Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 12:48, курсовая работа
Цель: анализ уровня жизни и бедности в России
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику понятия «уровень жизни», рассмотреть различные подходы к определению уровня жизни, показатели и системы показателей уровня жизни;
рассмотреть проблему бедности, динамику ее уровня, официальный подход к измерению, показатели бедности;
выявить проблемы уровня жизни населения России
Введение
Глава 1. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня
§ 1. «Уровень жизни» в семействе других родственных терминов
§ 2. Различные подходы к определению уровня жизни
§ 3. Показатели и системы показателей уровня жизни
Глава 2. Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов
§ 1. Дифференциация доходов
§ 2. Проблема бедности
§ 3. Политика выравнивания доходов
Глава 3. Практическая часть. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и в России
Заключение
Список литературы
Важным практическим показателем, который используется в практических расчетах, является уже использованный выше дефицит дохода. Этот показатель означает сумму денежных средств, которой не хватает домохозяйству для достижения границы бедности. Дефицит дохода может рассчитываться как для конкретного домохозяйства, так и для групп домохозяйств. Отношение дефицита дохода к границе бедности называется зазором бедности.
А. Сен попытался объединить абсолютный и относительный подходы к оценке бедности. Он предлагал измерять бедность посредством взвешивания дефицитов дохода (абсолютный подход, излагаемый ниже, к оценке бедности) с учетом распространенности бедности и степени расслоения бедных по уровню дохода (относительный подход). Интегральный индикатор бедности, предложенный А. Сеном, рассчитывается по формуле:
|
доля бедного населения,
средний дефицит дохода в процентах к границе бедности,
средний доход бедных домохозяйств,
граница бедности, коэффициент Джини для бедных домохозяйств. |
Абсолютная концепция бедности базируется на установлении минимального перечня основных потребностей (прожиточного минимума) и размера ресурсов, требуемых для их удовлетворения. В частности, для определения потребностей в продуктах питания используют нормы необходимого потребления калорий, белков, жиров и углеводов. Официальное российское определение бедности базируется на абсолютной концепции, в соответствии с которой черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, ориентированного на физиологические минимальные нормы. В этом случае бедными считаются те, кто имеет среднемесячные доходы ниже прожиточного минимума. С 1993 г. ряд распределения доходов, полученный на базе выборочных бюджетных обследований, дооценивается примерно на 20% по данным о розничном товарообороте, включая услуги, с учетом экспертной оценки объема торговли неорганизованного рынка, а также прочих расходов населения, прироста наличных денег и сбережений. Данные, характеризующие масштабы распространения бедности на протяжении всего периода проведения рыночных реформ, приведены в таблице.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что в условиях нерегулярности выплаты доходов, широкого распространения неденежных форм оплаты труда и занятости в неформальном секторе экономики доходы плохо отображают реальное положение бедных семей. В такой ситуации эффективным является измерение материальных ресурсов домохозяйства через расходы и потребление и поступления от неформальной занятости.
Показатели численности населения (семей) с доходами ниже прожиточного минимума рассчитываются на основании данных о распределении населения (домохозяйств) по уровню среднедушевых доходов.
Уровень доходов, с которыми соизмеряется величина прожиточного минимума, определяется в соответствии с мете кой по расчету баланса денежных доходов и расходов населения. Группировка населения (семей) по уровню среднедушевых доходов для получения данных о распределении производится на основании данных о среднедушевых денежных доходах в среднем за месяц отчетного периода.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 1992--1998 гг. менялась следующим образом:
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
Численность (млн. чел.) |
50,2 49,7* |
46,9 |
33,3 |
36,6 |
32,5 |
30,7 |
35,0 |
В процентах к общей численности населения по соответствующим демографическим группам |
33,5 |
31,5 |
22,4 |
24,7 |
22,0 |
20,8 20,7* |
23,8* |
Источник: Россия в цифрах. 1998. - М.: Госкомстат РФ, 1998. - С. 79.
*Данные Российского статистического ежегодника. - М.: Госкомстат России, 1999. - С. 166.
Согласно относительной концепции бедности показатели благосостояния соотносят не с минимальными потребностями, а с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране. В рамках данного определения бедности четко выделились два направления. В соответствии с первым из них делается упор на средства к существованию, на способность семей покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. На практике в рамках данной концепции при конструировании относительной черты бедности используется некоторая пропорция от величины среднего или медианного дохода, например, половина медианы.
Второе направление в относительном подходе к определению бедности базируется на измерении бедности через лишения в широком смысле слова. Такой метод определения и измерения бедности получил название гражданско-правовой теории бедности. Речь не идет о средствах, необходимых для выполнения конституционных обязанностей; скорее вопрос поставлен так: дают ли располагаемые средства возможность людям полноценно участвовать в жизни общества, к которому они принадлежат. Пример набора учитываемых лишений приводится в таблице.
Таблица. Перечень отдельных лишений, которые могут испытывать домохозяйства
Признаки бедности |
1. В семье недоедают 2. Не могут обращаться к платным врачам в случае отсутствия бесплат- ной помощи специалистов 3. Не могут организовать ритуальные обряды без чрезмерных долгов 4. Не могут покупать фрукты детям 5. Не могут давать детям деньги на питание в школе 6. Не могут покупать детям сладости хотя бы изредка 7. Не могут покупать детям новую одежду и обувь по мере их роста 8. Семья не может оплачивать пребывание детей в дошкольных учреждениях 9. Не могут себе позволить мясные или рыбные блюда хотя бы 2 раза в неделю 10. Не могут приобретать в необходимом количестве предметы гигиены 11. Нет денег для обновления и ремонта одежды 12. Нет денег для обновления и ремонта обуви 13. Не имеют и не могут приобрести холодильник 14. Не имеют и не могут приобрести самую простую мебель 15. Не имеют и не могут приобрести даже черно-белый телевизор 16. Нет денег на жизненно важные лекарства и медицинские приборы |
При измерении бедности через лишения (депривации) вслед за установлением списка базовых лишений необходимо знать, в каком конкретно случае семья признается бедной: когда испытывает все лишения из базового списка или достаточно наличия только одного лишения, или возможны варианты комбинаций отдельных лишений.
Третий субъективный подход основывается на оценках своего материального положения и уровня жизни самими опрашиваемыми.
При измерении бедности целесообразно совмещать все оценки уровня бедности: на основе подсчета располагаемых доходов домохозяйств, через лишения и с учетом субъективных мнений опрашиваемых. При таком подходе бедными считаются те, кто испытывает лишения по причине отсутствия необходимого уровня располагаемых ресурсов, т.е. те, кто беден по доходам и испытывает лишения. Совмещение этих двух (или трех) измерений бедности фиксирует более низкий уровень распространения бедности, чем каждая оценка, взятая в отдельности.
Комбинированный подход к измерению бедности лишает статуса бедных не только семьи, не испытывающие лишения при низком уровне доходов, но и значительную долю семей, признанных бедными только по концепции лишений (депривационной концепции). Другими словами, выделяются семьи, находящиеся в состоянии застойной бедности, когда отсутствие денег трансформировалось в проявление конкретной исключенности из преобладающих жизненных стандартов. Однако результирующая оценка оставляет без изменения соотношение по уровню бедности среди семей различных демографических типов.
§ 3. Политика выравнивания доходов
Одна из основных социальных проблем при переходе к рыночным отношениям резкое расслоение и социально-имущественная дифференциация населения. Поэтому наряду с внедрением новых стимулов к труду и экономической деятельности, созданием системы экономической самозащиты политика распределения доходов должна включать меры по выравниванию стартовых возможностей и защите прежде всего малообеспеченных групп населения, а именно: освобождение доходов в пределах прожиточного минимума от налогов, предоставление льгот на период получения образования, на содержание недееспособных дома или в учреждениях социальной защиты, поощрение благотворительности и т.д.
В странах с рыночной экономикой уже в течение длительного времени осуществляется государственное регулирование, направленное на выравнивание материального положения различных доходных групп населения.
Политика выравнивания распределения доходов может быть преимущественно ориентирована на социальную поддержку низкодоходных групп населения либо на ограничение доходов высокодоходных групп. Лучше всего, когда такая политика органически сочетает в себе оба эти принципа и направлена на рациональную организацию системы налогообложение - социальные льготы.
Регулирование должно начинаться на верхнем уровне и сводиться к достижению разумного баланса между требованиями экономического развития страны и социальными программами, к осуществлению которых должны привлекаться не только государственные, но и коммерческие и общественные организации.
Наиболее важным и универсальным средством преодоления бедности в развитых странах остаются механизмы перераспределения доходов и прежде всего действие системы «налогообложение - социальные льготы». Оптимизация системы налогообложения на основе исследования взаимозависимости «налогообложение - социальные льготы» позволяет нейтрализовать негативные последствия инфляции. Снижение налоговых ставок ведет, с одной стороны, к оживлению экономики, к росту доходов населения, но, с другой, если говорить о кратком периоде времени, - к неизбежному сокращению ресурсного обеспечения социальных программ и росту инфляции. Наоборот, увеличение налогов имеет своим следствием замедление экономического роста, сокращение доходов, но в то же время позволяет выделить дополнительные средства на расширение социальных программ и снизить уровень инфляции.- социальные льготы» в качестве основного инструмента управления благосостоянием населения используется вторая ее часть. Взгляды английских и других западноевропейских ученых на принципы построения системы «налогообложение - социальные льготы» хорошо отображены в разработанных ими различных экономико-математических моделях.
В последние годы реформы в системе «налогообложение - социальные льготы» проводились в ряде стран. В 1985 г. Они прошли в США и Японии. В Великобритании в 1986 г. Был принят так называемый Акт социального обеспечения, что вызвало серьезные изменения в положении определенных слоев населения.
О том, насколько налоги и социальные трансферты влияют на степень доходного расслоения, можно судить по данным, опубликованным в разные годы в докладе Бюро цензов США «Денежный доход в США».
Таблица. Эффект применения системы налогообложение - социальные льготы к домашним хозяйствам США по доходным квинтилям в 1990 г.
Доходный квинтиль |
Доход до выплаты налогов и трансферта |
Доход после уплаты налогов до получения трансфертов |
Доход после уплаты налогов и получения трансфертов |
Доля доходов (%) каждого квантиля в общей сумме доходов по всем хозяйствам: | |||
Низший |
1,1 |
1,4 |
6,5 |
Второй |
7,9 |
9,0 |
11,2 |
Третий |
15,5 |
16,4 |
16,1 |
Четвёртый |
24,7 |
25,2 |
23,2 |
Высший |
50,7 |
48,0 |
43,0 |
Средний доход (долл.) по отдельным квантилям: | |||
Низший |
2,096 |
2,045 |
10,904 |
Второй |
14,664 |
13,126 |
18,676 |
Третий |
28,836 |
24,102 |
27,017 |
Четвёртый |
45,836 |
36,991 |
38,780 |
Высший |
93,966 |
70,338 |
71,944 |
Коэффициент Джини |
0,490 |
0,463 |
0,384 |
Информация о работе Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов