Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

все ответы на госы.doc

— 785.50 Кб (Скачать файл)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

1.Механизм  функционирования рынка, его преимущества и недостатки 

Рынок – это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер).

Рыночная система (конкурентная рыночная экономика) – это такая форма организации хозяйства, при которой самостоятельные производители и потребители, продавцы и покупатели взаимодействуют посредством свободного конкурентного рынка, решая при этом основные экономические проблемы общества в целом.При этом в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты руководствуются в своей деятельности такими параметрами рынка, как спрос, предложение, цена, конкуренция. Механизм взаимодействия между спросом, предложением и ценой называется рыночным механизмом. Он осуществляет координацию деятельности между производителями и потребителями товаров и услуг.Конкуренция же определяет невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки. Именно цена является основным инструментом, регулирующим спрос и предложение в условиях конкурентного рынка. Спрос находится в обратной зависимости от цены - при повышении цены на товар спрос на него, как правило, падает, при понижении цены – спрос на товар повышается. При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых цен воздействует на производственный спрос фирмы. Между ценой и предложением существует прямая зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены влечет за собой сокращение объема предложения. Кроме того, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно. Так, например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а увеличение спроса на отдельные виды товаров вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

Недостатки рынка: рынок не имеет экономического механизма зашиты окружающей среды, не может регулировать использование природных ресурсов, не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, здравоохранением и пр.), не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение доходов; подвержен нестабильному развитию.

К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят:

-эффективное распределение  ресурсов;

-возможность его  успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства;

-гибкость, высокую  адаптивность к изменяющимся условиям;

-эффективное использование  результатов НТР;

-относительную  свободу выбора и действий потребителей и производителей;

-способность к  разнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия;

Однако как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив, а поэтому содержит в себе и ряд негативных свойств. К таковым относятся:

-тенденция к  установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия, т.е. через ущемление интересов субъектов рыночных отношений;

-стихийное колебание  цен имеет следствием неустойчивость положения участников рынка;

-рынок не обеспечивает  социально-справедливое перераспределение дохода в обществе;

-рынок не имеет  экономического механизма защиты окружающей среды;

-рынок не способствует  сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;

-рынок не создает  стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.);

-рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу;

-рынок подвержен  нестабильному развитию с при сущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и другими негативными процессами;

-количественное  и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностями общественного производства порождает безработицу.

 

 

2. Инфляция в  рыночной экономике и антиинфляционная политика государства.

Инфляция- процесс, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного их выпуска, проявляемое в росте товарных цен. (процесс общего роста цен, приводящего к снижению покупательной способности номинальной денежной единицы) .

В экономической науке различают следующие причины инфляции:[1][2]

1.Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берётся не из сбережений, а из эмиссии необеспеченной валюты.

3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

5.Сокращение реального объёма национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объёму товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

6. Снижение курса национальной валюты при стабильном уровне денежной массы и большом объёме импорта товаров[источник не указан 64 дня].

7. Увеличение государственных налогов и пошлин, акцизов и т. д., при стабильном уровне денежной массы.

 

Виды инфляции:

1ползучая - .рост цен до 10°/о в год,

2. голопирующая- рост  цен 20-200% (10-50 , 20 -100)в год;

3.гиперинфляция -рост  не более 200%в год.

Последствия инфляции:

1.ухудшение положения трудящихся- уменьшается реальный доход, понижение уровня жизни, безработица

2. искажение системы  налоговых ставок;

3.перераспределение  национального дохода и богатства

Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные[1]. К косвенным методам относятся: регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; регулирование ссудного и учетного процесса

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя: прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы; государственное регулирование цен; государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса

 

 

3.О системе национальных  счетов СНС и макропоказатели.

Для выявления проблем недостаточного воспроизводства или выявления факторов успеха экономики пользуются совокупностью методов измерения производственной деятельности экономики. Совокупность этих методов образует систему национальных счетов.

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Система национальных счетов играет особую роль в экономике:

1.Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.

2. Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющюю характер развития экономики: рост, спад или застой.

3. СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику

В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.

Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система национальных счетов противопоставляет каждой стадии воспроизводства соответствующий счет или группу счетов, характеризующих интенсивность движения стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла.

К показателям, связанным с СНС, относят: Валовой внутренний продукт (ВВП), Валовой национальный продукт(ВНП), валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование (см. Счет финансовых операций), Национальное богатство, Сальдо внешней торговли.

Валовый внутренний продукт Основным показателем системы макроэкономических показателей является валовый внутренний продукт,  рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторовпроизводства 
Валовый национальный доход ВНД ) выражается суммой первичных доходов, полученных резидентами данной страны за соответствующий период, как в пределах национальной территории, так и за границей, за вычетом доходов, переданных за границу К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).  
 
Валовый национальный располагаемый доход ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей.

Конечное потребление КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Валовое накопление Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

Сальдо внешней торговли Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт. 

4.Распределение  доходов и их неравенство

Доход на душу населения выступает как усредненный показатель и не отражает неравномерности его распределения среди членов общества. Для этого нужно использовать такие показатели, как средний доход в обществе и прожиточный минимум для данного периода. Эти показатели позволяют сопоставить динамику распределения доходов по группам населения.

В средний доход кроме заработной платы, из которой следует исключать налоги, - входят социальные трансферты (пенсия, стипендии, пособия и др.) Цена труда, как и норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция- все факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и влияют на распределение общественного богатства. В условиях неравенства в распределении доходов возрастает роль государственного регулирования. Политика доходов выступает как одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством верхнего предела увеличения номинальной заработной платы. Это должно способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой. Неравенство доходов определяется следующими обстоятельствами: различия в физических и умственных способностях людей, уровень образования, состав семьи количество членов семьи, работающих и неработающих),владение собственностью (жилье, акции, земля, оборудование); Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту

 

 

5. Роль государства  в современной экономике

Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто некого регулировать. Однако такая система на деле доказала свою неэффективность и несостоятельность. В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталами и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов. В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. ГРЭ-целенаправленный координированный процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы. Цели-ГЕЭ; -генеральные-  приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности,  адаптация рыночного механизма к различным ситуациям; -конкретные-различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. К объектам регулирования следует отнести национальный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов где возникают проблемы, не разрешимые посредством рыночных регуляторов. Эффективность ГРЭ предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти. Институциональные структуры ГРЭ включают административные органы. Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"