Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать экономическое содержание и место государственного долга в экономической системе государства;
- охарактеризовать особенности государственного долга в зарубежных странах, проанализировать зарубежный опыт управления государственным долгом;
- рассмотреть причины, современное состояние, проблемы и пути оптимизации государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, виды, причины возникновения государственного долга 5
2 Анализ мирового опыта управления государственным долгом 11
3 Управление государственным долгом в Республике Беларусь 23
Заключение 45
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач4.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.1 - Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь, млн. долл. США

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Активы

3289

3583

8592

7771

10 938

11 152

Пассивы

7185

9201

16 501

21 161

29 836

37 572

Чистая инвестиционная позиция

-3896

-5618

-7909

-13 390

-18 898

-26 420

Соотношение активов к пассивам

1/2,2

1/2,6

1/1,9

1/2,7

1/2,7

1/3,7


Источник: Дайнеко, А. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси / А. Дайнеко // Банкаўскі веснік. - 2012. - №3. – С.7

Однако начавшийся в 2008 г. финансовый кризис в мире вновь вернул соотношение между активами и обязательствами к соотношению почти 1/3, что соответствовало положению, когда обязательства в три раза превышали имеющиеся иностранные активы, то есть как субъект мировой экономики страна жила в долг. В первую очередь это было связано со значительным падением экспорта белорусских товаров и сокращением валютных поступлений в страну.

В 2009 - 2010 гг. ситуация резко изменилась в сторону негативной тенденции. И хотя соотношение активов и пассивов в 2009 г. оставалось на уровне 2008 г., в 2010 г. данный показатель достиг значения 1/3,7. В абсолютном выражении (долларах США) чистая инвестиционная позиция в 2010 г. ухудшилась практически в 2 раза по сравнению с 2008 г.

Подобная ситуация может продолжаться достаточно долго, пока страна имеет возможность кредитоваться в других странах или международных финансовых организациях. Однако для того, чтобы по-настоящему стать экономически независимым государством, необходимо иметь достаточное количество собственных иностранных активов для покрытия всех своих международных обязательств.

Рассмотрим динамику внешней торговли нашей страны и факторы, определяющие дисбаланс между экспортом и импортом товаров. Как показывают данные таблицы 3.2, Беларусь имеет динамично растущее отрицательное внешнеторговое сальдо.

 

Таблица 3.2 - Динамика внешней торговли товарами Республики Беларусь, млн. долл. США

Показатель

1995

2000

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт

4803

7326

19 734

24 275

32 571

21 304

25 226

40 294

Импорт

5564

8646

33 251

28 693

39 381

28 569

34 868

45 747

Сальдо

-761

-1320

-2617

-4418

-6810

-7265

-9642

-5 453

в том числе с Россией

-780

-1895

-6254

-8326

-12 955

-10 008

-8242

-11 238

со странами вне СНГ

-111

351

3286

3377

4787

1643

-2631

3 131


Источник: Дайнеко, А. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси / А. Дайнеко // Банкаўскі веснік. - 2011. - №3. – С.7

Величина отрицательного сальдо обусловливается необходимостью ежегодного импорта из России углеводородного сырья, в том числе около 21,5 млн. тонн нефти сырой, 20,5 млрд. кубометров природного газа и других товаров промежуточного импорта, которые активно участвуют в производстве национального валового внутреннего продукта. Импорт промежуточных товаров в общем объеме импорта занимает около 70%. Таким образом, он оказывает решающее влияние на формирование отрицательного внешнеторгового сальдо. Это свидетельствует о высокой степени импортоемкости национальной экономики, где доля импорта доходит до 60% в валовом внутреннем продукте. В результате повышение ежегодных темпов роста ВВП вызывает рост товаров промежуточного импорта для производства необходимого объема ВВП.

Вносят свой вклад в ежегодный рост отрицательного внешнеторгового сальдо и опережающие темпы роста импорта над экспортом. Если нашей стране удастся переломить эту негативную тенденцию, то в будущем можно надеяться на достижение сбалансированности внешней торговли. Кроме того, росту отрицательного сальдо внешнеторгового баланса способствуют ежегодно растущие мировые цены на товары, в том числе и на углеводородное сырье. Россия в последние годы заняла позицию приближения к мировому уровню экспортных цен на углеводороды для Беларуси. Это отразилось на резком приросте отрицательного сальдо в торговле с Россией, особенно в 2008 г.

Мировой финансовый кризис в 2009 г. оказал наибольшее негативное влияние на экономику Беларуси. Наблюдалось падение экспорта и импорта товаров, вместе с тем отрицательная величина внешнеторгового сальдо продолжала расти, что было обусловлено более быстрыми темпами падения нашего экспорта, чем импорта.

В 2010 г. Республике Беларусь не удалось восстановить докризисные объемы внешней торговли. Величина отрицательного внешнеторгового сальдо достигла приблизительно 9,6 млрд. долл. США, что составило 17,5% валового внутреннего продукта - это рекордное значение за всю историю. Выше отмечалось, что по рекомендациям МВФ этот показатель не должен превышать 5%. В противном случае создается угроза финансовой устойчивости и экономической безопасности страны. Положение здесь усугубилось и тем, что впервые за последние 15 лет сложилось отрицательное сальдо в торговле со странами вне СНГ. В предыдущие годы торговля с этой группой государств выступала одним из источников покрытия отрицательного сальдо, формирующегося в торговле с Россией[3,c.8].

Как результат, для покрытия отрицательного внешнеторгового сальдо Беларусь вынуждена осуществлять ежегодные международные заимствования. Это вылилось в рост совокупного валового внешнего долга нашей страны, который на 01.01.2011 составил около 28,5 млрд. долл. США, или 52,4% валового внутреннего продукта, произведенного в 2010 г. (таблица 3.3).

Таблица 3.3 - Динамика валового внешнего долга Республики Беларусь, млн долл. США

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внешний долг

4 935,4

6844

12 496

15 154

22 060

28 512

34 028,4

в том числе:

краткосрочный

3 840,4

4778

7867

8276

9872

12 794

14 449,8

долгосрочный

1 095,0

2066

4629

6878

12 188

15 718

19 578,6

органы государственного управления

501,1

589

2036

3597

8363

10 058

12 351,0

органы денежно-кредитного управления

67,8

0,7

596

430

424

1855

1 529,7

банки

625,8

1487

2571

3081

3553

5752

6 077,4

другие секторы

3 402,5

4368

6785

7327

8922

10 033

13 064,3

прямые инвестиции: межфирменное финансирование

338,2

400

508

719

799

813

1 006,0

валовой внешний долг в % к ВВП

14,2

17,1

27,6

25,1

45,0

52,4

62,3


Источник: Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2005 – 2011 гг. // Национальный банк Республики Беларусь [электронный ресурс]: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Annual/

По методологии МВФ, предельное значение данного показателя, которое является безболезненным для национальной экономики, равняется 60%. Очевидно, что Беларусь вплотную подошла к той черте, за которой создается угроза национальной безопасности государства.

По данным таблицы 3.3, с 2009 г. наблюдается резкий прирост валового внешнего долга. Сопоставляя данные таблицы 3 с данными таблицы 2, можно сделать вывод, что именно в этот период произошел значительный прирост отрицательного значения внешнеторгового сальдо, на покрытие которого и потребовались дополнительные валютные ресурсы. Причем, если в 2006—2008 гг. краткосрочный внешний долг превышал долгосрочный, то с 2009 г. наблюдается обратная картина.

В структуре валового внешнего долга с 2009 г. можно заметить рост задолженности органов государственного управления в 2,3 раза по сравнению с 2008 г. Органы денежно-кредитного управления активизировали привлечение внешних заемных ресурсов: только в 2010 г. наблюдался рост в 4,4 раза по сравнению с 2009 г. Банки в 2010 г. также привлекли на 62% больше внешних заимствований по сравнению с предыдущим годом. В целом наибольшие темпы прироста валового внешнего долга наблюдаются в 2009 и 2010 гг. - 45,5 и 29,2% соответственно к уровню прошлого года.

На обслуживание внешнего долга в 2010 г. было направлено 5166 млн. долл. США, что составило 9,5% ВВП. Из указанной суммы 4563 млн. долл. США составили выплаты по основному долгу, 602 млн. долл. США - платежи по процентам[16,c.49].

Обязательства Республики Беларусь перед нерезидентами, образующие ее внешний долг, на 1 января 2012 г. составили 34 028,4 млн. долларов (62,3 % годового ВВП), или 73,9 % общей суммы иностранных обязательств страны. За 2011 год валовой внешний долг Республики Беларусь увеличился на 5 627,3 млн. долларов, или на 19,8 %. При этом темпы роста валового внешнего долга опережали темпы роста годового ВВП (за 2011 год ВВП в эквиваленте долларов США снизился на 0,8 %). За счет операций, отражаемых в платежном балансе, внешние долговые обязательства выросли на 6 435,1 млн. долларов, за счет курсовой и стоимостной переоценок - уменьшились на 842,8 млн. долларов, за счет прочих изменений - увеличились на 35 млн. долларов[8].

Основной вклад в увеличение объема валового внешнего долга Республики Беларусь за 2011 год внесли внешнеэкономические операции сектора органов государственного управления, банков и других секторов.

В структуре валового внешнего долга страны наибольший удельный вес занимали внешние долговые обязательства сектора нефинансовых организаций и домашних хозяйств и сектора органов государственного управления. При этом следует отметить, что за последние пять лет, значительно увеличилась доля внешних обязательств Правительства Республики Беларусь при сокращении удельного веса внешнего долга других секторов.

Обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2012 г. составили 1 529,7 млн. долларов (4,5 % валового внешнего долга страны) и уменьшились за 2011 год на 325,6 млн. долларов, или на 17,5 %. При этом долгосрочные обязательства уменьшились на 254,1 млн. долларов (на 43,2 %), краткосрочные обязательства - на 71,5 млн. долларов (на 5,6 %). Основной объем внешнего долга пришелся на обязательства в форме задолженности по счетам и депозитам в размере 1 388 млн. долларов (90,7 % внешнего долга органов денежно-кредитного регулирования), в том числе краткосрочные - 1 195,6 млн. долларов и долгосрочные - 192,4 млн. долларов. Обязательства в форме кредитов составили 141,7 млн. долларов (9,3 %)[8].

На 1 января 2012 г. внешний долг органов государственного управления (без учета кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь) сложился в объеме 12 351 млн. долларов (36,3 % валового внешнего долга страны) и увеличился с начала года на 2 293,1 млн. долларов (на 22,8 %). Внешний долг этого сектора представлен долгосрочными обязательствами Правительства Республики Беларусь перед нерезидентами в форме кредитов и займов в размере 9 762,7 млн. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3 484,3 млн. долларов). Обязательствами перед нерезидентами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 2 022,3 млн. долларов, а также обязательствами, связанными с распределением специальных прав заимствования МВФ, в объеме 566 млн. долларов.

За 2011 год внешний долг белорусских банков увеличился на 5,7 % и на 1 января 2012 г. составил 6 077,4 млн. долларов (17,9 % валового внешнего долга страны).

Долгосрочный внешний долг банков сложился в размере 4 023,7 млн. долларов (66,2 % внешних обязательств банков) и увеличился за 2011 год на 30,8 %. Краткосрочные внешние обязательства банков составили 2 053,7 млн. долларов (33,8 %) и уменьшились за отчетный период на 23,3 %. Основная сумма внешнего долга банков (86,3 %) представлена обязательствами перед нерезидентами по привлеченным кредитам и займам в размере 5 246,6 млн. долларов, в том числе долгосрочными - в размере 3 474,2 млн. долларов и краткосрочными - в размере 1 772,4 млн. долларов[8].

На 1 января 2012 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и домашних хозяйств) увеличился на 31,1 % и составил 14 070,3 млн. долларов (41,3 % валового внешнего долга страны). Значительная часть внешнего долга нефинансовых организаций в размере 11 200,5 млн. долларов (79,6 %) представлена краткосрочными обязательствами на срок один год и менее. При этом основным инструментом привлечения внешнего финансирования для нефинансовых организаций явились торговые кредиты (включая просроченные обязательства) в размере 8 665,1 млн. долларов (61,6 %). Долг по привлеченным иностранным кредитам и займам, в том числе полученным от прямых иностранных инвесторов, составил 5 403,8 млн. долларов (38,4 %).

Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления