Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:51, реферат
Целью данной работы является исследование и анализ сущности рынка.
В связи с этим предполагается решить ряд последовательных задач, в т.ч.:
- исследовать понятие рынка и проанализировать его сущность и особенности функционирования,
- исследовать структуру рынка,
- проанализировать элементы структуры рынка: конкуренцию, монополию, олигополию и т.д.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ понятия и сущности рынка……………………………5
Сущность рынка……………………………………………..5
Понятие рынка……………………………………………….6
Условия и причины возникновения рынка……………......8
Глава 2. Силы, управляющие рынком…………………………………..11
Что такое спрос………………………………………………11
От чего зависит предложение товаров…………………….16
Работа рынка, формирование рыночных цен…………….21
Глава 3. Исследование и анализ элементов структуры рынка………..27
3.1. Конкуренция и ее виды……………………………………….27
3.2. Понятие чистой монополии…………………………………..32
3.3. Олигополия, монопсония, квазимонополия………………...34
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………40
Раз величина
предложения меняется в
Предложение – сложившаяся в определенный период зависимость величины предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровня цены, по которой этот товар может быть продан.
Эластичность
предложения по цене – масштаб
изменения величины
Степень такой эластичности определяют путем деления разницы (в %) в величинах предложения до и после изменения цены на величину изменения цены (в %). Уровни эластичности предложения также различаются по товарам, и поэтому одинаковые по относительной величине изменения цен могут вызвать неодинаковые приросты предложения различных товаров.[5; 123]
Таблица 2 – Величина предложения товара при различных уровнях цен
Цена товара, ден.ед. |
Возможный объем производства, шт. |
5 |
50 |
4 |
45 |
3 |
40 |
2 |
25 |
1 |
10 |
Информацию
о возможных величинах
1) ценой товара;
2) объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.
Построим кривую
предложения (рисунок 4) на основании
данных таблицы 2 (такого рода
таблицы принято называть шкала
Рисунок 4 – Кривая предложения
Каждая точка на этой кривой – величина предложения товара (возможный объем производства) при определенном уровне его цены. Например, точка с координатами (40, 3) обозначает, что при цене 3 ден. ед. изготовители готовы предложить к продаже 40 ед. товара.
Таким образом, кривая предложения (рисунок 4) позволяет ответить на два вопроса:
Поэтому любой изготовитель (продавец), принимаясь за дело, должен начинать с поиска ответов на следующие вопросы:
1) оправдает ли выручка от продаж те затраты, с которыми будет связано производство (организация продаж) этого товара?
2) принесет ли производство (продажа) этого товара лично ему доход и если да, то какой?
Как правило, рост цен вызывает увеличение числа предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен – уменьшение этого числа.
Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения.
Закон предложения: повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению.
Наряду с ценой на предложение товаров влияют и такие факторы, как:
а) цены других товаров (а значит, выгодность их производства);
б) цены факторов производства, используемых для изготовления данного товара;
в) технология,
т.е. способы изготовления
Нетрудно заметить,
что логика поведения на рынке
и покупателей, и
Эта противоположность
реакции величин спроса и
Покупатели
хотят приобрести на имеющуюся
у них ограниченную сумму
Необходимо устранять препятствия для свободного формирования спроса и предложения на рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов.
2.3. РАБОТА РЫНКА, ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН
Мы выяснили,
что мотивы, которыми руководствуются
на рынке продавцы и
Чтобы легче было понять механизм рыночного ценообразования, начнем сразу с конкретного примера. Для начала заполним (таблицу 3) информацию о величинах спроса и предложения на рынке при различных уровнях цен.
Таблица 3 – Величины спроса и предложения при различных уровнях цен
Цена ден.ед. |
Величина спроса, шт. |
Величина предложения, шт. |
Превышение предложения над спросом, шт. |
Тип рыночной ситуации И–избыток Д–дефицит Р–равновесие |
3500 |
0 |
130 |
130 |
И |
3000 |
12 |
122 |
110 |
И |
2400 |
27 |
108 |
81 |
И |
2000 |
38 |
97 |
59 |
И |
1650 |
50 |
85 |
35 |
И |
1300 |
66 |
70 |
4 |
И |
1150 |
60 |
60 |
0 |
Р |
1000 |
88 |
56 |
- 32 |
Д |
750 |
120 |
42 |
- 78 |
Д |
Мы видим, что при цене в 3500 ден.ед. изготовители готовы предложить на рынок 130 ед. товара, а покупатели даже не подходят к прилавку.
Это означает,
что при такой цене на рынке
может сложится ситуация
Эта ситуация будет сохраняться до тех пор, пока уровень цены не опустится ниже некоторой величины в диапазоне 1000 – 1300 ден. ед. за одну ед. товара.
Действительно, наши данные говорят о том, что при цене в 1000 ден. ед. мы обнаружим на рынке прямо противоположную ситуацию: величина спроса окажется больше величины предложения. Возникает нехватка, дефицит товаров (на это указывает буква Д – дефицит).
Избыток
(затоваривание) – ситуация, возникающая
на рынке, когда при
Дефицит
– ситуация на рынке, когда
покупатели при существующем
уровне цены готовы купить
больший объем товаров, чем
продавцы при такой цене
А возможна ли ситуация, когда на рынке не будет ни избытка товаров, ни их дефицита?
Если посмотреть
на строчки соответствующие
Значит, где-то
в этом диапазоне существует
цена, при которой на рынке
не будет ни избытка, ни
Экономисты
называют такую ситуацию
Рисунок – 5 Кривая спроса и предложения
где, Р – равновесная цена.
Равновесная цена – цена, позволяющая продать весь объем товаров, который изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.
Можно ли
управлять формированием
Хотя рекламная
деятельность является одним
из старейших приемов
Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776 г.: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».[5; 113]
Что же это за «невидимая рука», которая позволяет рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей и добиваться результатов лучших, чем при планово-командной системе?
Этим термином
со времен Адама Смита
Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне.
Информация эта может быть троякого рода:
Эти закономерности изменения цен иллюстрирует (рисунок 6).
Предложение = Спрос
Предложение
Предложение
Рисунок 6 – Экономические весы
Поскольку от уровня цен прямо зависят как величина выручки продавцов (а значит, и их собственные доходы в форме прибыли), так и расходы покупателей, то цены превращаются в своеобразные «светофоры» для всех участников рынка.
Изготовителям
и продавцам они подают