Роль налогов в потреблении и накоплении. Рациональные ожидания и их накопление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).
Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Содержание

1. Теоретическая часть…………...……………………………………………….3
1.1. Роль налогов в потреблении и накоплении………………...………..3
1.1.1.Понятие и сущность налогов……………………………...….3
1.1.2. Принципы налогообложения, их интерпретации…………..4
1.1.3. Элементы налога и способы взимания налогов…...……....11
1.1.4. Функции налогов…………………………………………….15
1.1.5. Система выплаты налогов…………………………...…...…16
1.1.6. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера………….…..17
1.1.7. Основные виды налогов в Российской Федерации…….….20
1.1.8. Налог как метод мобилизации доходов………………...….21
1.1.9. Роль налогов в формировании финансов государства……23
1.1.10. Заключение……………………………………………...….25
1.2.Рациональные ожидания и их накопление…………………….....…26
1.2.1. Определение рациональных ожиданий………………....…26
1.2.2. Основные подходы к теории рациональных ожиданий…..27
1.2.3. Иллюстрация РО при помощи кривой Филлипса…….…...29
1.2.4. Адаптивные и рациональные ожидания………………...…31
1.2.5. Инфляционные ожидания в экономической политике…...31
1.2.6. Недостатки концепции ТРО………………………….……..33
1.2.7. Влияние ТРО на макроэкономическую теорию……….......34
1.2.8. Заключение……………………………….…...…………..…35
2. Практическая часть………………………………...…………………………36
2.1. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………..………….57

Вложенные файлы: 1 файл

КР по Эк. теории.docx

— 426.95 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Поступление налоговых платежей в бюджетную систему России по Краснодарскому краю за период с 1998 г. по 2002 г.

Рис. 3. Поступление налоговых платежей в бюджетную систему России по Ставропольскому краю за период с 1998 г. по 2002 г.

Рис 4. Структура налоговых платежей в бюджетную систему России по Краснодарскому краю в 2002 г.

Рис. 5. Структура налоговых платежей в бюджетную систему России по Ставропольскому краю в 2002 г.

Рис. 6. Сумма поступлений по уровням бюджетов в консолидированный бюджет России по Краснодарскому краю.

Рис. 7. Сумма поступлений по уровням бюджетов в консолидированный бюджет России по Ставропольскому краю.

Изменения поступлений налога на доходы физических лиц в динамике за десять лет приведены в таблице 3 и  на рис. 8.

 

Таблица 3. Поступление налога на доходы физических лиц в динамике.

Годы

Краснодарский край

Ставропольский край

Разница в объемах поступлений по регионам

млн. руб.

темп прироста, %

млн. руб.

темп прироста, %

млн.руб.

%

1992

97,0

-

39.9

-

57.1

243

1993

107,1

10,4

42.3

6.0

64.8

253

1994

429,0

300,6

172.6

308.0

256.4

248

1995

856,8

99,7

366.1

112.1

490.7

234

1996

1351,9

57,8

567.8

55.1

784.1

238

1997

1661,3

22,9

659,9

16.2

1001,4

252

1998

1519,7

-8,5

586,7

-11,1

933,0

259

1999

2528,2

66,4

881,2

50,2

1647,0

287

2000

3859,6

52,7

1354,8

53,7

2504,8

285

2001

5928,8

53,6

2094,5

54,6

3834,3

283

2002

8255,5

39,2

3083

47,2

5172,5

268


 

Рис. 8. Динамика поступлений налога на доходы физических лиц по регионам.

 

Темп роста поступлений подоходного  налога значительно выше темпов роста  общих налоговых платежей по исследуемым  регионам. Так по Краснодарскому краю общая сумма налоговых платежей увеличилась в 2002 г. на 26,8%, а сумма  налога на доходы физических лиц - на 39,2%. По Ставропольскому краю общая сумма  налоговых платежей увеличилась  в 2002 г. на 22,8%, а сумма налога на доходы физических лиц - на 47,2%. Устойчивый рост поступлений подоходного налога наблюдается с 1999 г., что связано  с ежегодным увеличением среднемесячной заработной платы по обоим регионам (таблица 4, рис. 9, 10, 11). Сумма поступлений  подоходного налога по Краснодарскому краю за последние пять лет в 2,5 раза и в 2,8 раза больше поступлений этого  налога по Ставропольскому краю. Для  этого необходимо проанализировать не только уровень заработной платы, но и численность работников по основным отраслям экономики.

 

Рис. 9. Среднемесячная заработная плата работников реального сектора  экономики по регионам.

.

Таблица 4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики Краснодарского края, рублей.

 

Показатель

1998 г.

1999 г.

Темп роста, %

2000 г.

Темп роста, %

2001 г.

Темп роста, %

2002 г.

Темп роста, %

Краснодарского края

Всего

800

1191

148,9

1698

142,6

2495

146,9

3365

134,9

в т.ч. промышленность

808

1371

169,7

1874

136,7

2652

141,5

3335

125,8

сельское хозяйство

483

798

165,2

1113

139,5

1659

149,1

2257

136,0

транспорт

1215

2169

178,5

3084

142,2

4103

133,0

5386

131,3

строительство

965

1549

160,5

2249

145,2

3413

151,8

4338

127,1

Ставропольского края

Всего

668

984

147,3

1438

146,1

2099

146,0

2837

135,2

в т.ч. промышленность

756

1285

170,0

1942

151,1

2866

147,6

3478

121,4

сельское хозяйство

344

475

138,1

686

144,4

1053

153,5

1449

137,6

транспорт

904

1373

151,9

1919

139,8

2689

140,1

3648

135,7

строительство

765

1215

158,8

1883

155,0

2659

141,2

3199

120,3


Рис. 10. Среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики  Краснодарского края.

Рис. 11. Среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики  Ставропольского края.

         

 
           В целом по отраслям экономики Краснодарского края заработная плата работников предприятий увеличилась с 1191 рубля в 1999 г. до 3365 рублей в 2002 г. или в 2,8 раза, по Ставропольскому краю заработная плата соответственно увеличилась с 984 рубля до 2837 рублей в 2002 г., что ниже уровня Краснодарского края на 18,6%. Исследуя уровень заработной платы по основным отраслям экономики двух регионов можно сделать вывод, что средний уровень заработной платы в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве выше в Краснодарском крае, чем в Ставропольском крае. В таблице 5 произведен расчет среднемесячной заработной платы за период с 2000 г. по 2002 г. по основным отраслям экономики.

Таблица 5. Среднемесячная заработная плата за 2000 - 2002 г.г. по основным отраслям экономики регионов.

Отрасли экономики

Краснодарский край, руб.

Ставропольский край, руб.

Отклонение (+, -)

руб.

%

Всего

2519

2125

394

118,5

в т.ч. промышленность

2620

2762

-142

94,9

сельское хозяйство

1676

1063

613

157,7

транспорт

4191

2752

1439

152,3

строительство

3333

2580

753

129,2


            По отраслям экономики самый низкий уровень среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве, а самый высокий у работников транспорта. 
            Сумма поступлений в бюджетную систему России подоходного налога (налога на доходы физических лиц) зависит не только от уровня заработной платы, но и от численности работников в основных отраслях экономики (таблица 6). 
             За последние пять лет наблюдается ежегодный рост численности работников в реальном секторе экономики по обоим регионам. Наибольшая численность работников в сельском хозяйстве от 19,7% до 22,3% в Краснодарском крае, и от 20,7% до 23% в Ставропольском крае, т.е. это сельскохозяйственные регионы, численность работников в промышленности от 15% до 16%, в строительстве занято около 7% по обоим регионам, т.е. по структуре численности работников в основных отраслях экономики регионы схожи между собой.

Таблица 6. Среднегодовая численность работников в основных отраслях экономики Ставропольского края.

Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

1998 г.

2001 г.

Ставропольский край

Всего занято в экономике

987

100,0

1008,2

100,0

1020,5

100,0

1025,3

100,0

1044,9

100,0

105,9

101,9

в т.ч. промышленность

168,7

17,1

161,9

16,1

162

15,9

163,7

16,0

163,6

15,7

97,0

99,9

сельское хозяйство

203,9

20,7

240

23,8

249,3

24,4

250,9

24,5

240,6

23,0

118,0

95,9

транспорт

58,7

5,9

53,9

5,3

57,8

5,7

56

5,5

56,3

5,4

95,9

100,5

строительство

76,7

7,8

[70,4

7,0

74,1

7,3

76,1

7,4

72,9

7,0

95,0

95,8

Краснодарский край

Всего занято в экономике

1882,9

100,0

2032,8

100,0

2038,3

100,0

2052,4

100,0

2122

100,0

112,7

103,4

в т.ч. промышленность

285,3

15,2

333,5

16,4

334,2

16,4

331,9

16,2

346,6

16,3

121,5

104,4

сельское хозяйство

370,8

19,7

461,6

22,7

486,3

23,9

478,8

23,3

473,8

22,3

127,8

99,0

транспорт

139,1

7,4

144,8

7,1

170,8

8,4

173,5

8,5

150,1

7,1

107,9

86,5

строительство

145

7,7

140,6

6,9

146,1

7,2

140,5

6,8

157,5

7,4

108,6

112,1


          В целом по отраслям экономики численность работников в Краснодарском крае в 2 раза выше, чем в Ставропольском крае это и является одной из причин разницы в суммах поступлений подоходного налога. 
          Поступление налога на доходы физических лиц по уровням бюджета по Краснодарскому краю и Ставропольскому краю за период с 1998 г. по 2002 г. приведены в таблице 7. За анализируемый период норматив отчислений этого налога в федеральный бюджет устанавливался только в 1999-2001 г.г. Основная доля налога поступает в территориальные бюджеты, и право перераспределения предоставлено региональным органам власти. В силу специфики изучаемых регионов, поступления подоходного налога (налога на доходы физических лиц) в краевой и местные бюджеты отличаются значительно. Так, по Краснодарскому краю в местные бюджеты ежегодно поступало более двух третьих налога от - 74,5% в 1998 г. до 64% в 2002 г., т.е. произошло незначительное перераспределение налога в краевой бюджет, что связанно с централизацией финансирования отдельных социальных программ края. По Ставропольскому краю сумма поступлений подоходного налога в местный бюджет составила 92% в 1998 г. и снизилась до 51,8% в 2002 г. Повышение роли края в территориальных расходах данного региона полностью определяется бюджетной политикой, которую проводят региональные органы власти. 
           В 2002 г. сумма поступлений налога на доходы физических лиц в краевой бюджет по Краснодарскому краю увеличилась в 7,7 раза, а в местный в 4,7 раза к 2001 г., увеличение составило 38%) в краевой бюджет и 42% в местный бюджет. По Ставропольскому краю с 1998 г. произошло полное изменение распределения сумм налога между краевым бюджетом и местными бюджетами, в 2002 году сумма поступлений в краевой бюджет увеличилась на 40%. 
            Структура доходов краевого бюджета по Краснодарскому краю приведена в таблице 8 и рис. 12. 
            В структуре доходов краевого бюджета Краснодарского края налог на доходы физических лиц в 1999 г. составлял 12,9% и 23,2% в 2002 г.

 

Таблица 7. Поступление налога на доходы физических лиц по уровням бюджета  по регионам.

 

Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

 

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

Млн.руб.

%

1998 г.

2001 г.

Краснодарский край

НДФЛ (подоходный налог)

1519,7

100,0

2528,2

100,0

3859,6

100,0

5928,8

100,0

8255,5

100,0

543,2

139,2

Федеральный бюджет

   

499,5

19,8

618,5

16,0

59,3

1,0

       

Территориальный бюджет

1519,7

100,0

2028,7

80,2

3241,1

84,0

5869,5

99,0

8255,5

100,0

543,2

140,7

в т.ч. краевой

387,3

25,5

511,7

25,2

958,3

29,6

2151,4

36,7

2971,9

36,0

767,3

138,1

местный

1132,4

74,5

1517

74,8

2282,8

70,4

3718,1

63,3

5283,6

64,0

466,6

142,1

Ставропольский край

НДФЛ (подоходный налог)

587

100,0

881

100,0

1355

100,0

2095

100,0

3083

100,0

525,2

147,2

Федеральный бюджет

   

173

19,6

217

16,0

21

1,0

       

Территориальный бюджет

587

100,0

708,0

80,4

1138,0

84,0

2074

99,0

3083

100,0

525,2

148,6

в т.ч. краевой

47

8,0

138

19,5

259

22,8

947

45,7

1487,0

48,2

3163,8

157,0

местный

540

92,0

570

80,5

879

77,2

1127

54,3

1596

51,8

295,6

141,6


Таблица 8. Структура доходов краевого бюджета в динамике по Краснодарскому краю.

Показатель

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

1999 г.

2001 г.

1. Налоговые доходы, всего

3752

94,3

4663

92,9

6798

90,2

11836

92,4

315,5

174,1

в т.ч. налог на прибыль

1764

44,4

1521

30,3

2056

27,3

2526

19,7

143,2

122,9

налог на доходы физических лиц

512

12,9

958

19,1

2151

28,5

2972,0

23,2

580,5

138,2

налоги на совокупный доход

240

6,0

411

8,2

480

6,4

572

4,5

238,3

119,2

налоги на имущество

429

10,8

533

10,6

829

11,0

1059

8,3

246,9

127,7

НДС

304

7,6

449

8,9

0

0,0

0

0,0

-

-

акцизы

76

1,9

280

5,6

378

5,0

509

4,0

669,7

0,0

налог с продаж

219

5,5

234

4,7

275

3,6

385

3,0

175,8

140,0

платежи за пользование природными ресурсами

145

3,6

220,0

4,4

559

7,4

823

6,4

567,6

147,2

прочие налоги и сборы

63

1,6

57

1,1

70

0,9

2990,0

23,3

4746,0

4271,4

2. Неналоговые доходы

225

5,7

354

7,1

738

9,8

970

7,6

431,1

131,4

Итого доходов

3977

100,0

5017

100,0

7536

100,0

12806

100,0

322,0

169,9


         

         Наибольшая сумма поступила в 2002 г. - 2972,0 млн.руб., увеличилась сумма налогов на совокупный доход с 240 млн.руб. в 1999 г. до 572 млн.руб. в 2002 г. 
            Изменение структуры доходов краевого бюджета связано в первую очередь с увеличением налоговых поступлений - в 3 раза к 1999 г. и на 74,1% к 2001 г. Наибольшая доля увеличений приходится на налог на доходы физических лиц (в 5,8 раз к 1999 г. и 38% к 2001 г.), который и в структуре занимает наибольший удельный вес - 23,2% в 2002 г. Изменилась и структура налоговых поступлений, в 1999 г. наибольшую долю занимал налог на прибыль организаций - 44,4%, доля поступлений которого постепенно снизилась до 19,7% в 2002 г. 23,3 % в 2002 г. составили поступления от прочих налогов к числу которых отнесены поступления налогов в дорожные фонды.

Рис. 12. Структура краевого бюджета  по Краснодарскому краю

            Кроме налогов на доходы физических лиц и на совокупный доход физические лица налогоплательщики уплачивают в бюджетную систему России и другие налоги (налоги на имущество, земельный налог, пошлины и др.).

            В таблице 9 приведена структура налоговых поступлений в бюджетную систему России с населения Краснодарского края. За 5 лет сумма налоговых поступлений с населения края увеличилась в 5,5 раз и составила 9633 млн.руб. в 2002 году. В структуре налоговых поступлений налог на доходы физических лиц занимает около 85% за весь анализируемый период, увеличилась доля налогов на совокупный доход с 6,5% в 1998 г. до 9,2% в 2002 г. или в 7,8 раза, что связано с введением для предпринимателей двух форм налогообложения: упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

 

            На рис. 13 и рис. 14 приведена доля налоговых поступлений с населения Краснодарского края в общей сумме бюджетных поступлений. Сумма налоговых поступлений с населения практически увеличилась по всем налогам. С принятием Налогового кодекса РФ наблюдается стабильный рост поступлений налога на доходы физических лиц.

В два раза увеличились  суммы поступлений земельного налога, налога на имущества, госпошлины.

Таблица 9. Структура налоговых поступлений с населения в бюджетную систему России по Краснодарскому краю.

Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

1998 г.

2000 г.

2001г.

Всего налоговых поступлений

1744,7

100,0

2946,0

100,0

4523,9

100,0

6939,0

100,0

9633,0

100

552,1

212,9

138,8

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

1519,7

87,1

2528,2

85,8

3859,6

85,3

5928,8

85,4

8255,5

85,7

543,2

213,9

139,2

Налоги на совокупный доход

113,0

6,5

274,9

9,3

449,7

9,9

734,7

10,6

882,6

9,2

781,1

196,3

120,1

Налог на имущество

24,2

1,4

29,7

1,0

58,2

1,3

71,5

1,0

131,8

1,4

544,6

226,5

184,3

Налог на имущество, переходящего в порядке  дарения, наследования

3

0,2

5,6

0,2

6,6

од

7,6

0,1

12,8

0,1

426,7

193,9

168,4

Земельный налог

33,9

1,9

49,1

1,7

74,2

1,6

102,0

1,5

216,7

2,2

639,2

292,0

212,5

Госпошлина

46,8

2,7

52,2

1,8

66,0

1,5

81,5

1,2

119,3

1,2

254,9

180,8

146,4

Прочие налоги и сборы

4,1

0,2

6,3

0,21

9,6

0,2

12,9

0,2

14,3

0,1

348,8

149,0

110,9


Рис. 13. Налоговые поступления  с населения в бюджетную систему  России по Краснодарскому краю. 

Рис. 14. Налоговые платежи  населения Краснодарского края в  бюджетную систему России.

            В таблице 10 произведен расчет удельного веса налоговых поступлений с населения Краснодарского края в общей сумме налоговых поступлений в бюджетную систему России.

Таблица 10. Платежи населения Краснодарского края в общей сумме налоговых поступлений в бюджетную систему России.

Годы

Общая сумма налоговых поступлений  в бюджетную систему

Налоговые платежи населения

Доля платежей населения в общей  сумме поступления, %

млн. руб.

темп прироста, %

млн. руб.

темп прироста, %

1998

9445,1

-

1744,7

-

18,5

1999

18200

92,7

2946

69

16,2

2000

25227

38,6

4523,9

53,6

17,9

2001

34549

37

6939

53,4

20,1

2002

43614

26,2

9633

38,8

22,1


       

         Доля налоговых поступлений с населения края увеличилась с 16,2% в 1999 г. до 22,1% в 2002 г. Это доказывает, что налоговая нагрузка на население увеличилась не только по налогу на доходы физических лиц, но и по другим налогам. Полученные результаты исследования доказывают, что проводимая налоговая реформа обеспечивает цели бюджетной политики по снижению налоговой нагрузки на экономику и повышению собираемости налогов, тяжесть уплаты налогов переносится с предприятий на население.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Евстигнеев Н.Н. Налоги и налогообложение.: М.-2005.- 255 с.

2. Мостовая У.Б. Основы экономической теории. - М.:ИНФРА – М; Новосибирск: Издательство НГА и У.-2007.-496 с.

3. Парыгина В.А. Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс.- 2002.-479 с.

4. Селезнёва Н.Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии, тесты, задачи. М.: Закон и право.2007.-444 с.

5. Черник Д.Г., Починок Н.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы М.: Финансы, 2010.- 422 с.

6. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. М.-2009.- 405 с.

 

 


Информация о работе Роль налогов в потреблении и накоплении. Рациональные ожидания и их накопление