поведение фирмы – такое поведение фирмы, когда при выборе варианта деятельности (цены, количества и качества товара) фирма принимает во внимание возможные ответные действия конкурентов. Стратегическое поведение свойственно только рынку олигополии.
Трансакционные издержки – это явные и неявные затраты на обеспечение выполнения внешних контрактов, которые предназначаются на поиск деловых партнеров, ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение его выполнения.
Фирма – это экономический субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью.
Фирма-аутсайдер – фирма, поведение которой не способно повлиять на параметры рынка.
Франшиза – плата за предоставление возможности пользоваться каналами сбыта или другими инструментами воздействия на спрос другой фирмы.
Цена "проникновения" – относительно невысокая цена нового товара, позволяющая фирме быстро завоевать рынок.
Цена "снятия сливок" – относительно высокая цена нового товара, позволяющая фирме получить большую прибыль в короткие сроки.
Ценовая дискриминация – продажи одинаковых товаров разным покупателям одной и той же фирмой осуществляются по разным ценам и при этом различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара. Цель любой ценовой дискриминации состоит в том, чтобы перевести потребительский излишек в прибыль фирмы.
Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип ценовой дискриминации) – ценовая политика, используемая тогда, когда фирма знает, что существует несколько типов потребителей, но она не в состоянии различить каждый тип. Характерными чертами дискриминации второго типа являются: снижение средней цены товара с ростом объема продаж; самостоятельный отбор потребителей.
Ценовая дискриминация по группам потребителей (третий тип дискриминации) – ценовая политика, при которой по отношению к каждой группе потребителей назначаются различные цены.
Ценовое лидерство – установление рыночной цены какой-либо фирмой таким образом, что другие фирмы вынуждены придерживаться этой цены.
Чистая конкуренция – рынок, на котором продавцы не обладают никакой монопольной властью, что возможно на рынке однородного продукта при значительном числе продавцов и покупателей относительно размеров рынка.
Эффект "странных цифр" – психологическое предпочтение товара, цена которого оканчивается на 5 или 9.
Эффект "якоря" – выбор потребителем места покупки в зависимости от его оценки ряда специфических товаров "лидеров по потерям".