Лекции по «Теория отраслевых рынков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций

Краткое описание

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОР.docx

— 735.70 Кб (Скачать файл)

График объема производства фирмы 1 назовем кривой реакции и обозначим ее как Q1* (рис.). Если фирма 1 думает, что фирма 2 не будет выпускать продукции, она произведет 50 единиц, если она полагает, что фирма 2 будет выпускать 50 ед. продукции, она сама будет производить 25 ед., в случае, если фирма 2 будет производить 75 ед., она выпустит только 12,5 ед. продукции. Если же фирма 2, по ее мнению, будет выпускать 100 ед., то фирма1 ничего производить не будет. Аналогично составляется график реакции фирмы 2 (Q2*). Если кривая предельных издержек фирмы 2 отличается от кривой аналогичных издержек фирмы 1, ее кривая реакции будет отличаться по форме от кривой реакции фирмы 1. 

 

Сколько же будет производить каждая фирма? Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при том или ином предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей собственной кривой реакции, а поэтому равновесный объем производства находится на пересечении двух кривых реакции. Эту точку называют равновесием Курно. При таком равновесии фирма правильно предполагает, сколько будет производить ее конкурент, и в зависимости от этого определяет объем, максимизирующий прибыль.

Равновесие Курно является примером того, что в теории игр называется равновесием Нэша. В этой ситуации каждый игрок делает наилучшее, что только он может при заданных действиях оппонентов. В результате ни один игрок не имеет стимула, чтобы изменить свое поведение.

Модель Штакельберга - модель лидер-последователь на рынке. Эта модель анализирует стратегическое взаимодействие фирм по принципу «лидер-последователь» (см. рис. 3.3). Последователь осознаёт лидерство конкурента, рассматривая уровень выпуска лидера как заданный, а следовательно, принимает решение об уровне своего выпуска при предпосылках модели Курно.

Лидер (первая фирма), в свою очередь, осознаёт, что оказывает влияние на принятие решений конкурента, и поэтому учитывает реакцию последователя (R1*(q2)) при решении задачи на максимум прибыли. Зная, что фирма-последователь будет выбирать уровень выпуска, соответствующий одной из точек на её кривой реакции R2(q1), фирма лидер отдаёт предпочтение такой точке, которая обеспечит ей большую, возможную прибыль C1(q1*,q2*).

Однако, возможно, что оба дуополиста будут вести себя как лидеры. И каждый будет считать конкурента последователем и предполагать, что последователь реагирует на поведение лидера. Поэтому будет не одна, а две кривые реакции, скорректированные на реакцию последователя R1*(q2) и R2*(q1). И равновесие на рынке будет в точке пересечения этих кривых. И их уровни выпуска будут одинаковы, т.е. рынок поделят пополам, т.к. обе фирмы имеют равные условия по издержкам и придерживаются одинаковых стратегий поведения на рынке.

27.  Ценовые модели олигополистического взаимодействия. 
Модель ценовой конкуренции означает возможность у фирм достаточной легкости манипулирования ценами, хотя существуют определенные ограничения: это уже заключенные договора на поставку продукции и покупку сырья и материалов, расходы на переиздание каталогов и прейскурантов и т. п. Модель ценовой конкуренции более реалистично представляет поведение олигополистов на рынке, чем модель количественной конкуренции. 
Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.

Модель ломаной кривой спроса: точка P(нет) — если фирма установит цену на товар выше данного уровня, то конкуренты не последуют за ней

Ценовая политика

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в её жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии

Особенностью олигополии являются их высокие избыточные мощности, которые позволяют в случае необходимости значительно увеличить объем производства. Поэтому, прежде чем изменять цены и тарифы каждая фирма должна проводить анализ возможных действий конкурентов. На олигополистических рынках, чаще всего, наблюдается стабильность цен. Её можно объяснить с помощью модели ломаной кривой спроса. Предположим, что первоначальная цена Р1,количество Q1. Если фирма решит снизить цену и увеличить спрос на продукцию, то конкурирующая фирма сделает то же самое, чтобы не потерять свою долю рынка. Поэтому прирост спроса будет небольшим, а сам спрос будет характеризоваться низкой эластичностью. Если фирма начнет увеличивать цену, то конкуренты свою цену менять не будут, рассчитывая тем самым получить дополнительных покупателей. В результате при увеличении цены фирма столкнется с большим сокращением спроса. Это говорит о том, что он будет эластичным. Объединяя 2 графика спроса получаем единую его динамику (график ломаная кривая спроса).

Для того чтобы определить поведение фирмы при таком спросе необходимо сопоставить MR и MC фирмы. Единый график MR будет состоять из 2 частей с вертикальным разрывом между ними. Наличие данного разрыва позволяет прийти к выводу, что увеличение издержек с MC1 до MC2 не будет приводить к изменению объема производства и цены. Таким образом, олигополия — это структура, которая очень редко изменяет цену на свою продукцию и объём своего производства. Изменение происходит лишь в случае значительных шоков: резким ростом цен на ресурсы, значительным увеличением налогов.

Сотрудничество с другими фирмами

Некоторые олигополисты действуют согласно принципу «не имей ста рублей, а имей сто друзей». Таким образом, фирмы вступают в сотрудничества с конкурентами, такие как альянсы, слияния, тайные сговоры, картели. Например, олигополист по авиаперевозкам, «Аэрофлот» в 2006 году вступил в альянс «Sky Team» с другими мировыми авиакомпаниями, страны — нефтедобывающие державы объединились в ОПЕК, часто признаваемую как картель. Примером слияния двух компаний можно назвать объединение авиакомпаний «Air France» и «KLM». Объединившись, фирмы становятся мощнее на рынке, что позволяет им увеличить выпуск продукции, свободнее изменять цены на свои товары и максимизировать свою прибыль.

28. Модель Бертрана с однородным продуктом. 
модель Бертрана основана на следующих предположениях:

1) на рынке  продается однородная продукция, покупатели покупают продукцию  у того производителя, который  установит наименьшую цену, если  цены устанавливаются одинаковые, то рынок делится между производителями  поровну;

2) производители  стремятся максимизировать прибыль, устанавливая соответствующую цену  на свою продукцию и предполагая  цены конкурентов неизменными;

3) остаточный  спрос на продукцию производителей  является падающей функцией от  объема продаж.

В таком случае возможны следующие равновесные состояния.

1. Если предельные  издержки всех производителей  одинаковы, то равновесие устанавливается  при цене, равной предельным издержкам, то есть на совершенно конкурентном уровне. Положительная экономическая прибыль при этом привлечет на рынок новых продавцов до тех пор, пока получаемая ими прибыль не станет равной нулю – в этом проявляется парадокс Бертрана: фирмы, обладающие рыночной властью в условиях олигополии, под воздействием ценовой конкуренции лишены сверхприбылей.

2. Если у одной  из фирм имеется преимущество  в издержках, тогда под воздействием  ценовой конкуренции при условии, что данная фирма не ограничена  в объемах производства, все остальные  фирмы будут вытеснены с рынка, и данная фирма станет монополистом. Монопольное положение фирмы  может привести к монопольному  ценообразованию, что приведет к  росту цены выше установившегося  в результате ценовой конкуренции  уровня. Это, в свою очередь, может  привлечь на рынок новые фирмы  и привести вновь к ценовой  конкуренции. В итоге, равновесие, достигаемое  в данном случае, является неустойчивым: цена подвержена циклическим  колебаниям. Выходом для фирмы, обладающей  преимуществом в издержках, в  таких условиях может быть  реализация стратегии препятствования  входу на рынок новых фирм, например, через создание себе  репутации жесткого конкурента  и постоянное вытеснение фирм, пытающихся войти на рынок.

3. В случае  если производственные мощности  фирм являются ограниченными, цены  в результате конкуренции могут  сложиться на уровне, превышающем  предельные издержки, действующих  на рынке фирм. Если фирмы достигли  предела загрузки производственных  мощностей, у них возникают стимулы  к повышению цены выше установившегося  уровня, что, в свою очередь, ведет  снова к ценовой конкуренции. Такую ситуацию впервые достаточно  подробно описал Эджворт (1925), поэтому  возникающее в случае ограниченных  производственных мощностей циклическое  движение цен принято называть  «циклами Эджворта».

Модель Бертрана демонстрирует стимулы фирм к координации своих действий через заключение каких-либо соглашений о ценовой политике для того, чтобы избежать ценовой конкуренции. Действительно, соглашение об установлении единой цены на монопольном уровне вело бы к максимизации совокупной прибыли фирм. Вместе с тем данная модель демонстрирует и наличие стимулов к нарушению подобных соглашений.

29. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом. 
Предположим, в отрасли действуют две фирмы, выпускающие два товара - близкие заменители. В данной модели принимаются ценовые решения, и спрос каждой фирмы можно представить в виде функции: 
Qdi (Pi, Pj) = a - bРi + dPj, где Рi и Pj - цены на товары соответственно первой и второй фирмы.

Определим условия существования данного рынка, которые важны с точки зрения установления границ рынка. Если неверно, узко очерчены границы рынка, т.е. охвачены не все товары — близкие заменители, то проводимый анализ окажется несостоятельным. Итак, условия предполагают неравенство d < b, что означает падение Qdi при одновременном росте Pi и Рj.

Кроме того: a,d,b> 0;

· a > AC(b-d) - если фирма устанавливает цену на уровне предельных издержек, т.е. наблюдается равновесие с конкурентным результатом, выпуск будет положительным;

· Q и Qj > 0, причем MCi = МСj = const;

· фирмы стремятся максимизировать прибыль.

Результатом модели с такими условиями является достижение единственного равновесия и определение функций реакции – функций цены.

Решая систему уравнений максимизации прибыли:

 и   , получаем

 (3.2.)

Если издержки фирм в модели Бертрана симметричны, то симметричны и функции реакции (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Графическое изображение функций реакции R1 и R2 в модели дуополии Бертрана с дифференцированным продуктом

Пересечение прямых функций реакции R1 и R2 в точке А определяет равновесные цены Р1* и Р2*.

Равновесные цены оказываются равными:

 (3.3.).

Прибыль каждой фирмы зависит от средних издержек. Одинаковые средние издержки и наличие барьеров входа позволяют фирмам получать одинаковую, положительную прибыль даже в долгосрочном периоде:

 (3.4.).

Как показывает вариант модели дуополии Бертрана, ценовая конкуренция производителей дифференцированной продукции в условиях наличия барьеров входа ведет к получению положительной экономической прибыли в течение длительного времени. В этом заключается эффективность такой модели рынка для производителей.

 

30. Модель Эджворта. 
Модель Эджворта является еще одной версией модели Бертрана, которая показывает модель ценовой конкуренции фирмы с ограниченными размерами выпуска. Рассмотрим, каким образом в этих условиях будет происходить ценовое взаимодействие двух фирм, и каким образом фактор ограниченности совокупных мощностей фирм влияет на установление равновесия на рынке, подтверждая или разрешая тем самым парадокс Бертрана.

Предположим, что выпуск каждой фирмы, действующей в отрасли, ограничен величиной К, составляющей половину того объема выпуска отрасли, на который предъявляется спрос при цене, равной предельным издержкам. Это означает, что кривые средних и предельных издержек каждой фирмы имеют вертикальный вид при q = К: предельные издержки производства следующей единицы можно считать стремящимися к бесконечности.

Рис. 8.2 Модель Эджворта

Если обе фирмы с самого начала назначают цену Р = МС, их совокупный выпуск (Q = K1 + K2) как раз достаточен, чтобы удовлетворить отраслевой спрос. Пусть теперь фирма 1 немного увеличивает свою цену. Потребители на рынке захотят покупать товар фирмы 2, предлагающей более низкую цену. Однако половина потребителей не смогут купить продукт из-за ограниченности производственных возможностей фирмы 2. Они (по крайней мере, некоторые из них, те, чья предельная оценка данного товара не ниже цены фирмы 1) будут вынуждены покупать продукт у фирмы 1 по высокой цене. Фирма 1 столкнется с остаточным спросом RD1 (рис. 8.2), причем QRDi(P)=QD(P)-К2. По отношению к этому остаточному спросу фирма 1 будет действовать как монополист, максимизируя прибыль там, где MRrd1 = MC1. Цена фирмы 1 будет установлена на уровне Р1 > Р2 = МС, так что фирма 1 будет получать положительную экономическую прибыль, в то время как прибыль фирмы 2 останется равной нулю, несмотря на ее большую долю рынка.

В следующий период фирма 2 опустит свою цену до уровня немного ниже P1 - цены первого периода фирмы 1 так, чтобы переманить покупателей фирмы 1. Однако, поскольку производственные мощности фирмы 2 ограничены, она сможет удовлетворить только две трети рыночного спроса. В этот период фирма 2 продаст в два раза больше, чем фирма 1, почти по той же цене, в результате чего прибыли фирмы 1 удвоятся.

Информация о работе Лекции по «Теория отраслевых рынков»