Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, понять в краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. В- третьих, рассмотреть фискальную политику государства.

Задачей данной курсовой работы является раскрытие смысла и изложения основных составляющих бюджетно–налоговой политики: роли фискальной политики в государственном регулировании, сущности, цели, инструменты и модели фискальной политики, типы фискальной политики (Дискреционную фискальную политику и недискреционную фискальную политику), мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного баланса, государственный бюджет.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

рис. 4 Мультипликатор гос. расходов

Мультипликатор государственных расходов ∆ Y / ∆ G = 1 / (1- b)

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Где Y = C + I + G – основное макроэкономическое тождество;

C= a + b Y – потребительская функция.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

Y = a+ bY + I + G = Y- bY = a + I + G отсюда следует Y(1-b) = a + I + G.

где (a+ I + G) – автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y, a*(1/ (1-b)) – мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным факторов, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).

С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:

где 1/ ((1-b)*(1-t)) – мультипликатор расходов  закрытой экономике;

t – предельная налоговая ставка.

Предельная налоговая ставка – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

t = ∆T / ∆Y ,

где t – предельная ставка налогообложения;

∆T – прирост суммы вносимого налога;

∆Y – прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой экономике.

В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

           Y= C+ I+ G+ Xn;

           C =  a + b* (1-t) *Y;

           Xn = g – m’Y.

Y = 1/ ((1-b)*(1-t) + m’) * (a +I + G +g ), где

1/ ((1-b)*(1-t) + m’) – мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;

m’- предельная склонность к импортированию.[9]


2.2. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного баланса.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов T. Если налоговые отчисления снижаются ∆T, то располагаемый доход Yd = Y- T возрастает на величину ∆T. Потребительские расходы соответственно  увеличиваются на величину ∆T * b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1  до  Y2 на величину

∆Y = -∆T *( 1 – b) , где ∆Y /∆T= (-b/(1-b))-  мультипликатор налогов.

             

Рис.5 Мультипликатор налогов.

Механизм налоговой мультипликации, как в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:

Налоги снижаются на ∆Т                => располагаемый доход увеличивается ∆Т     => потребление увеличивается на b* ∆Т    => совокупные расходы увеличиваются на b* ∆Т     => совокупный доход увеличивается на b* ∆Т     => и т. д.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид

T= t*Y,

где t – предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a +  b (Y- tY) = a + b(1-t)Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид

mt = -b / ((1-b)*(1-t)), где mt – налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая функция имеет вид

T= Ta + tY,

где Ta – автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y(например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.);

t – предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид

C = a +b [Y-(Ta+ tY)].

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид

Y = (1/ (1-b(1-t) +m’)* (a + I + G +g) – (b/ (1-b(1-t) +m’) * Ta ,

где – (b/ (1-b(1-t) +m’) – мультипликатор налогов в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как

∆Y = ∆ G* (1/ (1-b(1-t) +m’)- Ta * (b/ (1-b(1-t) +m’).

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то ест о сохранении равенства ∆Т = ∆G, где под символом ∆Т обобщено обозначаются все изменения доходов бюджета, а под ∆G \ все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на  ∆G, то равновесный объем производства возрастет на величину

∆Y = ∆G * (1/ (1-b(1-t) +m’).

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на Ta  = ∆G, то равновесный объем выпуска снизится на величину

∆Y= - ∆ Ta * (b/ (1-b(1-t) +m’).

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

∆Y= ∆G    * ((1/ (1-b(1-t) +m’)- (1-b(1-t) +m’))        ,

              ∆Ta              < 1

 

то есть ∆Y < ∆Ta .

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над  налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по  сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются  госрасходы (что дает ильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема  увеличиваются налоги ( что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект ), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.[10]


2.3. Государственный бюджет. Циклический и структурный дефициты бюджета.

Как следует из кейнсианской модели «доходы- расходы», макроэкономическое равновесие не всегда соответствует состоянию полной занятости ресурсов экономической системы, что заставляет государство вмешиваться в экономику, корректируя совокупные расходы через государственные закупки, налоги и трансфертные платежи.

Налогово- бюджетную политику с легкой руки Дж. М. Кейнса чаще называют «фискальной», что означает сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения макроэкономической стабильности в развитии экономической системы.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что руководство любой страны стремится  преодолеть имеющийся спад, активно вмешиваясь в ход экономического процесса всеми доступными средствами, не ожидая автоматического «саморегулирования» экономики по рецептам адептов классической школы.

Главным инструментом правительственной политики в экономической сфере является государственный бюджет, под которым понимается баланс доходов и расходов государства за какой- либо отрезок времени (как правило, за год). Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение валового национального продукта (ВНП) страны.

Доходная и расходная часть бюджета содержат указания на источники поступления средств и направления их расходования. Если расходы превышают доходы, то баланс бюджета сведен с дефицитом, и в этом случае говорят о бюджетном дефиците.

Основные доходные статьи в государственном бюджете:

1.                      Налоги на доходы и собственность, отчисления на различные нужды (например, на содержание жилищного фонда), дающие около трех четвертей поступлений в госбюджет и включающие:

                      личный подоходный налог;

                      налог на прибыль предприятий;

                      налог на собственность (имущество) и др.

2.                      Налоги на товары и услуги, составляющие около одной пятой бюджетных поступлений:

                      акциз, с помощью которого в бюджет изымают часть стоимости товара, не отражающую эффективность производства, а являющуюся результатом повышенного спроса на данный товар (водка, табак, автомобили и др.);

                        налог на добавленную стоимость;

                        таможенные пошлины.

3.                      Прочие поступления:

         доходы от государственных предприятий;

         займы государства и др.[11]

Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую расходы правительства превосходят его доходы за данный год.

Существует несколько концепций регулирования бюджета:

                      концепция ежегодно балансируемый  бюджет

До «Великой депрессии» 30-х гг. ежегодно балансируемый бюджет общепризнано считался желанной целью государственных финансов. Но ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает фискальную деятельность государства как антициклическую и стабилизирующую силу.

Ежегодно балансируемый бюджет должен:

                       либо увеличить ставки налога;

                       либо сократить государственные расходы;

                       либо использовать сочетание этих двух мер.

Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. Как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие излишки, правительство в этой ситуации должно:

1.                     или снизить ставки налога;

2.                     или увеличить правительственные расходы;

3.                     или использовать сочетание обоих подходов.

              Ясно, что использование любого из этих трех подходов усилит инфляционное явление в экономике.

Итак, ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным; такая политика является про-, а не антициклической.

«Консервативные» экономисты выступали в поддержку бюджета, балансируемого на ежегодной основе, думая при этом больше всего не об опасностях дефицитов и растущего государственного долга как таковых, а о том, что, с их точки зрения, ежегодно балансируемый бюджет абсолютно необходим для того, чтобы ограничить нежелательное и неэкономическое расширение государственного сектора. Бюджетные дефициты, с их точки зрения, являются яркой демонстрацией политической безопасности.

Дефициты позволяют политическим деятелям дарить обществу выигрыши, связанные  с ростом правительственных программ расходов, избегая при этом сопутствующих этим программам издержек в виде уплаты более высоких налогов. Другими словами, эти «фискальные консерваторы» считают, что правительственные программы имеют тенденцию расти быстрее, чем следовало бы, потому что общественная оппозиция этому росту намного меньше, когда он финансируется за счет роста дефицита, а не роста налогов.

Экономисты консервативного направления и соответствующие политические деятели хотели бы иметь законодательство или конституционную поправку, внедряющую сбалансированный бюджет с целью замедлить рост правительственных программ. Они рассматривают рост дефицитов как проявление более фундаментальной проблемы – посягательства правительства на само существование частного сектора.

                      Балансированный бюджет на циклической основе.

  Идея бюджет, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику  в то же время балансирует бюджет. В этом случае бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ход экономического цикла.

Логическое обоснование этой концепции бюджета достаточно простое. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, т. е. сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом  условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

Информация о работе Фискальная политика