Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа
Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
Введение
I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования--------6
1.2. Цели, объекты, субъекты экономической политики-----------------------11
1.3. Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы-----------------------15
II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России
2.1. Бюджетная политика России-----------------------------------------------------23
2.2. Проблемы государственного долга в России-------------------------------25
2.3. Кредитно-денежная политика России-----------------------------------------26
2.4. Социальная политика государства---------------------------------------------27
III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России
3.1. Направления совершенствования государственного
регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29
3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42
Заключение-------------------------------------------------------------------------------50
Список литературы
Выразителями социально-
Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.
1.3. Методы государственного регулирования и способы вмешательства государства в экономические процессы
Государство осуществляет регулирование
социально-экономических
Общепринято деление
методов государственного
- правовые,
- административные,
- экономические.
Правовое регулирование
экономики состоит в
Административное
регулирование экономики
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.
Существуют важные
ограничения для регулирования
государством экономики.
Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.
Методы косвенного воздействия
создают лишь предпосылки к тому,
чтобы при самостоятельном
Методы государственного
регулирования классифицируются и
по критерию организационно-
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю
______________________________
Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой - М.: Инфра - М, 2002 - 714 с.
над ценами, государство создает для производителей особый экономический
режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.
Государство осуществляет регулирование
социально-экономических
Теперь рассмотрим
способы вмешательства
Существуют два способа вмешательства: прямое и косвенное.
К прямому вмешательству относятся следующие меры: развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие государства в различных акционерных обществах) , кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБР , принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.
Во всех промышленно развитых странах сушествует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия, и т.д. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в Германии, Бельгии и Голландии. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях. Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Речь идет, как правило, об отраслях, где основной капитал, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеет особенно большое значение, и стоимость его велика. Однако такое значение основного капитала делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.
В самом деле, основной капитал в случае возникновения осложнений не может быть легко переведен из одной отрасли в другую. Его нельзя легко уменьшить в случае безработицы или падения деловой активности, если он только не будет "заморожен". С монополизацией рынка, когда устанавливается все больший контроль со стороны отдельных предприятий над сбытом продукции ряда отраслей национальной экономики, резкое снижение цен для этих отраслей гораздо более опасно, чем для тех, где основной капитал менее значителен. Следовательно, речь идет о весьма неустойчивых отраслях, деятельность которых отрицательно сказывается на общей норме прибылей из-за высокой доли основного капитала. Поэтому прямое государственное вмешательство стало необходимым для того, чтобы переложить трудности, возникшие в связи с неизбежным обесценением общественного капитала на государство и сохранить таким образом прибыли частных корпораций, вложивших капиталы в эти отрасли.
Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных.
Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных государственно - частных фирм и компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются несколько другими принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных задач, повышения прибыльности частного сектора.
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, в подготовке и переподготовке кадров и т.д., так как высоких прибылей от этих отраслей никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (например, почтово - телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования. Так, в условиях кризиса, ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются , инвестиции в государственный сектор , как правило, растут . Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет огромную роль в государственной структурной политике.
Государство создает новые
объекты или расширяет и
В целом
государственный сектор служит
дополнением частного
В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это, в первую очередь, государственные кредиты, субсидии и гарантии, (поручительства), а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.
Косвенное вмешательство.
К мерам косвенного вмешательства государства в экономику можно отнести стимулирование инвестиций, обеспечение нормального уровня занятости, стимулирование экспорта или (и) импорта, поддержание цен на жизненно важные продукты.
Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов.
Денежная политика - это политика, направленная на регулирование совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связяны друг с другом.
Налоги являются главным инструментом мобилизации денежных средств для покрытия государственных расходов. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в государственном регулировании играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или избирательно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Ускоренная амортизация. Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях
является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР (Научно - Исследовательские и Опытно – Конструкторские Работы). Суть его – в отрыве от физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала (станки, оборудования, транспортные средства, очистные сооружения) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов. Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибыли от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше использовать эти средства нельзя, а лежать без дела они тоже не могут). Для примера – в США размер амортизационных отчислений в общем объеме капиталовложений в 1985 году составлял 72%.
Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики