Лекции по «Теория отраслевых рынков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций

Краткое описание

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОР.docx

— 735.70 Кб (Скачать файл)

В случае убывающей кривой спроса изменение совокупной выручки будет зависеть от изменения цены и количества.

Это позволяет прийти к выводу о том, что для убывающей кривой спроса предельная выручка фирмы а) меньше рыночной цены, так как эластичность спроса по цене на продукцию фирмы отрицательна; и б) находится в прямой зависимости от цены и обратной от эластичности спроса по цене. Максимизирующая прибыль фирма выберет такой объем выпуска, при котором предельная выручка от реализации и предельные издержки производства будут равны. В соответствии со спросом на свою продукцию она назначит цену, которая превышает предельные издержки производства для данного объема предложения. Возникающая разница между ценой реализации и предельными издержками производства свидетельствует о наличии у фирмы рыночной власти. Чем больше это превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы.

Индекс Лернера (/.) - показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства. Он рассчитывается по формуле

где -!- - повышательный фактор (наценка), который измеряет разницу между ценой и предельным продуктом.

Индекс Лернера в экономической теории характеризует степень монополизированности экономики. Предполагается, что с ростом монополизма увеличивается разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство. В условиях совершенной конкуренции индекс Лернера равен нулю.

Индекс концентрации рынка (CR) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке, т.е. как отношение объема реализации стандартных товаров или услуг предприятиями, обладающими наибольшим объемом активов, к общему объему их продаж за определенный промежуток времени.

Индекс Херфиндаля - Хиршмана (Herfindahl - Hirschman index, HHI) (также известен как индекс Герфиндаля - Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли. Он вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли:

где $ч$2>$" - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объема продаж компании к объему всех продаж отрасли.

Высший показатель концентрации (при наличии полной монополии одной фирмы) - 10 000. Безопасным (с точки зрения отсутствия монополизации) рынок считается при показателе 1000.

С 1982 года в США индекс ЯЯ/стал важным показателем при оценке допустимости сделок слияний и поглощений в рамках "антитрестовского" законодательства. При НН/< 1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000 < ЯЯ/< 1800 -требуется проверка департамента юстиции; при ЯЯ/ > 1800 - допускаются, если АНН/ < < 50, и требуется проверка департамента юстиции, если АНН/ > 100.

Коэффициент Херфиндаля - Хиршмана показывает, какое место на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями рынка. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля - Хиршмана выделяются три типа рынка:

o I тип - высококонцентрированные  рынки (при 70% < СЯ < 100%; 2000 < ЯЯ/< 10 000);

o II тип - умеренно  концентрированные рынки (при 45% < СЯ < 70%; 1000 < ЯЯ/< 2000);

o III тип - низко концентрированные  рынки (при СЯ < 45%; ЯЯ/< 1000).

Показатель абсолютной энтропии - показатель концентрации, характеризующий абсолютную степень стихийности фирм в принятии основных решений относительно цены и объема продаж, которая присутствует на данном рынке.

Показатель относительной энтропии - показатель концентрации фирм на рынке, характеризующий относительную степень стихийности фирм в принятии основных решений о цене и объеме продаж товаров и услуг данного рынка по сравнению с условиями свободной конкуренции.

Коэффициент Бэйна - показатель рыночной власти фирмы на основе сравнения ее доходности со средней доходностью рынка в целом.

Коэффициент Тобина - показатель рыночной власти, характеризующий относительную оценку рынком состояния компании по сравнению с внутренней оценкой самой фирмы.

Индекс Ротшильда - измеряет эластичность спроса на продукт отрасли относительно эластичности спроса на продукт фирмы. С его помощью определяется чувствительность цены продуктовой группы, как целого относительно объема спроса единичной фирмы при изменении ее цены. Он определяется следующим образом:

где £, - эластичность спроса на все продукты рынка;

Е/ - эластичность спроса на продукт индивидуальной фирмы. Индекс Ротшильда имеет показатели от 1 до 0. Когда отрасль состоит из большого числа фирм, каждая из которых производит одинаковый продукт, индекс Ротшильда будет стремиться к нулю.

9. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мёртвого груза» монополии. 
Монополия, возникнув в какой-либо отрасли экономики, оказывает воздействие на всю экономику в целом. Помимо всего прочего, необходимо особо рассмотреть способы оценки последствий монопольного производителя. Традиционное представление о воздействии монополии на общественное благосостояние представлено на рис.

объём производства


цена


MC=S


P2


P1


Q2


Q1


D


e1


e2


m


MR


n


a


k


 

При условии, что спрос в отрасли и технология производства одинаковы и при конкуренции, и при монополии, равновесие конкурентной отрасли достигается там, где спрос равен предложению – в точке e1, а равновесие монопольной отрасли – там, где предельная выручка равняется предельным издержкам (которые соответствуют предложению конкурентной отрасли) – в точке е2. Соответственно, объём конкурентной отрасли составит Q1, а объём производства монополиста – Q2. Цена конкурентного рынка будет равна P1, а цена монополиста P2. Общественное благосостояние отрасли изменилось.

В первую очередь от монополизации отрасли проигрывают потребители. В условиях конкурентного рынка их излишек (излишек потребителей) составляет площадь треугольника ae1P1. В условиях монополии излишек потребителей равен площади треугольника amP2. Потребители теряют величину излишка, соответствующую площади трапеции P1P2me1. Часть их бывшего излишка – в размере P1P2mn – перешла монополисту в виде монопольной прибыли. Другая часть – площадь треугольника nme1 – не досталась никому. Это чистые потери потребителей (недопотребление) от, именно таким образом, функционирующей монополии.

Кроме потребителей, пострадавшими от монополии оказались конкурентные фирмы. Вместо большого числа конкурентных производств в отрасли действует единственный производитель товара. Некоторые конкурентные фирмы (с более низкими издержками) получали прежде экономическую ренту (излишек производителей) в размере kP1e1. Часть излишка производителей – величина площади фигуры kP1ne2 – перешла монополисту в виде второй части монопольной прибыли. Другая часть – площадь треугольника e2ne1 – оказалась потерянной для общества (в виде недопроизводства товара). Это чистые потери производителей от монополизации отрасли.

Из предложенного рассмотрения последствий функционирования монополии, преследующей цель максимизации прибыли, неизбежно выводится следующий вопрос: «Почему к чистым потерям производителей относится только площадь треугольника е2ne1, а не вся площадь треугольника Q1Q2ne1, хотя объём производства сократился с Q1 до Q2?». Дело в том, что площадь трапеции Q1Q2e2e1 под линией предельных издержек (линией предложения конкурентной отрасли) представляет собой финансовые и производственные ресурсы бывших конкурентных фирм, которые вынуждены были покинуть отрасль под действием монополии одной компании. Эти ресурсы – деньги в первую очередь – не пропали бесследно для общества (как верхний треугольник). Они перешли в другие отрасли экономики. Люди устроились работать в другие компании, предприниматели вложили средства в другие проекты. Таким образом, монополия, образовавшись в одной отрасли, оказывает воздействие и на многие прочие сферы деятельности.

Совокупные потери общества складываются из сумм, которые не достались ни производителям, ни потребителям в результате сокращения выпуска отрасли, связанного с возникновением монополии. Данная величина носит название «чистые потери», поскольку она не достаётся никому: ни монополии, ни государству в случае регулирования, ни потребителям, ни производителям. Это чистый недополученный продукт отрасли.

Подсчёты чистых потерь благосостояния в результате монополизации отрасли довольно сложны. Но допустимо определение минимальной величины этих потерь на основе двух предпосылок: 1) постоянные предельные издержки; 2) неизменная ценовая эластичность спроса. 

Мертвые грузы - это ненужные, бесполезные вещи, транспортировка и хранение которых обходятся дороже их самих. Логистика снабжения обеспечивает оформление, учет и передачу заказов на материальные ресурсы. Логистика снабжения решает задачи подбора поставщиков, выбора каналов доставки материалов, выработки условий взаимодействия с поставщиками. 

Мертвый груз грейфера выравнивается тягами. 

Тогда мертвый груз монополии зависит от эластичности спроса как: DWL - 0 5 EdQm ( AP / Pm) АР.

Подъем мертвых грузов категорически запрещен. 

При анализе мертвого груза монополии исследователи отталкивались от модели частичного равновесия на товарном рынке, то есть учитывали только непосредственное влияние монополии на том рынке, где она господствует. Однако в экономике отрасли взаимозависимы, товары, производимые монополией, являются субститутами и комплементами для многих других товаров. Влияние монопольного ценообразования при учете межотраслевого взаимодействия оказывается гораздо шире, чем это предполагает простая модель.  Кроме традиционного измерения мертвого груза монополии, к потерям благосостояния, возникающим в результате деятельности монополиста, относят альтернативные издержки монополизации ( издержки на поиски монопольной ренты и удержание монопольной позиции в отрасли) и Х - неэффективность. В случае экономии издержек, превышающей чистые потери от монополии, монополия может оказаться более эффективным способом организации отрасли, чем свободная конкуренция. 

В чем состоит экономический смысл мертвого груза монополии. 

Однако реновационные суммы не остаются мертвым грузом в процессе их получения на промышленных объектах, а полезно используются в народном хозяйстве в качестве средств для расширенного воспроизводства. 

Экономический аргумент против монополии - потери мертвого груза, связанные с неэффективным размещением производственных ресурсов, - не был непосредственной причиной разработки антитрестовских законов. 

10. Барьеры входа и  выхода и структура отраслевого  рынка. 
Тот факт, что норма прибыли фирм на одних отраслевых рынках устойчиво выше, нежели на других, наводит на мысль о наличии определенных экономических и иного характера препятствий для входа новых фирм. Эти препятствия, получившие наименование «входных барьеров», позволяют функционирующим на данных рынках фирмам получать более высокую прибыль, не опасаясь появления новых конкурентов. Позднее было предложено определить эти барьеры исходя из асимметрии в поведении действующих на отраслевых рынках и входящих на них фирм, а конкретнее – как издержки производства, которые должны нести входящие и несут функционирующие, укоренившиеся фирмы.

С учетом же того, что и уход фирм с отраслевого рынка предполагает осуществление неких затрат (связанных с состоянием ликвидности активов, потенциалом диверсификации или перепрофилированием производства, и т.д.), под барьерами «входа-выхода» следует понимать совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирме без существенных потерь.

Можно отметить противоречивость феномена барьеров, о которых идет речь: они могут, с одной стороны, вести с искажению межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов по сравнению с оптимальным с точки зрения общества, с другой стороны, - мотивировать усилия как функционирующих на рынке, так и стремящихся на него фирм к модернизации производства и повышению производительности труда.

Анализ барьеров входа-выхода фирм на рынок в структуре отраслевого рынка.

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции .

Информация о работе Лекции по «Теория отраслевых рынков»